0 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «СШ № 16 ИМ.С.ИВАНОВА») РАССМОТРЕНО На заседании ШМО от 23.08.2023 г. протокол № 1 Руководитель ШМО _____А. Д. Велиулаева СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _____Ж. М. Кондрацкая от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______О.А. Донцова Приказ № 857/01-16 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ для 11 класса 2023 год 1 Пояснительная записка Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый “строительный материал” для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию активный зритель/слушатель) и интерпритаторских способностей (функцию исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках “опыт творческой деятельности” приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масштаб и общекультурную значимость. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, планируется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками литературы, истории, иностранного языка, частично с уроками естественнонаучного цикла. Цели и задачи изучения мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлены на достижение: - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей; - воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; - овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Общее число часов, рекомендованных для изучения мировой художественной культуры, – 34 часа: в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю) 2 Содержание курса 11 класс (34 часа) «Основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре XIX-XX вв.» Элективный курс по МХК в11 классе сосредоточен на культуре нового времени (барокко, классицизм), XIX века (романтизм, реализм, символизм), XX века. Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции. Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX века (10 часов) Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. Синтез искусства. Английская «Озерная школа» поэтов. Французская живопись и литература. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Импрессионизм. Экспрессионизм. Мастера реализма. Постимпрессионизм в живописи. Кубизм. Абстракционизм. Сюрреализм. Раздел II. Художественная культура России XIX – начала XX века (10 часов) Фундамент национальной классики. Славянофильство. Западники. Литература. Архитектура. Скульптура. Классическая живопись. Бытовой жанр в русском изобразительном искусстве. Художественная культура России пореформенной эпохи. Отмена крепостного права. Истоки новой художественной школы. «Псевдорусский стиль» - направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб и древнерусское узорочье. Развитие искусства скульптуры. Претворение в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок. Величайшее достижение русской и мировой художественной культуры. Культура «серебряного века». «Духовнокультурный ренессанс». Символизм. Литература символизма – «музыка в стихах». Наследие классиков символизма. Символистическая живопись. Объединение «Голубая роза». Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Союз московских живописцев «Бубновый валет». Группа художников «Ослиный хвост». Футуризм. Неоклассицизм и поздний романтизм. Поэзия акмеизма. Архитектура неоклассицизма. Стиль модерн. Художественное объединение «русского духовного ренессанса» «Мир искусства». Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX века (8 часов) Литературная классика XX в. Экзистенциализм. «Интеллектуальный роман». Вторая половина 20 века – постмодернистский период. Музыкальное искусство. Песня и симфония – ведущие жанры. Неоклассицизм. Музыкальный авангард. Серийная техника композиции. Конкретная музыка. Сонористика. Электронная музыка. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок-н-ролла. Театр и киноискусство. «Эпический театр», «Театр абсурда», «Театр жестокости», «Театр смерти». Форма хепенинга. Теория ролевой игры. Психодрама. Развитие киноискусства. Художественная культура Америки. Американская музыка. Регтайм. Духовные песни американских негров-христиан. Блюз. Джазовая музыка. Голливуд. Искусство Латинской Америки. Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам (6 часов) Герой литературы 20-го века. Ассоциация художников революционной России. Конструктивизм в архитектуре. Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Национализация театров. Архитектура 30-х годов – структивизм и традиционализм. Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве. Литература и живопись военных лет. Мемориальные комплексы. Художественная культура последних десятилетий XX в. Лирические мелодрамы. Русский постмодернизм. Молодежные массовые жанры. 3 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»: - формирование ответственного отношения к учению, готовности, и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; - развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; - развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; - освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, фольклорное художественное творчество, классические произведения отечественного и зарубежного искусства; - развитие потребности в общении с произведениями искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; -формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; 4 -осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; -развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. По окончании элективного курса учащиеся научатся: -различать художественные культуры; -понимать термины «Античность», «Возрождение», «Просвещение», «Барокко», «Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Символизм», уметь толковать и приводить примеры деятелей культуры, науки, искусства. - самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - устанавливать несложные реальные связи и зависимости; - оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства; - осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа; - использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; - понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; - осознавать свою культурную и национальную принадлежность. -соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания. Учащиеся получат возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. 5 Тематическое планирование 11 класс № раздела и темы Наименование разделов и тем Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX века. 10 https://resh.edu.ru/ Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего человека» Импрессионизм: поиск ускользающей красоты Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм) Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX- начала XX в Художественная культура России XIX – начала XX века. 4 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Раздел II. Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Раздел III. Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Раздел IV. Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 http://fcior.edu.ru/ https://easyen.ru/ 2 2 2 10 https://resh.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ https://easyen.ru/ Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в.- фундамент национальной классики Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма Эстетика эксперимента и ранний русский авангард Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное Европа и Америка: художественная культура XX века 2 Полюсы добра и зла: литературная классика XX века Музыкальное искусство в нотах и без нот Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость Художественная культура Америки: обаяние молодости Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам 2 2 2 Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в. «Русская тема» в советском искусстве Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в. Итого 1 2 2 2 2 8 https://resh.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ https://easyen.ru/ 2 6 https://resh.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ https://easyen.ru/ 2 2 1 34 6