РП Разговоры о важном 10-11 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова
города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
от 29.08.2023г.
протокол №1
Руководитель ШМО
________Ю.В. Матясова

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
____Ж.М.Кондрацкая
30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________О.А.Донцова
Приказ №855/01-16 от 31.08.2023г.
Приказ №857/01-16 от 31.08.2023г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
на уровень среднего общего образования
для 10-11 классов
на 2023-2024 учебный год

2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей

педагога,

реализующего

программу,

является

развитие

у

обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную
курса внеурочной

правовую основу
деятельности

настоящей рабочей

«Разговоры

о

программы

важном»

составляют следующие документы.
1. Федеральный

закон

"Об

образовании

в

Российской

Федерации"

от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ

Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая

2012

г.

№413

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
5. Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

«О

направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Программа реализуется в работе с обучающимися 10–11 классов. В 2023–
2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать
собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного

мира,

техническим

прогрессом

и

сохранением

природы,

ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Программа

курса

внеурочной

деятельности

разработана

с

учётом

федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную

деятельность

педагога,

ориентировать её

не

только

на

интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических
событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя
(советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225
лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не

связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у
обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых
результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные
ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого
гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и
продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание

этой

нравственной

ценности

базируется

на

конкретном

содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается
на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в
защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает,
воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о
предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в
гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается
проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей
культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен
воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей

далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к
родному дому, малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием,
раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных
сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
 доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;
 благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность
была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в
прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,
общими

делами,

но

и

значимыми

ценностями

—

взаимопониманием,

взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг
другу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать
во всех ее делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом

обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День
матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные
на протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во
всем мире;
–

культура

представлена

достижениями

в

материальной

сфере

(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в
этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,
подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому
многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов,
произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России»,
«Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие
свою деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в
процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого
воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на
внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит

постепенному осознанному их принятию.
Наличие

сценариев

внеурочных

занятий

не

означает

формального

следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных
результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной
и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,
помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на
занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности,

которые

предоставляют

проекты

общества

«Знание»

для

обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –
чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей Родине.

Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,
страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране,
наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный
коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития
каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем
обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой
составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья,
конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как
наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как
смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститься
до «травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического

искусства,

которое

имеет

свой

«золотой

фонд»,

признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные
ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что
объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только
основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду
с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать,
приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа,

беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь
Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными,
физическими

и

моральным

качествами,

являются

достойным

примером

настоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех
народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,
как границы государства, это основа и залог существования современной страны.
Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для
будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.
Технологический

суверенитет

решает

задачи

обеспечения

безопасности,

получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности.
Логика

развития

экономики

предполагает

защиту

и

формирование

высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к
технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые
создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.
Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные
многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья,
дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей
Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не
просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство

в

России.

Особенности

волонтерской

деятельности.

Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно
помогали

друг

другу,

оказывали

всестороннюю

поддержку.

Даша

Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение

обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные
новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних
праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы
передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и
букварем.

«Азбука»,

напечатанная

Иваном

Федоровым:

«Ради

скорого

младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге
начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в
том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для
граждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской
Федерации.
Голод,

морозы, бомбардировки

—

тяготы

блокадного

Ленинграда.

Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой
Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими
обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств?
Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие
традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных
государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические
достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика,
специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в
мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали,
изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:
кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790—
1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—

1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в
жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?
Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью
и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно,
чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка
профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют
подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых
российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны
стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое
здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического потенциала
и социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка,
цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно.

История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее
создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад
А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
 приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности

в

оздоровительной

физическом

самосовершенствовании,

деятельностью,

неприятие

вредных

занятиях

спортивно-

привычек:

курения,

употребления алкоголя, наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;

использовать

все

возможные

ресурсы

для

достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых

действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные

результаты

освоения

программы

среднего

общего

образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение
навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных
жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой; сформированность представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка и умение; умение выделять общее и различное в
культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность
умения использовать иностранный язык как средство для получения информации
из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической
науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний
об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и
особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений
применять исторические знания в профессиональной и общественной
деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог,

обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах

развития

мирового

сообщества

в

глобальном

мире;

сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность
навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке,
ее участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим
мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем; сформированность системы
комплексных

социально

ориентированных

географических

знаний

о

закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике

и

территориальных

особенностях

процессов,

протекающих

в

географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за
отдельными

географическими

объектами,

процессами

и

явлениями,

их

изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение
умениями

использовать

карты

разного

содержания

для

выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;

владение

умениями

применять географические

знания

для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее
условий; сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических

аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в
жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание
значения

этических

норм

и

нравственных

ценностей

в

экономической

деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного
отношения к чужой собственности; владение навыками поиска актуальной
экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение
различать

факты,

аргументы

и

оценочные

суждения;

анализировать,

преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и
роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в
текущих экономических событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его
функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках
и нормах права, законности, правоотношениях; сформированность представлений
о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение
знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность

умений

применять

правовые

знания

для

оценивания

конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска
правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; сформированность базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ
правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о
живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; сформированность собственной позиции по отношению к

биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
Естествознание:

сформированность

представлений

о

целостной

современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной
системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственновременных масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных
открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию
представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность
умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности,
бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также
выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о
научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и
микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучного
знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной
системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;

сформированность

представлений

о

значении

астрономии

в

практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и
природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";
сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение
умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с
выполнением типичных социальных ролей; владение знаниями экологических
императивов,

гражданских

прав

и

обязанностей

в

области

энерго-

и

ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и

безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих
действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению
проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической

безопасностью

окружающей

среды,

здоровьем

людей

и

повышением их экологической культуры.
Основы

безопасности

жизнедеятельности:

сформированность

представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре
экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной
позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное
влияние человеческого фактора; знание основ государственной системы,
российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также
асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе
жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Тематическое планирование
10–11 классы (1 час в неделю)
Тема
День знаний

Основное содержание
Знакомство

с

Характеристика деятельности обучающихся

проектами

Российского общества «Знание».
Возможности,

которые

предоставляют проекты
общества

«Знание»

обучающихся

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о
необходимости знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера,
которые присущи людям с активной жизненной позицией, о

для

мечтах и о том, как можно их достигнуть.

различных

возрастов.
Там, где Россия

Родина — не только место
рождения.

История,

культура,

Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика
о России.

научные достижения: чем мы

Интерактивная викторина.

можем гордиться?

Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни
человека.

Зоя.

Зоя Космодемьянская – её

К 100-летию со дня

подвиг бессмертен, её имя стало

рождения Зои

символом мужества и стойкости,

Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о
жизни и подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности

Космодемьянской

а

жизнь

служит

примером

героя. Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих

преданности

поколений. В защиту всего, что любила эта молодая девушка.

Отечеству, истиной любви к

Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении

беззаветной
своей Родине.
Избирательная система
России (30 лет ЦИК)

Право

памятников героям.

избирать

избранным

и

быть

гарантировано

Конституцией

Российской

Федерации каждому гражданину
нашей страны.
Жизнь,

Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об
истории Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием
и выборами.
Выполнение

свобода,

права

и

интерактивного

задания

«Избирательная

система в России».

благополучие граждан является
одной из главных ценностей, а
проявление

гражданской

позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона,
страны – достойно уважения.
День учителя

Ценность профессии учителя.

(советники по

Советник

по

воспитанию

–

воспитанию)

проводник в мир возможностей,

Просмотр видеоролика.
Участие

в

командной

работе:

каким

современный Учитель? (создание кластера).

должен

быть

которые создало государство для
каждого

ребенка

стране,

бы я был учителем, какими качествами обладал…, как

наставник и «старший товарищ»,

относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие

помогающий

вспомогательные

как

в

Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если

объединить

школьный коллектив в дружную

средства

использовал

для

проведения

уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?»

команду, так и выстроить
личную

траекторию

развития

каждому ребенку.
О взаимоотношениях в

В условиях информационных

Мотивационная

беседа

о

взаимосвязи

физического

и

коллективе

перегрузок, разнообразия быстро

(Всемирный день

решаемых задач, экономической

психического здоровья,

нестабильности, стрессы стали

профилактика

неотъемлемой

буллинга)

жизни человека. Они приводят к

обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде,

депрессивному

который он причиняет человеку.

составляющей
состоянию,

которое, в свою очередь, может
привести

к

проблемам

физического
конфликтам

здоровья,
с

близкими,

психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья
и здорового образа жизни.
Просмотр

отрывков

из

мультфильмов

и

фильмов,

Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники
участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе

неуверенности,

озлобленности.

которого школьники составляют список лайфхаков класса о

Знания о том, как наладить

том, как подростку справляться со стрессами, излишним

отношения

давлением взрослых.

в

сохранить

свое

коллективе,
психическое

Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники

здоровье, как смотреть на мир

обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором

позитивно, как не стать жертвой

им было бы комфортно находиться.

«травли», и самому не
опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
По ту сторону экрана.

Развитие отечественного кино

115 лет кино в России

отражает не только основные
вехи развития страны, но и
моделирует образ ее будущего.

Мотивационная

беседа

о

любимых

мультфильмах

кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового
кино.

Кино, наряду с литературой и

Обсуждение ролика.

театром,

Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.

увидеть

позволяет
себя, как

соотнести
поступками

свои

человеку

в «зеркале»,
поступки

с

героев,

анализировать и рефлексировать,

и

Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров
немого кино.

приобретать

новые

знания,

знакомиться с миром профессий,
с

творчеством

Итоговая беседа о возможности создания собственного
фильма о классе, сделанного руками школьников.

талантливых

людей, с историей и культурой
страны.
День спецназа

Подразделения специального
назначения (спецназ) в России

Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о
видах подразделений специального назначения в России.

имеют особую значимость, они

Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».

олицетворяют

Выполнение интерактивного задания «Что

Отечеству,

служение

мужество

духа,

и

силу

беспримерное

самопожертвование, готовность
мгновенно прийти на помощь
Родине.

Военнослужащие

спецназа обладают особыми
профессиональными,
физическими

и

моральным

качествами, являются достойным
примером

настоящего

спецназовца – ум или сила?»

важнее для

мужчины.
День народного
единства

Смутное

время

в истории

нашей страны. Самозванцы —

Участие во вступительной беседе о появлении праздника
День народного единства.

одна из причин продолжавшейся
Смуты. Ополчение во главе с

Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного
времени.

князем Дмитрием Пожарским и
земским

старостой

Кузьмой

Мининым.

Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем
вы бы увидели причины появления народных ополчений?
Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года

Примеры единения народа не
только в войне

воины народного ополчения продемонстрировали образец
героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от
происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют,
что им надо объединяться?

Россия: взгляд в

Технологический суверенитет

будущее.

решает

задачи

Технологический

безопасности,

суверенитет / цифровая

энергии,

экономика / новые

независимости,

профессии

связности.

обеспечения

Беседа

транспортной

Логика

развития

сущности

понятий

«суверенитет»,

«технологический суверенитет», «цифровая экономика».

получения
продовольственной

о

Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших
в

современную

жизнь

многих

россиян,

в

экономику,

образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой
школьники высказывают свои мнения о возможностях и рисках,

экономики предполагает защиту

которые появляются в связи с проникновением искусственного

и

интеллекта во многие сферы не только экономики, но и

формирование

высокотехнологичных отраслей
с

высокой

долей

Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой

интеллектуальных

вложений.

школьники знакомятся с новыми понятиями в области

Развитие цифровой экономики
предполагает
системы

Интерактивное путешествие по городу профессий будущего,

экономических,

в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью

социальных

и

отношений,

основанных

культурных
на

цифровых

направлениями

профессиональной

деятельности,

которые

охватывают 50 перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит

информационно-

школьников завершить некоторые из предложений, например:

коммуникационных технологий.

«Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии –

Появление

профессий

это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь

цифровизацией

просто невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня

связано

новых
с

экономики, движением

к

технологическому суверенитету.
семье (День матери)

цифровых технологий и с профессиями будущего.

выстраивание

использовании

О взаимоотношениях в

культуры, образования, спорта.

Мама — важный человек в
жизни

каждого.

Материнская

спросят, готов ли я учится всю свою
жизнь, то я отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Первое,

любовь

—

простая

и

безоговорочная.

что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …»
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания

Легко ли быть мамой?

мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

Что такое Родина?

