МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗ СТЕПАНА ИВАНОВА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «СШ №16 ИМ.С.ИВАНОВА) РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО от 22.08.2022 г. протокол № 1 Руководитель ШМО Велиулаева А.Д. ______ Зам. директора по ВР Кондрацкая Ж.М. ________ 23.08.2022 г Директор школы _______О. А. Донцова Приказ №779/01-16 от 31.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 8- А, 8-Б, 8-В, 8-К классов на 2022 – 2023 учебный год Составитель программы: Казанцева Светлана Владимировна Учитель музыки __________ Евпатория 2022 г. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 г № 1897 ( с изменениями от 31.12.2015 г № 1577) Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Авторская программа: «Музыка 5-8 классы» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва «Просвещение» 2019г Предметная линия учебников: Критская Е.Д., Сергеева Г.П «Музыка»: Учебное пособие для общеобразовательных организаций школы. М.: Просвещение, 2018. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; — усвоение традиционных ценностей многонационального рос сийского общества; — целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; — компетентность в решении моральных проблем на осно ве личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; — коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видан деятельности; — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; — признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: — умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; 2 — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; — формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: - сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; - сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); - воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; - овладение основами музыкальной грамотности: способ ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деят е ль н о ст и , включая информационно-коммуникационные технологии; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. По окончании 8 класса учащиеся научатся: -ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира; -разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом; - владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); 3 - определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки; - понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); -применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета. Учащиеся получат возможность научиться: -высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни; -о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников Содержание программы учебного предмета Основное содержание образования в Примерной программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями: - Музыка как вид искусства. -Народное музыкальное творчество. -Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. -Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. -Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXIвв. -Современная музыкальная жизнь. -Значение музыки в жизни человека. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Интонация –носитель образного смысла. Многообразие интонационно - образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной; инструментальной; вокально-инструментальной; камерной; симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная; вариации; рондо; сонатно-симфонический цикл; сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические; драматические; героические; романтические; эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество 4 (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно- песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор различных стран: истоки и интонационное своеобразие, образы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVI-XVII вв.,русская музыкальная культура XIX в;( основные стили , жанры и характерные черты , специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства ( литература, изобразительное искусство, театр, кино).Родство зрительных , музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства). Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII-XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XXIвв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX-XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX-XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм др.) Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка. рок- музыка (рок– опера, рок-н-ролл, фолкрок, арт-рок), мюзикл, диско – музыка, эстрадная музыка. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония – сюита, концерт – симфония, симфония – действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение; соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор , аккомпанемент, a capella; певческие голоса; сопрано; меццо – сопрано; альт; тенор ; баритон; бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты : духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический , духовой , камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно –джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно – коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты 5 и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур Тематическое планирование № Раздела темы 1 2 Тема Количество часов Классика и современность Традиции и новаторство в музыке Итого 16 18 34 6 Календарно- тематическое планирование 8 –А класса № п/п Дата план факт план факт 1 2 3 4 Тема 1 : Классика и современность 16ч) Тема урока 5 07.09 Классика в нашей жизни 1 14.09 В музыкальном театре. Опера. 2 21.09 Опера "Князь Игорь" 3 28.09 Балет «Ярославна». 4 05.10 Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание". 5 12.10 Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви" 6 19.10 Музыка к драматическому спектаклю. 7 26.10 Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта» 8 09.11 Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт". 9 16.11 «Гоголь-Сюита» А. Шнитке 10 23.11 Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец" 11 30.11 Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта» 12 07.12 Симфония № 5 П. И. Чайковского 13 14.12 Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева 14 21.12 Музыка -это огромный мир ,окружающий человека... 15 28.12 Обобщающий урок 2 четверти 16 Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч) 11.01 Музыканты -извечные маги. 17 18.01 Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин . 18 25.01 Опера «Кармен»(фрагменты) 19 01.02 Опера «Кармен». 20 08.02 Портреты великих исполнителей. Е. Образцова 21 15.02 Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин 22 01.03 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 23 15.03 Современный музыкальный театр. 