Мунпципальное бюджетrrое общеобразоватеJtьное учреrrýденпе
<<Средняя школа ЛlЬ 16 пмени Героя Советского Союза Степапа Пванова
города Евпаторип Республпки Крым>>
РАССМОТРЕНО
на заседании
СОГJIАСОВАНО
IIIMO
Заместитель дирекгора по
УТВЕРЖДЕНО
УВР
цIколы
Ва
от 29.08.2023 г
Протокол },lb
Руководитель
Ю.Г. Чернобщ!ь
1
МО
Е. Я. Хорошева
30.0
023г
РЛБОЧАЯ ПРОГРАММА
на уров€нь
по Информатпке
среднего общего образоваппя
для l 1 KTracca
202З r.
цдЕ
ва
+{9
9, , ,j0
6?
0\
/01-1б
023г
ПОЯСНИТЕJIЬIIАЯ ЗАIIИСКА
Программа по шrформатике на уровне среднего общего образования
составJIена на основе требований к результатаDr освоенпя средней
образовательной программы среднего общего образования, цредставJIенньD( в
ФГОС СОО, а также федераrrьной рабочей протрап{мы воспитаЕия
Программа по информатике на уровне среднего общего образования
даёт представJIение о цеJIях, общей стратегии обlr.rениjl, воспитания и
рЕввития обу"rающихся средствами уrебного предмета <<Информатика>) на
базовом уровне, устанавпивает обязательное цредметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, опредеJIяет
распределение его по кпасс.лм (годам изуlения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики у.rебною материaша дш каждого юда из}лrения, в том числе
для содержательною наполнения рцrнопо вида контроля (промежугочной
атгестации обу.rающихся, всероссийских проверочньтх
работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по шнформатике явJIяется
основой для составJIенЕя авторских уrебньгх прогрalп{м и учебников,
по)Фочного планирования ч(рса )лителем.
Информатика на уровЕе среднего общего образования отрЕlжает:
сущность информатики как наl^rной дисциплины, изуrающей
закономерности протекания и возможности aвтоматизации информационных
процессов в различньгх системЕD(;
основные области применения информатики, прежде
всепо
информационные технологии, управление и социалькуIо сферу;
междисциrrлинарный характер информатики
информационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования явJIяется
завершчлющим этапом непрерывной подпотовки обl"rаюrrргхся в области
информатики и информационно-коммуникациоЕньD( технологий, он
и
опирается на содержание чфса информатики )фовня основЕою общею
образования и опыт постоянного применения информационнокоммуникационньIх технологий, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании уrебного предмета <Информатика,) вылеJIяются четыре
тематических р€вдела.
Раздел <Щифровм граJ\,rотность)) охватывает вопросы устройства
компьютеров и
других элементов цифрового оцр)Dкенпя,
вкJIючalя
компьютерные сети, использование средств операционной спстемы, рабоry в
2
сети Интернет
и
использование иЕтернет-сервисов, информационrгуо
безопасность.
Раздел <<Теоретические основы информатикиD вкJIючает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодщ)ования информации,
измерения информационною объёма данных, основы шrгебры логики и
компьютерного моделирования,
Раздел <Алгоритмы и проrраммирование> направлен
на
рЕцlвитие
алгоритмического мыrrlления, разработку аJIгоритмов, формироваrrие
навыков реаJIизации программ на вьтбранном языке прогрtlммировzшия
высокого ypoвHrl.
Раздел <Информационные технологии> охмтывает вопросы
применениrI информационных технологий, рализованЕых в црикпадньD(
программных цродукгах и интернет-сервисalх, в том числе при решении задач
анЕuIиза данньD(, цспользование баз данных и элекгронных таблиц для
решениrI прикJIадньтх задач.
Результаты базового уровня из)л{ения )лrебЕого предмета
<Информатико> ориентированы в первую очередь на обuryю
функциональrгуо грамотность, поJDление компетентностей для
повседневной жизни и общего развития. Они вкJIючают в себя:
понимание предмета, кJIючевьD( вопросов и основньгх составJlяющих
элементов изl"rаемоЙ предметной области;
р{ение решать типовые прzлктиtlеские задачи, характерные для
использования методов и инструь{ентария данной предметной области;
осознание рамок из}чаемой предметной области, огрЕlни"Iенности
методов и инструI\[ентов, типиtIньD( связей с другими областями знания.
