АРП ИЗО 1, 2 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16 ИМ.С.ИВАНОВА»)

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
от 29.08. 2023 г.
протокол № 1
Руководитель ШМО
______Н.Г. Кибало

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ Ю. Г. Чернобиль
от. 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______О.А. Донцова
Приказ № 855/01-16
от. 31.08.2023

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 1- 2 коррекционных классов
на 2023 - 2024 учебный год

Составитель программы:
Велиулаева Анифе Дляверовна,
учитель изобразительного искусства
высшей категории
____________________

г. Евпатория
2023 год

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1-2
классов коррекции разработана на основе:
адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
школа № 16 им. С.Иванова города Евпатория Республики Крым» (вариант 7.2),
рассмотренной на педагогическом совете 31.09.2023 г. (протокол п. с. № 19), утвержденной
приказом директора школы от 31.09.2023 г. №855/01-16
Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства, составляет
135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю)
Содержание учебного предмета 1 класса
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33ч)
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни.
Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с
разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного
языка.
Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств
разных художественных материалов.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер
Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни
работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание
связей искусства с жизнью.
Первичное освоение художественных материалов и техник.
Раздел I. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни
и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать
окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий
мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения
рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна,
цвета, в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их
выразительных возможностей.
Раздел II. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и
украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.
Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно
выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия).
Первичный опыт коллективной деятельности.
Раздел III. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в
жизни человека.
Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение
конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы
предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть
конструкцию, т.е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Раздел IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)
3

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в
пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих
элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и
присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Содержание учебного предмета
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ (34ч)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка
искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов.
Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений,
переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и
зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Раздел I. Как и чем работает художник? (8ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в
своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов.
Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и
белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Раздел II. Реальность и фантазия (7ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания
фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения
для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных
в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Раздел II. О чем говорит искусство (11ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и
отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний
(настроений) в природе.
Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие
контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых,
разных по характеру сказочных героев.
Раздел IV. Как говорит искусство (8ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание
цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.
Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению
мыслей и чувств художника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Обучение изобразительному искусству детей с задержкой психического развития должно
быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
4

потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
-понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании);
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
5

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
− организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом),
правильно держать тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть, пользоваться
баночкой для воды;
- различать основные виды произведений изобразительного искусства, такие
художественные материалы, как акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель, тушь и уметь
ими пользоваться, название всех цветов;
-проводить наблюдение за изучаемым объектом;
-осуществлять анализ изучаемого предмета;
-сравнивать 2 предмета по форме, размеру, назначению;
− работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
− понимать три способа художественной деятельности: изобразительную,
декоративную и конструктивную;
− владеть элементарными правилами смешивания цветов (красный + синий =
фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
− пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
− выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного
мира;
− передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов;
− применять элементы декоративного рисования.
− обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от
руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
− выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
− ориентироваться на плоскости листа бумаги;
− закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
6

− составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов
орнамента;
− изображать предметы окружающей действительности;
- основные и составные, теплые и холодные цвета.
-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
-использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши).
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и
конструктивных работах;
-правильно заполнять лист в цвете.
-работать с пластилином и выполнять аппликации.
- проявлять познавательную инициативу;
Коррекционно- развивающие результаты:
-получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;
− формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое»
от «некрасивого»;
− формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого,
делиться впечатлениями;
− овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а
также в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративноприкладное творчество);
− воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям
искусства (умение видеть и анализировать изображенное );
− формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по
отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение.
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания
окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном
отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка;
улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного
материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
моторики рук, образного мышления.
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в
пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
По окончании 2 класса учащиеся:
-овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;
-смогут понимать образную природу искусства;
-давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
7

-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
-научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие
художественные музеи России (и своего региона);
-будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла.
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии.
Коррекционно-развивающие результаты:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания
окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном
отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка;
улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного
материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
моторики рук, образного мышления.
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в
пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

8

Тематическое планирование 1 класс
№ раздела
и темы

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел I.

Ты изображаешь. Знакомство с
Мастером Изображения.

9

https://resh.edu.ru/

Ты украшаешь. Знакомство с
Мастером Украшения

8

Ты строишь. Знакомство с Мастером
Постройки

11

Изображение, украшение, постройка
всегда помогают друг другу

5

Итого

33

Раздел II.
Раздел III.
Раздел IV.

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

Тематическое планирование 2 класс
№ раздела
и темы

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел I

Чем и как работают художники?

8

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
Раздел II

Реальность и фантазия

7

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
Раздел III

О чем говорит искусство

11

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
Раздел IV

Как говорит искусство

8

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
Итого

34

9

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».