Мунпципальное бюджетrrое общеобразоватеJtьное учреrrýденпе <<Средняя школа ЛlЬ 16 пмени Героя Советского Союза Степапа Пванова города Евпаторип Республпки Крым>> РАССМОТРЕНО на заседании СОГJIАСОВАНО IIIMO Заместитель дирекгора по УТВЕРЖДЕНО УВР цIколы Ва от 29.08.2023 г Протокол },lb Руководитель Ю.Г. Чернобщ!ь 1 МО Е. Я. Хорошева 30.0 023г РЛБОЧАЯ ПРОГРАММА на уров€нь по Информатпке среднего общего образоваппя для l 1 KTracca 202З r. цдЕ ва +{9 9, , ,j0 6? 0\ /01-1б 023г ПОЯСНИТЕJIЬIIАЯ ЗАIIИСКА Программа по шrформатике на уровне среднего общего образования составJIена на основе требований к результатаDr освоенпя средней образовательной программы среднего общего образования, цредставJIенньD( в ФГОС СОО, а также федераrrьной рабочей протрап{мы воспитаЕия Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт представJIение о цеJIях, общей стратегии обlr.rениjl, воспитания и рЕввития обу"rающихся средствами уrебного предмета <<Информатика>) на базовом уровне, устанавпивает обязательное цредметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам, опредеJIяет распределение его по кпасс.лм (годам изуlения). Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики у.rебною материaша дш каждого юда из}лrения, в том числе для содержательною наполнения рцrнопо вида контроля (промежугочной атгестации обу.rающихся, всероссийских проверочньтх работ, государственной итоговой аттестации). Программа по шнформатике явJIяется основой для составJIенЕя авторских уrебньгх прогрalп{м и учебников, по)Фочного планирования ч(рса )лителем. Информатика на уровЕе среднего общего образования отрЕlжает: сущность информатики как наl^rной дисциплины, изуrающей закономерности протекания и возможности aвтоматизации информационных процессов в различньгх системЕD(; основные области применения информатики, прежде всепо информационные технологии, управление и социалькуIо сферу; междисциrrлинарный характер информатики информационной деятельности. Курс информатики на уровне среднего общего образования явJIяется завершчлющим этапом непрерывной подпотовки обl"rаюrrргхся в области информатики и информационно-коммуникациоЕньD( технологий, он и опирается на содержание чфса информатики )фовня основЕою общею образования и опыт постоянного применения информационнокоммуникационньIх технологий, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. В содержании уrебного предмета <Информатика,) вылеJIяются четыре тематических р€вдела. Раздел <Щифровм граJ\,rотность)) охватывает вопросы устройства компьютеров и других элементов цифрового оцр)Dкенпя, вкJIючalя компьютерные сети, использование средств операционной спстемы, рабоry в 2 сети Интернет и использование иЕтернет-сервисов, информационrгуо безопасность. Раздел <<Теоретические основы информатикиD вкJIючает в себя понятийный аппарат информатики, вопросы кодщ)ования информации, измерения информационною объёма данных, основы шrгебры логики и компьютерного моделирования, Раздел <Алгоритмы и проrраммирование> направлен на рЕцlвитие алгоритмического мыrrlления, разработку аJIгоритмов, формироваrrие навыков реаJIизации программ на вьтбранном языке прогрtlммировzшия высокого ypoвHrl. Раздел <Информационные технологии> охмтывает вопросы применениrI информационных технологий, рализованЕых в црикпадньD( программных цродукгах и интернет-сервисalх, в том числе при решении задач анЕuIиза данньD(, цспользование баз данных и элекгронных таблиц для решениrI прикJIадньтх задач. Результаты базового уровня из)л{ения )лrебЕого предмета <Информатико> ориентированы в первую очередь на обuryю функциональrгуо грамотность, поJDление компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они вкJIючают в себя: понимание предмета, кJIючевьD( вопросов и основньгх составJlяющих элементов изl"rаемоЙ предметной области; р{ение решать типовые прzлктиtlеские задачи, характерные для использования методов и инструь{ентария данной предметной области; осознание рамок из}чаемой предметной