ОСНОВная цель из}л{ения 1^rебного предмета <Информатика> на базовом
уровне для ypoBHrI среднепо общего образования - обеспечение дальнейшею
информационных компетенций выгryскника, его потовЕости к
жизни в условил( развивающегося информационного общества и
возрастающей кошсуренции на рынке труда. В связи с этим из)ление
информатики в l0 - ll кпассЕD( должно обеспечить:
р€ввитиlI
сформированность представлений о
информатики,
роли
информационных и коммуникационньIх технологий в совремеЕЕом
обществе;
сформированность основ логи.Iескопо и аIгоритмиlIеского мыЕшения;
сформированность р(ений различать факгы и оценки, сравнив{rть
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оцениваниJI и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
3
сформированность предстаыIений о вJIияIIии информаIрrонньпк
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социЕлJIьного,
экономического, политическою, культурною, юридического, прцродного,
эргономшIеского, медицинского и
физиолоплческого контекстов
информационных техноломй ;
принятие правовых и эти.Iеских аспектов информационrъпr технологий,
осознание ответственЕости людей, вовлечёнцьпr в создание и использовaшие
информационньIх систем, распростанение информации;
создание условий для рarзвития навыков )чебной, проекгной, на}чноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обу"rающихся к
саморазвитию.
На изl^rение информатики (базовый уровень) отводится в l l ruracce - 34
часа (1 час в неделю).
Базовый )Фовень из}п{ения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специ€лJIьцости, в которых
информационные техЕологии яышются необходимыми инструI!{ентапdи
профессиональной деятельности, )ластие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решениrI задач базового уровня сложности Единою
государственнопо экзамена по информатике.
Последовательность из)лениJI тем в пределЕrх одного
юда обуrения
может быть изменена по усмотрению r{ителя при подгоювке рабочей
программы и поурочЕого планированиrI.
В свжu с mем, чmо прu перасоdе на новые рабочuе проzраммы в 1l
классе проuсхоdum повmоренuе оtпdельных разdелов u осfпаюmся
неuзученньlмu оmdельные разdельt, буdеm проuзвеdена коррекmlц)овка
рабочей про2рсlммьl:
1. В разdеле Ituфровал zремоmносtпь dобавляюmся mемы <Требованuя
mexHuKll безопасносtпu u 2u2uены прu рабоmе с компьюfперсlмu u
dруzttмu компоненлпамu цuфровоzо окwсrсенuя. Прuнцuпы рабоtтлы
компьюmера. Персонмьньtй компьюmер.
Выбор
конфuцрацuu
компьюmера в завuсuмосmu олп решаемых заdач. Основные mенdенцuu
рсl:]вumuя компьюmерных mехнолоzuй. Параллельньlе вычuсленuя.
Мноzопроцессорные сuсfпемы.
Суперкомпьюmеры.
Мuкроконmроллеры. Робоmuзuрованные проuзвоdсmва. Проzраммное
обеспеченuе компьюmеров. Budbt проzрфчl.мноzо обеспеченuя u ttx
нсЕ,наченuе. Особенносmu проzраммноzо обеспеченuя мобuльных
усmройсmв. Операцuонная сuсmема. Поняmuе
4
о
сuслпемном
u
dеuнсmамяцlм про2раммно2о
обеспеченtм. Файловая сuсmема. Поuск в фаfuловой сuсmеме.
Орzанuзацtlя храненuя u обрабоmкu daHHblx с uспользованuем
uнmернеm-сервuсов, облачных mехнолоzuй u мобuлльных усmройспв,
аdмuнuсmрuрованuu. Инсmсuutяцuя
Прuклаdные компьюmерные проzрсlммы dля решенuя muповых заdач
по вьtбранной спецuсишrацuu. Сuсmемы авлпомаmuзuровслнноео
проекmuрованuя. Проерапмное обеспеченuе. Лuцеtвuрованuе
проzрсlммноzо обеспеченuя u цuфровьlх ресурсов. Пропрuеmарное u
свобоdное проzрсtммное обеспеченuе. Коммерческое u некомJчrерческое
uспользованuе проzрсlмлrноzо обеспеченuя u цuфровьlх ресурсов.
