РП ДО Мастерская слова. 2023-2024. Наливайко Э.С.

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс основных характеристик программы
2.Пояснительная записка…………………………………....................................3
3. Цель и задачи программы……………………………………………………..5
4. Воспитательный потенциал программы……………………………….…….6
5. Содержание программы……………………………………………….………6
6. Планируемые результаты………………………………………..…………….8
Комплекс организационно-педагогических условий
7. Календарный учебный график…………………………………..………….....9
8. Условия реализации программы……………………………….….………….9
9. Формы аттестации…………………………………………….….………........10
10. Список литературы…………………………………………….…….……….11
11. Оценочные материалы………………………………………………………..13
12. Методические материалы…………………………………………………….16
13. Календарно-тематическое планирование……………………………………17
14. Лист корректировки…………………………………………………………..20
15. План воспитательной работы…………………………………………………20

3

Раздел 2. Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая база.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская слова»» разработана в
соответствии c:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ» (в действующей редакции);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в
действующей редакции);
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации
Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394
«Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей
Республики Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948
«О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО

4

«Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
-Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
школа№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатория Республики
Крым», утвержден постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от
29.01.2021 № 60-п
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным общеразвивающим программам Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа№16 имени Героя
Советского Союза Степана Иванова города Евпатория Республики Крым». Рассмотрено
на заседании педагогического совета МБОУ «СШ № 16 им. С.Иванова» протокол № 16 от
01.09.2021г., утверждено приказом директора от 01.09.2021г.
№ 810/ 01- 16
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист»
(авторы: Киреева Л.М. и Сухова Т.М., педагоги дополнительного образования, г. Москва, 2016 г.);
имеет модификации и дополнения исходя из требований учреждения дополнительного
образования, на базе которого она используется. Предусмотрено сетевое взаимодействие.
2.2. Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Программа направлена на обеспечение развития коммуникативных и интеллектуальных
способностей.
2.3. Актуальность программы состоит в том, что она позволяет получить знания, необходимые
для включения в информационное общество, в том числе умение учиться, адаптироваться к
переменам, ориентироваться в потоке информации
2.4. Новизна программы состоит в том, что она опирается на такие филологические
дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование;
обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты),
искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов),
информатикой (работа в прикладных программах на ПК) и др.
2. 5. Отличительной особенностью является то, что программа реализуется в целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей общества.
2.6. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью
создания условий для формирования у детей общекультурных, коммуникативных и социальных
навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития.
2.7. Адресатом программы являются дети в возрасте от 12 до 16 лет. В кружок
«Мастерская слова» могут быть зачислены учащиеся, успешно прошедшие собеседование,
предварительное тестирование, прослушивание.
2.8. Объем и срок усвоения программы :
Данная программа реализуется в течение одного учебного года: 34 недели: (I полугодие
составляет 16 недель, II полугодие – 18 недель), рассчитана на 102 часа.

5

2.9. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
Данная программа реализуется в течение одного учебного года - стартовый уровень
2.10. Формы обучения и виды занятий. Формы обучения: фронтальные, групповые и
коллективные. Обучение осуществляется в очной форме, а также допускается применение
дистанционного обучения в условиях пандемии.
Виды занятий:
- беседы;
- игры;
- викторины;
- выполнение самостоятельной работы и др.
2.11. Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом.
Группа сформирована по возрасту; состав группы – постоянный; виды занятий по программе
определяются содержанием программы и могут предусматривать: теоретические и практические
занятия, мастер-классы, игры, выполнение самостоятельной работы, творческие работы.
2.12. Режим занятий. Периодичность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу (один
академический час – 45 мин.). Количество обучающихся в группе – 15 человек.
3. Цель и задачи программы
3.1. Цель программы: обучить основам профессии журналиста, привить навыки работы со
средствами массовой информации.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
- обучать основным понятиям журналистики, основным требованиям, предъявляемым к
современным СМИ;
- формировать знания и умения по созданию различных видов публикаций в профессиональной
компьютерной программе верстки текстов;
- развивать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного
письма и творческого мастерства;
- формировать умение работать в коллективе, совместно решать поставленные задачи;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, чувства дружбы.
3.2.1. Задачи образовательные :
- развитие познавательного интереса к журналистике, мастерству слова;
- включение в познавательную деятельность, направленную на поиск и обработку информации,
донесение ее в интересной форме;
- приобретение знаний, умений и навыков подачи информации;
- приобретение компетенций нравственно-этических основ журналистики.
3.2.2. Задачи развивающие:
- развитие мотивационной сферы, при занятии журналистикой;
- развитие потребности в самореализации путем публикации текстов и статей;
- развитие ответственного отношения к делу, к теме и содержанию статей;
- развитие аккуратности, самостоятельности.
3.2.3. Задачи воспитательные :
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование гражданской позиции в свете подаваемого материала;
- формирование культуры общения, поведения в социумеЦель: создание благоприятной среды
для повышения личностного роста учащихся, их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное
самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня
сплоченности коллектива;

