РП ДО Школьный музей

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Современный музей – концентрированное воплощение духовных
устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве
посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами,
личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая
человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать
проблемы.
Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина,
изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное
– и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы
сохранения и трансляции социально значимой информации посредством
музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности.
Нормативно-правовая основа программы:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020) ;
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом

Совета

стратегическому

при

развитию

Президенте
и

Российской

национальным

проектам

Федерации
(протокол

по
от

24.12.2018 № 16);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;

−

Концепция развития дополнительного образования

детей,

утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р;
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17].
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
-Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя
школа №16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города
Евпатории Республики Крым».
Направленность программы – краеведческая.

Актуальность

программы

–

программы

определяется

направленностью на формирование единства интересов личности, общества
и государства в деле воспитания гражданина России. Знания о родном крае
расширяют

эрудицию

учащихся,

помогают

сформировать

активную

жизненную позицию. Именно краеведческий подход позволяет учащимся
наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как
неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить
представление о природных, культурных и литературных богатствах родного
края,

формирует

любовь

к

Крымскому

полуострову.

Актуальность

программы также заключается в том, чтобы в процессе творческой практики
ребенок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность
эстетического отношения к миру, что наиболее важно в современном
обществе, развитию у обучающихся желания и умения приобретать знания
по истории родного края, по музейному делу.
Новизна образовательной программы состоит в том, что она носит
комплексный

характер.

Работая

по

ней,

изучая

музейное

дело,

предоставляется возможность сообщить обучающимся необходимые знания
в области исторического краеведения, литературы, искусствоведения,
археологии и этнографии, архитектуры, музееведения в целом и многое
другое. Выполнение программы позволяет не только глубже изучить
историю края, в котором живут ребята, но и раскрыть, развить
познавательные способности обучающихся, реализовать их личностный
потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и умений,
необходимых

для

получения

дальнейшего

образования

(работа

с

литературой, источниками, документами, выполнение различные видов
творческих работ, публичные выступления, ведение дискуссии и т. д.). Для
успешной реализации программы предусматриваются как групповые, так и
индивидуальные занятия с обучающимися, посещения государственных
музеев,

работа

в

государственных

архивах,

занятия

сотрудниками музеев и специалистами комитета по культуре.

с

научными

Программа

предусматривает

формирование

коллекций

археологического и этнографического направления, создание выставочной
экспозиции,

лекционную,

исследовательскую

и

просветительскую

деятельность.

Отличительные особенности программы – заключаются в том, что
позволяют в условиях дополнительного образования расширить возможности
ребенка

в

сфере

исследовательских

развития

творческих

проектах

в

способностей

области

и

исторического

в

научно-

краеведения.

Отличительные особенности программы также заключаются в том, что она
дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах
деятельности,

выбрать

приоритетное

направление

и

максимально

реализовать себя в нем. Содержание программы может быть основой для
организации

учебно-воспитательного

процесса

по

индивидуальной

траектории, развития умений и навыков, как групп, так и отдельно взятых
учащихся.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение.
Основываясь на этой психологической особенности школьников, программа
предполагает получение теоретических основ музееведения, истории родного
края, этнографии, археологии, архитектуры и т. д. Здесь преобладают
коллективные занятия с кружковцами. Часть учебного времени ребята
занимаются практическими занятиями, в программу также включен курс по
практической риторике, направленный на приобретение навыков общения с
аудиторией и умения выражать свои мысли по любой из предложенных тем.
Наряду с коллективными, включаются занятия по группам. Ребятам
предлагается написание исследовательской работы, что подразумевает
преобладание индивидуальных занятий в этот период. Таким образом,
осуществляется переход от теоретических занятий к практике.
Программа

