Мупиципальное бюдлсетное общеобразовательшое учреrNсдеппе <Средняя школа.Il! 1б именп Героя Советского Союза Степаша Ивапова города Евпаторип Республпкп Крым>> РАССМОТРЕНО на заседапии утвЕрж,щно СОГJIАСОВАНО IIIMO Заместитель директора по УВР IIIколы от 29.08.2023 г ПротоколNэ l Ю.Г. Чернобиriь ова ij! Руководитель МО о Е. Я. Хорошева 30.0 023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Информатпке на уровепь среднего общего образования для 1l класса 2023 г. .9,, о0870 е,, /01-16 023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по информамке на уровне среднего общег0 образоваlшя составлена на основе требований к результатЕrм освоения средней образовательной программы среднего общего образования, представJIенньD( в ФГОС СОО, а также федераlrьной рабочей программы воспитЕlния Проrрамма по информатике на уровне среднего общего образования даёт представление о цеJuIх, общей стратегии обуrения, воспитания и р€ввитиrI обуrающихся средствами уrебного предмета <ИнформатикЕD) на базовом уровне, устанавливает обязательное цредметное содержаЕие, предусматривает его сlрукгурирование по разделам и тема [, опредеJIяет распределение его по кпассап{ (годам изуrения). Программа по информатике определяет количественные и качественные харакгеристики уrбного материаJIа для каждопо юда изrIеЕия, в том числе для содержательного н!шолнения рдtного вида контроJlя (промежуточной аттестации обу"rающихся, всероссийских проверочньD( работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике явJIяется основой дJIя составления авторских у.rебньrх програп{м и 5rчебнrл<ов, поурочного IUIанирования курса r{ителем. Информатика на уровне среднего общего образования oTpEDKaeT: сушцrость информатики KEIK на1..rкой дисциIшины, изуrающей зatкономерности протекания и возможности alвтоматизации информационньD( процессов в р€ц}лиIIньD( системах; основные области применениJI информатики, прежде всею информационные технологии, уцравление и социчrльIIую сферу; междисциплинарный характер информатики и инфрмационной деятельности. Курс информатики на уровне среднего общего образования явJIяется завершzlюIщ,rм этапом непрерывной подготовки обу.rаюuдrо<ся в области информатики и информационно-коммуникационньгх технологий, он опирается ца содержание курса информатики уровIrя основного общего образования и опыт постоянного применения информационнокоммуникационньD( технологий, даёт Teopeти.lecкoe осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. В содержании 1.чебного цредмета <Информатика))) внлеJIяются четыре тематических раздела. Раздел <Щифровая грarп.lотность) охватывает вопросы устройства компьютеров и других элементов цифрового окружеIrия, вruIючЕlя компьютерЕые сети, использовЕlние средств операционной системы, рабоry в 2 сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационrгуrо безопасность. Раздел <Теоретические основы информатикиD вкJIючает в себя понятийный аппарат информатики, вопросы кодцров,tниJI информации, измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и компьютерного моделиров€lния. Раздел <Алгоритмы и программирование)) направлен на рЕц!витие алгоритмического мыuшения, разработку дIгоритмов, формирование навыков реализации программ на выбранном языке програ}fiдrрования высокого уровня. Раздел <Информационные технологииD охватывает вопросы применения информационньD( технологий, решtизованньD( в црикпаднь,D( программньrх продrкгах и интернет-сервис{lх, в том числе цри р€шении задач ана.лиза данньDь использование баз данных и элекц)онных таблиц для решениJI прикJIадньж задач. Результаты базового уровIIя изrIения у"rебного предмета <Информатика> ориентированы первую очередь обuryю в на функционатrьrгуrо грЕлIчlотность, пол)чение компетентностей NIя повседневной жизни и общего рtввития. Они вк.