6









- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Школьный кружок «Мастерская слова»– самая оперативная и многогранная форма передачи
информации о событиях и фактах из жизни школы и города.
Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка позволяет с пользой занять
их свободное время, использовать Школьную газету, сайт школы для централизованной подачи
материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.
Газета – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней
жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что
способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции
учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Подготовка газеты к выпуску, заметки на школьный сайт – дело коллективное, в процессе
работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов,
общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Принципы:
Уважение к читателям и авторам газеты
Создание положительного образа учителя, ученика, школы.
Учитывать, что о каждом ученике читают его родители.
Писать только то, о чем знаешь.
Не замыкаться в стенах школы.
Проявлять заинтересованность и творчество.
Не оскорблять, не унижать печатным словом.
4. Воспитательный потенциал
Курс «Мастерская слова» имеет большое значение не только в обучении, но в воспитании. На
занятиях учащиеся знакомятся с художественными произведениями, их нравственным
потенциалом, что способствует духовно-нравственному развитию; знакомятся с нравственноэстетическими ценностями, как своего народа, так и других народов.
Положительные результаты литературного творчества влияют на формирование самооценки,
личностных, коммуникативных качеств учеников.
Продолжается совершенствование техники чтения, литературного анализа, эмоциональной
грамотности.
5. Содержание программы
Программа курса направлена на развитее творческих литературных способностей учащихся. При
организации занятий необходимо отталкиваться от возможностей учащихся, их уровня развития,
читательских умений, навыка самостоятельной работы. Учащимся предлагаются следующие виды
деятельности:
- литературный эксперимент;
- сравнение художественного текста с энциклопедической статьёй;
- анализ и выделение признаков художественного текста;
- знакомство с литературными приёмами как средствами выразительности;
- игры и упражнения со словами;
- работа со словарями;
- использование фразеологических оборотов и устойчивых выражений;
- конструирование и дополнение текста;
- сочинение текста с использованием заданных литературных приёмов;
- алгоритм создания художественного текста;
- сочинение загадок.
Практические занятия: проведение конкурсов стихов, сочинений; участие в
филологических олимпиадах; проведение занятий с участием писателей и поэтов; занятий в
школьной и городской библиотеках.
В результате работы по программе курса «Мастерская слова» у учащихся формируются
следующие способности и умения:

7

Познавательные способности. Устойчивый интерес к литературному чтению, потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Коммуникативные способности. Пользоваться некоторыми коммуникативными и эстетическими
возможностями родного языка. Составление текстов повествовательного и стихотворного
характера.
Творческие способности. Воспринимать художественное произведение как особый вид искусства,
соотносить его с другими видами искусства. Богатый словарный запас и творческое воображение.
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана
Учебный план
1 год обучения стартовый уровень
№

Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего теория практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вводное занятие. Инструктаж
по ТБ.
Профессия – журналист.
Методы сбора материала.
Техника газетно-журнального
дела.
Работа с периодическими
изданиями.
Приёмы риторики.
Создание журналистского
текста.
Редактирование.
Итоговое занятие.
Всего:

1

1

-

3
20
10

2
10
5

1
10
5

Практические ситуации
Устный опрос
Защита моделей газеты

16

6

10

Устный опрос

10
30

3
6

7
24

10
2
102

4
37

6
2
65

Устный опрос
Презентация журналистского
текста
Практическая работа
Тест

Содержание учебного плана
1 год обучения стартовый уровень
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (1 ч.)
Теория (1 ч.): знакомство с целями и задачами работы кружка. Инструктаж по технике
безопасности. Положения различных конкурсов и фестивалей, основные критерии отбора
конкурсных работ. Основные требования к оформлению творческих работ для участия в
конкурсах.
2. Профессия – журналист (3 ч.)
Теория (2 ч.): кто может стать журналистом (характер, определенный склад ума, склонность к
сочинительству, энергичность, хорошее здоровье). Престижность профессии. Ответственность
журналиста перед читательской аудиторией за каждое слово в газете. Особенности работы
журналиста. Этика журналиста.
Практика (1 ч.): знакомство с творчеством известных журналистов, анализ их материалов.
Написание собственных материалов.
3. Методы сбора материала (20 ч.)
Теория (10 ч.): методы сбора информации. Объем информации. Всё ли можно сообщать
читателю?
Практика (10 ч.): тренинг по сбору самой полной информации. Конкурсы на написание заметки,
на самые интересные вопросы для интервью, на самый необычный заголовок.
4. Техника газетно-журнального дела (10 ч.)
Теория (5 ч.): работа редакции. Периодичность издания. Корректура. Виды правки. Работа
типографии. Особенности полиграфического производства. Верстка газеты. Сколько нужно полос
газете. Расположение материалов на полосе.

8

Практика (5 ч.): учимся дизайну газетной полосы. Набор текста, подбор иллюстраций на
компьютере. Размер фотографий.
5. Работа с периодическими изданиями (16 ч.)
Теория (6 ч.): чтение и анализ детских газет и журналов разной направленности. Выявление их
особенностей в подаче материалов и иллюстраций. Конкурс на самого внимательного читателя.
Практика (10 ч.): подготовка работ и участие в конкурсных программах. Написание материалов в
разных жанрах. создание текстов разных жанров: информация, заметка, отчет, интервью,
репортаж, опрос, обозрение, рецензия, статья, очерк, эссе, зарисовка.
6. Приёмы риторики (10 ч.)
Теория (3 ч.): древнегреческие философы. Классическая риторическая система, ораторское
искусство.
Практика (7 ч.): упражнения на концентрацию внимания, сосредоточение на словах. Создание
печатной продукции.
7. Создание журналистского текста (30 ч.)
Теория (6 ч.): понятия массовое интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение;
эксперимент. Традиционные способы получения информации: наблюдение, документ, интервью
(беседа).
Практика (24 ч.): создание текстов разных жанров: информация, заметка, отчет, интервью,
репортаж, опрос, обозрение, рецензия, статья, очерк, эссе, зарисовка. Работа над творческим
материалом для участия в конкурсных программах.
8. Редактирование (10 ч.)
Теория (4 ч.): литературное редактирование. Психологические и логические основы
редактирования. Особенности редакторской работы в условиях различных каналов массовой
коммуникации (в газете, на радио, на телевидении, в информационном агентстве). Система
рациональных приемов работы над журналистским текстом. Литературное редактирование в
условиях развития новых информационных технологий. Текст как объект литературного
редактирования. Методика редактирования отдельных функциональных разновидностей текстов.
Практика (6 ч.): работа над языком и стилем авторского материала. Редакторский анализ и правка
текста. Литературное редактирование в процессе коммуникации.
9. Подведение итогов (2 ч.)
Практика (2 ч.): подведение итогов работы: что узнали и чему научились за год. Выставка
работ.
6. Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения курса предполагают: приобретение первичного
опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпуска газеты
«Школьный звонок»; получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой,
русским языком, информатикой и отражают: формирование умения планировать, контролировать
и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на
занятиях; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств коммуникации.
Образовательные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в
журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Мастерская слова»
школьники: познакомятся с основными терминами журналистики; приобретут первичные
навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих
возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться
самостоятельно организовывать поиск информации; приобретут умение работать в проектном
режиме при создании выпусков газеты; приобретут опыт уважительного отношения к творчеству
как своему, так и других людей; научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; приобретут первоначальные
навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты; научатся работать над выполнением

9

заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся
распределять работу между участниками проекта; научатся совместно договариваться о правилах
общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им; поймут, на доступном
школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной,
творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности,
необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; приобретут
первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
7. Календарный учебный график.
Срок реализации программы- 1 год
Дата начала обучения- 2 сентября
Дата окончания обучения- 29 мая
Всего учебных недель- 34
Количество учебных часов - 102 часа
Режим
занятий
–
3
раз
в

неделю

по

1

академическому

часу

(45

минут)

8. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
8.1. Материально-техническое обеспечение:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор с экраном;
- фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, МФУ.
8.2. Информационное обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в очной форме, но в условиях пандемии занятия могут реализовываться в
дистанционном формате и включать следующие инструменты онлайн-коммуникаций: ролики на
YouTube, социальные сети ВКонтакте, чаты в мессенджерах Viber, WhatsАp.
8.3. Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее
профессиональное образование (филолог, журналист), обладать профессиональными знаниями,
знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей. Педагог должен владеть базовыми навыками работы с
компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со
средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска в сети
Интернет, электронной почтой и т.д., иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.
8.4. Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в очной форме, но в условиях пандемии занятия могут реализовываться в
дистанционном формате и включать следующие инструменты онлайн-коммуникаций: ролики на
YouTube, социальные сети ВКонтакте, чаты в мессенджерах Viber, WhatsАp.
Методика обучения будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который
складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения
и воспитания.
Основная методическая установка программы – обучение учащихся навыкам
самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию журналистских текстов,
практическому конструированию печатного издания.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, упражнение, мотивация – это методы воспитания,
которые предполагают такую организацию повседневной жизни и учебной деятельности, которая
позволяет учащимся накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с
делом, убеждение с поведением.

10

Метод дилемм – это метод воспитания, который заключается в совместном обсуждении
учащимися моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с
которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и
«против».
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая,
коллективная.
Формы организации учебного занятия: беседа, диспут, игра, «мозговой штурм», открытое
занятие, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль, викторина.
Педагогические технологии: технология разноуровневого обучения, групповые
технологии,
технология
коллективной
творческой
деятельности,
коммуникативная,
дифференцированного обучения, проблемного обучения, игровой деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка
необходимого инвентаря);
- организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на совместную
работу, актуализация опорных знаний);
- фонетическая зарядка;
- теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение теоретического
материала);
- физкультминутка;
- практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение упражнений и
заданий по теме, игры);
- окончание занятий (рефлексия, подведение итогов занятия).
Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую литературу и
методические разработки для обеспечения образовательного и воспитательного процесса
(календарно-тематическое
планирование,
планы-конспекты
занятий,
годовой
план
воспитательной работы, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический материал и т.д.)
является приложением к программе, а также является образцом для разработки учебновоспитательного комплекса. Оригиналы хранятся у педагога дополнительного образования и
используются в образовательном процессе.
На занятиях используются следующие наглядные материалы: объемный, схематический,
картинно-динамический, смешанный, дидактические пособия.
9. Формы аттестации
Контроль усвоения знаний осуществляется в следующих формах:
- педагогическое наблюдение;
- письменное тестирование;
- устный опрос;
- творческие работы.
Входная диагностика проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года.
Цель входной диагностики: познакомиться с учащимися и определить уровень их подготовки.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с предусмотренными программой
занятиями-повторениями и небольшими письменными проверочными работами.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в конце первого полугодия в форме
письменного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется в конце II полугодия также в форме письменного
тестирования.
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой кружка «Мастерская
слова» предусмотрено выполнение домашних заданий, которое является важной составной частью
процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В процессе освоения учебной программы применяются следующие формы отслеживания
образовательных результатов:
- тестирование;
- собеседование;

11

- опрос (устный и письменный);
- упражнения;
- самостоятельная работа;
- контрольные задания;
- зачёт;
- итоговое и промежуточное тестирование.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Для предъявления демонстрации образовательных результатов по программе используется:
- диагностические материалы, которые позволяют определить количество учащихся чел./%,
полностью освоивших дополнительную образовательную программу, освоивших программу в
необходимой степени, не освоивших программу; определить уровень усвоения программы
(высокий, средний, низкий);
- аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного уровня учащихся;
- открытое занятие;
- творческая работа;
- контрольная работа, тестирование.
10. Список литературы
Для педагога
1. Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В. Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное
пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Н.Ф. Баландино – К.:
Мастер-класс, 2007 – 190 с.
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2002.
– 144 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. – М.: Издательство
Дом, 1998. – 126 с.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.:
Народное образование, 2001. – 34 с.
5. Костяева Т.А. тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 174 с.
6. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер,
2008. – 272 с.
7. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-160 с.
8. Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов: тексты для устных рассказов,
диктантов и изложений. – М.: Классик Стиль, 2002. – 176 с.
9. Организация профильного обучения. Часть 2. Дидактические и методические аспекты. //
Авторы-составители Г.Н. Шорникова, С.В. Кривых. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 130 с.
10. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,
1996. - 35 с.
12. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная
Пресса, 2008.- 96 с.
13. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 1995. – 240 с.
14. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное
обучения / Под ред. А.Ф. Киселева. – М.: Владос, 2001. – 512 с.