также

способствует

психологическому

развитию

личности, росту навыков самообразования, учит нормам общения между

людьми. Данная программа может быть использована в различных
образовательных учреждениях, где ведется работа по данному направлению,
в качестве дополнительной образовательной программы. Для удобства
работы с программой даются авторские рекомендации к проведению занятий
по предлагаемым темам.
Адресат программы – программа рассчитана на обучающихся
среднего и старшего школьного возраста (от 10 до 17 лет).
Сложность лекционных занятий адаптируется в зависимости от
возраста и подготовки обучающихся, викторины, краеведческие игры
проводятся с привлечением большого иллюстративного материала.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы:
от 10 до 17 лет; состав — 15 человек в группе.
Объем и сроки освоения программы – срок реализации 1 год.
Обучение по данной программе строится из расчета учебной нагрузки: 4 часа
в неделю (2 занятия по 2 часа) — 144 часа в год.
Уровень программы – базовый.
Формы обучения – очная, также допускается сочетание различных
форм получения образования и форм обучения.
Особенности

организации

образовательного

процесса

–

в

соответствии с учебным планом в объединении по интересам учащихся
одного возраста, а также индивидуально, состав группы – постоянный. Виды
занятий определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические занятия, игры, викторины, выездные тематические
занятия, выполнение самостоятельной работы, и другие виды учебных
занятий.
Режим занятий –
Периодичность экскурсий и практических занятий - минимум один раз в
месяц. Необходимым условием организации экскурсий и практических
занятий является соблюдение санитарно-гигиенических требований и

техники безопасности. При планировании экскурсий, практических занятий
учитываются сезонные изменения погоды.
Педагог в установленном порядке может вносить изменения в
распределение учебного времени на изучение отдельных тем программы,
учитывая уровень подготовки, возраст, интересы воспитанников, состояние
материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки.
Темы представлены в порядке возрастания сложности материала.
В первые недели занятий необходимо провести родительские собрания,
где нужно рассказать о плане работы кружка, расписании занятий и личном
снаряжении юного краеведа для практических занятий и путешествий.
1.2.

Цель и задачи программы:

Целью работы по историческому краеведению является: комплексное
изучение истории и культуры, памятников природы, истории и археологии
Крыма,

воспитание

у

учащихся

уважения

и

интереса

к

истории,

формирование у воспитанников широкого кругозора. Способствовать
развитию у обучающихся желания и умения приобретать знания по истории
родного края, по музейному делу.
Задачи программы:
- образовательные – углубить и расширить имеющиеся знания
школьников по истории родного поселка и края;
- совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории
и при работе в музее;
- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений,
докладов, рефератов.
Познавательная компетентность:
- получение глубоких знаний по истории, археологии Крыма,
- получение знаний о памятниках природы, истории, культуры
полуострова, их туристическом и экскурсионном потенциале,
- умение исследовать природные богатства родного края,
- формирование системы знаний, умений, навыков по краеведению.

-

умение

работать

с

архивными

документами

и

другими

историческими и литературными источниками.
2. Практическая компетентность:
- формирование и развитие посредством краеведческого знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- получение навыков написания научно-исследовательских работ,
участие в краеведческих конкурсах, конференциях и олимпиадах, конкурсах
школьных музеев;
- получение основ экскурсоводческой деятельности;
- навыки общения с аудиторией.
- получение навыков практической работы по моделированию быта и
изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде
организации экспозиции музея.
3.Творческая компетентность:
- умение самостоятельно подготовить научно-исследовательскую
работу, четко, аргументировано и ясно излагать свои мысли, отстаивание
своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов,
- способность сравнивать, классифицировать и обобщать факты,
понятия, явления;
- раскрытие творческого потенциала, творческой самореализации;
-

развитие

артистических,

эмоциональных

качеств

у

детей,

формирование их художественного вкуса.
- развитие логического мышление и навыков самостоятельной работы
с архивными данными и первоисточниками через подготовку экскурсий,
докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;
-

развитие

образного

художественного

мышления

через

художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию
предметов быта, старины и т.д.;
- умение вести экскурсию.
4. Социальная компетентность:

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоциональноценностное отношение к историческому и природному наследию родного
края.

Воспитание

патриотизма.

Уважение

к

истории,

культуре,

национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
- понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками
истории и культуры;
- пробуждение национального самосознания, русского духовного
характера,

глубинной

исторического

долга,

чертой

которого

преемственности

является

ощущение

своего

поколений,

служение

своему

Отечеству, своему народу;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе
коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для
общества деле.
- метапредметные – способность к самостоятельному приобретению
новых знаний, умений и навыков, развитие мотивации к изучению
краеведения, музейного дела, потребности в саморазвитии, самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, умения самостоятельно
находить ответы на поставленные вопросы, освоение умений и навыков,
знаний,

в

целом

содержания

программы

проектируется

на

основе

заинтересованности, увлеченности.
- личностные – формирование всесторонне развитой общественноактивной личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических
норм поведения, формирование гражданской позиции, культуры общения и
поведения в социуме, стремление раскрыть свой собственный творческий
потенциал, умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам
современности; также умение использовать краеведческие знания для
созидательной деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал программы:

- позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою
«малую родину», получить представления о природных формирует любовь к
своей местности, своей стране.
- расширяет возможности личности заявить о себе поступком,
способствует социальному самоутверждению.
- средство реализации способностей учащихся, где проявляются
способности и индивидуальные особенности, вырабатывается система
ценностных ориентаций, происходит формирование социально значимых
личностных качеств и получение знаний, направленных для решения
реальных проблем общества.
- предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных
достижений учащихся (победы в конкурсах).
Музейное краеведение является также наиболее надежным способом
осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе,
развивает у детей логическое и пространственно-временное мышление.
1.4. Содержание программы:
Программа основана на принципах историзма, системности и
объективности. Современный музей – концентрированное воплощение
духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном
пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами,
культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира,
помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире,
решать проблемы.
Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина,
изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное
– и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы
сохранения и трансляции социально значимой информации посредством
музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторные часы
№

Название раздела, темы
Всего

1
1.1.
1.2.

2

Формы
контрол
я/аттест
ации

В том числе
теорети практич
ческих
еских
4
-

РАЗДЕЛ І.
Вступительная часть
Вступительное занятие.

4
2

2

-

Обеспечение безопасных
условий проведения учебных
занятий, экскурсий
РАЗДЕЛ ІІ.
Музейное дело

2

2

-

138

106

836

2.1.
2.2.

История музейного дела
История родного края

6
28

6
24

4

2.3.

Основы теории и организации
музейного дела
Экскурсионное дело

6

6

-

28

12

16

Исследовательская работа в
музее и за его пределами
Основы работы с фондами
Экспозиционная работа в
музее
Профильные часы, развитие
навыков
Раздел III. Итоговое
занятие.

12

12

-

16
22

12
18

4
4

20

10

10

2

2

-

Всего:

144

106

38

2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Тестирова
ние

Контроль
ный срез
знаний

Контроль
ный срез
знаний

Итоговое
тестирова
ние

Содержание учебного плана:
Раздел 1. Вступительная часть.
1.1. Вступительное занятие.
Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции,
выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы,
исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и
др.
1.2.

Обеспечение

безопасных

условий

проведения

учебных

занятий, экскурсий.
Техника безопасности во время проведения занятий в помещениях и
на местности. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском
и

междугородном

транспорте.

Противопожарная

безопасность

в

лесопарковой зоне, в краеведческих экспедициях. Обеспечение безопасных
условий проведения краеведческих путешествий согласно действующих
приказов и положений.
Раздел 2. Музейное дело.
2.1. История музейного дела. (6 ч.)
 Коллекционирование в античную эпоху. (2 ч.)
На занятии педагог обзорно рассказывает о святилищах, храмах, пинотеках
Древней Греции, частных и общественных собраниях Древнего Рима.
 Коллекционирование в эпоху средневековья. (2 ч.) Обзорная лекция с
последующим контрольным заданием на дом.
 Возникновение музеев. (2 ч.)
На занятиях раскрываются исторические предпосылки возникновения
музеев. Педагог рассказывает о состоянии коллекций в эпоху Возрождения и
о возникающей проблеме терминологии. Окончив занятия по этой теме
обучающиеся должны свободно владеть следующими терминами:
- Эпоха Возрождения;

- Гуманизм;
- Студиоло;
- Кунсткамера;
- Галерея;
- Музеография.

Географическое расположение. Крайние точки Крыма. Особенности
геологического строения Крымского полуострова. Главная гряда Крымских
гор. Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды). Крымское
Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК). Равнинно-степной Крым и
Керченское мелкогорье.
Памятники природы Крыма - Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон
Крыма и др. Заповедный фонд Крымского полуострова – природные
заповедники Крымский природный, Ялтинский горно-лесной, Казантипский,
Опукский, мыс Мартьян, Карадагский, Лебяжьи острова и природные
заказники Каркинитский, Малое филлофорное море.
Практические занятия: Нанесение на контурную карту крупных
объектов береговой линии (мысов, полуостровов, заливов), крайних точек,
крупных форм рельефа и заповедных территорий.
2.2. История родного края (28 ч.)
 Археологическое прошлое края. (4 ч.)
 Наш край в древности. (4 ч.)
 Родной край до революции. (8 ч.)
 Топонимы и гидронимы края. (2 ч.)
 Родной край в довоенное время. (4 ч.)
 Контрольное занятие. (2 ч.)
Практические занятия: посещение краеведческого музея (4 ч.)
2.3. Основы теории и организации музейного дела (6 ч.)

 Музееведение как наука. (2 ч.) Основные понятия: музейное дело,
музееведение, объект исследования, предмет исследования, музейный
предмет.
 Структура музееведения. (2 ч.) Основные понятия: источниковедение,
прикладное

музееведение,

общее

музееведение,

специальное

музееведение.

 История музейного дела. Теория музейного дела. (2 ч.) Основные
понятия: общая теория, теория документирования, теория научнофондовой работы, теория музейной коммуникации.
2.4. Экскурсионное дело. (28 ч.)
 Место экскурсии в работе музея (2 ч.). Основные понятия: экскурсия,
экскурсионный метод, экскурсовод, классификация экскурсий.
 Теория подготовки экскурсий (4 ч.). Основные понятия: этапы
подготовки экскурсий, требования к речи экскурсовода, структура
экскурсии, методы ведения экскурсии.
 Определение темы, составление плана и маршрута экскурсии. Работа
над текстом (6 ч.). Основные понятия: виды экскурсий, тема, тематика,
маршрут экскурсии, работа с источниками, текст.
Практические занятия:
 Проведение экскурсии (8 ч.) Отработка навыков: основные приемы
ведения экскурсии, использование технических средств во время
экскурсии.
 Взаимное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением (4
ч.). отработка навыков ведения экскурсии.
 Контрольное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением
(4 ч.). Контрольное занятие по экскурсоводческой деятельности.
2.5. Исследовательская работа в музее и за его пределами (12 ч.)

 Исследовательская работа в музее и ее необходимость. (4 ч.)
Во время занятий раскрывается роль музеев как исследовательских центров,
рассматриваются особенности исследовательской работы в государственных
и школьных музеях.
 Основные формы исследовательской деятельности. (4 ч.).
Раскрываются следующие понятия: музееведческие исследования, музейнопедагогические

исследования,

социологические

исследования,

психологические исследования.
 Планирование и организация исследовательской деятельности. (2 ч.)
Цель занятия не только раскрыть понятие планирования исследовательской
деятельности,

но

и

дать

возможность

обучающимся

попытаться

самостоятельно спланировать собственную исследовательскую деятельность.
 Формы выхода результатов исследовательской деятельности. (2 ч.).
В ходе занятия раскрываются понятия: сборник трудов, монография, каталог,
путеводитель, статья, реферат.
2.6. Основы работы с фондами (16 ч.)
 Что такое фонды музея (4 ч.).
В ходе занятия раскрываются понятия: состав музейного фонда, типы
исторических

источников,

ценность

музейного

предмета,

раритет,

подлинник.
 Организация фондовой работы в музее (6 ч.)
Основные понятия: комплектование фондов, учет фондов, разделение фондов
по значению для науки и культуры, структура фондов.
 Основы методики изучения музейных предметов (4 ч.).
Рассматриваются такие понятия как: атрибуция музейных предметов,
классификация, особенности изучения музейных предметов современного
периода.
Практические занятия: Атрибуция музейного предмета на базе ГБУ
РК «Центральный музей Тавриды» (4 ч.)

