Пояснительная записка Программа патриотического воспитания «НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ» направлена на пропаганду среди учащихся позитивных ценностей Российского государства и общества, укрепление ценностного отношения подростков к жизни в России, изучение родного края, выявление и решение его проблем, пропаганда достижений своих современников, понимание связи родины «малой» с родиной «большой». Именно, используя потенциал культуры родного края, почитая «малую» родину, семью, дом, заботясь о родном крае, ребёнок чувствует себя реальным звеном в цепи исторических событий, гражданином Отечества. Цель программы: воспитание нравственно и физически здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота Основные задачи программы: Обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов; Формирование у школьников важнейших качеств гражданина России – патриота Отечества: чувства любви к Родине и её столице городу-Герою Москве, гордости за свою страну, преданность Родине; Доведение до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их потомков; Воспитание у молодёжи готовности к защите Родины и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; Воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации. Ожидаемый результат: Для учащихся Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и её будущего защитника и созидателя. Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, села, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, бережному отношению к памятникам воинам, погибшим на войне. Повышение роли уголка «Боевой славы» в патриотическом воспитании школьников. Для педагогов Апробация новых форм, средств и методов работы по развитию гражданско-патриотических чувств и качеств детей. Разработка и апробация обучающих занятий по организации конкурсной программы в классе и школе в целом. Направление работы Лекционная и просветительская работа с учащимися школы. Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, посвящённых всероссийским праздникам, КТД. Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по Городам-Героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ. Издательская деятельность. Форма организации занятий: Внеурочная деятельность призвана осуществлять гражданскопатриотическое воспитание школьников, направлена на развитие личности, обладающей духовнонравственными качествами, формирование учебно-исследовательских навыков, стимуляцию детского и юношеского творчества, познавательной активности школьников. Форма организации: Урок-дискуссия, разработка КТД 2 Форма промежуточной аттестации: исследовательская деятельность Содержание программы «Мы - наследники Победы» (34 часа) 1. Вводное занятие. (1 ч) Цели и задачи занятий по программе «Мы – наследники Победы». Требования и критерии оценивания знаний по курсу. 2. Раздел 1. «История моей страны.» (9 ч) Теоретические занятия. (4 ч) Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. История. События. Люди. - Защитники Брестской крепости. Битва за Москву. - Блокадный Ленинград. - Начало коренного перелома. Сталинградская битва - Сражение на Курской дуге. Операция «Освобождение». Берлинская битва. Практические занятия. (5 ч) Работа с документальными источниками (включая Интернет-ресурсы). Конкурс стихов о ВОВ. Работа в группе. Выпуск и защита газеты «Военная хроника» (работа с печатными и электронными ресурсами). Работа в подгруппах. Подготовка и проведение экскурсии по выставке «Это страшное слово – Война». Тест. 3. Раздел 2. «Крым во время Великой Отечественной войны» (14 ч) Теоретические занятия. ( 4 ч) Крым в годы Великой Отечественной войны Крымская оборонительная операция Оборона Севастополя Евпаторийский десант Крымская наступательная операция по освобождению полуострова Освобождение Джанкоя и Керчи. Освобождение Симферополя, Евпатории, Феодосии и Сак Освобождение Бахчисарая и Судака. Освобождение Алушты Освобождение Ялты, начало освобождения Севастополя Крым после освобождения от оккупантов Город-герой Севастополь 4. Раздел 3. «История моей семьи» (9 ч) Теоретические занятия. (2 ч) - Моя родословная. Практические занятия. (7 ч) - Работа с электронным архивом «Мемориал» - Герои моей семьи. - Письмо с фронта - Работа над проектом «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» 5. Зачет. Защита проектов (2 ч). 6. Итоговое занятие. Рефлексия (1 час) Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностные универсальные учебные действия: У обучающегося будет формироваться: 3 - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности; - интерес к научно-исследовательской деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей; - заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - сопоставлять исторические события и историю родного города, семьи - составлять родословную - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. - составлять план поисково-исследовательского проекта; - находить и обрабатывать информацию; - анализировать объекты, выделять главное; - проектировать простую экспозицию; - комплектовать материал для выставки; - составлять текст экскурсии к выставке; Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - описывать конкретные экспонаты и события; - договариваться, приходить к общему решению; - работать в группе; - высказывать суждения, аргументировать 4 Тематическое планирование № Наименование разделов и тем раздела и темы Раздел I. Вводное занятие Тема 1 Вводное занятие Раздел История моей страны. Великая Отечественная II. война. 1941-1945 гг. Тема 1 Начальный период Великой Отечественной войны Тема 2 Урок-практикум по теме «Оборона Москвы» Тема 3 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны Тема 4 Урок работы с историческими архивными документами Тема 5 Война в поэтических строках. Тема 6 Заключительный этап Великой Отечественной войны Тема 7 Урок мультимедии «Военными дорогами Европы» Раздел Крым в годы Великой Отечественной войны III. Тема 1 Крым в годы Великой Отечественной войны Тема 2 Крымская оборонительная операция Тема 3 Оборона Севастополя Тема 4 Евпаторийский десант Тема 5 Крымская наступательная операция по освобождению полуострова Тема 6 Освобождение Джанкоя и Керчи. Тема 7 Освобождение Симферополя, Евпатории, Феодосии и Сак Тема 8 Освобождение Бахчисарая и Судака. Тема 9 Освобождение Алушты Тема 10 Освобождение Ялты, начало освобождения Севастополя Крым после освобождения от оккупантов Тема 11 Тема 12 Город-герой Севастополь Раздел История моей семьи. Вклад моей семьи в историю IV. и процветание Отечества Тема 1 Моя родословная. Тема 2 Работа с электронным архивом «Мемориал», «Подвиг народа» Тема 3 Герои моей семьи Тема 4 Письмо с фронта Тема 5 Работа над проектом «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» Тема 6 Защита проектов Тема 7 Итоговое занятие. Рефлексия. Итого Кол-во часов 1 1 9 1 1 2 1 1 2 1 14 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 10 2 1 1 1 2 2 1 34 5