МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗ СТЕПАНА ИВАНОВА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «СШ №16 ИМ.С.ИВАНОВА)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
от 22.08.2022 г.
протокол № 1
Руководитель ШМО
Велиулаева А.Д.
______
Зам. директора по ВР
Кондрацкая Ж.М.
________
23.08.2022 г
Директор школы
_______О. А. Донцова
Приказ №779/01-16
от 31.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 8- А, 8-Б, 8-В, 8-К классов
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Казанцева Светлана Владимировна
Учитель музыки
__________
Евпатория 2022 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО утвержденный приказом
Минобразования РФ от 17.12.2010 г № 1897 ( с изменениями от 31.12.2015 г № 1577)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Авторская программа:
«Музыка 5-8 классы» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва «Просвещение» 2019г
Предметная линия учебников:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П «Музыка»: Учебное пособие для общеобразовательных
организаций школы. М.: Просвещение, 2018.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;
— усвоение традиционных ценностей многонационального рос сийского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на осно ве личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видан деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее
решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
2
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени
общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его
общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а
также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способ ностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной
грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деят е ль н о ст и , включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.
По окончании 8 класса учащиеся научатся:
-ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и
поликультурной картине современного музыкального мира;
-разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за
рубежом;
- владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры
оперы и балета, концертные залы, музеи);
3
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки;
- понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и
зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и
зарубежное музыкальное искусство XX в.);
-применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта
творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы
музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве
Интернета.
Учащиеся получат возможность научиться:
-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни;
-о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального
искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и
окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию,
полученную из других источников
Содержание программы учебного предмета
Основное содержание образования в Примерной программе основного общего образования
представлено следующими содержательными линиями:
- Музыка как вид искусства.
-Народное музыкальное творчество.
-Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв.
-Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв.
-Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXIвв.
-Современная музыкальная жизнь.
-Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с
предметом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Интонация –носитель образного смысла. Многообразие
интонационно - образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение
художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в
создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной;
инструментальной; вокально-инструментальной; камерной; симфонической и театральной
музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная; вариации; рондо;
сонатно-симфонический цикл; сюита), их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические; драматические; героические;
романтические; эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в
музыкальном театре.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и
изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы
и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии
общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные
инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество
4
(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно- песенные истоки русского
профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор различных стран: истоки и интонационное своеобразие, образы
традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями
музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего
региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. Роль фольклора
в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная
музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка
религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVI-XVII вв.,русская
музыкальная культура XIX в;( основные стили , жанры и характерные черты ,
специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской
музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими видами искусства ( литература, изобразительное
искусство, театр, кино).Родство зрительных , музыкальных и литературных образов;
общность и различие выразительных средств разных видов искусства).
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. Роль
фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства.
Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как
основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции
зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII-XVIII вв., зарубежная
музыкальная культура XIX в (основные стили, жанры и характерные черты,
специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими
видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXIвв. Творчество русских и
зарубежных композиторов XX-XXI вв. Стиль как отражение мироощущения
композитора. Стилевое многообразие музыки XX-XXI вв. (импрессионизм,
неофольклоризм др.) Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:
авторская песня, электронная музыка. рок- музыка (рок– опера, рок-н-ролл, фолкрок, арт-рок), мюзикл, диско – музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России.
Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.
Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и
зарубежные композиторы, исполнители ансамбли и музыкальные коллективы.
Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры
музыки (симфония – сюита, концерт – симфония, симфония – действо и др.).
Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах
(пение; соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор , аккомпанемент, a capella;
певческие голоса; сопрано; меццо – сопрано; альт; тенор ; баритон; бас; хоры:
народный, академический; музыкальные инструменты : духовые, струнные, ударные,
современные электронные; виды оркестра: симфонический , духовой , камерный,
оркестр народных инструментов, эстрадно –джазовый оркестр). Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно –
коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной
музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты
5
и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие
как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их
воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства
в жизни человека общества. Влияние средств массовой информации, центров
музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на
распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность,
интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур
Тематическое планирование
№
Раздела
темы
1
2
Тема
Количество часов
Классика и современность
Традиции и новаторство в музыке
Итого
16
18
34
6
Календарно- тематическое планирование 8 –А класса
№ п/п
Дата
план факт
план
факт
1
2
3
4
Тема 1 : Классика и современность 16ч)
Тема урока
5
07.09
Классика в нашей жизни
1
14.09
В музыкальном театре. Опера.
2
21.09
Опера "Князь Игорь"
3
28.09
Балет «Ярославна».
4
05.10
Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание".
5
12.10
Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"
6
19.10
Музыка к драматическому спектаклю.
7
26.10
Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта»
8
09.11
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".
9
16.11
«Гоголь-Сюита» А. Шнитке
10
23.11
Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец"
11
30.11
Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта»
12
07.12
Симфония № 5 П. И. Чайковского
13
14.12
Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева
14
21.12
Музыка -это огромный мир ,окружающий человека...
15
28.12
Обобщающий урок 2 четверти
16
Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч)
11.01
Музыканты -извечные маги.
17
18.01
Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .
18
25.01
Опера «Кармен»(фрагменты)
19
01.02
Опера «Кармен».
20
08.02
Портреты великих исполнителей. Е. Образцова
21
15.02
Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин
22
01.03
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
23
15.03
Современный музыкальный театр.
