Астрономия

11 класс

Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.

Содержание программы по физике направлено на формирование естественно-научной картины мира обучающихся 11 классов при обучении их астрономии на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по астрономии соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей астрономии с естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные цели изучения астрономии на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса астрономии: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).

Программа по астрономии включает:

· планируемые результаты освоения курса астрономии на базовом уровне, в том числе предметные результаты по годам обучения;

· содержание учебного предмета «Астрономия» по годам обучения.

Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс астрономии – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку астрономические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, физической географией и физикой. Использование и активное применение физических и астрономических знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и других. Изучение астрономии вносит основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных исследований.

В основу курса астрономии для уровня среднего общего образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он содержит материал из всех разделов астрономии, включает как вопросы классической, так и современной астрономии.

Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса астрономии объединён вокруг астрономических теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о структурных уровнях материи, движении и строении.

Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного потенциала астрономической науки, осмысление связи развития астрономии с развитием общества, а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.

Идея прикладной направленности. Курс астрономии предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов.

Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания, посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального природопользования и экологической безопасности.

Стержневыми элементами курса астрономии на уровне среднего общего образования являются астрономические теории (формирование представлений о структуре построения астрономической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).

Системно-деятельностный подход в курсе астрономии реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной деятельности обучающихся.

Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной астрономической моделью, позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на объяснение протекания астрономических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора астрономической модели для ситуации практико-ориентированного характера.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому обеспечению учебного процесса базовый уровень курса астрономии на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла. Хочу такой сайт

Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по астрономии ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений.

     

Основными целями изучения астрономии в общем образовании являются:

· формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

· развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

· формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

· формирование умений объяснять явления с использованием физических и астрономических знаний и научных доказательств;

· формирование представлений о роли астрономии для развития других естественных наук, техники и технологий.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса астрономии на уровне среднего общего образования:

·        приобретение системы знаний об общих астрономических закономерностях, законах, теориях, включая практические основы астрономии, строение Солнечной системы, Солнце и звезды, строение и эволюция Вселенной;

· формирование умений применять теоретические знания для объяснения астрономических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

· освоение способов решения различных задач с явно заданной физической и астрономической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической и астрономической модели, адекватной условиям задачи;

· понимание астрономических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;

· овладение методами самостоятельного планирования и проведения астрономических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;

· создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности.

На изучение астрономии (базовый уровень) на уровне среднего общего образования отводится 34 часов: в 11 классе – 34 часов (1 часа в неделю).‌‌

   

 

РП по астрономии 11-А, 11-П, 11-К Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022059 Директор/Заведующий Донцова Ольга Александровна Дата подписания документа 04.10.2023 14:59:48 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».