0 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СШ № 16») РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № 1 от 29. 08. 2023 г. Руководитель МО ______А.Д.Велиулаева СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _____Ж. М. Кондрацкая от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______О.А. Донцова Приказ № 855/01-16 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Художественная мастерская» НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ для 5 классов Составитель программы: Велиулаева Анифе Дляверовна, учитель изобразительного искусства высшей категории ____________________ 2023 год 1 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по курсу «Художественная мастерская» для 5 классов. Основная цель курса – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Курс внеурочной деятельности «Художественная мастерская» включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Важнейшими задачами программы являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Программа ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 10–12 лет. Целью курса «Художественная мастерская» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Задачами изобразительного искусства являются: -освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; -формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; -приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных; -формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; -овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; -развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; -воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; -развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Общее число часов в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание внеурочной деятельности курса «Художественная мастерская»: Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социальнокоммуникативной роли в обществе. 2 Образно-символический язык народного прикладного искусства. Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (валяние из шерсти, декупаж, шебби-шик и многое другое). Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов. Приемы работы с пластичными материалами. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Художественная мастерская» Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности; - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Учащиеся получат возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; 3 - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Учащиеся получат возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Учащиеся получат возможность научиться: - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: - Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - Достичь оптимального для каждого уровня развития; - Сформировать систему универсальных учебных действий; - Сформировать навыки работы с информацией. Формы проведения занятий индивидуальные и коллективные практические творческие работы, выставка. Основной вид занятий – практический. 4 Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый, исследовательский. Тематический план 5 класс № раздела и темы Раздел I Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема Тема Раздел II Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Раздел III Тема 1 Тема 2 Тема 3 Наименование разделов и тем Бумажная страна. Закладка для книги. Техника оригами. Техника «Папье-маше». Техника Мозаика. Квилинг. Прикладное творчество Техника «шебби-шик» Декупаж Валяние из шерсти (техника мокрого валяния) Изготовление цветов из фоамирана Тестопластика. Панно из теста Украшение быта. Лепка на диске. Количество часов 14 2 4 4 2 2 7 2 1 2 2 13 4 4 5 34 5