РП по информатике 10-11 классы

Мупиципальное бюдлсетное общеобразовательшое учреrNсдеппе
<Средняя школа.Il! 1б именп Героя Советского Союза Степаша Ивапова
города Евпаторип Республпкп Крым>>

РАССМОТРЕНО
на заседапии

утвЕрж,щно

СОГJIАСОВАНО

IIIMO

Заместитель директора по

УВР

IIIколы

от 29.08.2023 г

ПротоколNэ l

Ю.Г. Чернобиriь

ова
ij!

Руководитель

МО

о

Е. Я. Хорошева

30.0

023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Информатпке
на уровепь среднего общего образования
для 1l класса

2023 г.

.9,,

о0870 е,,

/01-16

023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Программа по информамке на уровне среднего общег0 образоваlшя
составлена на основе требований к результатЕrм освоения средней
образовательной программы среднего общего образования, представJIенньD( в
ФГОС СОО, а также федераlrьной рабочей программы воспитЕlния
Проrрамма по информатике на уровне среднего общего образования
даёт представление о цеJuIх, общей стратегии обуrения, воспитания и
р€ввитиrI обуrающихся средствами уrебного предмета <ИнформатикЕD) на
базовом уровне, устанавливает обязательное цредметное содержаЕие,
предусматривает его сlрукгурирование по разделам и тема [, опредеJIяет
распределение его по кпассап{ (годам изуrения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
харакгеристики уrбного материаJIа для каждопо юда изrIеЕия, в том числе
для содержательного н!шолнения рдtного вида контроJlя (промежуточной

аттестации обу"rающихся, всероссийских проверочньD(

работ,

государственной итоговой аттестации). Программа по информатике явJIяется
основой дJIя составления авторских у.rебньrх програп{м и 5rчебнrл<ов,
поурочного IUIанирования курса r{ителем.
Информатика на уровне среднего общего образования oTpEDKaeT:
сушцrость информатики KEIK на1..rкой дисциIшины, изуrающей
зatкономерности протекания и возможности alвтоматизации информационньD(
процессов в р€ц}лиIIньD( системах;
основные области применениJI информатики, прежде всею
информационные технологии, уцравление и социчrльIIую сферу;
междисциплинарный характер информатики и инфрмационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования явJIяется
завершzlюIщ,rм этапом непрерывной подготовки обу.rаюuдrо<ся в области
информатики и информационно-коммуникационньгх технологий, он
опирается ца содержание курса информатики уровIrя основного общего
образования и опыт постоянного применения информационнокоммуникационньD( технологий, даёт Teopeти.lecкoe осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании 1.чебного цредмета <Информатика))) внлеJIяются четыре
тематических раздела.
Раздел <Щифровая грarп.lотность) охватывает вопросы устройства

компьютеров

и других элементов цифрового окружеIrия,

вruIючЕlя

компьютерЕые сети, использовЕlние средств операционной системы, рабоry в
2

сети Интернет

и

использование интернет-сервисов, информационrгуrо

безопасность.

Раздел <Теоретические основы информатикиD вкJIючает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодцров,tниJI информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделиров€lния.

Раздел <Алгоритмы и программирование)) направлен на рЕц!витие
алгоритмического мыuшения, разработку дIгоритмов, формирование
навыков реализации программ на выбранном языке програ}fiдrрования
высокого уровня.

Раздел

<Информационные технологииD охватывает вопросы
применения информационньD( технологий, решtизованньD( в црикпаднь,D(

программньrх продrкгах и интернет-сервис{lх, в том числе цри р€шении задач
ана.лиза данньDь использование баз данных и элекц)онных таблиц для
решениJI прикJIадньж задач.
Результаты базового уровIIя изrIения у"rебного предмета
<Информатика> ориентированы
первую очередь
обuryю

в

на

функционатrьrгуrо грЕлIчlотность, пол)чение компетентностей NIя

повседневной жизни и общего рtввития. Они вк.тпочлот в себя:
понимание предмета, кJIючевьD( вопросов и основньD( состЕrвляюццтх
элементов из5rчаемой предметной области;

умение решать типовые прalктические задачи, характерные для

использования методов и инстумеЕтария данной предметной облаqти;
осознание раil{ок изrIаемой предмегной области, ограниtIеЕности
методов и инстрр!ентов, типиtIных связей с другими областями знания.
Основная цель из)леншI 1^rебного предмета <<ИнформатикzD) на базовом
уровне для уровIuI среднеrо общего образомния - обеспечение даrrьнейшею

развития информационных компетенций выпускника, его готовности к
жизни в условпях развивающегося информационного бщества й
возрастЕrющей конкуренцйи на рынке труда. В связи с этим изrlение
информатики в l0 - l l классах должно обеспечить:

сформированность представлений о
роли
информационных и ком}rуникационных технологтrй

в

информатики,
современном

обществе;
сформированность основ логического и €шIгоритми.Iеского мыцLпения;
сформированность умений различать факгы и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оцениваниJI и связь
критериев с определённой системой ценностей, цроверять на достоверность и
обобщать информацию;
3

сформироваIrrrость представлений о влиянии информационньD(
технологий на жизнь человека в обществе, поЕимание социдБнопо,
экономического, политического, культурного, юридическою, црирдного,
эргоЕомшIескою, медицинского и
физиологшIескоFо контекстов

информационных технологий;
принятие правовьD( и этшIеских аспектов информационньпк технологий,
осознание ответственности rподей, вовлечённьо< в создание и использование
информационньtх систем, распространение информации;
создание условий для рaлзвития навыков уrебной, проеrспrой, на}л{ноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обу.rающихся к
саморaввитию.
На изуrение информатики (бщовый уровень) отводится в l l кпассе - 34
часа (l час в неделю).
Базовый уровень изr{ения информатики обеспечивает подпоювку
обу^rающrоrся, ориентированны)( на те специаJIьности, в которьD(

информационные технологии явJIяются необходимыми инстуI!{ент€rп,rи
профессиональной деятельЕости, уtастие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровIrя сложности Единою

государственного экзамена по информатике.
Последовательность изrIения тем в пределж одною года обучения
может быть изменена по усмотрению }лrитеJIя прц подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
В свжu с mем, чmо прu перасоdе на новьlе рабочuе проzраммы в 11
массе проuсхоdum повmоренuе оmdельных разdелов u оспаюfпся
неuзученньlмu оmdельные разdельt, буdеm проuэвеdена корреклпuровка
раб очей пpoepclш.lylbl :

I. В разdеле Ifuфровая ?раJvолпносtпь dобаыяютпся mемы <Требованuя
mехнuкu безопасносmu u 2u2uены прu рабоtпе с компьюmерсlмu u
dруеuмu компоненrпсLt лu цuфровоzо окW сенuя. Прuнцuпьt рабоmьt
компьюmера. Персональньtй компьюmер. Вы,бор конфuzурацuu
компьюпера в завuсuмосmu олп решаемых заdач. OcHoBHbte mенdенцuu
разеufпtlя компьюmерных mехнолоzuй. Параллельньле вычuсленuя.
Суперкомпьюmеры.
Мноzопроцессорные сuсmемы.
Мuкроконmромеры, Робоmuзuрованнь.е проuзвоdсmва. Проzраммное
обеспеченuе компьюперов. Budbl проzраммно2о обеспеченuя u tлc
нсвначенuе. Особенносmu проzрсtммноzо обеспеченuя мобшльньtх
усmройсmв. Операцuоннм сuсfпема. Поtlяпuе о сuсmемном
4

аOмuнuслпрuрованuu. Инсmалляцuя

u

dеuнсmашяцuя проzраммноео

обеспеченtм. Файловм сuсmема. Поuск в фа{ловой сuсmеме.
Орzанtlзацuя храненtlя u обрабоmкu daHHblx с uспользованuем
uнmернеm-сервuсов, облачных mехнолоеuй u мобшльныэс усmроilсmв.
Прuмаdные компьюmерньле проzрсlммы dля реuленuя muповьtх заdач
по выбранной спецuсиuзацuu. Сuсmемы авmомаmшruровсtнноaо
прекmuрованuя. Проzраtltмое обеспеченuе. Лuцеtвuрованuе