24 29.03 Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и 25 новаторство в музыке» 05.04 Великие мюзиклы мира 26 12.04 Классика в современной обработке 27 19.04 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») 28 Д.Шостакович. 26.04 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») 29 Д. Шостаковича .Литературные страницы. 03.05 Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные 30 страницы. 10.05 Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в 31 храм..." 17.05 Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" 32 Р.Щедрин ) 24.05 Музыкальные завещания потомкам 33 Пусть музыка звучит.. 34 7 Календарно- тематическое планирование 8 –Б класса № п/п Дата план факт план факт 1 2 3 4 Тема 1 : Классика и современность 16ч) Тема урока 5 02.09 Классика в нашей жизни 1 09.09 В музыкальном театре. Опера. 2 16.09 Опера "Князь Игорь" 3 23.09 Балет «Ярославна». 4 30.09 Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание". 5 07.10 Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви" 6 14.10 Музыка к драматическому спектаклю. 7 21.10 Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта» 8 28.10 Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт". 9 11.11 «Гоголь-Сюита» А. Шнитке 10 18.11 Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец" 11 25.11 Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта» 12 02.12 Симфония № 5 П. И. Чайковского 13 09.12 Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева 14 16.12 Музыка -это огромный мир ,окружающий человека... 15 23.12 Обобщающий урок 2 четверти 16 Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч) 30.12 Музыканты -извечные маги. 17 13.01 Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин . 18 20.01 Опера «Кармен»(фрагменты) 19 27.01 Опера «Кармен». 20 03.02 Портреты великих исполнителей. Е. Образцова 21 10.02 Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин 22 17.02 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 23 03.03 Современный музыкальный театр. 24 10.03 Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и 25 новаторство в музыке» 17.03 Великие мюзиклы мира 26 31.03 Классика в современной обработке 27 07.04 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») 28 Д.Шостакович. 14.04 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») 29 Д. Шостаковича .Литературные страницы. 28.04 Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные 30 страницы. 05.05 Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в 31 храм..." 12.05 Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" 32 Р.Щедрин ) 12.05 Музыкальные завещания потомкам 33 19.05 Пусть музыка звучит.. 34 26.05 Обобщающий урок 35 8 Календарно- тематическое планирование 8 –В класса № п/п Дата план факт план факт 1 2 3 4 Тема 1 : Классика и современность 16ч) Тема урока 5 06.09 Классика в нашей жизни 1 13.09 В музыкальном театре. Опера. 2 20.09 Опера "Князь Игорь" 3 27.09 Балет «Ярославна». 4 04.10 Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание". 5 11.10 Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви" 6 18.10 Музыка к драматическому спектаклю. 7 25.10 Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта» 8 08.11 Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт". 9 15.11 «Гоголь-Сюита» А. Шнитке 10 22.11 Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец" 11 29.11 Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта» 12 06.12 Симфония № 5 П. И. Чайковского 13 13.12 Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева 14 20.12 Музыка -это огромный мир ,окружающий человека... 15 27.12 Обобщающий урок 2 четверти 16 Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч) 10.01 Музыканты -извечные маги. 17 17.01 Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин . 18 24.01 Опера «Кармен»(фрагменты) 19 31.01 Опера «Кармен». 20 07.02 Портреты великих исполнителей. Е. Образцова 21 14.02 Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин 22 21.02 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 23 28.02 Современный музыкальный театр. 24 07.03 Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и 25 новаторство в музыке» 14.03 Великие мюзиклы мира 26 28..03 Классика в современной обработке 27 04.04 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») 28 Д.Шостакович. 11.04 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») 29 Д. Шостаковича .Литературные страницы. 18.04 Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные 30 страницы. 25.04 Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в 31 храм..." 02.05 Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" 32 Р.Щедрин ) 16.05 Музыкальные завещания потомкам 33 23.05 Пусть музыка звучит.. 34 9 Календарно- тематическое планирование 8 – К класса № п/п Дата Тема урока план факт план факт 1 2 3 4 5 Тема 1 : Классика и современность 16ч) 02.09 1 Классика в нашей жизни 09.09 2 В музыкальном театре. Опера. 16.09 3 Опера "Князь Игорь" 23.09 4 Балет «Ярославна». 30.09 5 Мюзикл. Рок-опера"Преступление и наказание". 07.10 6 Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви" 14.10 7 Музыка к драматическому спектаклю. 21.10 8 Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта» 28.10 9 Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт". 11.11 10 «Гоголь-Сюита» А. Шнитке 18.11 11 Музыка в кино. Музыка к фильму "Властелин колец" 25.11 12 Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта» 02.12 13 Симфония № 5 П. И. Чайковского 09.12 14 Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева 16.12 15 Музыка -это огромный мир ,окружающий человека... 23.12 16 Обобщающий урок 2 четверти Тема 2 : Традиции и новаторство в музыке ( 18ч) 30.12 17 Музыканты -извечные маги. 13.01 18 Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин . 20.01 19 Опера «Кармен»(фрагменты) 27.01 20 Опера «Кармен». 03.02 21 Портреты великих исполнителей. Е. Образцова 10.02 22 Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин 17.02 23 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 03.03 24 Современный музыкальный театр. 10.03 25 Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке» 17.03 26 Великие мюзиклы мира 31.03 27 Классика в современной обработке 07.04 28 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович. 14.04 29 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича .Литературные страницы. 28.04 30 Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. 05.05 31 Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в храм..." 12.05 32 Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" Р.Щедрин ) 12.05 33 Музыкальные завещания потомкам 19.05 34 Пусть музыка звучит.. 26.05 35 Обобщающий урок 10