тпочлот в себя: понимание предмета, кJIючевьD( вопросов и основньD( состЕrвляюццтх элементов из5rчаемой предметной области; умение решать типовые прalктические задачи, характерные для использования методов и инстумеЕтария данной предметной облаqти; осознание раil{ок изrIаемой предмегной области, ограниtIеЕности методов и инстрр!ентов, типиtIных связей с другими областями знания. Основная цель из)леншI 1^rебного предмета <<ИнформатикzD) на базовом уровне для уровIuI среднеrо общего образомния - обеспечение даrrьнейшею развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условпях развивающегося информационного бщества й возрастЕrющей конкуренцйи на рынке труда. В связи с этим изrlение информатики в l0 - l l классах должно обеспечить: сформированность представлений о роли информационных и ком}rуникационных технологтrй в информатики, современном обществе; сформированность основ логического и €шIгоритми.Iеского мыцLпения; сформированность умений различать факгы и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оцениваниJI и связь критериев с определённой системой ценностей, цроверять на достоверность и обобщать информацию; 3 сформироваIrrrость представлений о влиянии информационньD( технологий на жизнь человека в обществе, поЕимание социдБнопо, экономического, политического, культурного, юридическою, црирдного, эргоЕомшIескою, медицинского и физиологшIескоFо контекстов информационных технологий; принятие правовьD( и этшIеских аспектов информационньпк технологий, осознание ответственности rподей, вовлечённьо< в создание и использование информационньtх систем, распространение информации; создание условий для рaлзвития навыков уrебной, проеrспrой, на}л{ноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обу.rающихся к саморaввитию. На изуrение информатики (бщовый уровень) отводится в l l кпассе - 34 часа (l час в неделю). Базовый уровень изr{ения информатики обеспечивает подпоювку обу^rающrоrся, ориентированны)( на те специаJIьности, в которьD( информационные технологии явJIяются необходимыми инстуI!{ент€rп,rи профессиональной деятельЕости, уtастие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой, возможность решения задач базового уровIrя сложности Единою государственного экзамена по информатике. Последовательность изrIения тем в пределж одною года обучения может быть изменена по усмотрению }лrитеJIя прц подготовке рабочей программы и поурочного планирования. В свжu с mем, чmо прu перасоdе на новьlе рабочuе проzраммы в 11 массе проuсхоdum повmоренuе оmdельных разdелов u оспаюfпся неuзученньlмu оmdельные разdельt, буdеm проuэвеdена корреклпuровка раб очей пpoepclш.lylbl : I. В разdеле Ifuфровая ?раJvолпносtпь dобаыяютпся mемы <Требованuя mехнuкu безопасносmu u 2u2uены прu рабоtпе с компьюmерсlмu u dруеuмu компоненrпсLt лu цuфровоzо окW сенuя. Прuнцuпьt рабоmьt компьюmера. Персональньtй компьюmер. Вы,бор конфuzурацuu компьюпера в завuсuмосmu олп решаемых заdач. OcHoBHbte mенdенцuu разеufпtlя компьюmерных mехнолоzuй. Параллельньле вычuсленuя. Суперкомпьюmеры. Мноzопроцессорные сuсmемы. Мuкроконmромеры, Робоmuзuрованнь.е проuзвоdсmва. Проzраммное обеспеченuе компьюперов. Budbl проzраммно2о обеспеченuя u tлc нсвначенuе. Особенносmu проzрсtммноzо обеспеченuя мобшльньtх усmройсmв. Операцuоннм сuсfпема. Поtlяпuе о сuсmемном 4 аOмuнuслпрuрованuu. Инсmалляцuя u dеuнсmашяцuя проzраммноео обеспеченtм. Файловм сuсmема. Поuск в фа{ловой сuсmеме. Орzанtlзацuя храненtlя u обрабоmкu daHHblx с uспользованuем uнmернеm-сервuсов, облачных mехнолоеuй u мобшльныэс усmроilсmв. Прuмаdные компьюmерньле проzрсlммы dля реuленuя muповьtх заdач по выбранной спецuсиuзацuu. Сuсmемы авmомаmшruровсtнноaо прекmuрованuя. Проzраtltмое обеспеченuе. Лuцеtвuрованuе про2рсlммноzо обеспеченuя u цuфровьtх ресурсов. Пропрuеrпарное u свобоdное про2рсlмлrное обеспеченuе. Коммерческое u некоJwиерческое uспользованuе про2рсцймноzо обеспеченuя u цuфровых ресурсов. Оmвеmсmвенносmь, ycmaчa*JlunaeшM законоdапельспвом Россuйской Феdерацuu, за неправомерное uспользованuе про2рсlммно2о обеспеченuя u цuфровых ресурсов. )) 2. В разdеле Теореtпuческuе основь, uнформапuкч dобавляюпся ,пемы <Алеебра лоеuкu. Вьлсказьtванuя. Лоzuческuе операцuu. Таблuцы uсmuнносmu лоzuческuх операцuйl, (конъюнкцllш), ( uнверсuя D, к uмплuкацuя D, ( эквuваленцчя >. Лоzuческuе вьaрсD!