РП по ВД Мастерская речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова
города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
от 29.08.2023г.
протокол №1
Руководитель ШМО
________ В.П. Кравченко

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
___________
Ж. М. Кондрацкая
30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директора школы
_________ О.А.Донцова
приказ № 855/01-16
от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАСТЕРСКАЯ РЕЧИ»

для 10-11 классов
на 2023-2024 учебный год

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
ФОП СОО.
Курс внеурочной деятельности «Мастерская речи» предназначен для учащихся
10–11 классов и рассчитан на 68 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер,
поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны
быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов
любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов,
сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение
и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает
использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного курса обусловлена тем, что новая форма
итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии
выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует
постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель: обеспечение качественной подготовки учащихся 10 классов; упорядочение
процесса обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических,
пунктуационных, речевых; создание условий, способствующих эффективной организации
деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала по русскому
языку; ознакомление с основными разделами языка, входящими в объем знаний,
требуемых для выполнения КИМов; отработка этапов формирования и развития
речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
 изучение нормативных и методических документов по организации и
проведению ЕГЭ по русскому языку;
 овладение основными нормами литературного языка;
 создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
 дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
 обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых
заданий;
 освоение стилистического многообразия и практического использования художест
 обучение анализу текста, его интерпретации;
 совершенствование
лингвистической
компетенции
выпускников
при
выполнении части С экзаменационной работы;
 развитие речевой культуры.
Формы организации: использование разнообразных эффективных
образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся языковую,
лингвистическую, коммуникативную компетенции, направленных на развитие и
совершенствование коммуникативной, языковой, направленных на овладение всеми
2

видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями
и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей
школы,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Формы организации (кратко): индивидуальная работа, работа в группах,
дискуссия, анкетирование (тестирование), мини-лекции, творческая работа, устные или
письменные размышления по предложенной тематике.
Формы промежуточной аттестации: тематические диктанты (диктанты на одно
правило), словарные диктанты с последующим объяснением, комментированное письмо,
творческие работы, итоговый тест.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю),
11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Форма организации (подробно): групповая и индивидуальная; работа с
Содержание программы 10 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и
синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования
прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.

3

Содержание программы 11 класс (34 часа)
Орфографические нормы (4 ч.)
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных
окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в
различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция.
Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«МАСТЕРСКАЯ РЕЧИ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
4

деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
5



способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
6

состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
7



ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
8




оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц
с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других);
комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного
из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации,
Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О
государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской
9

Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и
характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти
знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой
системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм,
иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные)
с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные)
с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
10

употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём
устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического
высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на
слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
11

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать
текст:
устранять
логические,
фактические,
этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления
разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)
употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в
речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официальноделовой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАСТЕРСКАЯ РЕЧИ»
№
П/
П

ТЕМАТИКА КУРСА

КОЛ- ТЕОРЕ ПРАКТИ
ВО
Т.
Ч.
ЧАСО ЧАСТ
ЧАСТЬ
В
Ь

10 класс
1 Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

1

1

2 Литературный язык. Языковые нормы.

1

1

-

3 Орфоэпические нормы русского языка

1

-

1

4 Лексические нормы

3

1

2

5 Грамматические нормы

3

1

2

6 Словообразовательные нормы

2

1

1

7 Морфологические нормы.

9

2

7

8 Синтаксические нормы и пунктуация

13

2

11

34

9

25

1 Орфографические нормы

7

3

4

2 Пунктуационные нормы

4

1

3

3 Текст

3

1

2

4 Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

5 Функциональные стили речи

6

1

5

6 Изобразительно-выразительные средства языка

3

1

2

7 Коммуникативная компетенция.

5

2

3

Всего в 11 классе

34

7

27

Итого

68

16

52

Всего в 10 классе
11 класс

Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков
и умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические
занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование,
работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка
докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать
формированию устойчивого интереса к изучению родного языка.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС»,
2010.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. –
М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2008.
13

3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП
Сфера, 2010
5. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний
учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2010.
6. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство
«Экзамен», 2011.
7. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
8. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое
пособие. – Ростов-на- Дону: Легион, 2011.
9. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс
интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону:
Легион, 2011.
10. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и
С. 10-11 классы.
– Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
11. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
12. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для
школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
РЕСУРСЫ с ЦОР:
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Библиотека Московской электронной школы https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Видеоуроки на сайте "Инфоурок" https://iu.ru/video-lessons
Библиотека видеоуроков по школьной программе на сайте
"Internetурок" https://interneturok.ru/
Онлайн-школа "Знайка" https://znaika.ru/

№ п/п
план факт
Введение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Дата
Тема урока
план
факт
Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых
заданий и сочинения

Языковые нормы
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари
русского языка.
Орфоэпические нормы
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от
14

смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы
Грамматические нормы.
Грамматические нормы. словообразовательные,
морфологические, синтаксические.
Грамматические ошибки и их предупреждение.
Словообразовательные нормы
Словообразовательные нормы. Способы словообразования.
Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
Морфологические нормы
Морфологические нормы.
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского
языка. Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Синтаксические нормы.
Словосочетание, виды словосочетаний, их
построение. Лексическая сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения.
Простые и сложные предложения.
Односоставные предложения. Неполные предложения.
Интонационная норма.
Нормы согласования
Нормы управления.
Нормы примыкания.
Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении.
Преобразование прямой речи в косвенную.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
15

11 класс
№ п/п
Дата
план факт
план
факт
Орфографические нормы

Тема урока

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской
орфографии: правописание корней и приставок.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных
окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание
служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов
и сочетаний слов.
Пунктуационные нормы
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных
норм. Трудные случаи пунктуации.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных
норм. Трудные случаи пунктуации.
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с
разными видами связи.
Текст
Структура, языковое оформление. Смысловая и
композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров.
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи, их основные особенности:
назначение каждого из стилей, сфера использования.
Разговорный стиль речи. Его особенности.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки,
назначение, сфера использования, своеобразие лексики,
синтаксиса и построения текста.
Публицистический стиль, его особенности. Средства
эмоциональной выразительности. Жанры
публицистического стиля.
Научный стиль, его особенности.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при
определении стиля текста.
Функционально-смысловые типы речи
16

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
признаки.
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Изобразительно-выразительные средства языка
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной
работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии)
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура
письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем
исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки.
Абзацное членение. Точность и выразительность речи.
Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых,
речевых, этических, фактологических норм.
Требования к точности и выразительности речи
экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические и фоновые
ошибки.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».