Список дополнительной литературы для педагога
Введение в журналистику: Учебное пособие для старшеклассников. Под редакцией доктора
филологических наук И.А. Фатеевой, доктора филологических наук М. В. Загидуллиной. –
Челябинск, 2009.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999.
– 533 с.
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов. – Москва: Аспект
Пресс, 2004 .
История журналистики: Учебная программа по специальности. – Минск: 2009.

12

















Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: Учебное пособие. Ульяновск,:2000 . (http://evartist.narod.ru/text3/09.htm )
Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Из-во Моск. ун-та,
2008.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — Москва: Аспект Пресс, 2001.
Лукина А.К. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь
профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий: Методическое
пособие.- Красноярск: КрасГУ,2004-43с.
Мутовкин Л.А. История журналистики. – Аспект Пресс, Москва, 2004.
О детях, лете и газете, а так же обо всём на свете: Сборник по редакцией С. Цфмбаленко. –
Москва: ЮНАПРЕСС, 1997.
Сотникова О.П. Веб-редактирование: содержание и формы деятельности редактора:
Диссертация. – Москва, 2014.
Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: Программа, материалы к занятиям. –
Волгоград:Учитель,2013.
Хозяинова А.А. Классификация СМИ и история их развития: Контрольная работа. Сыктывкар: 2008.
Интернет-ресурсы
http://xolod.ucoz.kz/publ/nauchnye_stati/internet/veb_redakcija_organizacija_struktura/3-1-0-10Веб-редакция.
http://evartist.narod.ru/text6/32.htm#з_21 – Жанры телевизионной журналистики.
http://evartist.narod.ru/text16/026.htm - Колмыков А.А. Сетевое издание: организация и
особенности функционирования.
http://kgujournalist.ucoz.ru/load/vvedenie_v_zhurnalistiku_uchebnoe_posobie_avtor_cvik_v_l/1-1-0127 - Неофициальный сайт журфака КГУ.
http://j-school.spb.ru/osnovy-zhurnalistiki.php - Основы журналистики.




Для обучающихся
Аграновский В.А. Ради единого слова. - М.: Мысль, 1978.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: «Аспект
Пресс», 2001.
МакКрэм Сара и Хью Лотт. Как интервьюировать детей. Руководство для журналистов и
других. Перевод с английского Розалии Солодовник, адаптация для российской аудитории
Маши Гессен "Save the Children" Издание второе, существенно исправленное и дополненное,
1998. Перевод и адаптация Москва, 2000.
Подурец К.М. Журналист в Интернете. Учебное пособие. – Москва: Институт
международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2002.
Почикаева Н.М. Искусство речи: Практическое пособие для учащихся училищ искусств и
культуры, учителей и руководителей художественной самодеятельности. — Москва: ИКЦ
«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Ситников В.П. Техника и технология средств массовой информации. Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова факультет журналистики. Кафедра
техники газетного дела и средств массовой информации. – М, 2012.
Живые голоса истории. Международный проект. Рекомендации по записи воспоминаний.
Журналистский словарь.




Интернет-ресурсы
http://www.journ-lessons.com/litra.html - Литература по журналистике для детей.
http://www.ektvschool.ru/television/714 - школа эстрады, кино и телевидения.









13









http://www.ruj.ru - Союз журналистов России.
Для родителей
Аванесов Р. И. Речь. Речь. Речь. Рус. лит. произношение, М., 1984.
Климов Е. А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк.— 2-е изд., доп.
и дораб: Просвещение, 1990.
Развитие творческого потенциала детей посредством ИКТ. М.: 2012.
Соловьев А. Выбор профессии: М., 2013.
Интернет-ресурсы
http://www.womenpretty.ru/smi-dlja-rebenka1.html?Itemid=0 – Опасность средств массовой
информации для ребенка.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/05/06/kultura-rechi-rebenka-rozhdaetsya-v-seme Культура
речи
ребенка
рождается
в
семье.

