Астрономия
11 класс
Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование естественно-научной картины мира обучающихся 11 классов при обучении их астрономии на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по астрономии соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей астрономии с естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные цели изучения астрономии на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса астрономии: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Программа по астрономии включает:
· планируемые результаты освоения курса астрономии на базовом уровне, в том числе предметные результаты по годам обучения;
· содержание учебного предмета «Астрономия» по годам обучения.
Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс астрономии – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку астрономические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, физической географией и физикой. Использование и активное применение физических и астрономических знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и других. Изучение астрономии вносит основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных исследований.
В основу курса астрономии для уровня среднего общего образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он содержит материал из всех разделов астрономии, включает как вопросы классической, так и современной астрономии.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса астрономии объединён вокруг астрономических теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о структурных уровнях материи, движении и строении.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного потенциала астрономической науки, осмысление связи развития астрономии с развитием общества, а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс астрономии предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания, посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального природопользования и экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса астрономии на уровне среднего общего образования являются астрономические теории (формирование представлений о структуре построения астрономической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе астрономии реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной деятельности обучающихся.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной астрономической моделью, позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на объяснение протекания астрономических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора астрономической модели для ситуации практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому обеспечению учебного процесса базовый уровень курса астрономии на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по астрономии ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений.
Основными целями изучения астрономии в общем образовании являются:
· формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
· развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
· формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
· формирование умений объяснять явления с использованием физических и астрономических знаний и научных доказательств;
· формирование представлений о роли астрономии для развития других естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса астрономии на уровне среднего общего образования:
·
приобретение
системы знаний об общих астрономических закономерностях, законах, теориях,
включая практические основы астрономии, строение Солнечной системы, Солнце и
звезды, строение и эволюция Вселенной;
· формирование умений применять теоретические знания для объяснения астрономических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
· освоение способов решения различных задач с явно заданной физической и астрономической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической и астрономической модели, адекватной условиям задачи;
· понимание астрономических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
· овладение методами самостоятельного планирования и проведения астрономических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;
· создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности.