РП Уроки нравственности 9-К класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «СШ №16 им.С.Иванова»
от 31. 08. 2023г
Протокол № 19

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СШ №16 им.С.Иванова»
____________О.А.Донцова
Приказ от 31. 08. 2023г
№ 856 /01-16

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

Направленность - социально-гуманитарная
Срок реализации- 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся – 14-15 лет
Составитель: Велиулаева Анифе Дляверовна
Учитель изобразительного искусства

г. Евпатория
2023

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Уроки нравственности» направлена на развитие творческих и
научных способностей обучающихся кадетского класса в области истории. Историческая
наука рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей
и подростков, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный,
мировоззренческий и социальный опыт.
Нормативно-правовая основа программы
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.06.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020);
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных
целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г №996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г.
№3;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 №ТС551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
№131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 №1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных
образовательных общеразвивающих программ»;
-Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя
школа №16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории
Республики Крым».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки
нравственности» имеет социально – гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Проблема развития представлений о значении нравственных норм и ценностей для
достижения достойной жизни личности, воспитания религиозной толерантности и
идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и
в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что формирование готовности к
нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; знакомство с основными
нормами светской и религиозной морали, их роли в культуре, истории и современности
России как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне
рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования,
духовно-нравственного становления личности. Актуальность программы «Уроки
нравственности» в кадетском классе соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества, связана с решением задач
общеобразовательной, организации направленных на формирование и социальнотворческое развитие, самоопределение, профессиональную ориентацию, социализацию и
личностное становление детей и подростков.
Новизна программы
Программа направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и
развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся.
Универсальность программы заключается в возможности ее применения в системе
дополнительного образования, как эффективной модели нравственного воспитания,
воспитания бережного отношения к культурно-историческому наследию и формирования
духовно-нравственных качеств личности.
Отличительная особенность предлагаемой программы состоит в том, что она
наряду со знакомством обучающихся с задачами и функциями исторической науки как

вида творческой деятельности, опирается на такие исторические дисциплины как:
источниковедение, историография, этнология, этнография, антропология, археология,
искусствоведение, нумизматика, сфрагистика, топонимика, геральдика ,
исторические дисциплины, филологические дисциплины как: стилистика русского языка,
культура речи, литературное редактирование, техника речи, а также культурологию и
философию. Содержание учебного материала программы соответствует целям
профессиональной ориентации обучающихся кадетского класса, создаёт условия для
активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду. Программа не
только ориентирует на развитие аналитических способностей, объективности,
творческому подходу к делу, коммуникабельности, вырабатывает умение видеть новое в
событиях, но ставит своей целью подготовку к предпрофессиональной деятельности
воспитанника кадетского класса и гуманитария в широком понимании этого слова.
Адресат программы - обучающиеся кадетского класса, в возрасте 14-15 лет.
Объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов составляет 34 ч. в
год. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень программы - стартовый
Форма обучения - очная, с возможностью применения электронного обучения и
использования дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом
учебного заведения.
Режим занятий - 1 раз в неделю (45 мин), 34 ч. в год.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование высоконравственно, разносторонне развито
личности, приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры, изучение
истории, культуры Республики Крым и России, стремление возродить традиции
семейного воспитания. Развитие творческих и интеллектуальных способностей,
формирование активной жизненной позиции, социализация обучающегося посредством
включения его в деятельность историка-исследователя и аналитика.
Задачи
Воспитательные задачи:
-Сформировать навык сотрудничества, коллективного творчества (умение
взаимодействовать при решении поставленных задач);
-воспитать интерес к общению с аудиторией;
-воспитать познавательный интерес;
-воспитать объективное отношение к себе, к своим поступкам, чувство самоконтроля;
-воспитать дисциплинированность (соблюдение общепринятых норм и правил
поведения в обществе).
-способствовать формированию потребности к саморазвитию и предприимчивости.
Развивающие задачи:
-развить воображение, фантазию;
-развить способность к логическому, творческому мышлению;
-способствовать развитию воли.

Обучающие задачи:
-уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств коммуникации.
-получить знания поистории ;
-получить научные знания;
-приобрести ораторские навыки;
-освоить технику культуры речи;
-получить навык выступления перед публикой;
-уметь создавать тексты в разных исторических жанрах.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки
нравственности» определяется потребностью нашего общества в духовнонравственном воспитании детей, как необходимом элементе сохранения национальной
культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения
духовных ценностей российского народа.
Программа призвана активизировать целенаправленный процесс усвоения
принятия базовых национальных ценностей, развития активного и заинтересованного
отношения к отечественной истории, культуре, и ориентирована на формирование и
развитие у детей духовности, нравственности, толерантности, готовности и способности
отдать силы и талант на благо общества и государства. Учащиеся должны знать о
прошлом и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная
рознь человеческому достоинству.
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Количество часов
Всего
Теоретические
Форма
занятия
аттестации/контроля/
(практические занятия)

№

Раздел, тема

1

Введение. Вводное занятие.

1

1

-

2

Моральные устои
человеческого
существования
Человек: вечная борьба
добра и зла
Взаимодействие людей –
основа отношений
Героизм – что это?
Итого

8

4

4

10

3

7

8

4

4

7
34

4
16

3
18

3
4
5

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение. Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Что такое пороки?». Суд над пороками.
2. Моральные устои человеческого существования (8 часов)
Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Круглый стол «Нравственные
приоритеты семьи». Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей
дочерью». Деловая игра «Дом, в котором я живу».
3. Человек: вечная борьба добра и зла (10 часов)
Семинар «Мы и закон». Публичная защита «Человек защищён законом». Беседа с
элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать
гражданином школы». Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственноэтической стороны». Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития
человека».
4. Взаимодействие людей – основа отношений (8 часов)
Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия». Круглый стол
«Решение проблем». Урок проектирования «Личность и коллектив – итог
взаимодействия».
5. Героизм – что это? (7 часов)
Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика
ненасилия». Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества». Защита проектов
«Проявление героизма».
1.5. Планируемые результаты
По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Уроки нравственности» ожидаются следующие результаты:
Личностные:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине- Крыму, родному городу Евпатории,
гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы
гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей;
- рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
- высказывать личную точку зрения.
Метапредметные:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные: в ходе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Уроки нравственности» учащиеся должны
знать:
-особенности российской многонациональной культуры России, Крыма, города
Евпатории;
- о подвигах русских солдат в годы ВОВ;
- свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству.
уметь:
- осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской
многонациональной культуре России;
-использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;
-самостоятельно работать с источниками информации;
-воспринимать мир не только рационально, но и образно;
-понимать роль человека в обществе;
-принимать нормы нравственного и правового поведения;
-правильно взаимодействовать в совместной деятельности независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
-стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
проявлять:
-гуманное отношение, толерантность к людям;
-чувство привязанности и любви к малой родине;
-гордость за своё Отечество, российский народ и историю России.

№п/
п

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-тематическое планирование
Название раздела, темы
Аудиторные часы
Дата
Формы
Проведения аттестации/
занятий
контроля
Вводное занятие.

1

2.
3.

Теория
1

Практика
1

1

1

Входящий
контроль

2. «Моральные устои человеческого существования» (8 ч.)
Сущность, происхождение
1
лекция
морали
Дискуссия «Реализация
1
дискуссия
принципов гуманизма в
современном обществе»

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.

13.
14.

15.

16.

17.

18.
19.

20.
21.
22.

Этика и базовые нравственные
принципы
Золотое правило морали
Совесть-внутренний
регулятор поведения людей
Этика
Круглый стол «Мораль и
общечеловеческие ценности»
Этикет или общаемся в сети
Интернет вежливо

1

-

лекция

1

1
-

семинар
лекция

1
-

1

лекция
дискуссия

-

1

практикум

4
4
3. «Человек: вечная борьба добра и зла» (10 ч.)
Викторина «Человек.
1
Личность. Гражданин».
Понятие личности в истории,
1
обществознании,
литературе.
Определение понятий добра и
1
зла в современном
обществе.
Человек славен добрыми
1
делами
Анализ современного
1
кинематографа и выявление
характеров положительных и
отрицательных героев
Анализ современного
1
кинематографа и выявление
закономерностей развития
героев и злодеев в сюжете
Анализ современной и
1
классической литературы и
выявление сходств и различий
положительных героев
Анализ современной и
1
классической литературы и
выявление сходств и различий
отрицательных героев
Добро и зло — дихотомия в
1
философии, этике и религии
Дискуссия «Борьба добра со
1
злом: кто же победит?»
3
7
4. Взаимодействие людей-основа отношений (8 ч.)
Психология взаимодействия
1
людей
Факторы, способствующие
1
формированию привязанности
Факторы, способствующие
1
формированию неприязни

