Программа дополнительного образования "Подготовка детей к школе"
Описание образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатория Республики Крым» (далее – МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова») расположена по адресу: улица 60 лет ВЛКСМ, д.30, г.Евпатория, Республика Крым, Российская Федерация, 297400.
Ф.И.О. директора: Донцова Ольга Александровна
Автор – составитель: Полищук Татьяна Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учредитель: Муниципальное образование городской округ Евпатория
Республика Крым
Год основания: 1995
г.
Телефон: 8 (36569) 4-04-54
E-mail: school_Evpatoriy16@crimeaedu.ru
Программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории Республики Крым» (далее – МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова») разработана администрацией МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова», творческой группой учителей начальных классов, рассмотрена и принята Попечительским советом школы (протокол № 1 от 30.08.2021г.).
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут
нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».
Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова», не посещающих дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Актуальность и целесообразность создания
программы дополнительной образования «Подготовка к школе»
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Многие дети дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.
Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.
Программа «Подготовка детей к школе» решает
задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и
психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы:
- успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано на:
· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
направлено на:
· создание условий для развития личности ребенка;
· развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
· обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
· приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
· профилактику асоциального поведения;
· создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
· укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к школе» являются:
- формирование положительного отношения к учению;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
- развитие логики;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи;
- умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку;
- создание предпосылок к школьному обучению;
- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.
Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические переменки позволяют переключать активность детей.
Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника.
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии:
- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы. Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого–педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.