РП ЭК Возрастная психология 11-П класс

Пояснительная записка
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом
определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социальнокультурного окружения, почти
все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию,
непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была
возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Ведущая
деятельность в подростковом возрасте-интимно-личностное общение со сверстниками.
У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В
связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Посредством общения у подростков
формируются навыки взаимодействия с людьми, умение соотносить личные интересы с интересами
окружающих, приобретается эмоциональный опыт. В процессе общения происходит проигрывание
различных сторон будущей жизни, достигается основное новообразование подросткового возраста самосознание.
Цель курса: раскрыть определяющие закономерности психического развития человека на
различных возрастных этапах его жизни.
Задачи курса.
Основные:
- сформировать понятие ценности развивающейся личности
- представить содержание основных законов психического развития человека в онтогенезе
- овладеть практическими навыками построения коммуникаций с различными возрастными
группами.
Обучающие: - научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить
жизненные планы

Общая характеристика учебного курса
Данная программа включает в себя основные направления работы: аксиологическое,
инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом
адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное
направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия
поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка.
Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать
выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в
самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой
идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович). Обоснование необходимости
реализации программы.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих
становление личности ребенка. Освоение учебного материала даст обучающимся возможность
приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной
связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут
научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него
ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать
себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной
действительности.
Формы проведения занятий
- лекции, беседы;
- тренинги;
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
Методы и приемы работы:
- когнитивно-поведенческие тренинги;
- диспуты;
-тренинги, ориентированные на формирование адекватной самооценки;
Содержание элективного курса
11 класс ( 34часа)
Раздел I. Психология развития и возрастная психология: предмет, за- дачи,
методы и разделы.(6 часов)

Тема 1. Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрас- тной
психологии.
Предмет и задачи психологии развития. Основные проблемы психологии развития.
Структура психологии развития, основные разделы: детская психоло- гия, психология
подросткового возраста, психология юношеского возраста, психология зрелого человека,
геронтопсихология. Краткий исторический экс- курс психологии развития.
Тема 2. Методы психологии развития и возрастной психологии.
Методы психологии развития в профессиональной деятельности педагога и
психолога. Классификация методов психологии развития. Группа организа- ционных
методов. Метод «возрастных срезов» - сравнительно-возрастных («поперечных»),
лонгитюдных («продольных»).
Группа эмпирических методов. Дневниковые записи ученых психологов о развитии
ребенка. Наблюдение и его виды; беседа и ее виды, эксперимент и его виды. Стратегии
естественнонаучного
(констатирующего)
и
формирующего
(экспериментальногенетического) исследования в психологии развития. Прак- симические методы (анализ
продуктов деятельности). Психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты,
интервью-беседы, проективные методы).Метод социометрии.
Группа методов обработки данных (количественный и качественный ана- лиз).
Интерпретационные методы. Связь методов с основными этапами психо- логического
исследования – подготовительным, собственно исследовательским, обработки результатов,
анализа и интерпретации данных.
Раздел II. Основные категории и проблемы психологии развития и возрастной
психологии. (8 часов)
Тема 3. Основные категории и проблемы психологии развития и воз- растной
психологии.
Механизмы развития психики. Основные закономерности психического развития.
Изучение закономерностей психического развития человека (источ- ники, условия,
движущие силы развития) на разных этапах онтогенеза. Предпо- сылки и условия
психического развития ребенка. Внутренняя позиция и разви- тие. Индивидуальное развитие
личности (социальная единица и уникальная личность, фактор места как условие развития
личности). Социализация лично- сти.
Возраст как ключевое понятие психологии развития и возрастной психо- логии. Виды
возраста (хронологический, биологический, социальный и психо- логический). Явление
неравномерности (гетерохронии) протекания возрастных процессов. Варианты развития:
опережение психического развития, ускорение процессов роста (акселерация), задержки
психического развития. Структура психологического возраста: социальная ситуация
развития, определяющая жизненные задачи на данном этапе развития, ведущий вид
деятельности и соответствующие ему возрастные психологические новообразования.
Понятие о стабильных и критических возрастах. Признаки критического возраста.
Тема 4. Роль деятельности и общения в психическом развитии.
Взаимосвязь развития и деятельности, понятие ведущей деятельности. Проблема
соотношения обучения и развития в исследованиях зарубежных и отечественных
психологов, понятие «развивающее обучение», роль общения в процессе формирования
психики, появление и развитие разных форм общения.
Раздел III. Теории психического развития и возрастная периодизация
психического развития.(10)
Тема 5. Теории психического развития человека в трудах зарубежных и
отечественных психологов.
Различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Проблема
генотипической и средовой обусловленности развития ребенка. Биогенетиче- ская теория С.
Холла. Теория психического развития К. Бюлера. Теория кон- вергенции двух факторов в
развитии – наследственности и среды (В. Штерна).

Бихевиористические теории развития (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скин- нер).
Современные теории научения (А. Бандура и др.). Психоаналитические теории детского
развития З. Фрейда (становление структуры личности на раз- ных этапах онтогенеза,
последовательность стадий психического развития), А. Адлер, К.Г. Юнг о движущих силах
развития.
Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона (понятие иден- тичности, ее
виды, кризисы идентичности, стадии психосоциального развития). Учение Ж. Пиаже об
интеллектуальном развитии ребенка.
Концепция
культурно-исторического
развития
психики
человека Л.С.
Выготского. Проблема периодизации психического развития в психологии развития и
возрастной психологии. Основания для периодизации, поиск крите-нкнуриев
периодизации.
Проблема периодизации в трудах Л.С.
Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.
Леонтьева. Закономерности периодизации психического развития в теории Д.Б. Эльконина.
Раздел IV. Психология раннего и дошкольного возраста.(10 часов)
Тема 6. Характеристика развития познавательных процессов в ран- нем и
дошкольном возрасте.
Основные закономерности сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте.
Развитие чувствительности отдельных анализаторов. Роль слова и деятельности в развитии
восприятия. Роль сенсорных эталонов.
Развитие свойств внимания. Соотношение произвольного и непроизволь- ного
внимания. Индивидуальные особенности внимания. Формирование произ- вольного
внимания у старших дошкольников.
Развитие различных видов памяти в разные периоды детства. Связь памя- ти с
сенсорными процессами ребенка. Обусловленность запоминания деятель- ностью. Развитие
произвольной памяти.
Мышление и орудийные действия ребенка. Виды мышления и их взаимо- связь.
Основные направления в развитии речи детей раннего возраста.
Характеристика воображения ребенка; формы проявления воображения дошкольника;
виды и функции воображения в детском возрасте; индивидуаль- ные особенности
воображения ребенка.
Тема 7. Характеристика развития личности в раннем возрасте и формирование
структуры самосознания в дошкольном возрасте.
Предпосылки формирования личности. Особенности первых представле- ний. Роль
оценки поведения ребенка взрослыми в развитии основ самосозна- ния. Проявление
индивидуально-типологических особенностей детей. Роль притязаний в становлении
личности ребенка. Формирование когнитивного и аффективного компонентов самосознания.
Полоролевая идентификация. Осо- бенности самооценки в дошкольном возрасте.
Тема 8. Характеристика развития эмоционально-волевой сферы в раннем и
дошкольном возрасте.
Специфика развития эмоций и чувств в первые три года жизни. Повы- шенная
эмоциональность дошкольника, ее причины. Роль общения в развитии чувств дошкольника.
Способность к сопереживанию и ее значение для форми- рования высших чувств. Влияние
чувств на познавательные процессы.
Раздел V. Психология младшего школьника. (15 часов)
Тема 9. Социальная ситуация психического развития в младшем школьном
возрасте.
Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста. Кри- зис 7 лет.
Психологическая готовность к обучению в школе. Методы диагно- стики готовности к
обучению в школе. Становление позиции ученика как лич- ностного новообразования
младшего школьника. Общие проблемы социализа- ции личности: адаптация к школе
(физиологическая, психологическая). Методы диагностики степени адаптации ребенка к

школе. Основные причины трудно
стей в обучении младших школьников. Трудности процесса адаптации и их проявления в
изменение поведения детей.
Тема 10. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности млад- шего
школьника.
Содержание, функции учебной деятельности. Структура учебной дея- тельности:
учебные задачи, учебные действия, действия контроля, действияоценки (по Д.Б. Эльконину и
В.В. Давыдову). Мотивы учения. Принятие учеб- ной задачи, освоение действий с учебным
материалом. Закономерности форми- рования учебной деятельности. Связь содержания
учебной деятельности и пси- хического развития ребенка.
Тема 11. Основные психические новообразования младшего школьника.
Развитие внимания, восприятия, памяти и воображения в младшем
школьном возрасте.
Развитие произвольного внимания в ходе выполнения учебных целей у младшего
школьника. Динамика развития восприятия в ходе усвоения школь- ных дисциплин.
Совершенствование мнемических процессов у младшего школьника в учебной деятельности.
Соотношение непроизвольного и произ- вольного запоминания в младшем школьном
возрасте. Младший школьный возраст – сензитивный период для становления внешних форм
произвольного запоминания. Развитие логической памяти у младшего школьника в процессе
обучения. Возрастные и индивидуальные характеристики памяти младшего школьника.
Развитие творческого и воссоздающего воображения у младшего школьника в учебной
деятельности.
Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления. Проблема развития
мышления в рамках развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Да- выдов). Динамика
развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, обоб- щения, сравнения у младших
школьников. Развитие произвольности и опосре- дованности познавательных процессов в
учебной деятельности. Формирование произвольной и развернутой речи у младшего
школьника.
Основные особенности личности младшего школьника. Становление внутреннего
плана действий. Развитие рефлексии. Особенности проявления свойств темперамента при
формировании личности младшего школьника. Воз- растные и индивидуальные особенности
становления характера в младшем школьном возрасте. Динамика становления интересов и
способностей младших школьников.
Тема 12. Динамика межличностных отношений в младшем школь- ном возрасте.
Понятие межличностных отношений в группах и коллективах. Формы общения
ребенка со взрослыми и сверстниками. Факторы, определяющие по- ложения ученика в
системе межличностных отношений. Младший школьник и его положение в системе личных
взаимоотношений. Характеристика межлич- ностных отношений детей младшего
школьного возраста. Особенности развития межличностных отношений младших
школьников со взрослыми. Роль учи- теля в становлении межличностных отношений у
младших школьников.
Раздел VI. Психология подросткового и юношеского возраста. (11 часов)
Тема 13. Проблема продолжительности подросткового и юношеского возраста.
Анатомо-физиологическая перестройка организма у подростков, ее влия- ние на
психологические особенности возраста. Понятие о созревании и разви- тии, их влияние на
формирование личности подростка. Роль гетерохронности органического, полового и
социального развития в возникновении подростко- вого возраста (Л.С. Выготский).
Индивидуальные и половые различия в темпе и характере физического, психологического и
социального развития подросткови юношей.
Тема 14. Ведущая деятельность в подростковом и юношеском возрас-

те.
Место
учебной
деятельности
в подростковом
возрасте.
Интимноличностное общение подростков как ведущая деятельность. Становление ново-го типа
отношения со взрослыми. Положение в школе и отношения с учителя-ми. Положение в
семье и отношения с родителями. Роль общения со сверстни-ками в психическом развитии
подростка. Другие виды деятельности подростка.
Профессионально-учебная деятельность как ведущая. Выбор жизненного пути,
определение своего места во взрослом мире, трудности профессионально- го и личностного
самоопределения. Мотивация профессиональной деятельно- сти. «Порог взрослой жизни»
как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
Тема 15. Психологическая характеристика предподросткового воз- раста и
кризиса юношеского возраста.
Кризис в подростковом возрасте как кризис отношений. Проблема подро- сткового
кризиса в свете разных концепций. Классические исследования под- росткового возраста (С.
Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон,
К.
Левин, Ж. Пиаже). Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,
Л.И. Божович).
Взгляды К. Юнга, Б. Ливехуда, Э. Эриксона на кризис юношеского воз- раста.
Специфика проявлений кризиса у студентов. Кризис идентичности (по Э. Эриксону).
Характеристика основных статусов идентичности (по Дж. Марсиа). Кризис интимности.
Специфика проявлений кризиса у работающей молодежи. Пути разрешения кризиса.
Тема 16. Основные психические новообразования в подростковом и юношеском
возрасте.
Чувство взрослости как основное психологическое новообразование под- росткового
возраста. Чувство взрослости как специфическая форма самосозна- ния (Д.Б. Эльконин).
Реакции эмансипации. Конфликты в семье. Группирова- ние со сверстниками. Оценка и
самооценка. Акцентуации характера в подрост- ковом возрасте, «трудные подростки».
Особенности личности в юношеском возрасте. Становление мировоззре- ния.
Функция саморегуляции личностных новообразований (ценности, ценно- стные ориентации,
идеалы, образ Я, уровень притязаний, самооценка и само- контроль). Психосексуальное
развитие и взаимоотношения полов, особенности юношеской дружбы и любви.
Раздел VII. Психология взрослости.(8 часов)
Тема 17. Возрастные задачи развития в I половине взрослости.
Психофизиологические и познавательные особенности в период ранней взрослости:
структура психофизиологического развития взрослых, когнитивное развитие в ранней
взрослости. Физическое развитие в I половине взрослости.
Периоды и задачи развития в ранней взрослости: характеристика 6-ой стадии
жизненного цикла по Э. Эриксону; периодизация жизни женщины и жизни мужчины по Д.
Левинсону; возрастные задачи развития.
Тема 18. Психологическое содержание возрастных кризисов I поло- вины
взрослости.
Возрастные кризисы I половины взрослости. Кризис тридцати лет. Моде- ли
поведения женщин. Модели поведения мужчин (Г. Шихи). Кризис середины жизни (взгляды
К.Юнга, Б. Ливехуда, Э. Эриксона). Пути разрешения кризисов. Психологическая поддержка
взрослых в ситуации кризиса.
Тема 19. Психосоциальное развитие в I половине взрослости.
Развитие «Я» как члена семьи. Развитие «Я» как профессионала. Трех- компонентная
структура любви Р. Стернберга. Установление близких отноше- ний. Образование пары и
развитие отношений. Выбор спутника жизни и созда- ние семьи. Родительство и развитие
взрослых: семейный цикл, переход к роди- тельству, воспитание ребенка и изменение
родительских ролей.

Этапы профессионального пути. Выбор профессии и профессиональная подготовка.
Поступление на работу и профессиональная адаптация. Упрочение, сохранение и изменение
карьеры. Различия в труде мужчин и женщин. Совме- щение работы и семейной жизни.
Тема 20. Переходный возраст взрослости (30-35 лет).
Способность к социальному бытию. Расширение психологического про- странства
семейных отношений. Пересмотр личных параметров своей индиви- дуальности. Схема
отношений ребенка с отцом. Обновление решений о соци- альном положении. Возможные
пути бескризисного прохождения данного воз-растного этапа.
Тема 21. Стадия зрелости (35-50 лет).
Начало снижения уровня физических возможностей. Личностные изме- нения.
Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.
Зрелость как вершина жизненного пути. Источники удовле- творения в данном возрастном
периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Индивидуальная реализация своей сущности.
Освоение новых социальных ро- лей: (бабушки, дедушки, свекра, свекрови, тестя, тещи).
Осознание философии жизни. 2-ой кризисный период зрелости (40-45 лет). Осознание
утраты молодо- сти. Самообразование. Одиночество в этом возрасте.
Тема 22. Пожилой возраст (51-65 лет).
Предпенсионный возраст. Кризис пожилого возраста. Эгоистическая ста- лиация.
Возможности для самореализации и личностного развития. Социаль- ные интересы.
Оживление чувств. Старческий возраст (старше 65 лет). Переме- ны в жизни, способы
вызвать стресс (по Холмсу и Ранге): смерть супруга (суп- руги), уход на пенсию и пр.
Зависимость от других людей. Старческий возраст
– источник жизненной философии. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных,государственных, общенациональных проблем.
Предметные результаты:
− представление онтогенетического пути человека как социального индивида и личности,
выявление общих закономерностей развития, жизни, деятельности и угасания личности в
плане его психической активности;
− понимание определяющих закономерностей психического развития в его связи с
постоянным воспитанием и обучением;
− понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных
особенностей психики человека.

−

−
−
−
−

Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задачи средств их достижения;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость;
-устойчивое положительное отношение к урокам психологии; интерес к психологическим
занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения психологии в собственной жизни;
-представление о психологии как факторе, позитивно влияющем на здоровье.
Учащиея получит возможность для формирования:
- осознанного профессионального выбора в отношении педагогической профессии.
-познавательного интереса к психологическим занятиям;
-нравственно-эстетических чувств;
-осознанного профессионального выбора в отношении педагогической профессии.
-представления о психологических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Учащийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу, понимать
смысл инструкции учителя и вносить в нее
коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результатсобственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками
ориентир;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах психологической
деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных заданий, в т. ч. и творческих;
-выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
-воспринимать мнение сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников,
расширять свои представления о психологии;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями;
-передавать свои впечатления;
-использовать примеры из жизни при обсуждении материала;
-выбирать способы решения исполнительской задачи.

Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках,
включая контролируемое пространство Интернета;
-строить свои рассуждения;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-представлять информацию в виде сообщения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-выражать свое мнение о психологических знаниях, используя разные речевые средства(
монолог, диалог, письменно);
-принимать активное участие в различных видах деятельности;
-понимать содержание вопросов о психологии;
-проявлять инициативу, участвуя в обсуждениях и диалоге на уроках;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильноговыполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и
творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о психологии, используя разные средства коммуникации (в т. ч.
средства ИКТ).
-понимать значение психологии в передаче настроения и мыслей человека, в общении
междулюдьми;
-контролировать
свои
действия
и соотносить
их
с
действиями других
участников коллективной
работы,
включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для
своегодействия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Программа
предусматривает использование разнообразных форм обучения: лекций,практических
занятий, тестов, экспериментальных опытов, тренинговых занятий, решения проблемных
задач, защиту рефератов.
Электронный образовательный ресурс:
https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_u
chebnik.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».