Программа_дополнительного_образования_Подготовка_детей_к_школе

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № 14 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_____________О.А. Донцова
Приказ от 30.08.2021г. № 782/01-16

СОГЛАСОВАНО
Попечительский совет
протокол №1 от 30.08.2021г.

Программа
дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №16
имени Героя Советского Союза Степана Иванова
города Евпатории Республики Крым»

г. Евпатория, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел ………………………………………………………………4
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………4
2. Содержательный раздел………………………………………………………7
2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе» ……………………………………………… 7
2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе» ………………………………………………….……9
2.3. Содержание программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе» ………………………………………………………11
3. Организационный раздел ……………………………………………………11
3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе» ……………………….11
3.2. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………13
3.3. Материально-техническое обеспечение ……………………………………….13

3

Раздел 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатория
Республики Крым» (далее – МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова») расположена по
адресу: улица 60 лет ВЛКСМ, д.30, г.Евпатория, Республика Крым, Российская
Федерация, 297400.
Ф.И.О. директора: Донцова Ольга Александровна
Автор – составитель: Полищук Татьяна Васильевна, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Учредитель: Муниципальное образование городской округ Евпатория
Республика Крым
Год основания: 1995 г.
Телефон: 8 (36569) 4-04-54
E-mail: school_Evpatoriy16@crimeaedu.ru
Программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа
№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории
Республики Крым» (далее – МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова») разработана
администрацией МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова», творческой группой учителей
начальных классов, рассмотрена и принята Попечительским советом школы
(протокол № 1 от 30.08.2021г.).
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций
дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в
начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут
нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с
комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных
стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена
программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».
Данная программа предназначена для подготовки к школе детей,
территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова», не
посещающих дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе,
осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием.
Актуальность и целесообразность создания
программы дополнительной образования «Подготовка к школе»
Созданием данной образовательной программы послужил социальный
запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято
рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную
готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического
и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все
4

составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в
формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности обучения
в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным
образованием постоянно привлекает внимание как педагогов системы
дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это
не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей,
поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из
них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.
Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Многие дети
дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение.
Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей,
упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов,
мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоциональноволевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени
дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные
стартовые возможности.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством
овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего
образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание
предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью
программы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в
школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление
ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. При
подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к
школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые
помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной
жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть
формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью, - любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей
деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической
игры ученик усваивает материал значительно успешнее.
Программа разработана в соответствии с основными требованиями
существующих
программ
дошкольного
обучения,
одобренных
и
рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В основе
программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного
и начального общего образования, что способствует простому и
естественному поступлению ребёнка в первый класс.
5

Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития
будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических
функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы:
- успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано на:
 обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
 формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы картины мира;
 формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
направлено на:
 создание условий для развития личности ребенка;
 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
 профилактику асоциального поведения;
 создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
 укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к
школе» являются:
- формирование положительного отношения к учению;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
- развитие логики;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи;
- умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,
формировать положительную самооценку;
- создание предпосылок к школьному обучению;
- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое
внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение
способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но
необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые
творческие элементы.
Формирование положительного отношения к учению достигается подбором
занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую
6

деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты
превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение,
переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические
переменки позволяют переключать активность детей.
Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь
недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания,
что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру,
поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех
разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания
выступают в качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника.
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе
используются различные педагогические технологии:
- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является
игровая;
- информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность,
доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые
возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого
мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на
основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично
сочетается с групповыми методами работы. Формы оценки и контроля усвоения
учебной программы: психолого–педагогическая диагностика учащихся на
начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,
учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть
терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и
дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе
необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной
атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому
ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»
Основные положения программы:
1. подготовка к школе носит развивающий характер;
2. не допускает дублирования программ первого класса;
3. помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми);
4. обеспечивает формирование ценностных установок;
5. ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей
ребенка, на зону его ближайшего развития;
7

6. обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
7. организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности;
8. готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
9. инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;
-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства,
произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая,
музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника,
поступающего первый класс.
Портрет дошкольника, поступающего в первый класс
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
- самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;
- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за
растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
- использует вербальные и невербальные способы общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с
детьми и взрослыми;
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
8

2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные;
формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез
как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии;
самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной
цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
9

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени,
по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за
услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать
малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные,
потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два; использовать основные
правила построения линейного орнамента;
различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского,
филимоновского.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной
программы:
- сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
- развитая функция произвольного поведения;
- овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение
принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её
ход, правильно оценивать её результаты);
- сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений
наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать
речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной
литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности:
обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
- сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе
фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную
задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь
сверстников);
- развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых
трудовых, музыкально-ритмических, графических, социально-нравственных и
др.)
10

2.3. Содержание программы дополнительного образования
«Подготовка к школе»
Программа дополнительного образования «Подготовка к школе»
рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6-7 лет.
1 час – обучение грамоте и развитие речи, в количестве 15 часов;
1 час – математика и конструирование, в количестве 15 часов.
Обучение грамоте и развитие речи (15 ч)
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и
согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над
артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения.
Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и
переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних
признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по
ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика,
жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам.
Работа со словарем.
Математика и конструирование (15 ч)
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и
различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету,
размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным
признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок,
сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве.
Числа от 1 до 9.количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном порядке. Порядковый счёт предметов. Состав чисел до 9 из единиц.
Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические
фигуры. Конструирование. Последовательность выполнения игровых и
практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических
связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач
на комбинаторику и преобразование.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план занятий «Подготовка к школе»
Учебный курс

Количество часов
1
2

Группы
«Обучение грамоте и развитие речи»
«Математика и конструирование»
Максимальный объём учебной
нагрузки детей за неделю
Максимальный объём учебной
нагрузки детей за год
11

Итого

1
1
2

1
1
2

2
2
4

30

30

60

Календарный учебный график
Занятия группы по подготовке детей территории обслуживания,
закреплённой за МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова», не посещающих дошкольные
учреждения проводятся один раз в неделю – по субботам. Продолжительность
занятия – 30 минут. Количество занятий – 2.
Всего 30 занятий в течение 4 месяцев (февраль, март, апрель, май).
Начинаются занятия проведением «Дня открытых дверей для будущих
первоклассников и их родителей» в последнюю субботу января.
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре
развиваются творческие способности личности.
Характер воздействия на дошкольника должен соответствовать его
возрастным и психологическим особенностям – его образному мышлению,
поведению, расположенности к игровой деятельности. Игра на занятии
приближает условия обучения в школе к условиям детского сада. Как показывают
исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал
значительно успешнее.
При реализации данной образовательной программы применяются
словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы
взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные
игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания,
памяти)
На занятиях с будущими первоклассниками используются следующие виды
работ:
- беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;
- инсценировка сказок, дидактическая игра;
- подвижные музыкальные паузы, физминутки;
- заочные экскурсии и путешествия.
-разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно
и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные
наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки
для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления
рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв,
цифр).
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых
заданий.
Форма
подведения
итогов
по
реализации
дополнительной
образовательной программы «Подготовка к школе» – открытое занятие для
родителей.

12

3.2. Кадровое обеспечение
Занятия по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за
МБОУ «СШ №16 им. С. Иванова», не посещающих дошкольные учреждения,
проводят учителя начальных классов. Они имеют необходимую квалификацию
для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой
«Подготовка к школе».
3.3. Материально-техническое обеспечение
Оборудование и наглядный материал
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая
красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и
физкультминуток - музыкальное сопровождение:

магнитофон;

музыкальные записи, сказки;

иллюстрации сказок, сказочные персонажи;

игрушки;

предметные картинки;

схемы звуков, слов, предложений;

геометрические фигуры;

карточки с цифрами;

листы бумаги, цветные карандаши.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».