про2рсlммноzо обеспеченuя u цuфровьtх ресурсов. Пропрuеrпарное u
свобоdное про2рсlмлrное обеспеченuе. Коммерческое u некоJwиерческое
uспользованuе про2рсцймноzо обеспеченuя u цuфровых ресурсов.
Оmвеmсmвенносmь, ycmaчa*JlunaeшM законоdапельспвом
Россuйской Феdерацuu, за неправомерное uспользованuе
про2рсlммно2о обеспеченuя u цuфровых ресурсов. ))
2. В разdеле Теореtпuческuе основь, uнформапuкч dобавляюпся ,пемы
<Алеебра лоеuкu. Вьлсказьtванuя. Лоzuческuе операцuu. Таблuцы
uсmuнносmu лоzuческuх операцuй l, (конъюнкцllш),
( uнверсuя D, к uмплuкацuя D, ( эквuваленцчя >. Лоzuческuе вьaрсD!сенuя.
Вычuсленuе лоzuческоzо значенuя сосmавно2о высксЕrьrванлм прu
uзвесmньrх значенuм вхоdяtцtм в Hezo элеменmарньLх вьлсказымнuй.
Таблuцьt uсmuнносmu лоzuческuх вьtраасенuй. Лоzuческuе операцuu u
операцuu Had мноэrcесmваIуru. Прuмеры законов мzебрьl ло?ltкll.
Эквuвменmньле преобразованuя лоzuческuх выраасенuй. Лоzuческuе
фужцuu. Посmроенuе ло?uческоzо вь.рсl сенuя с dанной mаблuцей
uсmuнносmu. Лоzuческuе элеменmы компьюfпера. Трuеzер. Суммаmор.
Посmроенuе схемы на лоzuческuх элеменmах по ло?uческому
вырсl сенuю. Запuсь лоzuческоlо вырсDrсенuя по лоzuческой схеме. >
3, Разdел Алеорuлплаь, u проером|,uрованuе был uзучен в I0 массе.
4. В разdел Информацuонньtе mеJснолоzuu dобавляюmся пrемы

<Тексmовый процессор. Реdакmuрованuе

u

формаtпuрованuе.
Проверка орфоерафuu u zрсlммаfпuкu. Среdсmва поuска u авлпоз(меньl

в

mексmовом процессорe Использованuе

сmшлей.

Сmрукmурuрованные mексmовые dotglMeHпbl. Сноскu, оапавленuе.
Облачньtе сервuсьl. Колшекmuвная рабоmа с dоt<уменmом,
Инсmруменmь. рецензuрованuя в mексmовьtх процессорса.,Щеловая
перепuска. Рефераm. Правuла цumuрованuя uсmочнuков u оформленuя
бuблuоzрафuческлlх ссыJtок. Оформленuе спuска лuпqралпwы. Ввоd
uзобраэrcенuй с uспользованuем рсlзлuчных цuфровыэс услпройсrпв
(цuфровьlх фоmоаппаралпов u мuкроскопов, BudeoKalvtep, сканеров u
dруztлс усmройсmв.). Графuческuй реdакmор. Обрабоmка zрафuческtм
5

объекmов. Расmровая u векmорнса ?рафuка. Формаmы zрафuческtм
uспользованuем
звука
файлов. Обрабоmка uзобрасlсенuя
uнлпернеm-прuлоuсенuй. trФльmшиеduа. Компьюmерные презенmацuu.
Использованuе мульmuмеOuйных оrлайн-сервuсов dля разрабоmкu
презенmацuй проекmньLх рабоm. Прuнцuпы посmроенuя u

u

реdакmuрованuя mpi*,MepHbtx моdелей.

6

>

с

СОДЕP)IИНИЕ ОБУЧЕНИЯ

11клАсс
Щпфровая грамотпость

Требования техники безопасности и

гигиены при работе

с

компьютераI\,tи и другими компонентами цифрового оцружеЕия.

Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор

конфиryрации компьютера в зависимости от решаемь,D( задач.

Основные тенденции рarзвития компьютерньD(

технологий.
системы.
Параллельные
вычислениjI.
Многопроцессорные
Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. РоботизировtlнЕые производства.

Программное обеспечение компьютеров. Виды програIчrмного
обеспечения и их нЕвначение. Особенности прогрЕлп{мнопо обеспечения

мобильных ус,гройств. Операционная система. Поrrятие о системном
администрировании. Инста.пляция и деинсталJIяциJI программного
обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
обработки дЕlнньrх с использованием интернет-сервисов, облачньrх
технологий и мобильньrх устройств.
Прикладные компьютерные проtраммы для решения типовьD( задач по
выбранной специaлJIизации. Системы автоматизированЕого проектирования.
Программное обеспечение. Лицензирование прогрalммною обеспечения
и цифровьп< ресурсов. Проприетарное и свободrое прогр€lммно€
обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использокrние програilrмного

обеспечения и цифровьrх ресурсов. Ответственность, устанавJIиваемая
законодательством Российской Федерации, за неправомерIrое использование

программного обеспечения и цифровьrх ресурсов.
Принципы построеная и аппаратные компоненты компьютерньпк сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-цриложений (сайтов). Сетевое
хранение данньD(.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реaшьного времеки
(например, локация мобильньгх телефонов, определение загр)DкеЕности
автомaгистр€шей), интернет-торговJIя, бронирование билетов, гостиниц.
Государственные элеIсгронные сервисы и услуги. Социальные сети организация коJUIективного взаимодействия и обмена данными. Сgтевой
7

в

киберпрострzшстве. Проблема подлинности
полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономи!Iеские угрозы, связ€lнные с использованием
информационЕо-комIчfуникационньD( технологий. Общие проблемы защиты

этикет: правила поведения

информации и информационной безопасности. Средства заццIты
информации в компьютерах, компьютерньж сетл( и автоматизированных
информационных системах. Правовое обеспечение информационной

безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к лrrчrой
конфиденциальной информации, храЕящейся на персончrльном компьютере,
мобильных уйройств€lх. Вредоносное проrраммное обеспечение и способы
борьбы с ним. Аrrтивирусные прогрчll\,rмы. Организация лиtIного архива
информации. Резервное копирование. f[арольная защита архива.

Информационные технолоrии и профессионлIьнчlя деятельпость.
Информационные ресурсы. Щифровая экономика. Информационная
культура.

Теорегпческпе основы информатпки
Модели и моделцрование. Щели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекry или процессу. ФормализациlI прикладньD( задач.
Представление результатов моделированшI в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое предст€rвJIение данньD( (схемы, таблицы,
графики).

Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение аJIгоритми.Iеских
задач, связанньIх с анЕuIизом графов (построение оптимального rrуги межд/
вершинами графа, определение количества рЕrзJIичных гryтей межд/
вершинами ориентировz!нного ацикJIического графа).

Бинарное дерево. ,Щискретные игры двух игроков с поrпrой
информацией. Построение дерева перебора вариактов, описzшие стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объеrсгов и процессов
окружающего мира.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. ТаблиIЕr
истинности логических операций ((дизъюнкция>, (<конъюЕкция>, ((иIIверсия>,
(импликация>, (эквивЕrленциJt)). Логические вырчDкения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известЕьrr( значеЕиD(
входящих в непо элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествап{и.
Примеры законов алгебры логики. Эквившlентные преобразования
логических выражений. Логические фуr*ц"". Построение логическопо
вырaлжения с данной таблицей истинности. Логические элементы
,,Щеревья.

8

компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логическID( элемеЕтах
по логическому вырФкению. Запись логическоrrl выражения по лотrrческой
схеме.