Оrпвеrпсtпвенносfftь, усfпанавлuваемм законоdаmельсmвом
Россuйской Феdерацuu,
за
неправомерное
uспользовслнuе
про?рсlммноео обеспеченuя u цuфровых peq)pcoa. ))
2. В разdеле Теореtпuческuе основь, uнформапuка dобавмюmся meшbl
<Длеебра лоzuкu. Вьlсказьtванuя. Лоеuческuе операцuu. Таблuцы
uсmuнносfпu лоzuческllх операцuй , <конъюнкцllя>,
((uнверсuD), ((uмплuкацllя)), ((эквuвменцuялl. Лоzuческuе выраэrсенuя.
Вычuсленuе ло?uческо2о значенuя сосfпавно?о выскскrыванuя прu
uзвесmных значенuм вхоdяtцuх в Hezo элеменmарных высказыванuй.
Таблuцьt uсmuнноспru лоzuческuх вьtраlсенuй. Лоzuческuе операцuu u
олЕрацuu Had мноuсесmвсtмu, Пршrcры законов меебрьl лоzллк1l.
Эквuвменпные преобразованuя лоzuческllх выраэrcенuй. Лоеuческuе
функцuu. Посmроенuе лоzuческоzо вырсххсенuя с dанной mаблuцей
uсmuнносmu. Лоzuческuе элеменfпы компьюfпЕrа. Tpuzzep. Суммаmор.
Посmроенuе схемь, на лоzuческu)с элеменmах по лоzuческому
вь,рсасенuю. Запuсь лоzuческоzо вьlрсl:хсенuя по ло?uческой схеме. >
3. Разdел Алzорumмь, u проаромлruрованuе был uч)чен в I0 классе.
4. В разdел Информацuонньtе пФсноло?uu dобавляюrпся mемь,
<Тексmовьtй процессор. Реdакmuрованuе
u
формаmuрованuе.
Проверка орфоzрафuu u zрсlммаfпuкu. Среdсmва поuска ч авmозсlмены
в
mексmовом процессоре. Использованuе
сmшлей.
Спрукmурuробанные mексmовые dotglMeHmbl. CHocKu, оа.аыrcнuе.
Облачньtе сервuсы. Комекmuвная рабоmа
с
dоtсуменmом.
Инсmруменmы рецензuрованuя в fпексmовьLх процессорсlх.,Щеловая
перепuска. Рефераm. ПpaBluta цumuрованuя uсmочнuков u оформленuя
бuблuоzрафuческлtх ccburoK. Оформленuе спuска лumералпуры. BBod
uзобраэtсенuй с uспользованuем рсвлuчньtх цuфровьа усmройсtпв
(цuфровьlх фоmоаппараmов u мuкроскопоq BudeoKaMep, сканеров u
dpyzux усmройсmв.). Графuческuй реdаюпор. Обрабоmка ерафuческtм
5
объекmоa Расrпровая u векmорн(м zрафuка. Формаmы zрафuческшс
файлов. Обрабоmка uзобрасlсенuя u звука с uспользованuем
uнmернеm-прuлосюенuй. Мульrпluиеduа. Компьюmерные презенmацuu.
Использованuе мульлплtJу,еduйньа онлайн-сервuсов dlп разрабоmкu
презенmацuй проекmных раболп. Прuнцuпы посп,роенuя
реdакmuрованuя rпрiiхмерных моdелей.
6
>
u
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1r
клАсс
I|ифровая грамотпость
Требования техники безопасности и
гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения.
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор
конфиryрации компьютера в зЕtвисимости от решаемьж задач.
Основные тенденции рЕ}звития компьютерньD( технолоrий.
Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Микроконтоллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров. Виды програN{много
обеспечения и их назначение. Особенности прогрtlмш{ого обеспечения
мобильных устройств. Операционная система. Понятие о системном
администировании. Инстаrrляция и деинстаJIJuIция программного
обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация храненшI и
обработки данньтх с использованием интернет-сервисов, облачных
технологий и мобильньrх устройств.
Прикладные компьютерЕые программы дIя решения типовьD( задач по
выбранной специ€шизации. Системы автоматизированного проектцрования.
Программное обеспечение. Лицензирование програп{много обеспечения
цифровьrх ресурсов. Проприетарное
свободное проrрап{мное
обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использовaшие програDrмIrопо
и
и
обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая
законодательством Российской Федерации, за неправомерное использование
программного обеспечения и цифровьrх ресурсов.
Принципы построения и aшпаратные компонеЕты компьютернъп< сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменньтх имён.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
.Щинамические стiшlицы. Разработка интернет-приложений (сайтов). СЕтевое
хранение данных.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реаJIьнопо времени
(например, локация мобильных телефонов, определеЕие загруженности
автомагистр€шей), интернет-торгоыu, бронирование билетов, постиЕиц.
Государственные элекгронные сервисы и услуги. Социальные сети организация коJIлективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
7
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
пол5rченной информачии. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационньD( технологий. Общие проблемы защиты
информации и
информационной безопасности. Средства зацц{ты
информации в компьютерarх, компьютерньIх сетях и автоматизированньD(
информационных системах. Правовое обеспечение информационной
безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к личной
конфиденциальной информации, хранящейся на персонЕuьном компьютере,
мобильных ус,гройствах. Вредоносное проIраммное обеспечение и способы
борьбы с ним. Антивирусные прогрalп{мы. Организация личЕого архива
информации. Резервное копирование. Парольная защита архива.
Информационные технологии
профессиональнЕrя деятельность.
Информационные ресурсы. Щифровая экономика. Информационная
культура.
Теоретrrческпе осЕовы rrнформатикrr
Модели и моделирование. Щели моделирования. СоотвЕтствие модели
моделируемому объекry или процессу. Форма-пизация прикJIадных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном дIя
восприятия человеком. Графическое предстtlвJIение данньD( (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решецие €lлгоритмических
задач, связalнньIх с анaцизом графов (пос,троение оптимzlпьною rrути меж.щ/
вершинами графа, определение количества различных ггугей межд/
вершин{rми ориентированнопо ацикпического графа).
.Щеревья. Бинарное дерево. .Щискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Вьтигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описalнии бъектов и цроцессов
окружающего мира.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логшIеских операций ((дизъюнкция)), (конъюнкция>, <инверсия>),
и
(импликация)), (эквивлIенция>. Логические вырЕDкения. Вычисление
логическою значения составного высказывания при известньD( значенпях
входящих в нею элементарных высказываний. Таблицы истинЕости
логическIтr( выражений. Логические операции и операции Еад множествап,rи.
Примеры законов алгебры логики. Эrсвивалентные преобразовalния
логических выражений. Логические функции. Построение логического
выр€Dкения с данной таблицей истинности. Логтrческие элементы
8
компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логическID( элемеЕтах
по логическому выра2кению. Запись логического вырФкения по лоrтrческой
схеме.
Информацшонные технологпп
Аншtиз данных. Основные задачи анa!.лиза данЕьrх: прогнозцрование,
классификация, кпастеризацшя, zшzллиз отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данньD(, очистка и оценка
качества данньDq выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация даннь,D(, интерпретация результатов.
Анализ дzrнньж с помощью электронных таблиц. Вычисление с)rммы,
средЕего арифметического, нмбольшего и наименьшею значений диапл}она.
Компьютерно-математические модели. Этапы
компьютерноматематическою моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, аIIаJIиз результатов
моделиров€lния.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данньrх. Таблица - представJIение
сведений об однотипньтх объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данньп<. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрачия записей. Запросы на выборку данньгх. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поJUI в запросЕD(.
Многотабличные базы дzlнных. Типы связей межд/ таблицами. Запросы
к многотабличным базам данных.
Текстовый цроцессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грап,rматики. Средства поиска и автозzлмены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурировдшые текстовые
дочrменты. CHocror, оглавJIение. Облачные сервисы. Коллекгивкая работа с
документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах.
.Щеловая переписка. Реферат. Правила цштцрования источников й
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы.
Ввод изображений с использованием разлиtIньгх цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств.). Графичесюrй редакюр. Обработка графичесшоt бъеrсгов.
Растровм и векторнчля графика. Форматы графических файлов.
Обработка изображения и звука с использов€Iнием интернетприложений.
Мультимедиа. Компьютерные презентации. Использование
мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проекп*ьп<
работ.
9
Принципы постоения и редактирования,трёхмерньD( моделей.
Средства искусственного интеJIлекта. Сервисы машиннопо перевода и
поиск изображений,
распознав.rния устной речи. I4дентификация
распознавание лиц. Самообуrающиеся системы. Исryсственный интеллект в
компьютерных игрzlх. Использование методов искусственного интеJUIекга в
обучающих системах. Использование методов искусственного интеJUIекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспекпrвы развития компьютерных
интеллекц/Еrльных систем.
и
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ИНФОРМАТИКЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
НА
ПРОГРАММЫ ПО
СРЕДIЕГО ОБЩЕГО
ОСВОЕНИЯ
УРОВНЕ
оБрАзовАния (БАзовьй vговвнь;
личностIlыЕ рЕзультАты
Личностные результаты отражЕlют готовность и способность
обу"rшощихся руководствоваться сформироваI*rой вrrутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивньD( вц/тренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реЕuIизации средствами 1.чебного предмета ocHoBIlbD( направлекий
воспитательной деятельности. В результате изrIения информатики на уровЕе
среднего общего образования у об}r.rающегося будrг сформированы
следующие лшlностные результаты :
1) гралсданского воспптанпя :
осознаЕие cBolD( конституционньD( прав и обязанностей, ув€lжеЕие
закона и правопорядка, соблюдение основополaгающю( норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, нациоIIаJIизма
ксенофобии, дисцриминации по социаJIьным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном прострЕlнстве;
2) патриотического воспштанпя:
ценностное отношение к истори.Iескому наследию, достижениям Росспи
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного бщества;
3) луховllо-нравственпого воспптанпя:
сформированность нравственного сознания, этиtIеского поведеЕия;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитапня:
эстетическое отношение к миру, вкпючalя эстетику Еа)лного и
технического творчества;
способность воспринимать разли!Iные виды искусства, в том числе
осЕованные Еа использовании информационных технолоrrrй;
5) физпческого воспптанпя:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответствеЕною отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт
11
соблюдения требований безопасной экспIryатации средств информационньп<
и коммуникационЕьD( технологий ;
б) трудового воспитанllя:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, Iшанировать и сaл lостоятельно
выполЕять такую деятельность;
интерес к сферам профессиона:tьной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениJtх информатики и на)лно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор булучей профессии и
реализовывать собственные жизнеЕные плаЕы;
готовность и способность к образоваЕию и самообразованию на
протяжении всей rrсизни;
7) экологического воспптания:
осознание глобального характера экологшIеских проблем и гrутей их
том числе
решения,
у"rётом возможностей информационнокоммуникационных технологий ;
8) ценности научного позшаппя:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню р€ввития информатики, достижениям Еа)лно-техниЕIеског0 прогресса
и общественной практики, за счёт понимrшиrl роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информациоЕных технологий в
условшrх цифровой трансформаrши многID( сфер жизни современнопо
общества;
осознание цецности наl"rной деятельности, потовность осуществлять
проектгуlо и исследовательскую деятельность индиви.ryально и в группе.
В aроцессе достиженшI лиtlностньrх результатов освоения прогрaммы
информатике
обуrающихся совершенствуется эмоциональный
интеJuIект, предполzгающий сформированность:
сЕlI\{ореryлировЕlниJl, вкпючающего сztп{оконтроль, упiение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоционzшьным изменениям и проявлять гибкость, быть отtсрытым новому;
вrгу,тренней мотивации, включающей йремJIение к достиrкению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, р{ение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, r{итывать его при осуществлении ком}rуникации, спосбность к
сочувствию и сошережив€шию;
в
по
с
у
L2
социaшьных навыков, вкпючЕlющих способность выстрмвать отношения
с другими JIюдьми, заботиться, проявJUtть интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате изrIения информатики на уровне среднего общего
образования у обуlающеюся
будуг сформированы метапредмgгные
результаты, отражённые в универсЕшьньп< у.rебных действиях, а именно:
познавательные универсальные 1..rебные действия, коммуникативные
универсальные уrебные действия, реryлятивные универсЕuIьные уtебные
действия, совместнм деятельность.