области, огрЕlни"Iенности методов и инструI\[ентов, типиtIньD( связей с другими областями знания. ОСНОВная цель из}л{ения 1^rебного предмета <Информатика> на базовом уровне для ypoBHrI среднепо общего образования - обеспечение дальнейшею информационных компетенций выгryскника, его потовЕости к жизни в условил( развивающегося информационного общества и возрастающей кошсуренции на рынке труда. В связи с этим из)ление информатики в l0 - ll кпассЕD( должно обеспечить: р€ввитиlI сформированность представлений о информатики, роли информационных и коммуникационньIх технологий в совремеЕЕом обществе; сформированность основ логи.Iескопо и аIгоритмиlIеского мыЕшения; сформированность р(ений различать факгы и оценки, сравнив{rть оценочные выводы, видеть их связь с критериями оцениваниJI и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию; 3 сформированность предстаыIений о вJIияIIии информаIрrонньпк технологий на жизнь человека в обществе, понимание социЕлJIьного, экономического, политическою, культурною, юридического, прцродного, эргономшIеского, медицинского и физиолоплческого контекстов информационных техноломй ; принятие правовых и эти.Iеских аспектов информационrъпr технологий, осознание ответственЕости людей, вовлечёнцьпr в создание и использовaшие информационньIх систем, распростанение информации; создание условий для рarзвития навыков )чебной, проекгной, на}чноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обу"rающихся к саморазвитию. На изl^rение информатики (базовый уровень) отводится в l l ruracce - 34 часа (1 час в неделю). Базовый )Фовень из}п{ения информатики обеспечивает подготовку обучающихся, ориентированных на те специ€лJIьцости, в которых информационные техЕологии яышются необходимыми инструI!{ентапdи профессиональной деятельности, )ластие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой, возможность решениrI задач базового уровня сложности Единою государственнопо экзамена по информатике. Последовательность из)лениJI тем в пределЕrх одного юда обуrения может быть изменена по усмотрению r{ителя при подгоювке рабочей программы и поурочЕого планированиrI. В свжu с mем, чmо прu перасоdе на новые рабочuе проzраммы в 1l классе проuсхоdum повmоренuе оtпdельных разdелов u осfпаюmся неuзученньlмu оmdельные разdельt, буdеm проuзвеdена коррекmlц)овка рабочей про2рсlммьl: 1. В разdеле Ituфровал zремоmносtпь dобавляюmся mемы <Требованuя mexHuKll безопасносtпu u 2u2uены прu рабоmе с компьюfперсlмu u dруzttмu компоненлпамu цuфровоzо окwсrсенuя. Прuнцuпы рабоtтлы компьюmера. Персонмьньtй компьюmер. Выбор конфuцрацuu компьюmера в завuсuмосmu олп решаемых заdач. Основные mенdенцuu рсl:]вumuя компьюmерных mехнолоzuй. Параллельньlе вычuсленuя. Мноzопроцессорные сuсfпемы. Суперкомпьюmеры. Мuкроконmроллеры. Робоmuзuрованные проuзвоdсmва. Проzраммное обеспеченuе компьюmеров. Budbt проzрфчl.мноzо обеспеченuя u ttx нсЕ,наченuе. Особенносmu проzраммноzо обеспеченuя мобuльных усmройсmв. Операцuонная сuсmема. Поняmuе 4 о сuслпемном u dеuнсmамяцlм про2раммно2о обеспеченtм. Файловая сuсmема. Поuск в фаfuловой сuсmеме. Орzанuзацtlя храненuя u обрабоmкu daHHblx с uспользованuем uнmернеm-сервuсов, облачных mехнолоzuй u мобuлльных усmройспв, аdмuнuсmрuрованuu. Инсmсuutяцuя Прuклаdные компьюmерные проzрсlммы dля решенuя muповых заdач по вьtбранной спецuсишrацuu. Сuсmемы авлпомаmuзuровслнноео проекmuрованuя. Проерапмное обеспеченuе. Лuцеtвuрованuе проzрсlммноzо обеспеченuя u цuфровьlх ресурсов. Пропрuеmарное u свобоdное проzрсtммное обеспеченuе. Коммерческое u некомJчrерческое uспользованuе проzрсlмлrноzо обеспеченuя u цuфровьlх ресурсов. Оrпвеrпсtпвенносfftь, усfпанавлuваемм законоdаmельсmвом Россuйской Феdерацuu, за неправомерное uспользовслнuе про?рсlммноео обеспеченuя u цuфровых peq)pcoa. )) 2. В разdеле Теореtпuческuе основь, uнформапuка dобавмюmся meшbl <Длеебра лоzuкu. Вьlсказьtванuя. Лоеuческuе операцuu. Таблuцы uсmuнносfпu лоzuческllх операцuй, <конъюнкцllя>, ((uнверсuD), ((uмплuкацllя)), ((эквuвменцuялl. Лоzuческuе выраэrсенuя. Вычuсленuе ло?uческо2о значенuя сосfпавно?