2.7. Экспозиционная работа в музее (22 ч.)
 Музейная экспозиция. Основные понятия (4 ч.).
Во время занятий по теме раскрываются и закрепляются следующие понятия:
экспонат; экспозиционный материал; экспозиционный комплекс; музейная
экспозиция; выставка.
 Методы построения экспозиций. (6 ч.)
Теоретическое занятие подразумевает усвоение воспитанниками таких
понятий и терминов как: метод построения экспозиции; ансамблевая
экспозиция; ландшафтная экспозиция; биогруппа; таксидермия; панорама;
диорама.
 Проектирование экспозиции. (8 ч.)
Во время теоретических занятий изучаются и закрепляются следующие
термины

и

понятия:

научное

проектирование;

художественное

проектирование; техническое и рабочее проектирование; расширенная
тематическая структура; тематико-экспозиционный план (ТЭП); пробная
экспозиция (раскладка); экспозиционное оборудование; пространственное
решение.
Практические занятия:
 Методы построения экспозиций на примере ГБУ РК «Центральный
музей Тавриды (2 ч.).
 Проектирование экспозиции на базе школьного музея (2 ч.).
2.8. Профильные часы, развитие навыков (20 ч.)
 Ваши помощники в поисковой работе (2 ч).
Где

и

как

собирать

материалы

для

музея.

Основные

источники,

используемые для сбора материала для музея: книги и брошюры, в которых
рассказывается о

Великой Отечественной войне; дневники и планы,

фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны,

тружеников тыла, детей; вещественные памятники (символы, атрибуты и т.
д.).
 Работа с газетами, журналами, книгами (2 ч).
Работа

с

каталогами

в

школьной

библиотеке.

Подготовка

списка

необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать
ссылки на источники.
 Учет и хранение собранных документов и вещей (2 ч).
Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить.
Как хранить собранные материалы.
 Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (2 ч).
Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и
размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т.
д.).
 Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно
провести экскурсию. (2 ч).
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий.
Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме.
Проведение виртуальной экскурсии в музее.
Практические занятия (10 ч.):
Посещение и практические занятия в музеях города Симферополя: ГБУ
РК «Симферопольский художественный музей», ГБУ РК «Центральный
музей Тавриды», ГБУ РК «Крымский этнографический музей», МБУК
«Музей истории города Симферополя».

Раздел 3. Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов работы творческого объединения. Награждение
лучших воспитанников.

1.5. Планируемые результаты:
Требования:
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности в краеведческих экспедициях и на экскурсиях,
- краеведческие возможности Крымского полуострова.
- знать научную и краеведческую литературу о Крыме,
- знать полевую и музейную документацию;
- знать правила работы с архивными и музейными собраниями;
- знать классификацию этнографического материала по разделам,
темам;
- знать правила фиксации этнографических находок;
- знать методы просветительской работы.
Учащиеся должны уметь:
- ценить и бережно относится к памятникам исторического прошлого
полуострова и уникальным природным объектам.
- применять навыки социального общения;
- вести исследовательские записи;
- систематизировать и обобщать собранный материал, правильно его
оформить и хранить;
- самостоятельно составлять маршруты поиска по проекту и
проведение этнографических экспедиций;
- вести лекционную и экскурсионную работу.
Предметные результаты, которые приобретут учащиеся:
– умение понимать роль различных источников краеведческой
информации;
– знание особенностей природы и истории Крыма;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по
методикам проведения экскурсии в музее;
– работать со статистическими данными;
– использовать знания для осуществления мер по охране природы.