Познавате.rrьные универсальные учебные действпя
1) базовые логпческпе действпя:
с€lмостоятельно
формулировать и
акý/ализиромть проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существеЕный признак иJIи основанпя NIя сравнеЕия,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавllть параметры и критерии их
достижения;
выявJIять закономерности и противоречия в рассматри&rемых явлепияr(;
разрабатьтвать план решения проблемы с уrётом анаJIиза имеюцIихся
материальньгх и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
цеJIям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать
и
выполнять рабоry
в
условиJD( реального,
вирту{rльною и комбинировЕrнного взаимодействия;
рaввивать креативное мышление при решении жизненньD( тrроблем.
2) базовые исследовательские действпя:
владеть навык€tJ\,tи 5rчебно-исследовательской и проекгной деятельности,
навыкal}tи разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения пракгиtIеских задач, цримененшо
различных методов познания;
овладеть видalми деятельности по поJIr{ению нового знllния, его
интерпретации, преобразованию и применению в рaвлиllных уrебньrх
ситуациях, в том числе при создании уrебных и социаJIьIIьD( проекmв;
формирование на)лного
типа мышuIения, владение
терминологией, ключевыми поЕятиями и методами;
13
наl^rной
ставить и формулировать собственные задачи в образовательноЙ
деятельности и жизненньгх ситуациrrх;
выявJIять причинно_следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, нaлходить аргументы дш доказательства
своих )дверждений, задавать парап,rетры и критерии решения;
анaшизировать поJýленные в ходе решения задачи результаты,
критиtlески оценивать их достоверЕость, прогнозировать изменение в HoBbD(
условиях;
давать оценку новым ситуациJIм, оценивать приобретённый оrБIт;
ос)лцествJIять целенацравленный поиск переноса средств и способов
действия Ь профессиональFIуIо среду;
переносить знания в познавательЕуIо и практи.Iескую области
жизЕедеятельности;
интеIрировать знания из рtlзных цредметньD( областей;
вьцвигать новые идеи, предлагать орпгинiшьные под(оды и р€шеЕия,
ставить проблемы и задачи, допускalющие {шьтернативные решения.
3) работа с пнформацией:
владеть навыками поrrrlеЕия информации из источников разньIх типов,
самостоятельно осуществJIять поиск, zlнализ, систематизацию п
интерпретацию информации рщличных видов и форм представлевия;
создавать тексты в различньD( форматах с }л{ётом н€tзЕачения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимЕtльЕуIо форму
представпения и визуЕUIизации;
оценивать достоверность, лемтимность информации, её соответствие
правовым и морz!.льно-этическим HopMElI\{;
использовать средства информационньп< и комм)ликационньD(
технологий в решении коrнитивных, комtrодlикативньD( и организационньD(
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережениrI, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыкаJ\{и распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
Коммунrrкатllвцые универсаJrьные учебные
деf,
ствпя
1) общенпе:
осуществJlять комIlfуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социЕшьньrх знаков, распознавать предпосылки конфликгных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;
|4
владеть разлиtIными способами общения и
взЕtимодействия,
аргуN{ентцрованно вести диaшог;
развёрнуто и логичЕо излагать свою точку зрениJI.
