РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «СШ № 16 им. С.Иванова»
протокол № 16 от 01.09.2021г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СШ № 16 им. С.Иванова»
_______________ О.А. Донцова
приказ от 01.09.2021г. № 810/ 01- 16
ПОЛОЖЕНИЕ
о постановке на внутришкольный учет семей, находящихся в
социально –опасном положении в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
«Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Степана
Иванова города Евпатории Республики Крым»
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ
от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании", ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации", Семейным кодексом РФ, Международной Конвенцией ООН о
правах ребенка, муниципальными нормативно –правовыми актами, Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность МБОУ «СШ№16 им. С.Иванова»
по раннему выявлению семейного неблагополучия и организацию социального
взаимодействия с семьями, находящихся в социально опасном положении, трудной
жизненной ситуации, по защите законных прав и интересов несовершеннолетних.
II. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия,
организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Целью деятельности школы, является выявление семей, находящихся в
социально-опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
2.2. Основными задачами деятельности школы по выявлению и учёту семейного
неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных
интересов несовершеннолетних воспитанников;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушений
и
иных
антиобщественных действий несовершеннолетних воспитанников;
- оказание социально – психолого-педагогической помощи обучающимся;
- проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально -опасном
положении, трудной жизненной ситуации.
2.1.
1
Ш. Основания для постановки на внутришкольный контроль.
3.1.Основаниями для постановки на учет семей являются:
- Длительное отсутствие (пропуски) ребенка без уважительной причины.
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными
представителями),
иными
представителями
(опекунами,
попечителями
несовершеннолетних воспитанников) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей
(отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом
развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении и т.д.).
- Злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными
напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ
жизни.
- Вовлечение несовершеннолетних воспитанников в противоправные или
антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, и т.д.).
- Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними
воспитанниками (признаки физического, психического и иного насилия) со стороны
родителей (законных представителей).
- Отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских
показаний.
3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в школе:
особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные
психические состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид, опухшие веки,
санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела и т.д.);
семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
отсутствие условий для воспитания детей: работы
у
родителей
(законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные
условия);
отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успехам ребёнка;
постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и
родителями (законными представителями);
семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
семьи, в отношении членов которых проводилась работа Комиссией по делам
несовершеннолетних детей и защите их прав;
возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения свободы.
3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о нарушениях
прав несовершеннолетнего ребенка являются:
-результаты рассмотрения материалов на заседании Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
- информация специалистов УДН и ЗП
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних воспитанников (жалобы детей).
IY. Порядок организация работы с семьями, находящимися в социальноопасном положении
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п. 3.3, о
нарушениях прав обучающегося проводятся следующие мероприятия:
– вопрос о постановке на учет семей, находящихся в социально-опасном
положении, рассматривается на заседании Совета профилактики
Педагогический совет принимает решение о постановке на внутренний учет
семей, о рассмотрении вопроса постановки (снятия) на внутренний учет в семьи
2
несовершеннолетнего обучающегося с учетом всех собранных материалов
(характеристики на семью и др.).
В случае постановки семьи на внутренний учет, членами Совета профилактики
осуществляется оформление документов в соответствии с п. 5.1. настоящего
Положения.
В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется передача
сведений о семье, несовершеннолетнем воспитаннике в Комиссию по делам
несовершеннолетних.
4.2. Профилактическая работа с семьями осуществляется по определенному
алгоритму действий:
Профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в
семьях с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного
неблагополучия;
Выработка плана по осуществлению индивидуальной профилактической
работы (ИПР) с семьёй, состоящей на внутреннем учете;
Анализ работы с семьёй, состоящей на внутреннем учете, с целью
прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия,
принятия мер к родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности
по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
4.3. Семья находится на внутреннем учете то количество времени, которое
определяет Совет профилактики (до выравнивания ситуации и принятия решения по
этому поводу).
С целью раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении
проводится опрос форме анкетирования родителей (законных представителей) вновь
принятых воспитанников.
V. Основания для снятия с внутришкольного контроля
5.1.Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного результата
проведённых мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения
проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного
представления Совета профилактики.
5.2.Данные о снятии несовершеннолетнего, его родителей с профилактического учёта в
КДНиЗП, ОПДН.
VI. Работа с учащимися из семей, находящихся в социально-опасном положении
6.1.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их
родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для
оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин
и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или
антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других
обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.2.Классный руководитель проводит профилактическую работу с данным
несовершеннолетним.
6.2.1.Проводит анализ профилактической работы с семьями, находящимися в
социально-опасном положении.
6.2.3.В планах работы классного руководителя, Совета профилактики правонарушений
большое место отводится контролю за учебной и внеурочной деятельностью
несовершеннолетнего, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны
3
родителей
является
причиной
неуспеваемости
и
плохого
поведения
несовершеннолетнего.
6.2.4.Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним родители ставятся в
известность классным руководителем или заместителем директора по ВР.
6.2.5.В случаях отсутствия несовершеннолетнего, из семьи, находящейся в социальноопасном положении, на занятиях без уважительной причины в школу сразу вызываются
классным руководителем, заместителем директора по ВР, его родители.
6.2.6.Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими,
родители с несовершеннолетним вызываются на заседание Совета профилактики
правонарушений, где рассматриваются вопросы:
• невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию
несовершеннолетнего;
• уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних
заданий, не работал на уроках).
6.2.7.Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем,
заместителем директора по ВР, с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о
необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, директор
школы обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в
специальные службы.
6.2.8.Итогом проведенной профилактической работы, а также процедуры снятия с
внутришкольного контроля должен быть союз педагогического коллектива,
несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), основанный на
позитивных отношениях, а также желание каждого участника процесса не
останавливаться на достигнутом, преодолевать возникающие на их жизненном пути
трудности, ставить перед собой цели и добиваться их достижения.
VII. Документация в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении
5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении предусматривает наличие обязательной документации:
- Приказ о создании Совета профилактики;
- Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении;
- План Совета профилактики по работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении;
- Списки семей, находящихся в социально-опасном положении (родителей и
несовершеннолетних);
- Представление на постановку на внутренний учёт;
- Представление на снятие с внутреннего учёта;
- Индивидуальный дневник сопровождения, обучающегося из семьи,
находящейся в социально опасном положении;
- Протоколы заседаний Совета профилактики;
- План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей.
4