11. Оценочные материалы
В начале, середине и конце учебного года заполняется мониторинг образовательного уровня
учащихся, который позволяет определить активность каждого ребёнка, оценить предметные,
личностные и метапредметные результаты.
Оценочные материалы составляют тесты по предмету (Приложение № 1).
Цель: проверить качество знаний и умений учащихся.
Задачей тестирования является контроль усвоения учащимися материала, предусмотренного
программой.
Продолжительность тестирования – 45 мин.
Критерии оценивания. Оценивание производится в баллах (по каждому тесту можно набрать
максимум 20 баллов). Для успешного выполнения теста учащимся необходимо набрать не менее 12
баллов.
1. Входная диагностика
2. Стартовый уровень
ФИ ___________________________________________________________
Написать эссе на одну из предложенных тем:
– «Свобода слова: есть ли у неё границы?»;
– «Дилетант у микрофона: ошибки в эфире»;
– «Телевидение для молодёжи: образы и смыслы».
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1-й год обучения
Стартовый уровень
ТЕСТ 1
(промежуточная аттестация)
1. Шеф-редактор – это…
а) главный редактор СМИ;
б) заведующий отделом;
в) ответственный секретарь;
г) издатель.
2. Расположите в порядке от большего к меньшему популярность следующих изданий:
а) экономические; в) Молодежные;
б) деловые;
г) профсоюзные.
3. «Низовые» издания СМИ – это…
а) городские; б) районные; в) многотиражные; г) отраслевые.
4. Альманахами называют издания СМИ, выходящие:

14

а) один раз в квартал (год);
в) еженедельные издания;
б) один раз в месяц;
г) дважды в месяц.
5. Формат газеты «Комсомольская правда»:
а) А4;
б) А6; в) А3; г) А2.
6. Газетную страницу в печатном издании принято называть…
а) дорожкой; б) колонкой; в) полосой;
г) разделом.
7. Руководящую роль в телерадиокомпании играет:
а) главный редактор;
в) президент;
б) совет директоров;
г) председатель.
8. Визажист – это…
а) оператор; б) декоратор; в) осветитель;
г) парикмахер.
9. Первой частной программопроизводящей телекомпанией в России стала:
а) НТВ;
б) ТНТ;
в) Рен ТВ;
г) НТК.
10. Государственным телевизионным каналом является:
а) РТР;
б) НТВ;
в) ОРТ;
г) НТК.
11. Инфография как функция телеэкрана – это…
а) двусторонняя информационная связь;
в) компьютерная графика;
б) создание трехмерного изображения;
г) стереотелевидение.
12. Свобода творчества и охрана интеллектуальной собственности закреплена Законом РФ в
статье…
а) двадцать пятой; б) тридцатой; в) сорок четвертой; г) девятой.
13. К произведениям обличительного жанра относится:
а) эссе;
б) очерк;
в) репортаж; г) памфлет.
14. Разновидностью пресс-конференции является:
а) интервью; б) ответ;
в) фельетон; г) зарисовка.
15. Особым видом статьи является:
а) репортаж; б) комментарий;
в) эссе;
г) обозрение.
16. Задача аналитической журналистики:
а) информирование; б) типизация; в) констатация;
г) осмысление.
17. Инвестигейтивная журналистика – это…
а) журналистика-расследование;
в) информационная журналистика;
б) художественная журналистика;
г) журналистика-декодирование.
18. «Веерная» и «ступенчатая» композиция используется журналистами в жанре:
а) комментария;
б) очерка;
в) Фельетона;
г) эссе.
19. На синтезе трех начал: публицистического, художественного и сатирического строится в
журналистике жанр:
а) эссе;
б) интервью; в) фельетона; г) очерка.
20. Памфлет – это журналистское произведение…
а) информационного характера;
в) художественного характера;
б) аналитического характера;
г) обличительного характера.
21. Федеральный закон РФ «О рекламе» был принят в
а) 1986 году; б) 1991 году; в) 1995 году; г) 2001 году.
22. В обычных печатных изданиях реклама не должна превышать…
а) 25 % объема одного номера;
в) 15 % объема одного номера;
б) 40 % объема одного номера;
г) 30 % объема одного номера.
23. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена…
а) судом;
в) прокуратурой;
б) главным редактором;
г) управлением внутренних дел.
24. НТВ – это телевизионная компания…
а) государственная;
в) коммерческая;
б) региональная;
г) частная.
25. Лидером журналистики в мировом пространстве является:
а) Россия;
б) Великобритания;
в) Япония;
г) США.
26. Газета «Ведомости» была основана в…
а) царствие Анны Иоанновны;
в) эпоху Ивана Грозного;