о выскскrыванuя прu uзвесmных значенuм вхоdяtцuх в Hezo элеменmарных высказыванuй. Таблuцьt uсmuнноспru лоzuческuх вьtраlсенuй. Лоzuческuе операцuu u олЕрацuu Had мноuсесmвсtмu, Пршrcры законов меебрьl лоzллк1l. Эквuвменпные преобразованuя лоzuческllх выраэrcенuй. Лоеuческuе функцuu. Посmроенuе лоzuческоzо вырсххсенuя с dанной mаблuцей uсmuнносmu. Лоzuческuе элеменfпы компьюfпЕrа. Tpuzzep. Суммаmор. Посmроенuе схемь, на лоzuческu)с элеменmах по лоzuческому вь,рсасенuю. Запuсь лоzuческоzо вьlрсl:хсенuя по ло?uческой схеме. > 3. Разdел Алzорumмь, u проаромлruрованuе был uч)чен в I0 классе. 4. В разdел Информацuонньtе пФсноло?uu dобавляюrпся mемь, <Тексmовьtй процессор. Реdакmuрованuе u формаmuрованuе. Проверка орфоzрафuu u zрсlммаfпuкu. Среdсmва поuска ч авmозсlмены в mексmовом процессоре. Использованuе сmшлей. Спрукmурuробанные mексmовые dotglMeHmbl. CHocKu, оа.аыrcнuе. Облачньtе сервuсы. Комекmuвная рабоmа с dоtсуменmом. Инсmруменmы рецензuрованuя в fпексmовьLх процессорсlх.,Щеловая перепuска. Рефераm. ПpaBluta цumuрованuя uсmочнuков u оформленuя бuблuоzрафuческлtх ccburoK. Оформленuе спuска лumералпуры. BBod uзобраэtсенuй с uспользованuем рсвлuчньtх цuфровьа усmройсtпв (цuфровьlх фоmоаппараmов u мuкроскопоq BudeoKaMep, сканеров u dpyzux усmройсmв.). Графuческuй реdаюпор. Обрабоmка ерафuческtм 5 объекmоa Расrпровая u векmорн(м zрафuка. Формаmы zрафuческшс файлов. Обрабоmка uзобрасlсенuя u звука с uспользованuем uнmернеm-прuлосюенuй. Мульrпluиеduа. Компьюmерные презенmацuu. Использованuе мульлплtJу,еduйньа онлайн-сервuсов dlп разрабоmкu презенmацuй проекmных раболп. Прuнцuпы посп,роенuя реdакmuрованuя rпрiiхмерных моdелей. 6 > u СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1r клАсс I|ифровая грамотпость Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения. Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор конфиryрации компьютера в зЕtвисимости от решаемьж задач. Основные тенденции рЕ}звития компьютерньD( технолоrий. Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Микроконтоллеры. Роботизированные производства. Программное обеспечение компьютеров. Виды програN{много обеспечения и их назначение. Особенности прогрtlмш{ого обеспечения мобильных устройств. Операционная система. Понятие о системном администировании. Инстаrrляция и деинстаJIJuIция программного обеспечения. Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация храненшI и обработки данньтх с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильньrх устройств. Прикладные компьютерЕые программы дIя решения типовьD( задач по выбранной специ€шизации. Системы автоматизированного проектцрования. Программное обеспечение. Лицензирование програп{много обеспечения цифровьrх ресурсов. Проприетарное свободное проrрап{мное обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использовaшие програDrмIrопо и и обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая законодательством Российской Федерации, за неправомерное использование программного обеспечения и цифровьrх ресурсов. Принципы построения и aшпаратные компонеЕты компьютернъп< сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменньтх имён. Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером. .Щинамические стiшlицы. Разработка интернет-приложений (сайтов). СЕтевое хранение данных. Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реаJIьнопо времени (например, локация мобильных телефонов, определеЕие загруженности автомагистр€шей), интернет-торгоыu, бронирование билетов, постиЕиц. Государственные элекгронные сервисы и услуги. Социальные сети организация коJIлективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой 7 этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности пол5rченной информачии. Открытые образовательные ресурсы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием информационно-коммуникационньD( технологий. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности. Средства зацц{ты информации в компьютерarх, компьютерньIх сетях и автоматизированньD( информационных системах. Правовое обеспечение информационной безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к личной конфиденциальной информации, хранящейся на персонЕuьном компьютере, мобильных ус,гройствах. Вредоносное проIраммное обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные прогрalп{мы. Организация личЕого архива информации. Резервное копирование. Парольная защита архива. Информационные технологии профессиональнЕrя деятельность. Информационные ресурсы. Щифровая экономика. Информационная культура. Теоретrrческпе осЕовы rrнформатикrr Модели и моделирование. Щели моделирования. СоотвЕтствие модели моделируемому объекry или процессу. Форма-пизация прикJIадных задач. Представление результатов моделирования в виде, удобном дIя восприятия человеком. Графическое предстtlвJIение данньD( (схемы, таблицы, графики). Графы. Основные понятия. Виды графов. Решецие €lлгоритмических задач, связalнньIх с анaцизом графов (пос,троение оптимzlпьною rrути меж.щ/ вершинами графа, определение количества различных ггугей межд/ вершин{rми ориентированнопо ацикпического графа). .Щеревья. Бинарное дерево. .Щискретные игры двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии игры в табличной форме. Вьтигрышные стратегии. Использование графов и деревьев при описalнии бъектов и цроцессов окружающего мира. Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы истинности логшIеских операций ((дизъюнкция)), (конъюнкция>, <инверсия>), и (импликация)), (эквивлIенция>. Логические вырЕDкения. Вычисление логическою значения составного высказывания при известньD( значенпях входящих в нею элементарных высказываний. Таблицы истинЕости логическIтr( выражений. Логические операции и операции Еад множествап,rи. Примеры законов алгебры логики. Эrсвивалентные преобразовalния логических выражений. Логические функции. Построение логического выр€Dкения с данной таблицей истинности. Логтrческие элементы 8 компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логическID( элемеЕтах по логическому выра2кению. Запись логического вырФкения по лоrтrческой схеме. Информацшонные технологпп Аншtиз данных. Основные задачи анa!.лиза данЕьrх: прогнозцрование, классификация, кпастеризацшя, zшzллиз отклонений. Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данньD(, очистка и оценка качества данньDq выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация даннь,D(, интерпретация результатов. Анализ дzrнньж с помощью электронных таблиц. Вычисление с)rммы, средЕего арифметического, нмбольшего и наименьшею значений диапл}она. Компьютерно-математические модели. Этапы компьютерноматематическою моделирования: постановка задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный эксперимент, аIIаJIиз результатов моделиров€lния. Численное решение уравнений с помощью подбора параметра. Табличные (реляционные) базы данньrх. Таблица - представJIение сведений об однотипньтх объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с готовой базой данньп<. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрачия записей. Запросы на выборку данньгх. Запросы с параметрами. Вычисляемые поJUI в запросЕD(. Многотабличные базы дzlнных. Типы связей межд/ таблицами. Запросы к многотабличным базам данных. Текстовый цроцессор. Редактирование и форматирование. Проверка орфографии и грап,rматики. Средства поиска и автозzлмены в текстовом процессоре. Использование стилей. Структурировдшые текстовые дочrменты. CHocror, оглавJIение. Облачные сервисы. Коллекгивкая работа с документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах. .Щеловая переписка. Реферат. Правила цштцрования источников й оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы. Ввод изображений с использованием разлиtIньгх цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других устройств.). Графичесюrй редакюр. Обработка графичесшоt бъеrсгов. Растровм и векторнчля графика. Форматы графических файлов. Обработка изображения и звука с использов€Iнием интернетприложений. Мультимедиа. Компьютерные презентации. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проекп*ьп< работ. 9 Принципы постоения и редактирования,трёхмерньD( моделей. Средства искусственного интеJIлекта. Сервисы машиннопо перевода и поиск изображений, распознав.rния устной речи. I4дентификация распознавание лиц. Самообуrающиеся системы. Исryсственный интеллект в компьютерных игрzlх. Использование методов искусственного интеJUIекга в обучающих системах. Использование методов искусственного интеJUIекта в робототехнике. Интернет вещей. Перспекпrвы развития компьютерных интеллекц/Еrльных систем. и 10 ПЛАНИРУЕМЫЕ ИНФОРМАТИКЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ПРОГРАММЫ ПО СРЕДIЕГО ОБЩЕГО ОСВОЕНИЯ УРОВНЕ оБрАзовАния (БАзовьй vговвнь; личностIlыЕ рЕзультАты Личностные результаты отражЕlют готовность и способность обу"rшощихся руководствоваться сформироваI*rой вrrутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивньD( вц/тренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реЕuIизации средствами 1.чебного предмета ocHoBIlbD( направлекий воспитательной деятельности. В результате изrIения информатики на уровЕе среднего общего образования у об}r.rающегося будrг сформированы следующие лшlностные результаты : 1) гралсданского воспптанпя : осознаЕие cBolD( конституционньD( прав и обязанностей, ув€lжеЕие закона и правопорядка, соблюдение основополaгающю( норм информационного права и информационной безопасности; готовность противостоять идеологии экстремизма, нациоIIаJIизма ксенофобии, дисцриминации по социаJIьным, религиозным, расовым, национальным признакам в виртуальном прострЕlнстве; 2) патриотического воспштанпя: ценностное отношение к истори.Iескому наследию, достижениям Росспи в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни современного бщества; 3) луховllо-нравственпого воспптанпя: сформированность нравственного сознания, этиtIеского поведеЕия; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет; 4) эстетического воспитапня: эстетическое отношение к миру, вкпючalя эстетику Еа)лного и технического творчества; способность воспринимать разли!Iные виды искусства, в том числе осЕованные Еа использовании информационных технолоrrrй; 5) физпческого воспптанпя: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответствеЕною отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт 11 соблюдения требований безопасной экспIryатации средств информационньп< и коммуникационЕьD( технологий ; б) трудового воспитанllя: готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, Iшанировать и сaл lостоятельно выполЕять такую деятельность; интерес к сферам профессиона:tьной деятельности, связанным с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениJtх информатики и на)лно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор булучей профессии и реализовывать собственные жизнеЕные плаЕы; готовность и способность к образоваЕию и самообразованию на протяжении всей rrсизни; 7) экологического воспптания: осознание глобального характера экологшIеских проблем и гrутей их том числе решения, у"rётом возможностей информационнокоммуникационных технологий ; 8) ценности научного позшаппя: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню р€ввития информатики, достижениям Еа)лно-техниЕIеског0 прогресса и общественной практики, за счёт понимrшиrl роли информационных ресурсов, информационных процессов и информациоЕных технологий в условшrх цифровой трансформаrши многID( сфер жизни современнопо общества; осознание цецности наl"rной деятельности, потовность осуществлять проектгуlо и исследовательскую деятельность индиви.ryально и в группе. В aроцессе достиженшI лиtlностньrх результатов освоения прогрaммы информатике обуrающихся совершенствуется эмоциональный интеJuIект, предполzгающий