Основы безопасности жизнедеятельности
8-9 классы
Федеральная рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (далее -Программа ОБЖ) позволит учителю
построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов
опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного
взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в
области безопасности жизнедеятельности Программа ОБЖ обеспечивает:
-
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у
подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
-
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
-
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых
для последующей жизни;
-
выработку практикоориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности;
-
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено
десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность
изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность
учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль
№ 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль
№ 2 «Безопасность в быту»;
модуль
№ 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль
№ 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль
№ 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль
№ 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»;
модуль
№ 7 «Безопасность в социуме»;
модуль
№ 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль
№ 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль
№ 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения»
В целях обеспечения системного подхода
в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования
Программа ОБЖ предполагает внедрение универсальной структурно логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности:
«предвидеть
опасность → по
возможности её избегать → при необходимости
действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков
и опасностей: - помещения и бытовые
условия;
-
улица и общественные места;
- природные условия;
-
коммуникационные связи и каналы;
- объекты и
учреждения культуры и др.
Программой
ОБЖ предусматривается использование практикоориентированных интерактивных форм
организации
учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем
и виртуальных моделей.
При этом
использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть
разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии
не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
10-11 классы
Федеральная
рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятель- ности»
(далее — Программа ОБЖ) позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа в
методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в
преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности
жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает
педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного
нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация,
чрезвычайная ситуация — и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных
вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Федеральная
рабочая программа обеспечивает:
- формирование
личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного,
здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании
полноценной личности;
- взаимосвязь личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного
общего и среднего общего образования;
- подготовку выпускников к решению актуальных
практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В федеральной рабочей программе содержание
учебного
предмета ОБЖ структурно представлено двумя
вариантами реализации содержания, состоящими из отдельных модулей (тематических
линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях
основного общего и среднего общего образования.