15

б) петровскую эпоху;
г) царствие Николая I.
27. Диалог с авторитетным лицом по той или иной проблеме называют…
а) интервью-факт;
в) интервью-мнение;
б) портретное интервью;
г) интервью-репортаж.
28. Эссе – это …
а) личностно трактуемое журналистом сообщение;
б) сообщение журналиста с анализом и обобщением;
в) дискуссионное сообщение общественного характера;
г) журналистский художественный жанр.
29. «Королем репортажа» называли в Москве в 19 – начале 20 века…
а) А.П. Чехова;
в) Г.И. Успенского;
б) В.Г. Короленко;
г) В.А. Гиляровского.
30. Образ-персона и образ-тезис раскрываются журналистами в жанре…
а) заметки;
б) фельетона;
в) эссе;
г) репортажа.
ТЕСТ 2
(итоговая аттестация)
Разработать и выпустить номер газеты (публикация не менее 3 материалов в разных жанрах).
Создание проектов на следующие темы: «Мы журналисты», «Проблемы правовой защиты
журналистов», «Вопросы профессиональной этики в работе журналиста», «Проблемы экологии
как объект интереса в современной журналистике», «Сравнительная характеристика печатных и
интернет-изданий».

Критерии

Итоговый
контроль

низкий

средний

высокий

Практика
Итоговый
контроль

низкий

средний

Теория
высокий

Раздел/тема

№

ФИ учащегося

Лист диагностики уровня сформированности практических и теоретических навыков
Лист диагностики уровня сформированности
практических и теоретических навыков
Учебный год _______
Кружок «Мастерская слова»

16

12. Методические материалы
12.1. Методические условия обеспечивают планирование образовательного процесса и его
ресурсного сопровождения, включает в себя совокупность программных продуктов, культурные и
организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников
образовательного процесса в решении учебно-познавательных и практических задач.
Методический комплекс систематически пополняется новыми публикациями в области
журналистики, разрабатываются новые проекты печатной продукции, новые маршруты сбора
информации.
Результаты образовательной
деятельности отслеживаются
и анализируются,
составляются карты результативности.
Для реализации программы используются следующие дидактические материалы:
раздаточный материал по жанровой тематике (художественно-публицистические, аналитические,
информационные жанры);
методички с лекциями по теории журналистики;
карточки для проведения занятий по развитию памяти, фантазии и внимания;
видеолекции по журналистике;
презентационные материалы к занятиям;
подборка печатных изданий

17

13. Календарно-тематическое планирование
Уровень - стартовый, год обучения – 1
Стартовый уровень
1 год обучения
№ Содержание
(тема раздела, урока)

1
2
3

Кол-во
часов

Дата по
Примечание Форма
расписанию
аттестации
Дата
Дата
по
факту
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (1 ч.)
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
01.09
1
2. Профессия журналист (3 ч.)
Входная диагностика. Особенности
1
01.09
работы журналиста
Этика журналиста
1
06.09

4

Знакомство с творчеством известных
1
08.09
журналистов, анализ их материалов.
3. Методы сбора материала (20 ч.)
5 Методы сбора информации.
2
08.09
13.09
6 Объем информации.
2
15.09
15.09
7 Всё ли можно сообщать читателю?
2
20.09
22.09
8 Тренинг по сбору самой полной
2
22.09
информации.
27.09
9 Обработка материала для печати
2
29.09
29.09
10 Обработка материала для печати
2
04.10
06.10
11 СМИ: общие положения
2
06.10

Практические
ситуации

11.10
12 СМИ: общие положения

2

13.10
13.10

13 Печатные виды СМИ.

2

18.10
20.10

14 Тематическое
печатных СМИ.

