РП по технологии 8 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА
ИВАНОВА» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
от 29.08.2023г.
протокол № 1
Руководитель ШМО
_____А.Д. Велиулаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_____Ж.М. Кондрацкая
30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_________О.А. Донцова
Приказ № 856/01-16
от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
на уровень основного общего образования
для 8-х классов

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и
является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности,
технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе
практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации
содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том
числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными.
В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы
с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с
миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену
жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и
самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн,
3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области
обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы
автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики,
строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Основной целью освоения технологии является формирование технологической
грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями,
исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также
критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности,
готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности
цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих
профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится
на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения
научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения
обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности,
воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической,
правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности,
инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся
осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и
структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и
анализа разнообразных моделей.

Содержание учебного предмета
для 8 классов
Раздел 1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
(14 ч.)
Основные теоретические сведения
Технологические свойства древесины. Виды ящичных угловых соединений. Угловые,
серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.
Порядок определения размеров ящичного соединения. Приёмы разметки. Способы
запиливания шипов, долбления проушин. Декоративная обработка древесины. Перспективные
технологии обработки.
Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Техника прорезной резьбы

Виды практической деятельности
Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации. Заточка и
развод зубьев пил. Правка и доводка лезвий ножей для стругов, стамесок. Изготовление
деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов. Расчёт размеров шиповых
соединений рамки.
Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и
приспособлений. Разработка технологической карты на точение фасонной детали. Сборка
изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Вычерчивание мозаичных фрагментов.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей

Варианты объектов труда
Шкатулки, шахматы, ящики, полки, вешалка для полотенец, киянка, скамейки, детская
мебель, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, кухонные и бытовые
принадлежности

Раздел 2. Электротехнические работы (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Правила ТБ. Применение электродвигателей. Схемы подключения коллекторного двигателя к
источнику тока. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и
коммутационной аппаратурой. Методы регулирования скорости и изменение направления
вращения (реверсирования) ротора. Презентации

Виды практической деятельности
Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока. Подборка деталей. Монтаж
цепи модели. Испытание модели.
Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной
аппаратурой

Варианты объектов труда
Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями
и коммутационной аппаратурой

Раздел 3. Технологии ведения дома (3ч.)
Основные теоретические сведения
Правила ТБ. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Рациональное планирование.
Оценка источников доходов семьи. Планирование месячных и годовых расходов семьи.
Планирование расходов. Потребительский кредит. Банковские вклады. Изучение цен на
рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Санитарнотехническое оборудование

Виды практической деятельности
Подбор инструментов. Выбор краски. Подбор обоев. Выбор обойного клея под вид обоев.
Замена деталей мебели, восстановление шиповых соединений, исправление механических
повреждений, реставрация внешнего вида. Инструментов и приспособлений для санитарнотехнических работ.
Подбор и составление перечня инструментов

Варианты объектов труда
Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Освоение способов
работы. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Презентации

Раздел 4. Элементы техники (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Преобразование энергии и её эффективное использование. Энергетические машины.
Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах.
Эффективность использования преобразованной энергии. Преобразование энергии и её
эффективное использование.
Классификация двигателей. Действие сил в машинах

Виды практической деятельности
Модели из деталей конструктора

Варианты объектов труда
Решение технических задач

Раздел 4. Профессиональное самоопределение (5 ч.)
Основные теоретические сведения
Виды профессий сферы производства и непроизводственной сферы. Основные признаки
квалификации профессий. Профессии, специальности и квалификации работника. Признаки
профессий, классы. Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми
профессиями.
Специальность, производительность и оплата труда. Выбор и характеристика по справочнику
условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.
Профессиональный план. Способности и профпригодность. Личный профессиональный план.
Система профессиональной подготовки кадров. Ближние и дальние цели.
Оставление личного профессионального плана

Виды практической деятельности

Составление профессионального плана. Определение ближних и дальних конкретных целей.
Профессиограммы

Варианты объектов труда Личный профессиональный план
Раздел 5. Творческая, проектная деятельность (6 ч.)
Основные теоретические сведения
Подготовительный этап: правила выбора темы проекта, обоснование темы проекта,
историческая и
техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта.
Дизайнерская проработка изделия.
Конструкторский этап: требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач,
выбор рациональной конструкции и материала изделия, преобразование и новые формы,
документация.
Технологический этап: выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая
документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических
операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование, рекламное объявление;
выводы по итогам работы, письменный учёт по проекту, защита проекта

Виды практической деятельности
Подготовка пояснительной записки. Составление чертежей деталей и технологических карт, их
изготовления. Разработка технологической документации. Экономическое и экологическое
обоснование. Маркетинг. Реклама. Формы проведения презентации проекта