викторина
Урокпрезентация
Урокпрезентация
практикум
практикум

практикум

практикум

практикум

лекция
дискуссия

лекция
Урокпрезентация
Урокпрезентация

23.

24.
25.

26.
27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.
34.

Взаимодействие в группе:
участники, их роли, групповая
ответственность
Круглый стол: «Роль лидера в
малой группе»
Круглый стол: «Как не быть
изгоем или проблема
аутсайдеров в группе»
Взаимодействие людей в
неорганизованных группах
Деловая игра «Вожак»
Диспут «Герои нашего
времени, кто они?»
Способы формирования
патриотических чувств у
детей
Формирование правильного
представления о подвиге
русских солдат в годы ВОВ
Акция «Ветеран живет по
соседству»
Виды героизма и его порог
Деловая игра «Один подвиг и
вся жизнь»
Отсутствие физического и
психологического героизма
как проблема
постиндустриального
общества
ИТОГО:

-

1

практикум

-

1

Практикум

-

1

практикум

1

-

Урокпрезентация
игра

1
4
4
5. «Героизм – что это?» (7 ч.)
1

диспут

1

-

лекция

1

-

Урокпрезентация

-

1

практикум

1

-

-

1

Урокпрезентация
игра

1

-

лекция

4
15

3
19

34

2.2. Условия реализации программы
Условия набора в группы: принимаются все обучающиеся кадетского класса, без
предварительного отбора, без наличия базовых знаний в данной области деятельности.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение реализации программы осуществляется педагогам,
имеющим высшее образование по направлению подготовки и отвечающим
квалификационным требованиям, и профессиональным стандартам.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для учебных занятии соответствующий санитарно-гигиеническим
нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха
должна быть в пределах 40-60 %).
Мебель: соответствующая возрастным
особенностям детей 14-15 лет. Технические средства обучения (проектор, ноутбук, экран),
информационные ресурсы в соответствии с учебным планом.
Методическое обеспечение образовательной программы

Занятия проводятся в очной форме, с возможностью применения электронного обучения и
использования дистанционных технологий.
При реализации программы используются следующие формы и методы проведения
занятий: лекция, игра, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования,
тренинги, дискуссии.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания результатов образовательной деятельности по программе
«Уроки нравственности» проводятся: текущий контроль; промежуточный контроль;
итоговый контроль.
Используются следующие формы и способы выявления, предъявления, и фиксации
результатов.
Формы выявления результатов: наблюдение; анкетирование; устный опрос;
письменный опрос;
Формы предъявления результатов: открытое занятие.
Формы фиксации результатов: опросный лист (анкетирование); грамоты,
дипломы.
Методологический инструментарий мониторинга контроля воспитания
обучающихся представлен в Приложении.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений,
относятся:
•
ценностные ориентации обучающихся, которые отражают индивидуальноличностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические
предпочтения и др.);
•
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и
др.);
•
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие,
честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в
тесном сотрудничестве с семьей кадет.
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
2. Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
3. Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
4. Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
5. Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;

6. Шемшурина А.И. Этика: Курс занятий в 9 классе: Учеб.-метод. пособие.М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001;
6. Этическое воспитание №4, 2010. Шемшурина А.И. Этическая грамматика
7. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. - 32 с. - Содержание: "Если
добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо
добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А.
Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова.
"Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина.

Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н.
С.Крюкова.