разнообразие

2

20.10
25.10

Устный опрос

18

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

4. Техника газетно-журнального дела (10 ч.)
Работа редакции.
1
27.10
Периодичность издания.
1
27.10
Корректура. Виды правки.
1
08.11
Работа типографии.
1
10.11
Особенности
полиграфического
1
10.11
производства.
Верстка газеты
1
15.11
Верстка газеты
1
17.11
Дизайн газетной полосы.
1
17.11
Набор текста, подбор иллюстраций
1
22.11
на компьютере.
Набор текста, подбор иллюстраций
1
24.11
на компьютере.
5. Работа с периодическими изданиями (16 ч.)
«Качественные»
и
«массовые»
1
24.11
газеты.
Газета
как
основной
вид
1
29.11
периодического издания.
Макет газеты - фундамент издания.
1
01.12
Культура письменной речи.
1
01.12
Типовые ошибки и их устранение.
1
06.12
Чтение и анализ детских газет и
1
08.11
журналов разной направленности.
Общее понятие об основных видах
1
08.12
текстов и способах изложения:
Написание текстов в разных жанрах.
1
13.12
Написание текстов в разных жанрах.
1
15.12.
Приемы правки рукописи (общая
1
15.12
характеристика).
Редактирование текстов.
1
20.12
Редактирование текстов.
1
22.12
Написание газетных материалов
2
22.12
27.12
Написание газетных материалов
2
29.12
29.12
6. Приемы риторики (10 ч.)
Традиции красноречия. Поведение
1
10.01
оратора
Импровизация
–
законы
и
1
12.01
возможности.
Текст, ситуационные возможности
1
12.01
подтекста.
Древнегреческие философы.
1
17.01
Классическая риторическая система,
2
19.01
ораторское искусство.
19.01
Стилистические фигуры речи
2
24.01
26.01
Упражнения
на
концентрацию
2
26.01
внимания, сосредоточение на словах.
31.01
7. Создание журналистского текста (30 ч.)

Защита
моделей газеты

Устный опрос

19

46 «Массовое интервьюирование»

2

47 Традиционные способы получения
информации
48 Традиционные способы получения
информации
49 Типология
газет:
ежедневные,
еженедельные и т.д.
50 Создание текстов разных жанров
51 Создание текстов разных жанров

2

52 Заметка

2

53 Интервью

2

54 Репортаж

2

55 Очерк

2

56 Эссе

2

57 Зарисовка
58 Работа над творческим материалом

2
2

59 Работа над творческим материалом

2

2
2
2
2

02.02
02.02
07.02
09.02
09.02
14.02
16.02
16.02
28.02
02.03
02.03
07.03
09.03
09.03
14.03
16.03
16.03
21.03
23.03
23.03
28.03
30.03
30.03
04.04
06.04

06.04
18.04
20.04
8. Редактирование (10 ч.)
61 Литературное редактирование.
1
20.04
62 Особенности редакторской работы в
1
25.04
условиях различных каналов
массовой коммуникации
63 Система рациональных приемов
1
27.04
работы над журналистским текстом.
60 Работа над творческим материалом

2

64 Текст как объект литературного
редактирования.
65 Работа над языком и стилем
авторского материала.
66 Редакторский анализ и правка
текста.

1

27.04

2

67 Итоговая аттестация
9. Итоговое занятие (2 ч.)
72 Подведение итогов работы

1

04.05
04.05
11.05
11.05
16.05
18.05

В I полугодии
Во II полугодии
Итого в год

3

2
48
54
102

18.05
23.05

Презентация
журналистского
текста

20

14. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
кружка «Мастерская слова»
№ п/п Причина корректировки Дата Согласование с заведующим подразделения
(подпись)

15. План воспитательной работы.

влени

Сроки проведения
Содержание (название мероприятия)

тател

С

О

Н

Д

Я

Ф М А

ы

анск

отич

нотвенн

вьесб
ющее

- воспитание чувства патриотизма, сопричастности
к героической истории Российского государства;

+

- формирование гражданского отношения к
Отечеству;
- развитие общественной активности, воспитание
сознательного отношения к народному достоянию,
уважения к национальным традициям и к
национальным героям.

+
+

- воспитание ценностных представлений о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина
и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, достоинство, любовь и т.д.)
- воспитание верности духовным традициям
России;
- воспитание ценностных представлений о
духовных ценностях народов России,

+

+
+

- об уважительном отношении к традициям,
культуре, языку своего народа и народов России
- формирование ценностных представлений о
семье, о семейных ценностях, традициях,
культуре.
Формирование знаний о соблюдении норм
здорового и безопасного образа жизни с

+
+
+

М

21

ориен
нное

гичес

вое

целью сохранения и
укрепления физического, психологического
социального здоровья
-

и

Формирование
представлений
трудовой деятельности

о

+

- воспитание познавательных интересов

+

- профессиональное самоопределение

+

- Воспитание сознательного, бережного
отношения и внимательного отношения к
окружающей среде
- воспитание экологической культуры личности

+
+

- формирование правовой культуры обучающихся
-

формирование
представлений
правахи обязанностях,

- воспитание уважения к правам человека и
свободе личности

+

о

+
+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».