РП ВД МХК- 11 класс

0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16 ИМ.С.ИВАНОВА»)

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
от 23.08.2023 г.
протокол № 1
Руководитель ШМО
_____А. Д. Велиулаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_____Ж. М. Кондрацкая
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______О.А. Донцова
Приказ № 857/01-16
от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

для 11 класса

2023 год
1

Пояснительная записка
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и
искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы
начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства,
музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой
художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в
жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры
развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие
собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более
качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле
отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего
человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый “строительный материал” для
самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более
четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую
связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого
моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия,
запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его
непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в
программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие
восприятия (функцию активный зритель/слушатель) и интерпритаторских способностей
(функцию исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального,
эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа
произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках “опыт творческой
деятельности” приводится примерный перечень возможных творческих заданий по
соответствующим темам.
В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения
культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного двух
произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных
ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с
культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масштаб и
общекультурную значимость.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, планируется
использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности,
рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи
осуществляются с уроками литературы, истории, иностранного языка, частично с уроками
естественнонаучного цикла.
Цели и задачи изучения мировой художественной культуры на ступени среднего
(полного) общего образования на базовом уровне направлены на достижение:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей
мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре,
их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
Общее число часов, рекомендованных для изучения мировой художественной культуры, –
34 часа: в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю)
2

Содержание курса
11 класс (34 часа)
«Основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской
культуре XIX-XX вв.»
Элективный курс по МХК в11 классе сосредоточен на культуре нового времени
(барокко, классицизм), XIX века (романтизм, реализм, символизм), XX века.
Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур,
социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит
школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре
и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности,
расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и
собственной мировоззренческой позиции.
Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX –
начала XX века (10 часов)
Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. Синтез искусства.
Английская «Озерная школа» поэтов. Французская живопись и литература. Шедевры
музыкального искусства эпохи романтизма. Импрессионизм. Экспрессионизм. Мастера
реализма. Постимпрессионизм в живописи. Кубизм. Абстракционизм. Сюрреализм.
Раздел II. Художественная культура России XIX – начала XX века (10 часов)
Фундамент национальной классики. Славянофильство. Западники. Литература.
Архитектура. Скульптура. Классическая живопись. Бытовой жанр в русском
изобразительном искусстве. Художественная культура России пореформенной эпохи.
Отмена крепостного права. Истоки новой художественной школы. «Псевдорусский стиль»
- направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб и древнерусское
узорочье. Развитие искусства скульптуры. Претворение в музыке образа народа, его
истории, его нравственных идеалов и духовных установок. Величайшее достижение
русской и мировой художественной культуры. Культура «серебряного века». «Духовнокультурный ренессанс». Символизм. Литература символизма – «музыка в стихах».
Наследие классиков символизма. Символистическая живопись. Объединение «Голубая
роза». Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Союз московских живописцев
«Бубновый валет». Группа художников «Ослиный хвост». Футуризм. Неоклассицизм и
поздний романтизм. Поэзия акмеизма. Архитектура неоклассицизма. Стиль модерн.
Художественное объединение «русского духовного ренессанса» «Мир искусства».
Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX века (8 часов)
Литературная классика XX в. Экзистенциализм. «Интеллектуальный роман».
Вторая половина 20 века – постмодернистский период. Музыкальное искусство. Песня и
симфония – ведущие жанры. Неоклассицизм. Музыкальный авангард. Серийная техника
композиции. Конкретная музыка. Сонористика. Электронная музыка. Массовые
музыкальные жанры. Рождение рок-н-ролла. Театр и киноискусство. «Эпический театр»,
«Театр абсурда», «Театр жестокости», «Театр смерти». Форма хепенинга. Теория ролевой
игры. Психодрама. Развитие киноискусства. Художественная культура Америки.
Американская музыка. Регтайм. Духовные песни американских негров-христиан. Блюз.
Джазовая музыка. Голливуд. Искусство Латинской Америки.
Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до
возвращения к истокам (6 часов)
Герой литературы 20-го века. Ассоциация художников революционной России.
Конструктивизм в архитектуре. Российская ассоциация пролетарских музыкантов.
Национализация театров. Архитектура 30-х годов – структивизм и традиционализм.
Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве. Литература и живопись
военных лет. Мемориальные комплексы. Художественная культура последних
десятилетий
XX в. Лирические мелодрамы. Русский постмодернизм. Молодежные массовые жанры.
3

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Мировая художественная культура»:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности, и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, фольклорное
художественное творчество, классические произведения отечественного и зарубежного
искусства;
- развитие потребности в общении с произведениями искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства;
-формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
4

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании элективного курса учащиеся научатся:
-различать художественные культуры;
-понимать термины «Античность», «Возрождение», «Просвещение», «Барокко»,
«Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Символизм», уметь толковать и приводить
примеры деятелей культуры, науки, искусства.
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления творческих работ;
- понимать ценность художественного образования как средства развития
культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и
современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
-соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем,
направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных
видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные
и творческие задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

5

Тематическое планирование
11 класс
№
раздела и
темы

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел I.

Основные течения в европейской художественной
культуре XIX – начала XX века.

10

https://resh.edu.ru/

Романтизм в художественной культуре Европы XIX
века: открытие «внутреннего человека»
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты
Действительность сквозь призму страха и пессимизма
(экспрессионизм)
Мир реальности и мир «новой реальности»:
традиционные и нетрадиционные течения в искусстве
конца XIX- начала XX в
Художественная культура России XIX – начала
XX века.

4

Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Раздел
II.
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Раздел
III.
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Раздел
IV.
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

2
2
2

10

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

Шедевры русской художественной культуры первой
половины XIX в.- фундамент национальной классики
Русская художественная культура пореформенной
эпохи: вера в высокую миссию русского народа
«Переоценка ценностей» в художественной культуре
«серебряного века»: открытие символизма
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и
различное
Европа и Америка: художественная культура XX
века

2

Полюсы добра и зла: литературная классика XX века
Музыкальное искусство в нотах и без нот
Театр и киноискусство XX в.: культурная
дополняемость
Художественная культура Америки: обаяние
молодости
Русская художественная культура XX в.: от эпохи
тоталитаризма до возвращения к истокам

2
2
2

Социалистический реализм: глобальная политизация
художественной культуры
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных
лет и образы войны в искусстве второй половины XX
в.
«Русская тема» в советском искусстве
Противоречия в отечественной художественной
культуре последних десятилетий XX в.
Итого

1

2
2
2
2
8

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

2
6

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

2

2
1
34
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».