Внейрочная деятельность "Решение задач по математике" 9-11 классы
9 класс
Математика является одним из опорных курсов основного общего образования: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественно-научного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение математики обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса математики обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение математике предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач является реализацией деятельностного принципа обучения.
Образовательный стандарт: Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.12.2010г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577).
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике для 9 класса составлена на основе ФОП ООО.
Данная программа внеурочной деятельности по математике составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 9 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
10 класс (базовый уровень)
Программа курса
внеурочной деятельности «Решение задач по математике» (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения средней
образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, представляет собой
обновленный и современный подход к изучению математики в школах,
ориентирована на учащихся 10-11 классов.
В рамках данного учебного курса обучающиеся овладевают универсальным языком современной науки, которая формулирует свои достижения в математической форме. Основная цель курса — развитие математической грамотности и умений учащихся, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе.
Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, позволяет основательно подготовиться к сдаче ГИА (базовый уровень). В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Программа занятий ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач по подготовке к ГИА. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний систематизирует знания учащихся, а также обеспечивает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Курс позволит охватить весь изучаемый материал по программе, более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, качественно подготовить обучающихся к сдаче ГИА (ЕГЭ) (базовый уровень).
Цели:
Формирование и развитие у обучающихся:
- учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, задач;
- интереса к изучению математики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Программа способствует повышению математической культуры.
В процессе решения целесообразно четко различать четыре ступени:
1) изучения условия задачи;
2) поиск плана решения и его составление;
3) оформление найденного решения;
4) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Результатом изучения курса должно стать умение решать различные математические задачи; расширение имеющихся знаний по математике; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у обучающихся; качественная сдача ГИА (ЕГЭ) по математике.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу обучающихся. Организация работы строиться таким образом, чтобы обучающиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы.
Для успешного усвоения материала курса. используются разнообразные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т.д., с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Одним из ключевых методов является проблемно-ориентированное обучение. В рамках этого метода учащиеся решают различные математические задачи, сталкиваясь с реальными ситуациями, где математика применяется на практике. Такой подход позволяет развивать не только математическое мышление, но и умение применять полученные знания в реальной жизни. В процессе проблемно-ориентированного обучения учащиеся могут работать в группах, обсуждать и анализировать проблемы, искать различные пути решения.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:
В направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
В метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
В предметном направлении:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области; умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики,
выпускник научится, а также получит возможность научиться для развития мышления решать уравнения, неравенства и их системы, изображать на координатной плоскости множества решений;
- исследовать уравнения, неравенства;
- решать задачи повышенной сложности;
- овладеть общими методами геометрии (преобразований, векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач;
- анализировать полученный результат;
- применять нестандартные методы при решении уравнений, неравенств, задач.
В результате обучения ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам,
включая формулы, содержащие тригонометрические функции;
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации
графиков;
- решения прикладных задач, в том
числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие
значения, на нахождение скорости и ускорения;- вычисления объемов и площадей поверхностей
пространственных тел при решении практических задач;- построения и исследования
простейших математических моделей.
-
формирование функциональной математической грамотности: решение задач из
реальной жизни, применение математических знаний для решения задач из других
предметных областей;
- формирование финансовой грамотности школьников, развитие познавательной и
социальной активности учащихся,усвоение навыков делового общения и
управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач
финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический
аппарат.
Оценка результатов обучения проводится на основе накопленного учащимися объема знаний, умений и навыков, а также его уровня подготовки и самостоятельности . В течении изучения курса проводятся тематические работы по рассмотренным темам. Тематические работы проводятся в виде опросов как письменных, так и устных.
10 класс (профильный уровень)
Программа курса
внеурочной деятельности «Решение задач по математике» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения средней
образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, представляет собой
обновленный и современный подход к изучению математики в школах,
ориентирована на учащихся 10-11 классов.
В рамках данного учебного курса обучающиеся овладевают универсальным языком современной науки, которая формулирует свои достижения в математической форме. Основная цель курса — развитие математической грамотности и умений учащихся, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе.
Оценка результатов обучения проводится на основе накопленного учащимися объема знаний, умений и навыков, а также его уровня подготовки и самостоятельности и оценивается зачет/не зачет. В течении изучения курса проводятся тематические работы по рассмотренным темам. Годовое оценивание (зачет/не зачет) выставляется с учетом выполненных тематических работ. Тематические работы проводятся в виде опросов как письменных, так и устных.
В ходе изучения курса внеурочной деятельности «Решение задач по математике» обучающиеся получают новый опыт решения прикладных задач, самостоятельного построения математических моделей реальных ситуаций, интерпретации полученных решений, знакомятся с примерами математических закономерностей в природе, науке и искусстве, с выдающимися математическими открытиями и их авторами.
В основе методики обучения алгебре и началам математического анализа лежит деятельностный принцип обучения.
Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, позволяет основательно подготовиться к сдаче ГИА. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Программа занятий ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач по подготовке к ГИА профильного уровня (первой части ЕГЭ). Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний систематизирует знания учащихся, а также обеспечивает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Курс позволит охватить весь изучаемый материал по программе, более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, подготовить обучающихся к сдаче ГИА (ЕГЭ , профильный уровень). Цель факультативного курса «Решение задач по математике» заключается в подготовке учащихся к использованию математики в жизни, профессиональной деятельности и дальнейшем образовании.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу обучающихся. Организация работы строиться таким образом, чтобы обучающиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы.