24
29.03
Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и
25
новаторство в музыке»
05.04
Великие мюзиклы мира
26
12.04
Классика в современной обработке
27
19.04
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
28
Д.Шостакович.
26.04
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
29
Д. Шостаковича .Литературные страницы.
03.05
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные
30
страницы.
10.05
Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в
31
храм..."
17.05
Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия"
32
Р.Щедрин )
24.05
Музыкальные завещания потомкам
33
Пусть музыка звучит..
34
7
Календарно- тематическое планирование 8 –Б класса
№ п/п
Дата
план факт
план
факт
1
2
3
4
Тема 1 : Классика и современность 16ч)
Тема урока
5
02.09
Классика в нашей жизни
1
09.09
В музыкальном театре. Опера.
2
16.09
Опера "Князь Игорь"
3
23.09
Балет «Ярославна».
4
30.09
Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание".
5
07.10
Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"
6
14.10
Музыка к драматическому спектаклю.
7
21.10
Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта»
8
28.10
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".
9
11.11
«Гоголь-Сюита» А. Шнитке
10
18.11
Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец"
11
25.11
Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта»
12
02.12
Симфония № 5 П. И. Чайковского
13
09.12
Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева
14
16.12
Музыка -это огромный мир ,окружающий человека...
15
23.12
Обобщающий урок 2 четверти
16
Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч)
30.12
Музыканты -извечные маги.
17
13.01
Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .
18
20.01
Опера «Кармен»(фрагменты)
19
27.01
Опера «Кармен».
20
03.02
Портреты великих исполнителей. Е. Образцова
21
10.02
Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин
22
17.02
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
23
03.03
Современный музыкальный театр.
24
10.03
Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и
25
новаторство в музыке»
17.03
Великие мюзиклы мира
26
31.03
Классика в современной обработке
27
07.04
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
28
Д.Шостакович.
14.04
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
29
Д. Шостаковича .Литературные страницы.
28.04
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные
30
страницы.
05.05
Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в
31
храм..."
12.05
Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия"
32
Р.Щедрин )
12.05
Музыкальные завещания потомкам
33
19.05
Пусть музыка звучит..
34
26.05
Обобщающий урок
35
8
Календарно- тематическое планирование 8 –В класса
№ п/п
Дата
план факт
план
факт
1
2
3
4
Тема 1 : Классика и современность 16ч)
Тема урока
5
06.09
Классика в нашей жизни
1
13.09
В музыкальном театре. Опера.
2
20.09
Опера "Князь Игорь"
3
27.09
Балет «Ярославна».
4
04.10
Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание".
5
11.10
Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"
6
18.10
Музыка к драматическому спектаклю.
7
25.10
Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта»
8
08.11
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".
9
15.11
«Гоголь-Сюита» А. Шнитке
10
22.11
Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец"
11
29.11
Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта»
12
06.12
Симфония № 5 П. И. Чайковского
13
13.12
Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева
14
20.12
Музыка -это огромный мир ,окружающий человека...
15
27.12
Обобщающий урок 2 четверти
16
Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч)
10.01
Музыканты -извечные маги.
17
17.01
Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .
18
24.01
Опера «Кармен»(фрагменты)
19
31.01
Опера «Кармен».
20
07.02
Портреты великих исполнителей. Е. Образцова
21
14.02
Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин
22
21.02
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
23
28.02
Современный музыкальный театр.
24
07.03
Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и
25
новаторство в музыке»
14.03
Великие мюзиклы мира
26
28..03
Классика в современной обработке
27
04.04
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
28
Д.Шостакович.
11.04
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
29
Д. Шостаковича .Литературные страницы.
18.04
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные
30
страницы.
25.04
Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в
31
храм..."
02.05
Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия"
32
Р.Щедрин )
16.05
Музыкальные завещания потомкам
33
23.05
Пусть музыка звучит..
34
9
Календарно- тематическое планирование 8 – К класса
№ п/п
Дата
Тема урока
план факт
план
факт
1
2
3
4
5
Тема 1 : Классика и современность 16ч)
02.09
1
Классика в нашей жизни
09.09
2
В музыкальном театре. Опера.
16.09
3
Опера "Князь Игорь"
23.09
4
Балет «Ярославна».
30.09
5
Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание".
07.10
6
Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"
14.10
7
Музыка к драматическому спектаклю.
21.10
8
Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта»
28.10
9
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".
11.11
10
«Гоголь-Сюита» А. Шнитке
18.11
11
Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец"
25.11
12
Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта»
02.12
13
Симфония № 5 П. И. Чайковского
09.12
14
Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева
16.12
15
Музыка -это огромный мир ,окружающий человека...
23.12
16
Обобщающий урок 2 четверти
Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч)
30.12
17
Музыканты -извечные маги.
13.01
18
Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .
20.01
19
Опера «Кармен»(фрагменты)
27.01
20
Опера «Кармен».
03.02
21
Портреты великих исполнителей. Е. Образцова
10.02
22
Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин
17.02
23
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
03.03
24
Современный музыкальный театр.
10.03
25
Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и
новаторство в музыке»
17.03
26
Великие мюзиклы мира
31.03
27
Классика в современной обработке
07.04
28
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
Д.Шостакович.
14.04
29
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
Д. Шостаковича .Литературные страницы.
28.04
30
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные
страницы.
05.05
31
Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в
храм..."
12.05
32
Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия"
Р.Щедрин )
12.05
33
Музыкальные завещания потомкам
19.05
34
Пусть музыка звучит..
26.05
35
Обобщающий урок
10