сформированность: сЕlI\{ореryлировЕlниJl, вкпючающего сztп{оконтроль, упiение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоционzшьным изменениям и проявлять гибкость, быть отtсрытым новому; вrгу,тренней мотивации, включающей йремJIение к достиrкению цели и успеху, оптимизм, инициативность, р{ение действовать исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, r{итывать его при осуществлении ком}rуникации, спосбность к сочувствию и сошережив€шию; в по с у L2 социaшьных навыков, вкпючЕlющих способность выстрмвать отношения с другими JIюдьми, заботиться, проявJUtть интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изrIения информатики на уровне среднего общего образования у обуlающеюся будуг сформированы метапредмgгные результаты, отражённые в универсЕшьньп< у.rебных действиях, а именно: познавательные универсальные 1..rебные действия, коммуникативные универсальные уrебные действия, реryлятивные универсЕuIьные уtебные действия, совместнм деятельность. Познавате.rrьные универсальные учебные действпя 1) базовые логпческпе действпя: с€lмостоятельно формулировать и акý/ализиромть проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существеЕный признак иJIи основанпя NIя сравнеЕия, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавllть параметры и критерии их достижения; выявJIять закономерности и противоречия в рассматри&rемых явлепияr(; разрабатьтвать план решения проблемы с уrётом анаJIиза имеюцIихся материальньгх и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов цеJIям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять рабоry в условиJD( реального, вирту{rльною и комбинировЕrнного взаимодействия; рaввивать креативное мышление при решении жизненньD( тrроблем. 2) базовые исследовательские действпя: владеть навык€tJ\,tи 5rчебно-исследовательской и проекгной деятельности, навыкal}tи разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения пракгиtIеских задач, цримененшо различных методов познания; овладеть видalми деятельности по поJIr{ению нового знllния, его интерпретации, преобразованию и применению в рaвлиllных уrебньrх ситуациях, в том числе при создании уrебных и социаJIьIIьD( проекmв; формирование на)лного типа мышuIения, владение терминологией, ключевыми поЕятиями и методами; 13 наl^rной ставить и формулировать собственные задачи в образовательноЙ деятельности и жизненньгх ситуациrrх; выявJIять причинно_следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, нaлходить аргументы дш доказательства своих )дверждений, задавать парап,rетры и критерии решения; анaшизировать поJýленные в ходе решения задачи результаты, критиtlески оценивать их достоверЕость, прогнозировать изменение в HoBbD( условиях; давать оценку новым ситуациJIм, оценивать приобретённый оrБIт; ос)лцествJIять целенацравленный поиск переноса средств и способов действия Ь профессиональFIуIо среду; переносить знания в познавательЕуIо и практи.Iескую области жизЕедеятельности; интеIрировать знания из рtlзных цредметньD( областей; вьцвигать новые идеи, предлагать орпгинiшьные под(оды и р€шеЕия, ставить проблемы и задачи, допускalющие {шьтернативные решения. 3) работа с пнформацией: владеть навыками поrrrlеЕия информации из источников разньIх типов, самостоятельно осуществJIять поиск, zlнализ, систематизацию п интерпретацию информации рщличных видов и форм представлевия; создавать тексты в различньD( форматах с }л{ётом н€tзЕачения информации и целевой аудитории, выбирая оптимЕtльЕуIо форму представпения и визуЕUIизации; оценивать достоверность, лемтимность информации, её соответствие правовым и морz!.льно-этическим HopMElI\{; использовать средства информационньп< и комм)ликационньD( технологий в решении коrнитивных, комtrодlикативньD( и организационньD( задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережениrI, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыкаJ\{и распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммунrrкатllвцые универсаJrьные учебные деf, ствпя 1) общенпе: осуществJlять комIlfуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социЕшьньrх знаков, распознавать предпосылки конфликгных ситуаций и уметь смягчать конфликты; |4 владеть разлиtIными способами общения и взЕtимодействия, аргуN{ентцрованно вести диaшог; развёрнуто и логичЕо излагать свою точку зрениJI. 