Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО от 29.08.2023г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _____Ж.М.Кондрацкая УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________О.А.Донцова протокол №1 Руководитель ШМО ________Е.Я.Хорошева 30.08.2023г. Приказ №857/01-16 от 31.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Решение задач по математике» базовый уровень для 10-К класса на 2023-2024 учебный год Составитель программы: Черепенчук Зоя Николаевна, учитель математики первой категории 2023г. Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач по математике» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения средней образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, представляет собой обновленный и современный подход к изучению математики в школах, ориентирована на учащихся 10-11 классов. В рамках данного учебного курса обучающиеся овладевают универсальным языком современной науки, которая формулирует свои достижения в математической форме. Основная 2 цель курса — развитие математической грамотности и умений учащихся, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, позволяет основательно подготовиться к сдаче ГИА (базовый уровень). В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Программа занятий ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач по подготовке к ГИА. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний систематизирует знания учащихся, а также обеспечивает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации. Курс позволит охватить весь изучаемый материал по программе, более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, качественно подготовить обучающихся к сдаче ГИА (ЕГЭ) (базовый уровень). Цели: Формирование и развитие у обучающихся: учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, задач; интереса к изучению математики; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Программа способствует повышению математической культуры. В процессе решения целесообразно четко различать четыре ступени: 1) изучения условия задачи; 2) поиск плана решения и его составление; 3) оформление найденного решения; 4) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации. Результатом изучения курса должно стать умение решать различные математические задачи; расширение имеющихся знаний по математике; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у обучающихся; качественная сдача ГИА (ЕГЭ) по математике. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу обучающихся. Организация работы строиться таким образом, чтобы обучающиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы. Для успешного усвоения материала курса. используются разнообразные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т.д., с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Одним из ключевых методов является проблемно-ориентированное обучение. В рамках этого метода учащиеся решают различные математические задачи, сталкиваясь с реальными ситуациями, где математика применяется на практике. Такой подход позволяет развивать не только математическое мышление, но и умение применять полученные знания в реальной жизни. В процессе проблемно-ориентированного обучения учащиеся могут работать в группах, обсуждать и анализировать проблемы, искать различные пути решения. В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения: В направлении личностного развития: формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать 3 самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов. В метапредметном направлении: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. В предметном направлении: овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области; умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний. Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики, выпускник научится, а также получит возможность научиться для развития мышления решать уравнения, неравенства и их системы, изображать на координатной плоскости множества решений; исследовать уравнения, неравенства; решать задачи повышенной сложности; овладеть общими методами геометрии (преобразований, векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач; анализировать полученный результат; применять нестандартные методы при решении уравнений, неравенств, задач. В результате обучения ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции; - описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков; - решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач;построения и исследования простейших математических моделей. - формирование функциональной математической грамотности: решение задач из 4 реальной жизни, применение математических знаний для решения задач из других предметных областей; - формирование финансовой грамотности школьников, развитие познавательной и социальной активности учащихся,усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат. Оценка результатов обучения проводится на основе накопленного учащимися объема знаний, умений и навыков, а также его уровня подготовки и самостоятельности . В течении изучения курса проводятся тематические работы по рассмотренным темам. Тематические работы проводятся в виде опросов как письменных, так и устных. На изучение курса внеурочной деятельности «Решение задач по математике» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в 10 классе – 34ч. в 11 классе – 34 ч. (1 ч. в неделю). Тематический план базовый уровень (1ч. в нед.) № п/п Наименование разделов Количество часов 10 кл. 2. Числа, преобразование выражений Решение геометрических задач 3. Уравнения 5 4. Неравенства 4 5. Функции 7 6. Вероятность 4 7. Практико-ориентированные задачи 5 ИТОГО 34 1. 5 4 Календарно- тематическое планирование 10 –К класс 5 № урока Дата Тема занятия план факт план факт 1.Числа, преобразование выражений (5ч) 1 04.09 Числа, преобразование выражений 2 11.09 Числа, преобразование выражений 3 18.09 Числа, преобразование выражений 4 25.09 Числа, преобразование выражений 5 02.10 Обобщение и повторение 2.Решение геометрических задач (4ч) 6 09.10 Решение геометрических задач 7 16.10 Решение геометрических задач 8 23.10 Решение геометрических задач 9 13.11 Обобщение и повторение 3.Уравнения (5 ч) 10 20.11 Уравнения 11 27.11 Уравнения 12 04.12 Уравнения 13 11.12 Уравнения 14 18.12 Обобщение и повторение 4.Неравенства (4ч) 15 25.12 Неравенства 16 15.01 Неравенства 17 22.01 Неравенства 18 29.01 Обобщение и повторение 5.Функции (7ч) 19 05.02 Функции 20 12.02 Функции 21 06.02 Функции 22 19.02 Функции 23 26.02 Функции 24 04.03 Функции 25 11.03 Обобщение и повторение 6.Вероятность (4ч) 26 25.03 Вероятность 27 01.04 Вероятность 28 08.04 Вероятность 29 15.04 Обобщение и повторение 7. Практико-ориентированные задачи (5ч) 30 22.04 Практико-ориентированные задачи 31 27.04 Практико-ориентированные задачи 32 13.05 Практико-ориентированные задачи 33 20.05 Обобщение и повторение 34 6