Варианты объектов труда
Определение себестоимости изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара.
Составление плана изготовления изделия. Изготовление деталей.
Защита проекта. Презентация проекта

Учащиеся должны к концу 8 класса
Учащиеся научатся:







навыкам по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте,
соблюдения культуры труда;
навыкам созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыкам чтения и составления технической документации, измерения параметров в
технологии и продукте труда, выбора моделирования, конструирования, проектирования
объекта труда и технологии с использованием компьютера,
художественного оформления;
основным методам и средствам преобразования и использования материалов, энергии и
информации, объектов
социальной и природной среды;



















умениям распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных
материалов;
умениям ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и
приспособлений;
навыкам организации рабочего места;
умениям соотносить с личными потребностями и особенностями требования к
подготовке и личным качествам человека, предъявляем различными массовыми
профессиями;
трудовым и технологическим знаниям и умениям по преобразованию и использованию
материалов, энергии, информации, необходимым для создания продуктов труда в
соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениям ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы
и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
навыкам самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры
труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
ответственному отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа
жизни, основой которого является здоровое питание;
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать
проблему;
обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или
желаемого результата;
планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия;
выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами
проектной документации;
готовить пояснительную записку к проекту;
оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Учащиеся получат возможность научиться:








возможности познавательного, интеллектуального, творческого, духовно - нравственного,
эстетического и физического развития;
распространённости изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса
и домашнего хозяйства,
отражению в них современных научно - технических достижений и художественного
стиля;
возможности освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды
технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
выбору объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможности реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической
направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления
технологических процессов;
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;





модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией, задачей деятельности
и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой
технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и
унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области
предметной
технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и
перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4.Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах
с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7.Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10.Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса.
2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий
декоративно-прикладного искусства.
3. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и
объектов.
4. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
5. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или
социальную значимость.
6. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных
задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
7. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих
личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
8. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее
участниками.
9. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
10. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
11. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах.

12. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства.
13. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания
объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических
возможностей;
5) владение методами чтения и способами графического представления технической и
технологической информации
6) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической
деятельности;
7) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими
культуре труда и технологической культуре производства;
8) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании
объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;
7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными
методами;
9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом
требований здорового образа жизни;
10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой
ценности;
13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической
информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и
др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт
пооперационного контроля
17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
18) документирование результатов труда и проектной деятельности;
19) расчет себестоимости продукта труда.

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)

В мотивационной сфере:
оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой
деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств
и труда.

В эстетической сфере:
1) дизайнерское конструирование изделия;
2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани,
ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в материале;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления;
10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста
11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов
моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в
современном творчестве;
16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы,
детского сада и др.;
17) применение методов художественного проектирования одежды;
18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
19) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих
членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе
коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства
работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и



















приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных
технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом
технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
Ученик научится:
навыкам по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте, соблюдения
культуры труда;
навыкам созидательной, преобрзующей, творческой деятельности;
навыкам чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии
и продукте труда, выбора моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и
технологии с использованием компьютера, художественного оформления;
основным методам и средствам преобразования и использования материалов, энергии и
информации, объектов социальной и природной среды;
умениям распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных
материалов;
умениям ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыкам организации рабочего места;
умениям соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и
личным качествам человека, предъявляем различными массовыми профессиями;
трудовым и технологическим знаниям и умениям по преобразованию и использованию
материалов, энергии, информации, необходимым для создания продуктов труда в соответствии с
предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениям ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и
склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
навыкам самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда,
уважительного отношения к труду и результатам труда;
ответственному отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни,
основой которого является здоровое питание.
Ученик получит возможность научиться:
возможности
познавательного,
интеллектуального, творческого, духовно - нравственного,
эстетического и физического развития;
распространенности изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и
домашнего хозяйства, отражению в них современных научно - технических достижений и
художественного стиля;
возможности освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды
технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
выбору объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможности реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической направленности
обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических
процессов.

Тематическое планирование 8 классы
№
раздела
и темы
I

II
III

IY
Y

YI

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Создание изделий из конструкционных и
поделочных материалов. Декоративно-прикладное
творчество (14 ч.)
Тема 1. Изготовление изделий декоративноприкладного назначения (10 ч.)
Тема 2. Изготовления изделий из металла и
искусственных материалов (4 ч.)
Электротехнические работы
Технологии ведения дома
Тема 1. Бюджет семьи
Тема 2. Санитарно - технические работы
Элементы техники
Тема. Элементы техники
Профессиональное самообразование
Тема 1. Роль профессии
Тема 2. Профессиональное образование и
профессиональная карьера
Тема 3. Профессиональный план
Проектные работы (6ч)

14

ИТОГО

34

Проектные
работы

10
4
2
3
2
1
2
2
5
1
1
1
6
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».