2) совмесгная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий интересов и возможЕостей каждоrо члена коJшектива; с уrётом обпrrх принимать цели совместной деятельности, организовыватъ й координировать действия по её достижению: составJrять план действий, распредеJIять роли с уrётом обсуждать результаты совместной работы; мнений )Еастников, оценивать качество своего вкпада и каждого )частника команды в обшцrй результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинzrльности, прЕtктической значимости; осуществJUIть позитивное стратегическое поведение в различньD( ситуациJDq проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятпвные универсдJrьrrые 5lчебные действпя 1) самоорrашпзация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявJIять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизнеЕных ситуациях; сatмостоятельно cocTaBJuITb IIлЕlн решеЕия проблемы с учётом имеющrтхся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку Еовым ситуациям; РаСШирять рамки 1..rебною предмета на основе личнь,гх предпочтений; делать осознанный выбор, аргуйентировать епо, брать ответственность за решение; оцеЕимть приобретённый опыт; способствовать формированию и проявJIению широкой эрудиции в разньж областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть совершаемых tи познавательной рефлексии как осознания действий и мыслительных процессов, иr( резуJьтатов и навыкzл 15 основ€IЕий; использовать приёмы рефлексии дrя оценки ситуации, выбора верЕого решения; оценивать риски и своевременно цринимать решения по их снюкению; приЕимать мотивы и арцaменты других при Еlнашзе результатов деятельности. 3) прпнятия себя и другшх: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы арryменты других при анаJIизе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; рzввивать способность понимать мир с позиции другого человека. и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЛТЫ В процессе из)леншI курса информатики базового уровIrя в 17 массе обучающимися булут достигнуты следrющие предметные результаты: владение представJIениями о роли информации и связанньrх с ней процессов в природе, технике и обществе, понятиями <информация>, <информационный процесс)), (системФ), (<компонеЕты системы>, <<системный эффеко, <информационн€ц системаD, ((система управJIениJD; владение методап{и поиска информации в сети Интернет, умеЕие критически оценивать информацию, полrIен}rуIо из сети Интернет; уI!{ение характеризовать большие данные, приводить источников их поJцления и нaшравления использованиrI; примеры понимание основных цринципов устройства и функциониров€lния современных стационарньтх и мобильных компьютеров, тенденций рЕц!витиJI компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системап,rи, основными видами прогр€lммного обеспечеЕия ця решения }rtrебных задач по выбранной специ{rлизации; соблюдение требомниЙ техники безопасности и гигиеЕы при работе с компьютерами и д)угими компонентами цифрового окружения, понимание правовых основ использования компьютерньгх прогрЕlмм, баз данньrх и материЕuIов, размещённых в сети Интернет; нЕuIичие представлений о компьютерных сетл( и их роли в современном мире, об обпцх цриЕцип,ж разработки и функционированиJr интернетприложений; понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозап,l, собJподение мер 16 безопасности, предотвращаюцIих незаконное распросцанение персональньIх данных; владеЕие теоретиtIеским аппаратом, позвоJUIющим опредеJUтть кратчайший пугь во взвешенном графе и количество rrутей межд/ вершинами ориентированного ацикJIического графа; умение читать и понимать програ}rмы, реаJIизующие несложные алгоритмы обработки числовьtх и текстовых дalнньD( (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изrIения универсЕuIьном языке прогрzлп,tмирования высокого уровня (fIаска.