сенuя. Вычuсленuе лоzuческоzо значенuя сосmавно2о высксЕrьrванлм прu uзвесmньrх значенuм вхоdяtцtм в Hezo элеменmарньLх вьлсказымнuй. Таблuцьt uсmuнносmu лоzuческuх вьtраасенuй. Лоzuческuе операцuu u операцuu Had мноэrcесmваIуru. Прuмеры законов мzебрьl ло?ltкll. Эквuвменmньле преобразованuя лоzuческuх выраасенuй. Лоzuческuе фужцuu. Посmроенuе ло?uческоzо вь.рсl сенuя с dанной mаблuцей uсmuнносmu. Лоzuческuе элеменmы компьюfпера. Трuеzер. Суммаmор. Посmроенuе схемы на лоzuческuх элеменmах по ло?uческому вырсl сенuю. Запuсь лоzuческоlо вырсDrсенuя по лоzuческой схеме. > 3, Разdел Алеорuлплаь, u проером|,uрованuе был uзучен в I0 массе. 4. В разdел Информацuонньtе mеJснолоzuu dобавляюmся пrемы <Тексmовый процессор. Реdакmuрованuе u формаtпuрованuе. Проверка орфоерафuu u zрсlммаfпuкu. Среdсmва поuска u авлпоз(меньl в mексmовом процессорe Использованuе сmшлей. Сmрукmурuрованные mексmовые dotglMeHпbl. Сноскu, оапавленuе. Облачньtе сервuсьl. Колшекmuвная рабоmа с dоt<уменmом, Инсmруменmь. рецензuрованuя в mексmовьtх процессорса.,Щеловая перепuска. Рефераm. Правuла цumuрованuя uсmочнuков u оформленuя бuблuоzрафuческлlх ссыJtок. Оформленuе спuска лuпqралпwы. Ввоd uзобраэrcенuй с uспользованuем рсlзлuчных цuфровыэс услпройсrпв (цuфровьlх фоmоаппаралпов u мuкроскопов, BudeoKalvtep, сканеров u dруztлс усmройсmв.). Графuческuй реdакmор. Обрабоmка zрафuческtм 5 объекmов. Расmровая u векmорнса ?рафuка. Формаmы zрафuческtм uспользованuем звука файлов. Обрабоmка uзобрасlсенuя uнлпернеm-прuлоuсенuй. trФльmшиеduа. Компьюmерные презенmацuu. Использованuе мульmuмеOuйных оrлайн-сервuсов dля разрабоmкu презенmацuй проекmньLх рабоm. Прuнцuпы посmроенuя u u реdакmuрованuя mpi*,MepHbtx моdелей. 6 > с СОДЕP)IИНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11клАсс Щпфровая грамотпость Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютераI\,tи и другими компонентами цифрового оцружеЕия. Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор конфиryрации компьютера в зависимости от решаемь,D( задач. Основные тенденции рarзвития компьютерньD( технологий. системы. Параллельные вычислениjI. Многопроцессорные Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. РоботизировtlнЕые производства. Программное обеспечение компьютеров. Виды програIчrмного обеспечения и их нЕвначение. Особенности прогрЕлп{мнопо обеспечения мобильных ус,гройств. Операционная система. Поrrятие о системном администрировании. Инста.пляция и деинсталJIяциJI программного обеспечения. Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и обработки дЕlнньrх с использованием интернет-сервисов, облачньrх технологий и мобильньrх устройств. Прикладные компьютерные проtраммы для решения типовьD( задач по выбранной специaлJIизации. Системы автоматизированЕого проектирования. Программное обеспечение. Лицензирование прогрalммною обеспечения и цифровьп< ресурсов. Проприетарное и свободrое прогр€lммно€ обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использокrние програilrмного обеспечения и цифровьrх ресурсов. Ответственность, устанавJIиваемая законодательством Российской Федерации, за неправомерIrое использование программного обеспечения и цифровьrх ресурсов. Принципы построеная и аппаратные компоненты компьютерньпк сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имён. Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-цриложений (сайтов). Сетевое хранение данньD(. Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реaшьного времеки (например, локация мобильньгх телефонов, определение загр)DкеЕности автомaгистр€шей), интернет-торговJIя, бронирование билетов, гостиниц. Государственные элеIсгронные сервисы и услуги. Социальные сети организация коJUIективного взаимодействия и обмена данными. Сgтевой 7 в киберпрострzшстве. Проблема подлинности полученной информации. Открытые образовательные ресурсы. Техногенные и экономи!Iеские угрозы, связ€lнные с использованием информационЕо-комIчfуникационньD( технологий. Общие проблемы защиты этикет: правила поведения информации и информационной безопасности. Средства заццIты информации в компьютерах, компьютерньж сетл( и автоматизированных информационных системах. Правовое обеспечение информационной безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к лrrчrой конфиденциальной информации, храЕящейся на персончrльном компьютере, мобильных уйройств€lх. Вредоносное проrраммное обеспечение и способы борьбы с ним. Аrrтивирусные прогрчll\,rмы. Организация лиtIного архива информации. Резервное копирование. f[арольная защита архива. Информационные технолоrии и профессионлIьнчlя деятельпость. Информационные ресурсы. Щифровая экономика. Информационная культура. Теорегпческпе основы информатпки Модели и моделцрование. Щели моделирования. Соответствие модели моделируемому объекry или процессу. ФормализациlI прикладньD( задач. Представление результатов моделированшI в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое предст€rвJIение данньD( (схемы, таблицы, графики). Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение аJIгоритми.Iеских задач, связанньIх с анЕuIизом графов (построение оптимального rrуги межд/ вершинами графа, определение количества рЕrзJIичных гryтей межд/ вершинами ориентировz!нного ацикJIического графа). Бинарное дерево. ,Щискретные игры двух игроков с поrпrой информацией. Построение дерева перебора вариактов, описzшие стратегии игры в табличной форме. Выигрышные стратегии. Использование графов и деревьев при описании объеrсгов и процессов окружающего мира. Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. ТаблиIЕr истинности логических операций ((дизъюнкция>, (<конъюЕкция>, ((иIIверсия>, (импликация>, (эквивЕrленциJt)). Логические вырчDкения. Вычисление логического значения составного высказывания при известЕьrr( значеЕиD( входящих в непо элементарных высказываний. Таблицы истинности логических выражений. Логические операции и операции над множествап{и. Примеры законов алгебры логики. Эквившlентные преобразования логических выражений. Логические фуr*ц"". Построение логическопо вырaлжения с данной таблицей истинности. Логические элементы ,,Щеревья. 8 компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логическID( элемеЕтах по логическому вырФкению. Запись логическоrrl выражения по лотrrческой схеме. Информационные технологпп Анализ данных. Основные задачи анaциза данньD(: прогЕозировЕlние, шlассификация, кпастеризация, анЕtлиз отшrонений. Последовательность решения задач анaшиза даЕных: сбор первичных данЕьrх, очистка и оценка качества данных, выбор ш/или построение модели, преобрtвовtlние данЕьD(, визуализация данньD(, интерпретация результатов. Анализ данньIх с помощью элекгронных таблиц. Вьгчисление суNiмы, средЕего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диzlпц!оЕа. Компьютерно-математи!Iеские модели. Этапы компьютерноматематическопо моделирования: постановка задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный эксперимент, zrнЕшиз результатов моделировalния. tIисленное решение уравнений с помоцрю подбора параметра. Табличные (реляционные) базы данньD(. Таблица - представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с готовой базой данньгх. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация записей. Запросы на выборку данньгх. Запросы с параметрап,rи. Вычисляемые поJIя в запросulr(. Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы к многотабличньтм базам данных. Текстовый процессор. Редакгирование и форматирование. Проверка орфографии и гр€лп,lматики. Средства поиска и автозамены в текстовом процессоре. Использование стилей. Струкгурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коrrлективная работа с документом. Инструпленты рецензированиJI в TeKcToBbD( процессорах. .