Информационные технологпп
Анализ данных. Основные задачи анaциза данньD(: прогЕозировЕlние,
шlассификация, кпастеризация, анЕtлиз отшrонений. Последовательность
решения задач анaшиза даЕных: сбор первичных данЕьrх, очистка и оценка

качества данных, выбор ш/или построение модели, преобрtвовtlние данЕьD(,
визуализация данньD(, интерпретация результатов.
Анализ данньIх с помощью элекгронных таблиц. Вьгчисление суNiмы,
средЕего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диzlпц!оЕа.
Компьютерно-математи!Iеские модели. Этапы
компьютерноматематическопо моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, zrнЕшиз результатов
моделировalния.
tIисленное решение уравнений с помоцрю подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данньD(. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данньгх. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данньгх. Запросы с параметрап,rи.
Вычисляемые поJIя в запросulr(.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы
к многотабличньтм базам данных.
Текстовый процессор. Редакгирование и форматирование. Проверка
орфографии и гр€лп,lматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Струкгурированные текстовые
документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коrrлективная работа с
документом. Инструпленты рецензированиJI в TeKcToBbD( процессорах.
.Щеловая переписка. Реферат. Правила цитированиJI исто1IIIиков п
оформления библиографических ссьшок. Оформление сIшска литературы.
Ввод изображений с использованием рЕвличных rщфровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств.). Графический редактор. Обработка графическю< объекгов.
Растровм и векторнм графика. Форматы графических файлов.
Обработка изображения и звука с использованием интернетприложений.
Мультимедиа. Компьютерные презентации. Использоваrпrе
мультимедийных онлайн-сервисов дrrя разработки презентаций проекпrьтх
работ.
9

Принципы постоения и редактирования трёхмерньD( моделей.
Средства исIсусственноr0 интеллекга. Сервисы мацшЕною перевода и
распознаваниrI устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообуlающиеся системы. Искусственный интеллект в
компьютерньж играх. Использование методов искусственного интеJUIекта в
обу"rшощих системах. Использование методов искусствеЕнопо интеJшекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспекмвы развития компьютерньн
интеллектуЕлJIьньтх систем.

10

РЕЗУЛЬТЛТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ЕА
СРЕ.ЩЕГО
ОБЩЕГО
ИНФОРМЛТИКЕ
УРОВНЕ
ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЬЙ УРОВЕНЬ)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ
Личностные результаты отрarкают готовность

и

способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностньж ориентаций, позитивньD( вIDцренних

убеждений, соответствующих традиционным ценностям российскою

общества, расширение жизЕенного опыта и опыта деятельности в процессе
реаJIизации средствЕu\{и у,rебного предмета ocIloBHbD( направлений
воспитательной деятельности. В результате изrIения информатики на уровне
среднего общего образования
обу..rающегося будrг сформированы
следующие личЕостные результаты:
l) граllцанского воспптанпя:
осознание своих конституционньн прав и обязанностей, увatжение
закона и
правопорядка, соблюдение основополагающю( норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, нациоIlalлизмц

у

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,

национальным признакzu\{ в виртуальном прострulнстве;
2) патриотического воспптаппя:
ценностное отношение к исторшIескому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиJIх, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовво-правствеЕпого воспптанпя:

сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознЕtнные решеЕия,
ориентируясь на морaшьно-нравственные Еормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспптанпя:

эстетическое отношение к миру, вкIIючая эстетику на)Еного п
технического творчества;

способность воспринимать разли!Iные виды искусства, в том числе
основЕrнЕые на использовании информационных технологий;
5) фrrзпческого воспптанпя :

сформированность здорового и безопасного браза жизЕи,
ответственнопо отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт
LL

соблюдения требований безопасной экспJryатации средств информационньп<
и коммуникационных технологий;
б) трулового воспитанпя:
готовность к активной деятельности технологической и социапьной
напрzlвJIенности, способность инициировать, планировать и саJчlостоятельЕо
выполнять тац/ю деятельность;
иЕтерес к сферам профессиональной деятельности, связанЕым с
информатикой, программированием и информационными технологцями,
основанными на достшкеЕиях информатики и на)лно-технического
прогресса, уtlrение совершать осознанный выбор булущей профессии и
реЕUIизовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самобразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспптанпя:
осознание глоба.тrьного характера экологшIеских проблем и гrутей их
том числе
решения,
у.rётом возможностей информационно_
комIlfуникационlIьD( технологий;
8) ценностп научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующепо современному
уровню развития информатики, достижениям на)Ено-техншIескопо прогресса
и общественной практики, за счёт понимания роли информациоЕных
ресурсов, информационных процессов и информационньD( технологий в
условил( цифровой трансформации многих сфер жизни современною
общества;
осозЕ€Iние ценности науrной деятельности, готовность ос)лцествJIять
проектrrую и исследовательскую деятельность индивиryаJIьно и в группе.

в

с

В процессе достижения

лиtIностньIх результатов

освоенпя програп{мы
информатике
обl^rающихся совершенствуется эмоционаrrьный
интеллект, предполагающий сформированность:

по

у

самореryлирования, вкJIючающего самокоIrтоль, умение прпнимать
ответственность за своё поведеЕие, способность ад(штироваться к
эмоциональным изменениям и проявJIять гибкость, быть открытым новому;
вrгу,тренней мотивации, включающей стре}rление к достюкению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, )aмение действомть исходя из cBolD(

возможностей;
эмпатии, вкlпочающей способность понимать эмоциоIIаJIьное состояние
других, }л{итывать его при осуществJIении коммуникации, спосМность к
сочувствию и сопережив€шию;
L2

социальньrх нatвыков, вкJIючЕlющих способность высц)аивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять иЕтерес и разрешать конфликты.

мЕтАпрЕдlt{ЕтныЕ рЕзультАты
В результате из)чения информатики на уровЕе среднего общего
образования у обу"rающегося буду, сформированы метацредметные

результаты, отражённые в универсальньп< уrебньтх действиях, а именно:
познавательные универсчлJIьIrые уrебные действия, коммуникативные
универсальные уrебные действия, реryJIятивные универсальные 1^rебные
действия, совместная деятельIlость.

Познаватеlrьные универсальные учебные действия
1) базовые логнческпе действия:

сап,rосmятельно формулировать

и

актуализировать проблему,

рассматривать её всесторонне;
устанавJIивать существенный признак или основаlIия дш сравнеЕия,
классификации и обобщения;
опредеJIять цели деятельности, задав€Iть пара}rетры и цритерии и)(
достижениJI;
выявJIять закономерности и противоречиrI в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать Iшан решения проблемы с учётом {шaшиза имеюццlхся

материальных и нематери€цьных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последотвий деятельносм;

координировать

и

выполнrIть рабоry

в

условиях

реaшьнопо,

виртуtшьного и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мыIIIJIение при решении жизненньD( прблем.
2) базовые псследоватеJIьские действпя:
владеть навыкап,rи учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыкаNtи разрешения проблем, способностью и готовностью к
саIvlостоятелЬному поискУ методоВ решениЯ прЕlктическш( задач, примеЕению
рчвличньп методов познЕrния;
овладеть видЕш{и деятельности

по поJDлению нового

знalния, его

интерпретацИи, преобраЗованию и применению в ратIичных уrебньп<
ситуациях, в том числе при создании уrебных и социаJIьньD( цроектов;
формированИе

на)чногО

типа

мьпшления'