Метапредметные

результаты

-

в

результате

освоения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
учащийся освоит:
-

теоретическое

мышление

(определение

понятий,

систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
- переработку информации: анализ, синтез, интерпретация,
оценка, аргументирование;
- критическое мышление (работа с фактами: сопоставление,
умение отличать недостоверную информацию, находить логическое
несоответствие, определять двусмысленность);
- творческое мышление (определение проблем в стандартных
ситуациях,

нахождение

альтернативного

решения,

совмещение

традиционных и новых способов деятельности);
- навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять
цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать,
анализировать и корректировать свою деятельность.
Личностные результаты:
- у учащихся будет сформирована устойчивая потребность к
саморазвитию и совершенствованию;
− будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества,
присущие реальным историческим личностям;
− будет развита устойчивая потребность к самообразованию
воспитанников;
− будет сформирована активная жизненная позиция, необходимая для
жизни в современном обществе;
− будут развиты творческие способности детей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график:
Уровень базовый

год обучения

первый

1 полугодие
месяц

сентябрь

Кол-во учебных недель

1

Кол-во часов

4

4

4

16

16

16

2

3

октябрь
4

5

6

7

ноябрь
8

9

10

11

12

в неделю
Кол-во часов
в месяц
Аттеста

Т

К

К

Контр

ция/

е

о

о

ольное

формы контроля

с

н

н

тестир

т

т

т

ование

и

р

р

р

о

о

о

л

л

в

ь

ь

а

н

н

н

ы

ы

и

й

й

с

с

р

р

е

е

з

з

з

з

н

н

а

а

н

н

и

и

й

й

е

2.2. Условия реализации программы
- кадровое обеспечение программы осуществляется педагогом
дополнительного

образования,

что

закрепляется

профессиональным

стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
-

материально-техническое

обеспечение

-

компьютер,

мультимедийный проектор, экран, карта Крымского полуострова, карта г.
Симферополя, фотографии памятных мест Крыма и г. Симферополя,
коллекция образцов крымских камней, тетради, ручки и др.
- методическое обеспечение образовательной программы:
1) особенности организации образовательного процесса – очно,

2) методики: авторская методика проведения занятия, методика
формирования коллектива и выявления неформального лидера, методика
анализа результатов деятельности.
3)

методы

обучения:

словесный,

наглядный

практический,

объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация,
дискуссия и др.), репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
проблемный, учебно-игровая деятельность, дискуссионный, проектный и др.,
тренинговые

(развитие

знаний,

приобретение

умений

и

навыков,

репродуктивные (воспроизводящие).
4) методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.;
5)

формы

организации

образовательного

процесса:

индивидуальная и групповая, категория обучающихся - одарённые дети.
6) формы организации учебного занятия – лекции, практические
занятия, встречи с интересными людьми, защита проектов, краеведческие
игры; оформительские (оформление выставок, экспозиций); организаторскомассовые (организация викторин, игр, конкурсов). Интерактивные формы
работы включают в себя экскурсии в краеведческий и этнографический
музеи, экскурсии на исторические объекты, изучение литературы, создание
творческих проектов, создание мультимедийных презентаций, составление
исследовательских работ, создания интерактивного музея-мастерской силами
детского

объединения,

направления,

формирование

создание

выставочной

коллекции

этнографического

экспозиции,

лекционную,

исследовательскую и просветительскую деятельность.
7) педагогические технологии – технология индивидуализации
обучения, технология группового обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой
деятельности,

технология

коллективной

творческой

технология портфолио, технология педагогической мастерской;
8) алгоритм учебного занятия:

деятельности,

- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета,
подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на
совместную работу, актуализация опорных знаний);
- теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение
теоретического материала);
- физкультминутка;
- практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение
упражнений и заданий по теме, игры);
- окончание занятий (рефлексия, подведение итогов занятия).
9) методические и дидактические материалы – раздаточные
материалы, тематические подборки материалов.
основная и дополнительная литература - учебные пособия,
альбомы, атласы, карты (см. Список литературы).
Наглядный материал следующих видов:
1) схематический или символический (оформленные стенды, таблицы,
схемы, рисунки, плакаты и т.п.);
2) картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации,
слайды, фотоматериалы и др.);
3) смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы и т. д.);
4) дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный
материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты,
практические задания, и др.);
9) интернет-ресурсы (оформляются в соответствии с требованиями
действующих