Щеловая переписка. Реферат. Правила цитированиJI исто1IIIиков п оформления библиографических ссьшок. Оформление сIшска литературы. Ввод изображений с использованием рЕвличных rщфровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других устройств.). Графический редактор. Обработка графическю< объекгов. Растровм и векторнм графика. Форматы графических файлов. Обработка изображения и звука с использованием интернетприложений. Мультимедиа. Компьютерные презентации. Использоваrпrе мультимедийных онлайн-сервисов дrrя разработки презентаций проекпrьтх работ. 9 Принципы постоения и редактирования трёхмерньD( моделей. Средства исIсусственноr0 интеллекга. Сервисы мацшЕною перевода и распознаваниrI устной речи. Идентификация и поиск изображений, распознавание лиц. Самообуlающиеся системы. Искусственный интеллект в компьютерньж играх. Использование методов искусственного интеJUIекта в обу"rшощих системах. Использование методов искусствеЕнопо интеJшекта в робототехнике. Интернет вещей. Перспекмвы развития компьютерньн интеллектуЕлJIьньтх систем. 10 РЕЗУЛЬТЛТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПЛАНИРУЕМЫЕ ЕА СРЕ.ЩЕГО ОБЩЕГО ИНФОРМЛТИКЕ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЬЙ УРОВЕНЬ) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ Личностные результаты отрarкают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностньж ориентаций, позитивньD( вIDцренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российскою общества, расширение жизЕенного опыта и опыта деятельности в процессе реаJIизации средствЕu\{и у,rебного предмета ocIloBHbD( направлений воспитательной деятельности. В результате изrIения информатики на уровне среднего общего образования обу..rающегося будrг сформированы следующие личЕостные результаты: l) граllцанского воспптанпя: осознание своих конституционньн прав и обязанностей, увatжение закона и правопорядка, соблюдение основополагающю( норм информационного права и информационной безопасности; готовность противостоять идеологии экстремизма, нациоIlalлизмц у ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакzu\{ в виртуальном прострulнстве; 2) патриотического воспптаппя: ценностное отношение к исторшIескому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиJIх, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; 3) духовво-правствеЕпого воспптанпя: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознЕtнные решеЕия, ориентируясь на морaшьно-нравственные Еормы и ценности, в том числе в сети Интернет; 4) эстетического воспптанпя: эстетическое отношение к миру, вкIIючая эстетику на)Еного п технического творчества; способность воспринимать разли!Iные виды искусства, в том числе основЕrнЕые на использовании информационных технологий; 5) фrrзпческого воспптанпя : сформированность здорового и безопасного браза жизЕи, ответственнопо отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт LL соблюдения требований безопасной экспJryатации средств информационньп< и коммуникационных технологий; б) трулового воспитанпя: готовность к активной деятельности технологической и социапьной напрzlвJIенности, способность инициировать, планировать и саJчlостоятельЕо выполнять тац/ю деятельность; иЕтерес к сферам профессиональной деятельности, связанЕым с информатикой, программированием и информационными технологцями, основанными на достшкеЕиях информатики и на)лно-технического прогресса, уtlrение совершать осознанный выбор булущей профессии и реЕUIизовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самобразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспптанпя: осознание глоба.