терминологией, ключевыми понятиями и методalл,tи;
1з

владение

НауT ной

ставить и формулировать собственные задачи в образовательноЙ

деятельности и жизненных ситуациях;
выявJUIть приЕIинно-следственные

связи

и

аIсryaцизировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргуг!rенты для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать поJDленные в ходе решения зада!rи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в HoBbD(
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществJlять целенацравJIенный поиск переноса средств и способов
действия Ь профессионапьЕуIо среду;
переЕосить знания в познавательную и прЕжти.Iескую области
жизнедеятельности;
интегриров€rть знанпя из разньж цредметньж областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные под(оды и р€шеЕия,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решеЕия.
3) работа с пнформацпей:
владеть нatвыкaлми поJrr{ения информации из источников реrных типов,
самостоятельно осуществJIять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации р€вличных видов и форм представJIения;
создавать тексты в различных формата< с у.rётом назначеЕия
информации и целевой аудитории, выбирая оптимчлJIьrryю форlrу
представления и визуaшизации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морzrльно-этическим Hopмa}r;
использовать средства информационных и ком}tуникационньD(
технологий в решении когнитивных, коммуникативЕьtх и организациоЕнь[х
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережеЕия, правовьD( и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть нaлвыками распознаваIIия и запшты информации,
информационной безопасности личности.

Коммупикатпвпые унпверсальные учебные деfiствия
1) общение:

осущестыIять ком}fуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербаrrьные средства общения, понимать значение
социальньD( знаков, распозIrавать предпосьшки конфликгньтх ситуацIй и
уметь смягчать конфликты ;
l4

владеть рЕrзличными способами общеЕия и

к!аимодействия,

арryмецтироваЕно вести диЕUIог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельпость:
понимать и использовать преимуIцества командЕой и индивидrаrrьной
работы;

выбирать тематику

и методы совместных действий с у,rётом общтх

интересов и возможностей кая<дого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: состЕlвJIять

гшан деЙствиЙ, распределять роли

обсуждать результаты совместной работы;

с

у,rётом мнениЙ )ластников,

оценивать качество своего вкпада и каждою 5rчастника комаIцы в
общий результат по разработанным критериrм;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позицип новизны,
оригинЕuIьности, црактической значимости;

осуществJIять позитивное стратегI{tIеское поведение в различных
ситуациях, проявJIять творчество и воображение, быть инициативным.

Регулятпвные унпверсальные учебные действпя
1) самоорганпзацпя:

самостоятельпо осуществлять познавательIтуIо деятельность, выявJIггь
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациD(;

самостоятельЕо состаышть IUIaH решения проблемы с

1пrётом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки у.rебного предмета на основе личньж предпочтений;
делать осознанный выбор, аргуrt{ентиромть его, брать ответственность
за решение;

оцеЕивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявJIению широкой эрудиции в
p€BHbD( областях знаниЙ, постоянно повышать своЙ образовательныЙ и
кульryрный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельЕость,
оценивать соответствие результатов цеJIям;

владеть навыкatми познавательной рефлексии как

совершаемых действий и мыслительных процессов, их
15

осознания
результатов и

осIrованиЙ; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевремеЕно принимать решения по ш( сЕюкению;
ПРИЕИМаТЬ МОТИВЫ И аРГУittеНТЫ ДРУГИХ ПРИ аН€ШИЗе РеЗУЛЬТаТОВ
деятельности.
3) прпнятшя себя и другпх:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
прицимать мотивы и аргументы других при аIrаJIизе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕ.Щ{ЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В

ПРоцессе из},.{ения курса информатики базового уровЕя в 71 н.ассе
обучающимися будут достигнуты след/ющие предметные результаты:
владение представJIениями о роли иIrформации и связанньD( с ней
процессов в природе, технике и обществе, поЕятиями <информация>,
<информационныЙ процесс>, (системаD, (компоненты системы)),
<<системный эффекu, <информационная систем:u), (система уцрalвJIения>;

владение методами поиска информации в сети Интернет, р{ение
критически оценивать информацию, полученц/ю из сети Интернет;
умение характеризовать большие данЕые, приводить примеры
источников ж поJI)ления и нЕlпраыIеЕия использовЕlния;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современЕых стациоЕарньD( и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерньн технологий;
владение навыка lи работы с операционными системап,tи, основными
видами прогрalммного обеспечения для решеflия уIебных задач по

выбранной специaшизации;
соблюдение тебований техники безопасности и гиrиены при работе с
компьютерами и другими компонентап,tи цифрового оцружения, понимание
правовых основ использования компьютерЕых программ, баз данных и
материмов, рiвмещённьтх в сети Интернет;
нЕuIичие представлений о компьютерньD( сетя)( и их роли в современном
мире, об общих принципЕlх разработки и функционщ)ования интернетприложений;
понимание угроз пнформационной безопасности, испоJIьзование
методов и средств противодействия этим угрозам, сблюдение мер

16

безопасности, предотвращающих незаконное распространение персояальньD(
данных;

вJIадение теоретиtIеским аппаратом, позвоJIяющим оцредеJUIть
кратчайший пугь во к}вешенном графе и количество rгугей междi
вершинЕllvrи ориентированною ацикпическою графа;

)rмение читать

и понимать

прогрarN{мы, реЕUIизующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изrIения универсarльЕом языке

программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С#, С#),
€rн€шизировать
aшгоритмы с использовalнием таблиц трассировки, опредеJIять
без использовЕlния компьютера результаты выполнеЕия несложных
программ, вюIюччlющих цикJIы, ветвленияи подпрограммы, при з4данньD(
исходных данньIх, модифичировать готовые програi,rмы дIя решения HoBbD(
задач, использовать их в своих програIuм€lх в качестве подпрограп.rм
(процедур, функций);

уtl{ение реализовывать на выбранном NIя из}л{еЕия языке
программиров.tния высокою уровня (Паскаль, Python, Java, С+, С#)
типовые аJIгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и
массивов: представJIение числа в виде набора простьrх сомножителей,
нахождение максимальЕой (минимальной) цифры начФЕuIьного числа,

записанного в системе счислениJI с основанием, не превышающим l0,
вычисление обобщённых харЕIктеристик элементов массива или числовой
последовательности (срлмы, произведенrlя, среднею арифметического,
минимЕUIьною и максимa[льного элементов, колиЕIества элеменюв,

удовлетворяющи>( заданному условию), сортировку элементов массива;
умение использовать табличные (реrrяционные) базы даЕньt (, в
частности, cocTalBJUITb запросы к базам данЕьD( (в том числе запросы с
вычисляемыми полями), выполЕять сортировку и поиск записей в базе
данньгх, наполнять разработанную базу данных, умение использовать
элеIсгронные таблицы дJIя анмизц предстalвJIения и обработю.r дапньD(
(включая вычисление с)rммы, среднего арифметического, наибольшепо и
Еаименьшего значений, решецие уравнений);
Jrмение использовать компьютерно-математические модели для tшzшиза
объекгов и процессов: формулировать цель моделцрованиJl, выполнJlть
ан€UIиз результатов, полrIенных
ходе моделцрования, оценивать
соответствие модели моделируемому объекry иJIи цроцессу, представIlять
результаты моделирования в нагJIядном виде;

в

t7

р{ение создавать стуктурированные текстовые документы и

демонстрационные материiшы с использованием возможIlостей современных
программньгх средств и облачных сервисов;
р{ение орrаЕизовывать личное информационное пространство с
использовalнием рaвлиtlных цифровыr( технологий, понимание возможностеЙ
цифровых сервисов государственных усJryг, цифровьD( образовательrъrх
сервисов, понимаЕие возможностей и ограничений технологий
искусственного интеJшекта в рЕLзJIичньD( областях, нали.Iие представлений об
использовании информационных технологий в различньгх профессиональных
сферах.

18

(9

r:

Д,^.Ц
Е9я,

бЁý:

l- а-:i:

ЕЕЁБ

6

gЕ

Е.

,

Ф

ý:
!i
xto

a.l

=f,

с.i

{

; Акционерное общество <<Издательство <<Просвещение>>

МЕТОД{ЧЕСКИЕ МАТЕРИАJIЫ ДIЯ УЧИТЕJIЯ
https://resh.edu.ru

,

htФs://edsoo.ru

https ://еduсаtiоп.уапdех.гr:/1аЬ/liЬrагу/mаir/?srаdе:7.
https //bosova. rr:/metodist/authorYinformatika/3/mof.php
:

ЦИiDРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕJЬIIЫЕ РЕС)rРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
интЕрнЕт
https://resh.edu.ru
https://m.edsoo.ru

2L


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».