Для успешного усвоения материала факультативного курса. используются разнообразные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т.д., с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Одним из ключевых методов является проблемно-ориентированное обучение. В рамках этого метода учащиеся решают различные математические задачи, сталкиваясь с реальными ситуациями, где математика применяется на практике. Такой подход позволяет развивать не только математическое мышление, но и умение применять полученные знания в реальной жизни. В процессе проблемно-ориентированного обучения учащиеся могут работать в группах, обсуждать и анализировать проблемы, искать различные пути решения.
Цели:
Формирование и развитие у обучающихся:
- учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, задач;
- интереса к изучению математики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Программа способствует повышению математической культуры.
В процессе решения целесообразно четко различать четыре ступени:
5) изучения условия задачи;
6) поиск плана решения и его составление;
7) оформление найденного решения;
8) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Результатом изучения курса должно стать умение решать различные математические задачи; расширение имеющихся знаний по математике; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у обучающихся; качественная сдача ГИА (ЕГЭ) по математике (профильный уровень, первая часть ЕГЭ).
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу обучающихся. Организация работы должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы.
При проведении занятий применяются различные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т.д., с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:
В направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
В метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
В предметном направлении:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области; умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики, выпускник научится, а также получит возможность научиться для развития мышления решать уравнения, неравенства и их системы, изображать на координатной плоскости множества решений;
- исследовать уравнения, неравенства;
- решать задачи повышенной сложности;
- овладеть общими методами геометрии (преобразований, векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач;
- анализировать полученный результат;
- применять нестандартные методы при решении уравнений, неравенств, задач.
В результате обучения ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам,
включая формулы, содержащие тригонометрические функции;
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации
графиков;
- решения прикладных задач, в том
числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие
значения, на нахождение скорости и ускорения;- вычисления объемов и площадей
поверхностей пространственных тел при решении практических задач;-
построения простейших математических
моделей;
- сформированность
понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем,
формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения
задач;
- сформированность умений
моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели,
интерпретировать полученный результат;
- освоение математики на
профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной
деятельности и на творческом уровне;
-
формирование функциональной математической грамотности: решение задач из
реальной жизни, применение математических знаний для решения задач из других
предметных областей;
- формирование финансовой грамотности школьников, развитие познавательной и
социальной активности учащихся,усвоение навыков делового общения и
управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач
финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический
аппарат.
На изучение курса внеурочной деятельности «Решение задач по математике» (углубленный уровень) на уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в 10 классе – 34ч. в 11 классе – 34 ч. (1 ч. в неделю).
11 класс (базовый уровень)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение задач по математике» составлена основе требований к результатам освоения средней образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе Образовательного стандарта: Федеральный государственный образовательный стандарт СОО, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.05.2012 №413 (с изменениями ) , осуществляется по Федеральным рабочим программам.
Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, позволяет основательно подготовиться к сдаче ГИА. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Программа занятий ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач по подготовке к ГИА. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний систематизирует знания учащихся, а также обеспечивает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Курс позволит охватить весь изучаемый материал по программе, более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, качественно подготовить обучающихся к сдаче ГИА (ЕГЭ , базовый уровень).
Цели: Формирование и развитие у обучающихся:
- учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, задач;
- интереса к изучению математики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Программа способствует повышению математической культуры.
В процессе решения целесообразно четко различать четыре ступени:
9) изучения условия задачи;
10) поиск плана решения и его составление;
11) оформление найденного решения;
12) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Результатом изучения курса должно стать умение решать различные математические задачи; расширение имеющихся знаний по математике; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у обучающихся; качественная сдача ГИА (ЕГЭ) по математике (базовый уровень).
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу обучающихся. Организация работы должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы.
При проведении занятий применяются различные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т.д., с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности "Решение задач по математике (базовый уровень)" отводится 1 час в неделю в 10 классе и 1 часа в неделю в 11 классе, всего за два года обучения – 68 часов.
11 класс (профильный уровень)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение задач по математике» составлена основе требований к результатам освоения средней образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе Образовательного стандарта: Федеральный государственный образовательный стандарт СОО, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.05.2012 №413 (с изменениями ) , осуществляется по Федеральным рабочим программам.
Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, позволяет основательно подготовиться к сдаче ГИА. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Программа занятий ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач по подготовке к ГИА профильного уровня (первой части ЕГЭ). Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний систематизирует знания учащихся, а также обеспечивает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Курс позволит охватить весь изучаемый материал по программе, более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, подготовить обучающихся к сдаче ГИА (ЕГЭ , профильный уровень).
Цели:
Формирование и развитие у обучающихся:
- учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, задач;
- интереса к изучению математики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Программа способствует повышению математической культуры.
В процессе решения целесообразно четко различать четыре ступени:
13) изучения условия задачи;
14) поиск плана решения и его составление;
15) оформление найденного решения;
16) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Результатом изучения курса должно стать умение решать различные математические задачи; расширение имеющихся знаний по математике; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у обучающихся; качественная сдача ГИА (ЕГЭ) по математике (профильный уровень, первая часть ЕГЭ).
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу обучающихся. Организация работы должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы.
При проведении занятий применяются различные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т.д., с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности "Решение задач по математике (профильный уровень)" отводится 1 час в неделю в 10 классе и 1 часа в неделю в 11 классе, всего за два года обучения – 68 часов.