пь, Python, Javц С+, С#), апшIизировать iшюритмы с использованием таблиц трассировки, опредеJIять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, вкJIючающих цикJIы, ветыIенияи подпроIраммы, цри задЕшньтх исходньIr( данных, модифицировать готовые программы дш решения HoBbD( задач, использовать их в свою( программах в качестве подIрограмм (процедур, функций); р{ение реализовывать на выбранном NIя из)ления языке програ}rмиров.lния высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С#, С#) типовые алгоритмы обрабожи чисел, числовьD( последовательвостей и массивов: предстaвление числа в виде набора простых сомножителей, нахождение максимtлJIьной (минимальной) цифры натураJIьного числа, записанного в системе счисления с оснокшием, не превышаюпдлм 10, вычисление обобщённьrх характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведеЕия, среднего арифметического, минимЕlльного и максимЕUIьного элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива; р{ение использов€rть табличные (рляционные) базы данньDq в частности, cocTaвJurтb зацросы к базам данньг)( (в том числе запросы с вычисляемыми поrrями), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанrгую базу данных, уt!{епие использовать электроЕные таблицы для аЕ€uIиза, представленйя й бработtсл данньD( (включая вычисление с)rммы, среднего арифметического, наибольшего и нaмменьшего значений, решение уравнений); )rмение использовать компьютерно-математические модеJIи для {шzлJIиза объекгов и процессов: формулировать цель моделцрования, выполtlять ходе моделирования, оценивать анализ результатов, поJryченньrх соответствие модели моделируемому объекry иJIи процессу, представJIять в РеЗУЛЬТаТЫ МОДеЛIlrРОВаНИЯ В НаГJIЯДНОМ ВИДе; 17 Умение создаватЬ стрУктУрированЕые текстовые ДОКУIr{еНТЫ И демоЕстрационные матери€ллы с использованием возможностей современных программньD( средств и облачных сервисов; умение орrанизовывать личное информационное простанство с использованием различных цифровьж технологий, понимание возможностей цифровых сервисов государственньж усJryг, цифровьrх образовательньо< сервисов, понимание возможностей и ограниЕIений технологий искусственного интеллекта в различных областях, нали.Iие представлений об использовЕlнии информационIIьrх технологий в различню( профессиональItых сферах. 18 (9 a: лдЕ ЕЁЁ ядЁ5 I- cL: х ^ts {l.ii :: ý Q a..= Б ёЕ Ё. q) у о F-_ яё c.l t с\l э нЕ Ф € Ф о q) 6 Е z о. о : d Рс Б> о.9 еa са н Ф G! л о F о 6 оо оЕ Еý ido cLE о о х с) ч l. Gl Ф о. Fr о cl trý' tr€, Е .. Ф ,е, , Glл Е qý 6 яц) ф tlт о лс) а Е Ф Q) Е8 Ёв н Ф Q a) 6 N €, )il о Е о Kl а 8 о. о о ,ýr q у Ir о q л д о с у о g 5 d ,д F Е{ д о ао €, {J н q) Gl Er хa) ? о Ф о q) 3 а о li cl c,l (.l д q) а о Ф Ф л ro о. to а 6 о о ф Ф е) о а о а о Е cl о t-, с Е Е о д Е Е Gl €. д Е о в }l о о (l rд a) d а д с.l о Е о)ý до о:Е ьЕ Ев }rE Ёв or. чý ýэ ь8 оьЁ (в F. ч Ф Ё с) lr Е Ir о lD Ф t о о ч о d я F. о d А .БЕ ts!- о Q) ! Е E{ а А о El о о cl N ý н z а nr о Q ti (J н Ф а Ф F. ф о i( н н lд о N УЧЕБНО-МЕТОД[[IЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬЕОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИА.ПЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА . Информатика, l l шrасс/ Семакин И.Г,, Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Общество с ограниlIенной ответственностью <БИНОМ. Лаборатория знаний>>; Акционерное общество <<Издательство <<Просвещение>> МЕТОД{ЧЕСКИЕ МЛТЕРИАЛЫ ЛПЯ УЧИТЕJIЯ https://resh.edu.ru, https://edsoo.ru htфs ://education.yandex.ru./lab/librarv/mairfl sгаdе7 https //bosova.rr:/metodi st/authors/informatika/3 : /mоfлhр ЦИФРОВЫЕ ОБРЛЗОВАТЕJЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРIIЕТ https://resh.edu.ru https://m.edsoo.ru zr