ГОСТ

к

оформлению

библиографического

электронных ресурсов, библиографических ссылок).
2.3. Формы аттестации:

описания,

Формой аттестации являются: доклад, интеллектуальная игра,
защита

творческих

работ

и

проектов,

конкурс

творческих

работ,

конференция, олимпиада, тестирование, кроссворд, викторина.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический

материал,

грамота,

готовая

работа,

диплом,

журнал

посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и
родителей, статья.
Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов: защита творческих работ, конкурс, научно-практическая
конференция, олимпиада, отчет итоговый, портфолио.
Формы контроля. Входной контроль – проводится при наборе или на
начальном этапе формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к
выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области,
личностные качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих
или опережающих обучение; позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения
темы, в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного
содержания

ребенком,

личностного

развития,

взаимоотношений

в

коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с
целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого
ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее обучение.
Формы проведения контроля: педагогическое наблюдение, опрос,
самостоятельная

работа,

кроссворд,

викторина,

тесты,

презентация

творческих работ, (проекты, творческие задания, конкурсы, выступления и
т.д.).
- методы опроса - беседа, анкетирование,
− изучение письменных, графических и творческих работ;
− средства контроля - тесты, творческие задания, контрольные
работы, вопросы.
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программой и должны отражать:
- уровень теоретических знаний - широту кругозора, свободу
восприятия теоретической информации; развитость практических навыков
работы

со

специальной

литературой;

осмысленность

и

свободу

использования специальной терминологии и др.,
- уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня
развития практических умений и навыков программным требованиям),
- уровень развития и воспитанности учащихся,
- аккуратность и ответственность при работе.
2.4. Материально-техническое обеспечение.
- витрина демонстрационная напольная, большая;
- витрина демонстрационная напольная, малая;
- витрина демонстрационная настенная;
- демонстрационная система универсальная;
- демонстрационная система напольная;
- информационный стенд;
- мультимедийный проектор;
- экран с креплением;
- - акустическая сисетма.
2.5. Список литературы:

1.

Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы

экскурсоведения, М., Просвещение. 1985 г. Емельянов Б. В. Методика
подготовки и проведения экскурсий, М., ЦРНБ Турист, 1980 г.
2.

Емельянов Б. В., Организация экскурсионной работы: методика,

опыт, М., Профиздат, 1984 г.
3.

Илюхин М. М., Особенности и средства показа в экскурсии.

Методические рекомендации, М., Турист,
4.

1981 г.

Музееведение. Музеи исторического профиля., М, Высшая

школа, 1988г.
5.

Музеи на общественных началах. Методические рекомендации,

М., 1980г.
6.

О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в

системе ДО. Решение коллегии МО РФ \\ ж. Вестник детско-юношеского
туризма в России, 1996 г. №3 с.8-13
7.

Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа в музее

по истории, М., Просвещение, 1965г., 1974г.
8.

Самсонов А. М., Сталинградская битва, М., 1968, 1989г.

9.

Сичинава В. А. Экскурсионная работа: Из опыта: Пособие для

учителей М.:Просвещение, 1987 г.
10.

Туристско-краеведческие

кружки

в

школе:

Методические

указания для руководителей \ И. А. Верба, Я. П. Галкин, А. П. Радищев и др.;
Под. Ред. В. В. Титова.- М.: Просвещение, 1988г.
11.

Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться

красиво и убедительно говорить: Учебное пособие. — СП б.: Паритет, 2002г.
12.

Черникова

Т.

В.

Развитие

познавательных

возможностей

старшеклассников в группах общения, Волгоград, 1994г.
13.

Школьный музей. Сборник документов, М., 1987г. Методические

рекомендации по учету и хранению фондов общественных музеев г.
Волгограда и области, Волгоград, 1987г.
14.

ЮреневаТ. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. - М.:

Академический Проект, 2003.

15.

Ямбург Б. А. Воспитание историей. — М.: Знание, 1989 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».