8. Подборка сценариев для проведения классных часов, театрализованных уроков по
нравственному воспитанию для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Список литературы для учащихся:
1.Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских
корпусах. – М.: Интеграф Сервис. 2003
2. Конституция Российской Федерации
3. Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;
Интернет ресурсы
1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
2. http://www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства
образования и науки РФ;
3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
5. http://www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в
образовании;
6. http://www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
9. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
http://www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материал

Приложение 1
3.1. Оценочные материалы
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает
использование следующих методов:
Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень
соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации
обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда
специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся.
Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и
социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения
информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы
анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение
разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану,
составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации
обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не
демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что
создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных
результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении
тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью
получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя»
Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности,
воспитанности обучающихся.
Ход проведения. Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и
оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
−
4 − всегда;
−
3 − почти всегда;
−
2 − иногда;
−
1 − очень редко;
−
0 − никогда.
Предлагаемые суждения.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для
каждого обучающегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

№1
№2
№3
№4

№5
№6
№7
№8

№9
№ 10
№ 11
№ 12

№ 13
№ 14
№ 15
№ 16

№ 17
№ 18
№ 19
№ 20

Обработка полученных данных.
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при
сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками
за 2,6,10,14,18 суждения.
Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19
суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20
суждения.
Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов
обучающимся.
Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать
высокую степень (уровень) развития социальных качеств.
Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень. Если
коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.
Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их
содержанием по следующей шкале:
−
−
−
−
−

4 − всегда;
3 − почти всегда;
2 − иногда;
1 − очень редко;
0 − никогда.

№5
№6

№9
№ 10

№ 13
№ 14

№ 17
№ 18

№3
№4

№7
№8

№ 11
№ 12

№ 15
№ 16

№ 19
№ 20

ответ по
цифровой шкале

№ высказывания

ответ по
цифровой шкале

ответ по
цифровой шкале
№ высказывания

№ высказывания

ответ по
цифровой шкале

№ высказывания

ответ по
цифровой шкале

№ высказывания
№1
№2

результат
Опросный лист для учащихся 9-х классов
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную
оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если
ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (1, -2, -3, или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе
заранее!
1.
Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь
праздник или просто собирается за общим столом.
2.
Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться
настоящими патриотами.
3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
5.
Я способен с радостью выполнять разную работу.
6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто
оказывается старой рухлядью.
7.
Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать
уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
9.
Глупо рисковать ради другого человека.
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право
защищать себя и свои взгляды.

11.

15.
16.

18.

20.
21.
22.
23.
24.
25.

28.
29.
30.

32.
33.
34.
35.

38.
39.
41.
42.

44.

Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого человека.
12.
Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми
людьми.
13.
Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными
силами.
14.
Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая
собственной семьи.
Мне повезло, что я живу именно в России.
За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
пушистую.
17.
Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
Физическим трудом занимаются одни неудачники.
19.
Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к
окружающим.
Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение
после трудной работы.
Я часто недоволен тем, как я живу.
26.
Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
27.
Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя
более свободным.
Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и
мужественными.
31.
Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
Учеба – занятие для заумных «ботаников».
Если ради справедливости надо убить человека – это нормально.
Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
36.
Большинство преступлений в нашем городе совершают люди,
приехавшие к нам из других мест.
37.
Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40.
Я горжусь своей фамилией.
День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ заработать
деньги.
43.
К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45.
Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего
страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.

Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того,
что не знаю многих важных вещей.
Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного
человека.
Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто
несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50.
Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую
физическую форму.
Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.
52.
Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
53.
Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
54.
Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и приходится
все время вставать.
Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
Уступить в споре – значит, показать свою слабость.
Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
58.
На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много
интересного.
Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.
61.
Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у
компьютера или телевизора.
Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65.
Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
66.
Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или
родственниках.
Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о
своей Родине.
68.
Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран
в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и
бояться.
Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.
71.
Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь
он уже взрослый.
Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на
неплохую работу.
Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже
люди.
Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75.
Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как
их приток увеличивает уровень преступности.
46.

47.
48.
49.

51.

55.
56.
57.
59.
60.
62.
63.
64.

67.

69.
70.

72.
73.
74.

Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
77.
Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
78.
Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
79.
Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
81.
Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и
зимующих птиц.
82. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо – его количество
можно было бы уменьшить.
83. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
84. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
85. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него
что-то новое – на это есть школа.
86. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
87. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
88.
Люди другой расы или национальности могут быть нормальными
людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
89. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
90.
Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
91. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.
Обработка результатов
Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в
заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения
баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний
№№ 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.
2. Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки
высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 28, 67, 80
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.
3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний
№№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29, 81 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.
4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний
№№ 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.
5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний
№№ 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не
меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на противоположный.
6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний
№№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№ 19, 32 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.
7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний
№№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.
76.

8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки
высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы №№ 47, 60, 73
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак меняется на
противоположный.
9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки
высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 35, 61
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меняется на
противоположный.
10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю
иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№
10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на
вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
11. Характер отношений школьника к своему телесному «Я» показывают его оценки
высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 50, 63
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак меняется на
противоположный.
12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному
«Я» показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на
вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак
меняется на противоположный.
13. Характер отношений школьника к своему духовному «Я» показывают его оценки
высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№ 13, 26, 39,
52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак меняется на
противоположный.
Интерпретация результатов
Предлагаемое описание уровней развития отношения ребенка к той или иной
ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами
школьника на соответствующую группу вопросов.
1. Отношение подростка к семье
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –ценность семьи высоко
значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных
мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его
участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья для подростка
представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций
воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в
семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из
близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает,
что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он
живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение к семье у
подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и
прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого
любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и
ничем не обязан.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не представляет
для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою
фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о
жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать
собственную счастливую семью.
2. Отношение подростка к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) -подростку присущи
вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная
категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует
свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не
конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток переживает
чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что-то, что
происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает,
когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При
необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и
не предложить.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток старается
открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в
принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и
патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток
умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что-то, что
происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) -можно предположить, что подростка
отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он
живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи – это его собственные
успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не
будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память – это
не то, за что можно получить дивиденды.
3. Отношение подростка к Земле (природе)
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) -у подростка вполне
развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания
любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия
увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного
щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из
потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) -подросток заботится о
животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему.
Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не
зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею,
скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) -собственное мнение
подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не
обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая
ветки в лес, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем

более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных
и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам
продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для
себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой
относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
4. Отношение подростка к миру
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) -у подростка
наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию
прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится
подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не
ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток в целом
разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение
силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством
неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть
готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он
старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток уверен, что
мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он
рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его
мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных
людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть
роль «второго плана», скорее всего, не откажется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) -можно предположить, что
для подростка не существует альтернативы – переговоры или военная операция. Война для
него может быть ценностью - с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и
нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается
этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс,
двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
5. Отношение подростка к человеку как Другому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) -подросток-подлинный
альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с
их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым,
нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит
дарить подарки «просто так».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) -подросток не прочь
оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом
попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску
собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они
оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает
удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар.
Если этого не случается, расстраивается.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток лишь изредка
думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в

той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает
все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело
должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не
стесняется узнать, а «что ему за это будет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток сосредоточен
исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то
чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не
очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он
склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому
необходима помощь. Все нищие для него –лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему
нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.
6. Отношение подростка к своему духовному «Я»
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток
рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной
свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему
давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно
найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)– подросток ощущает в
себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только
в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным,
но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен
для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность
настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла
жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более
прагматичными регуляторами.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подростку более
импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет
общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и
неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем
давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного
комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств.
Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток ощущает себя
«пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных
ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства
сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную
определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость
большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип
его жизни – не высовываться.
Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся включает следующие элементы:
•
профессиональная и общественная экспертиза планов и программ духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет следования
требованиям ФГОС и учета специфики общеобразовательной организации (социокультурное
окружение, уклад школьной жизни, запрос родителей и общественности, наличные ресурсы);

•
периодический контроль за исполнением планов деятельности,
обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию
обучающихся;
•
профессиональная и общественная экспертиза отчетов об обеспечении
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет
анализа и рефлексии изменений, произошедших благодаря деятельности педагогов в жизни
школы, ученических групп (коллективов), отдельных обучающихся.
Приложение 2
Лист корректировки
№
п/п

Причина корректировки

дата

Согласование с
замдиректора по ВР
подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».