Музыка
5-7 классы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»; Примерной программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-7 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения музыке в 5-7 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Основные линии содержания курса музыки в 5-7 классах представлены девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 8 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 7 класс включительно.
Настоящей
программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки в 5-7
классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 136 часов (по 34 часа в
год).
Основное содержание образования в Примерной программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями:
- Музыка как вид искусства.
-Народное музыкальное творчество.
-Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв.
-Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв.
-Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXIвв.
-Современная музыкальная жизнь.
-Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Интонация –носитель образного смысла. Многообразие интонационно - образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной; инструментальной; вокально-инструментальной; камерной; симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная; вариации; рондо; сонатно-симфонический цикл; сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические; драматические; героические;
романтические; эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно- песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор различных стран: истоки и интонационное своеобразие, образы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVI-XVII вв.,русская музыкальная культура XIX в;( основные стили , жанры и характерные черты , специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства ( литература, изобразительное искусство, театр, кино).Родство зрительных , музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства).
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII-XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXIвв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX-XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX-XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм др.) Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка. рок- музыка (рок– опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско – музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония – сюита, концерт – симфония, симфония – действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах
(пение; соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор , аккомпанемент, a capella; певческие голоса; сопрано; меццо – сопрано; альт; тенор ; баритон; бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты : духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический , духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно –джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно – коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур