РП по астрономии 11-А, 11-П, 11-К

Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование естественно-научной картины мира обучающихся 11
классов при обучении их астрономии на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по астрономии
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а
также учитывает необходимость реализации межпредметных связей астрономии с естественно-научными учебными предметами.
В ней определяются основные цели изучения астрономии на уровне среднего общего образования, планируемые результаты
освоения курса астрономии: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Программа по астрономии включает:
 планируемые результаты освоения курса астрономии на базовом уровне, в том числе предметные результаты по годам
обучения;
 содержание учебного предмета «Астрономия» по годам обучения.
Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс астрономии – системообразующий для
естественно-научных учебных предметов, поскольку астрономические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых
химией, биологией, физической географией и физикой. Использование и активное применение физических и астрономических
знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения
новых материалов с заданными свойствами и других. Изучение астрономии вносит основной вклад в формирование естественнонаучной картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных
исследований.
В основу курса астрономии для уровня среднего общего образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как
принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он содержит материал из всех разделов
астрономии, включает как вопросы классической, так и современной астрономии.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса астрономии объединён вокруг астрономических теорий. Ведущим
в курсе является формирование представлений о структурных уровнях материи, движении и строении.
2

Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного потенциала астрономической науки,
осмысление связи развития астрономии с развитием общества, а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими
проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс астрономии предполагает знакомство с широким кругом технических и
технологических приложений изученных теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания, посвящённых экологическим проблемам
современности, которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального
природопользования и экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса астрономии на уровне среднего общего образования являются астрономические теории
(формирование представлений о структуре построения астрономической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и
процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе астрономии реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной
деятельности обучающихся.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом
являются задачи с явно заданной астрономической моделью, позволяющие применять изученные законы и закономерности как
из одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на
объяснение протекания астрономических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора астрономической
модели для ситуации практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому обеспечению учебного процесса базовый уровень
курса астрономии на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в
условиях интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает
постановку перечисленных в программе по астрономии ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и
процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений.

3

Основными целями изучения астрономии в общем образовании являются:
 формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и
творческих способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим
явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов
физики;
 формирование умений объяснять явления с использованием физических и астрономических знаний и научных
доказательств;
 формирование представлений о роли астрономии для развития других естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса астрономии на уровне
среднего общего образования:
 приобретение системы знаний об общих астрономических закономерностях, законах, теориях, включая практические
основы астрономии, строение Солнечной системы, Солнце и звезды, строение и эволюция Вселенной;
 формирование умений применять теоретические знания для объяснения астрономических явлений в природе и для
принятия практических решений в повседневной жизни;
 освоение способов решения различных задач с явно заданной физической и астрономической моделью, задач,
подразумевающих самостоятельное создание физической и астрономической модели, адекватной условиям задачи;
 понимание астрономических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их
влияния на окружающую среду;
 овладение методами самостоятельного планирования и проведения астрономических экспериментов, анализа и
интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;
 создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности.
На изучение астрономии (базовый уровень) на уровне среднего общего образования отводится 34 часов: в 11 классе – 34
часов (1 часа в неделю).

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2часа)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками,
значение астрономии).
2. Практические основы астрономии (7 часов)
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера
и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида
звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение
Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта
места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и
географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени,
понятие о летосчислении).
3. Строение солнечной системы (5 часов)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические
периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы
мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения
небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения,
возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы
и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел
Солнечной системы).
4. Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения).
Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая
характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).
Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические
характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и
болиды, метеорные потоки).
5

5. Солнце и звезды (7 часов)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние
вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная
активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего
строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение,
радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по
годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения
и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет,
температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими
характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных
спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений
двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические
переменные звезды, новые и сверхновые).
6. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные
поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других
галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер
галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики,
гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд,
происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные
закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении
планет).
7.Жизнь и разум во Вселенной ( 1 час)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО АСТРОНОМИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования (базовый уровень) должно обеспечить
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Астрономия» должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области астрономии;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности, в том числе в деятельности учёного;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
7

4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего астрономической науке;
5) трудового воспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с астрономией, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области астрономии на протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по астрономии;
7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения астрономии осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами астрономической науки;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области астрономии, способностью и готовностью
к самостоятельному поиску методов решения задач астрономического содержания, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области астрономии;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении астрономии;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания по астрономии в практическую область жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
9

Работа с информацией:
владеть навыками получения информации астронамического содержания из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение на уроках астрономии и во вне­урочной деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи;
10

самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области астрономии, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по астрономии для уровня среднего общего
образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении
общения, способность к сочувствию и сопереживанию;
11

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес
и разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место астрономии в формировании современной научной картины мира, в развитии
современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира;
учитывать границы применения изученных астрономических моделей: солнечной системы, модель Вселенной ее строение
и эволюцию при решении астрономических задач;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-астрономов в развитие науки, в объяснение процессов
окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по астрономии в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять
обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы
в решение рассматриваемой проблемы.
знать сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; устройство и принцип работы телескопа;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных
источников, ее обработку и представление в разных формах;
определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее
и зимнее время);
необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и Солнца;
уметь применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
12

исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения п ланет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
знать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
знать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого
облака;
понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела,
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
последствия падения на Землю крупных метеоритов; — объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и
способы ее предотвращения.
уметь проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать
следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; — объяснять механизм возникновения
на Солнце грануляции и пятен;
13

наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
причины изменения светимости переменных звезд;
механизм вспышек новых и сверхновых;
этапы формирования и эволюции звезды;
физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр.
уметь вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; — называть основные отличительные особенности звезд
различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
знать смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А.Эйнштейна и А. А.Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения после Большого взрыва;
Интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения
«темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Знать о проблеме существования жизни вне Земли; условия, необходимые для развития жизни.
Уметь систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во
Вселенной.

14

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1
2
3
4
5
6
7

Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
Жизнь и разум во Вселенной
Итого

2
7
5
8
7
4
1
34

15

Контрольные
работы
1
1
1

3

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».