Внеурочная деятельность "Основы самообороны"
Программа составлена на основе требований к результатам освоения программы ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.
Программа реализуется в физкультурно-спортивной направленности. Обучение по программе содействует укреплению здоровья и гармоничному развитию детского организма, формированию устойчивого характера посредством приобщения детей к одному из видов единоборств. Программа направлена на оздоровление организма занимающихся; обучение детей основам самозащиты и всестороннее их воспитание.
Актуальность и новизна данной программы диктуется сложной окружающей социальной средой, а также условиями формирования высоконравственной личности в духе патриотизма.
Формы и методы, применяемые на занятиях, значительно расширяют возможность физического воспитания детей и способствуют укреплению морально-психологической устойчивости, здоровья и навыков единоборства.
Цель программы – обучить начальным основам самообороны, заложить основы гармоничного физического развития детей и сформировать у них устойчивую внутреннюю мотивацию на постоянные занятия физической культурой и спортом как необходимые условия здорового образа жизни.
Задачами программы являются:
Обучающие:
• научить основам техники выполнения общеразвивающих и специальных физических упражнений;
• научить базовым приемам самозащиты.
Развивающие:
• развить личностные качества, необходимые для занятий спортом (целеустремлённость, настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие и т.д.);
• развить двигательные навыки, координацию движений;
• развить физические качества;
• развить дисциплинированность, ответственность, стремление к лидерству;
• развить чувство товарищества и взаимовыручки.
Воспитательные:
• воспитать целеустремленность, активность в достижении намеченных целей;
• воспитать дух патриотизма, моральные, волевые, нравственные и психические качества личности;
• сформировать потребность в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к развитию физической силы, изучению приёмов самозащиты, умению защитить себя и своих близких, формированию мужества и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению, а также к воинскому искусству. Программа направлена на начальное обучение самообороне и самозащите, на укрепление здоровья детей и рассчитана на обучающихся, не занимавшихся ранее каким-либо видом единоборств.
Средства реализации программы:
• создание особой социальной развивающей среды, дисциплины, порядка, комфортности;
• обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
• использование отечественного и зарубежного педагогического опыта;
• приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 5-9 классов. Группы формируются из учеников кадетских классов, без медицинских противопоказаний (наличие медицинской справки о возможности занятий по данной программе обязательно).
Формы и режим занятий.
Реализуется через такую форму внеурочной деятельности как физкультурный факультатив.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся являются:
· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
· умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы
являются следующие умения:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по силовой подготовке являются следующие умения:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
· оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
· технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
· планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
· излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
· представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
· оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
· бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
· организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
· характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
· подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
· находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
· выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
· применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Теоретическая подготовка – 4 часа.
Вводное занятие.
ТБ в спортивном и тренажёрном залах.
Тема 1.1 Физическая культура и спорт в России.
История возникновения и развития физической культуры. Физическая культура и олимпийское движение в России. Правовые основы физической культуры и спорта.
Тема 1.2 Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Работа сердечно - сосудистой системы. Понятие о телосложении человека.
Тема 1.3 Гигиена закаливания. Режимы тренировочных занятий и отдыха. Основные средства восстановления. Самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Режимы тренировочных занятий и отдыха. Виды средств восстановления. Массаж, самомассаж. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Раздел 2. Основы самообороны – 30 часов.
Общая физическая подготовка – 10 часов.
Упражнения по технике выполнения разминочных комплексов. Методы развития силы и силовой выносливости, выполнение строевых, разогревающих упражнений, упражнений на гибкость, на развитие осанки, равновесия и координации, Развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой и скоростной выносливости.
Основы самообороны – 20 часов.
Способы группировки при падении. Правила отработки страховки при падении назад, вперед, вбок, сначала на матах, затем на более твердых поверхностях. Прыжки через препятствия с последующей группировкой в кувырок. Отработка самостраховки на практике. Движения и перемещения в различных стойках Наработка захватов (за голову, руки, корпус, ноги, одежду, пояс). Формирование навыков уходить и освобождаться от захватов. Формирование навыка чувства дистанции и дистанции удара. Постановка правильной техники удара руками и ногами. Проведение борцовских схваток с различными заданиями, из различных положений борцов, схваток с судейством, свободных схваток.