2) совмесгная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий
интересов и возможЕостей каждоrо члена коJшектива;
с уrётом
обпrrх
принимать цели совместной деятельности, организовыватъ й
координировать действия по её достижению: составJrять
план действий, распредеJIять роли с уrётом
обсуждать результаты совместной работы;
мнений )Еастников,
оценивать качество своего вкпада и каждого )частника команды в
обшцrй результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинzrльности, прЕtктической значимости;
осуществJUIть позитивное стратегическое поведение в различньD(
ситуациJDq проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятпвные универсдJrьrrые 5lчебные действпя
1) самоорrашпзация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявJIять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизнеЕных ситуациях;
сatмостоятельно cocTaBJuITb IIлЕlн решеЕия проблемы с учётом
имеющrтхся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку Еовым ситуациям;
РаСШирять рамки 1..rебною предмета на основе личнь,гх предпочтений;
делать осознанный выбор, аргуйентировать епо, брать ответственность
за решение;
оцеЕимть приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявJIению широкой эрудиции в
разньж областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть
совершаемых
tи познавательной рефлексии как осознания
действий и мыслительных процессов, иr( резуJьтатов и
навыкzл
15
основ€IЕий; использовать приёмы рефлексии дrя оценки ситуации, выбора
верЕого решения;
оценивать риски и своевременно цринимать решения по их снюкению;
приЕимать мотивы и арцaменты других при Еlнашзе результатов
деятельности.
3) прпнятия себя и другшх:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы
арryменты других при анаJIизе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
рzввивать способность понимать мир с позиции другого человека.
и
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЛТЫ
В
процессе из)леншI курса информатики базового уровIrя в 17 массе
обучающимися булут достигнуты следrющие предметные результаты:
владение представJIениями о роли информации и связанньrх с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями <информация>,
<информационный процесс)), (системФ), (<компонеЕты системы>,
<<системный эффеко, <информационн€ц системаD, ((система управJIениJD;
владение методап{и поиска информации в сети Интернет, умеЕие
критически оценивать информацию, полrIен}rуIо из сети Интернет;
уI!{ение характеризовать большие данные, приводить
источников их поJцления и нaшравления использованиrI;
примеры
понимание основных цринципов устройства и функциониров€lния
современных стационарньтх и мобильных компьютеров, тенденций рЕц!витиJI
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системап,rи, основными
видами прогр€lммного обеспечеЕия ця решения }rtrебных задач по
выбранной специ{rлизации;
соблюдение требомниЙ техники безопасности и гигиеЕы при работе с
компьютерами и д)угими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерньгх прогрЕlмм, баз данньrх и
материЕuIов, размещённых в сети Интернет;
нЕuIичие представлений о компьютерных сетл( и их роли в современном
мире, об обпцх цриЕцип,ж разработки и функционированиJr интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование
методов и средств противодействия этим угрозап,l, собJподение мер
16
безопасности, предотвращаюцIих незаконное распросцанение персональньIх
данных;
владеЕие теоретиtIеским аппаратом, позвоJUIющим опредеJUтть
кратчайший пугь во взвешенном графе и количество rrутей межд/
вершинами ориентированного ацикJIического графа;
умение читать и понимать програ}rмы, реаJIизующие несложные
алгоритмы обработки числовьtх и текстовых дalнньD( (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изrIения универсЕuIьном языке