тrьного характера экологшIеских проблем и гrутей их том числе решения, у.rётом возможностей информационно_ комIlfуникационlIьD( технологий; 8) ценностп научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующепо современному уровню развития информатики, достижениям на)Ено-техншIескопо прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информациоЕных ресурсов, информационных процессов и информационньD( технологий в условил( цифровой трансформации многих сфер жизни современною общества; осозЕ€Iние ценности науrной деятельности, готовность ос)лцествJIять проектrrую и исследовательскую деятельность индивиryаJIьно и в группе. в с В процессе достижения лиtIностньIх результатов освоенпя програп{мы информатике обl^rающихся совершенствуется эмоционаrrьный интеллект, предполагающий сформированность: по у самореryлирования, вкJIючающего самокоIrтоль, умение прпнимать ответственность за своё поведеЕие, способность ад(штироваться к эмоциональным изменениям и проявJIять гибкость, быть открытым новому; вrгу,тренней мотивации, включающей стре}rление к достюкению цели и успеху, оптимизм, инициативность, )aмение действомть исходя из cBolD( возможностей; эмпатии, вкlпочающей способность понимать эмоциоIIаJIьное состояние других, }л{итывать его при осуществJIении коммуникации, спосМность к сочувствию и сопережив€шию; L2 социальньrх нatвыков, вкJIючЕlющих способность высц)аивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять иЕтерес и разрешать конфликты. мЕтАпрЕдlt{ЕтныЕ рЕзультАты В результате из)чения информатики на уровЕе среднего общего образования у обу"rающегося буду, сформированы метацредметные результаты, отражённые в универсальньп< уrебньтх действиях, а именно: познавательные универсчлJIьIrые уrебные действия, коммуникативные универсальные уrебные действия, реryJIятивные универсальные 1^rебные действия, совместная деятельIlость. Познаватеlrьные универсальные учебные действия 1) базовые логнческпе действия: сап,rосmятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавJIивать существенный признак или основаlIия дш сравнеЕия, классификации и обобщения; опредеJIять цели деятельности, задав€Iть пара}rетры и цритерии и)( достижениJI; выявJIять закономерности и противоречиrI в рассматриваемых явлениях; разрабатывать Iшан решения проблемы с учётом {шaшиза имеюццlхся материальных и нематери€цьных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последотвий деятельносм; координировать и выполнrIть рабоry в условиях реaшьнопо, виртуtшьного и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мыIIIJIение при решении жизненньD( прблем. 2) базовые псследоватеJIьские действпя: владеть навыкап,rи учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыкаNtи разрешения проблем, способностью и готовностью к саIvlостоятелЬному поискУ методоВ решениЯ прЕlктическш( задач, примеЕению рчвличньп методов познЕrния; овладеть видЕш{и деятельности по поJDлению нового знalния, его интерпретацИи, преобраЗованию и применению в ратIичных уrебньп< ситуациях, в том числе при создании уrебных и социаJIьньD( цроектов; формированИе на)чногО типа мьпшления' терминологией, ключевыми понятиями и методalл,tи; 1з владение НауT ной ставить и формулировать собственные задачи в образовательноЙ деятельности и жизненных ситуациях; выявJUIть приЕIинно-следственные связи и аIсryaцизировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргуг!rенты для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать поJDленные в ходе решения зада!rи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в HoBbD( условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществJlять целенацравJIенный поиск переноса средств и способов действия Ь профессионапьЕуIо среду; переЕосить знания в познавательную и прЕжти.Iескую области жизнедеятельности; интегриров€rть знанпя из разньж цредметньж областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные под(оды и р€шеЕия, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решеЕия. 3) работа с пнформацпей: владеть нatвыкaлми поJrr{ения информации из источников реrных типов, самостоятельно осуществJIять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации р€вличных видов и форм представJIения; создавать тексты в различных формата< с у.rётом назначеЕия информации и целевой аудитории, выбирая оптимчлJIьrryю форlrу представления и визуaшизации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морzrльно-этическим Hopмa}r; использовать средства информационных и ком}tуникационньD( технологий в решении когнитивных, коммуникативЕьtх и организациоЕнь[х задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережеЕия, правовьD( и этических норм, норм информационной безопасности; владеть нaлвыками распознаваIIия и запшты информации, информационной безопасности личности. Коммупикатпвпые унпверсальные учебные деfiствия 1) общение: осущестыIять ком}fуникации во всех сферах жизни; распознавать невербаrrьные средства общения, понимать значение социальньD( знаков, распозIrавать предпосьшки конфликгньтх ситуацIй и уметь смягчать конфликты ; l4 владеть рЕrзличными способами общеЕия и к!аимодействия, арryмецтироваЕно вести диЕUIог; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения. 2) совместная деятельпость: понимать и использовать преимуIцества командЕой и индивидrаrrьной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с у,rётом общтх интересов и возможностей кая<дого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: состЕlвJIять гшан деЙствиЙ, распределять роли обсуждать результаты совместной работы; с у,rётом мнениЙ )ластников, оценивать качество своего вкпада и каждою 5rчастника комаIцы в общий результат по разработанным критериrм; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позицип новизны, оригинЕuIьности, црактической значимости; осуществJIять позитивное стратегI{tIеское поведение в различных ситуациях, проявJIять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятпвные унпверсальные учебные действпя 1) самоорганпзацпя: самостоятельпо осуществлять познавательIтуIо деятельность, выявJIггь проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациD(; самостоятельЕо состаышть IUIaH решения проблемы с 1пrётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки у.rебного предмета на основе личньж предпочтений; делать осознанный выбор, аргуrt{ентиромть его, брать ответственность за решение; оцеЕивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявJIению широкой эрудиции в p€BHbD( областях знаниЙ, постоянно повышать своЙ образовательныЙ и кульryрный уровень. 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельЕость, оценивать соответствие результатов цеJIям; владеть навыкatми познавательной рефлексии как совершаемых действий и мыслительных процессов, их 15 осознания результатов и осIrованиЙ; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевремеЕно принимать решения по ш( сЕюкению; ПРИЕИМаТЬ МОТИВЫ И аРГУittеНТЫ ДРУГИХ ПРИ аН€ШИЗе РеЗУЛЬТаТОВ деятельности. 3) прпнятшя себя и другпх: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; прицимать мотивы и аргументы других при аIrаJIизе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕ.Щ{ЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПРоцессе из},.{ения курса информатики базового уровЕя в 71 н.ассе обучающимися будут достигнуты след/ющие предметные результаты: владение представJIениями о роли иIrформации и связанньD( с ней процессов в природе, технике и обществе, поЕятиями <информация>, <информационныЙ процесс>, (системаD, (компоненты системы)), <<системный эффекu, <информационная систем:u), (система уцрalвJIения>; владение методами поиска информации в сети Интернет, р{ение критически оценивать информацию, полученц/ю из сети Интернет; умение характеризовать большие данЕые, приводить примеры источников ж поJI)ления и нЕlпраыIеЕия использовЕlния; понимание основных принципов устройства и функционирования современЕых стациоЕарньD( и мобильных компьютеров, тенденций развития компьютерньн технологий; владение навыка lи работы с операционными системап,tи, основными видами прогрalммного обеспечения для решеflия уIебных задач по выбранной специaшизации; соблюдение тебований техники безопасности и гиrиены при работе с компьютерами и другими компонентап,tи цифрового оцружения, понимание правовых основ использования компьютерЕых программ, баз данных и материмов, рiвмещённьтх в сети Интернет; нЕuIичие представлений о компьютерньD( сетя)( и их роли в современном мире, об общих принципЕlх разработки и функционщ)ования интернетприложений; понимание угроз пнформационной безопасности, испоJIьзование методов и средств противодействия этим угрозам, сблюдение мер 16 безопасности, предотвращающих незаконное распространение персояальньD( данных; вJIадение теоретиtIеским аппаратом, позвоJIяющим оцредеJUIть кратчайший пугь во к}вешенном графе и количество rгугей междi вершинЕllvrи ориентированною ацикпическою графа; )rмение читать и понимать прогрarN{мы, реЕUIизующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изrIения универсarльЕом языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С#, С#), €rн€шизировать aшгоритмы с использовalнием таблиц трассировки, опредеJIять без использовЕlния компьютера результаты выполнеЕия несложных программ, вюIюччlющих цикJIы, ветвленияи подпрограммы, при з4данньD( исходных данньIх, модифичировать готовые програi,rмы дIя решения HoBbD( задач, использовать их в своих програIuм€lх в качестве подпрограп.rм (процедур, функций); уtl{ение реализовывать на выбранном NIя из}л{еЕия языке программиров.tния высокою уровня (Паскаль, Python, Java, С+, С#) типовые аJIгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представJIение числа в виде набора простьrх сомножителей, нахождение максимальЕой (минимальной) цифры начФЕuIьного числа, записанного в системе счислениJI с основанием, не превышающим l0, вычисление обобщённых харЕIктеристик элементов массива или числовой последовательности (срлмы, произведенrlя, среднею арифметического, минимЕUIьною и максимa[льного элементов, колиЕIества элеменюв, удовлетворяющи>( заданному условию), сортировку элементов массива; умение использовать табличные (реrrяционные) базы даЕньt (, в частности, cocTalBJUITb запросы к базам данЕьD( (в том числе запросы с вычисляемыми полями), выполЕять сортировку и поиск записей в базе данньгх, наполнять разработанную базу данных, умение использовать элеIсгронные таблицы дJIя анмизц предстalвJIения и обработю.r дапньD( (включая вычисление с)rммы, среднего арифметического, наибольшепо и Еаименьшего значений, решецие уравнений); Jrмение использовать компьютерно-математические модели для tшzшиза объекгов и процессов: формулировать цель моделцрованиJl, выполнJlть ан€UIиз результатов, полrIенных ходе моделцрования, оценивать соответствие модели моделируемому объекry иJIи цроцессу, представIlять результаты моделирования в нагJIядном виде; в t7 р{ение создавать стуктурированные текстовые документы и демонстрационные материiшы с использованием возможIlостей современных программньгх средств и облачных сервисов; р{ение орrаЕизовывать личное информационное пространство с использовalнием рaвлиtlных цифровыr( технологий, понимание возможностеЙ цифровых сервисов государственных усJryг, цифровьD( образовательrъrх сервисов, понимаЕие возможностей и ограничений технологий искусственного интеJшекта в рЕLзJIичньD( областях, нали.Iие представлений об использовании информационных технологий в различньгх профессиональных сферах. 18 (9 r: Д,^.Ц Е9я, бЁý: l- а-:i: ЕЕЁБ 6 gЕ Е. , Ф ý: !i xto a.l =f, с.i { ; Акционерное общество <<Издательство <<Просвещение>> МЕТОД{ЧЕСКИЕ МАТЕРИАJIЫ ДIЯ УЧИТЕJIЯ https://resh.edu.ru , htФs://edsoo.ru https ://еduсаtiоп.уапdех.гr:/1аЬ/liЬrагу/mаir/?srаdе:7. https //bosova. rr:/metodist/authorYinformatika/3/mof.php : ЦИiDРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕJЬIIЫЕ РЕС)rРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ интЕрнЕт https://resh.edu.ru https://m.edsoo.ru 2L