прогрzлп,tмирования высокого уровня (fIаска.пь, Python, Javц С+, С#),
апшIизировать iшюритмы с использованием таблиц трассировки, опредеJIять
без использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, вкJIючающих цикJIы, ветыIенияи подпроIраммы, цри задЕшньтх
исходньIr( данных, модифицировать готовые программы дш решения HoBbD(
задач, использовать их в свою( программах в качестве подIрограмм
(процедур, функций);
р{ение реализовывать на выбранном NIя из)ления языке
програ}rмиров.lния высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С#, С#)
типовые алгоритмы обрабожи чисел, числовьD( последовательвостей и
массивов: предстaвление числа в виде набора простых сомножителей,
нахождение максимtлJIьной (минимальной) цифры натураJIьного числа,
записанного в системе счисления с оснокшием, не превышаюпдлм 10,
вычисление обобщённьrх характеристик элементов массива или числовой
последовательности (суммы, произведеЕия, среднего арифметического,
минимЕlльного и максимЕUIьного элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
р{ение использов€rть табличные (рляционные) базы данньDq в
частности, cocTaвJurтb зацросы к базам данньг)( (в том числе запросы с
вычисляемыми поrrями), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных, наполнять разработанrгую базу данных, уt!{епие использовать
электроЕные таблицы для аЕ€uIиза, представленйя й бработtсл данньD(
(включая вычисление с)rммы, среднего арифметического, наибольшего и
нaмменьшего значений, решение уравнений);
)rмение использовать компьютерно-математические модеJIи для {шzлJIиза
объекгов и процессов: формулировать цель моделцрования, выполtlять
ходе моделирования, оценивать
анализ результатов, поJryченньrх
соответствие модели моделируемому объекry иJIи процессу, представJIять
в
РеЗУЛЬТаТЫ МОДеЛIlrРОВаНИЯ В НаГJIЯДНОМ ВИДе;
17
Умение создаватЬ стрУктУрированЕые текстовые
ДОКУIr{еНТЫ И
демоЕстрационные матери€ллы с использованием возможностей современных
программньD( средств и облачных сервисов;
умение орrанизовывать личное информационное простанство с
использованием различных цифровьж технологий, понимание возможностей
цифровых сервисов государственньж усJryг, цифровьrх образовательньо<
сервисов, понимание возможностей и ограниЕIений технологий
искусственного интеллекта в различных областях, нали.Iие представлений об
использовЕlнии информационIIьrх технологий в различню( профессиональItых
сферах.
18
(9
a:
лдЕ
ЕЁЁ
ядЁ5
I- cL:
х
^ts {l.ii
::
ý Q a..=
Б ёЕ Ё.
q)
у
о
F-_
яё
c.l
t
с\l
э
нЕ
Ф
€
Ф
о
q)
6
Е
z
о.
о
:
d
Рс
Б>
о.9
еa
са
н
Ф
G!
л
о
F
о
6
оо
оЕ
Еý
ido
cLE
о
о
х
с)
ч
l.
Gl
Ф
о.
Fr
о
cl
trý'
tr€, Е
.. Ф ,е,
, Glл
Е qý
6 яц)
ф tlт
о лс)
а
Е
Ф
Q)
Е8
Ёв
н
Ф
Q
a)
6
N
€,
)il
о
Е
о
Kl
а
8
о.
о
о
,ýr
q
у
Ir
о
q
л
д
о
с
у
о
g
5
d
,д
F
Е{
д
о
ао €,
{J
н
q)
Gl
Er
хa)
?
о
Ф
о
q)
3
а
о
li
cl
c,l
(.l
д
q)
а
о
Ф
Ф
л ro
о.
to
а
6
о
о
ф
Ф
е)
о
а
о
а
о
Е
cl
о
t-,
с Е
Е о
д
Е
Е
Gl
€.
д
Е
о в
}l
о
о
(l
rд
a)
d
а
д
с.l
о
Е
о)ý
до
о:Е
ьЕ
Ев
}rE
Ёв
or.
чý
ýэ
ь8
оьЁ
(в
F.
ч
Ф
Ё
с)
lr
Е
Ir
о
lD
Ф
t
о
о
ч
о
d
я
F.
о
d
А
.БЕ
ts!- о
Q)
!
Е
E{
а
А
о
El
о
о
cl
N
ý
н
z
а
nr
о
Q
ti
(J
н
Ф
а
Ф
F.
ф
о
i(
н
н
lд
о
N
УЧЕБНО-МЕТОД[[IЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬЕОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИА.ПЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА
. Информатика, l
l
шrасс/ Семакин И.Г,, Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.,
Общество с ограниlIенной ответственностью <БИНОМ. Лаборатория
знаний>>;
Акционерное общество <<Издательство
<<Просвещение>>
МЕТОД{ЧЕСКИЕ МЛТЕРИАЛЫ ЛПЯ УЧИТЕJIЯ
https://resh.edu.ru, https://edsoo.ru
htфs ://education.yandex.ru./lab/librarv/mairfl
sгаdе7
https //bosova.rr:/metodi st/authors/informatika/3
:
/mоfлhр
ЦИФРОВЫЕ ОБРЛЗОВАТЕJЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРIIЕТ
https://resh.edu.ru
https://m.edsoo.ru
zr