Что для каждого человека

Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал

(региональный и

означает слово «Родина»? Это

гордость при виде государственных символов нашей страны.

местный компонент)

родители, семья, дом, друзья,

Какова региональная символика? Что означают элементы герба,

родной город, регион, вся наша

флага?

страна и народ. Чувство любви к
своей Родине человек несет в
себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не

Знакомство с традициями народов, живущих на территории
России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в этом помогает?

просто территория, это, прежде
всего то, что мы любим и готовы
защищать.
Мы вместе

История создания Красного
Креста.
волонтерской

Особенности
деятельности.

Знакомство школьников с информацией о создании в
Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание

Волонтёрство в России

именно

этой

организации

можно

считать

началом

волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей
волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Главный закон страны

Значение

Конституции

для

граждан страны. Знание прав и
выполнение

обязанностей.

Ответственность

—

Участие

во

вступительной

беседе

о

значении

слова

«конституция» и о жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение

это

осознанное поведение

прав или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности

Герои нашего времени

Россия
героическим

—

страна

с

Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей

прошлым.

страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме

Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?

тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.

Участие в игре «Качества современного героя»
Новогодние семейные

Новый год — праздник всей

традиции разных

семьи.

Новогодние

семейные

народов России

традиции. Новогодние приметы.

Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией,
которая объединяет народы нашей страны».

Различные традиции встречи

Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о

Нового года у разных народов

материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы

России.

изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.

От А до Я.

Способы

передачи

450 лет "Азбуке" Ивана

информации

до

появления

Фёдорова

письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная
Федоровым:

Иваном
«Ради

скорого

Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос
«Интересные факты об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая

печатная «Азбука»: в чем

особенности».
Интерактивные

задания,

связанные

с

содержанием

«Азбуки».

младенческого научения».
Налоговая грамотность

Современный человек должен
обладать функциональной
грамотностью,

в

том

числе

налоговой. Для чего собирают

Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».
Беседа «Права и обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».

налоги? Что они обеспечивают
для граждан? Выплата налогов –
обязанность каждого гражданина
Российской Федерации.
Непокоренные.

Голод,

морозы,
—

Участие

в

блиц-опросе

«Что

вы

знаете

о

блокаде

80 лет со дня полного

бомбардировки

тяготы

Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер

освобождения

блокадного

Ленинграда.

хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют

Ленинграда от

Блокадный паек. Способы

дорогой жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от

фашистской блокады

выживания ленинградцев.

фашистской блокады для всей страны, для хода Великой

О провале планов немецких
войск. О героизме советских
воинов,

Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном
городе.

освободивших город на Неве.

Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было сбыться?

Союзники России

Кто такой союзник? Какие
обязанности

он

принимает,

какими

на

себя

обладает

Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие

традиционные ценности разделяют

союзники?».

правами? Что дает заключение

Дискуссия: права и обязанности союзных государств.

союзного

В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия

договора

для

государств? Союзники России –

делает для союзников?

государства, которые разделяют
и поддерживают наши общие
традиционные

ценности,

уважают культуру, стремятся к
укреплению союзных государств
и поддерживают их.
190 лет со дня

Цивилизация без

научных

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы

рождения Д.

достижений.

Научные

и

Менделеева.

технические

достижения

в

День российской науки

нашей стране. Вклад российских
ученых в мировую науку.
достижений для науки.
науки

Участие в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не

Д.И. Менделеев и роль его
Достижения

жизнь человека без научных достижений.

только химия».
Участие

в

повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно- технического

в

блиц

–

опросе

«Примеры

использования

достижений науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и
минусы научно-технического прогресса»

прогресса
День первооткрывателя

Россия является не только

Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и

самой большой страной в мире,

удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого

которую за ее продолжительную

школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов;

историю

за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий

шаг

за

шагом

исследовали, изучали, открывали
русские

землепроходцы.

Удивительные

уголки

нашей

страны сегодня может открыть
для себя любой школьник.

деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе.
Просмотр

и

обсуждение

видеоролика

Русского

географического общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об
уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой
они продолжают предложения, начало которых произносит
педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в
социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то
я назвал бы его …»;
«Каждый может стать первооткрывателем, потому что …».

День защитника

День защитника Отечества:

Отечества.

исторические

280 лет со дня

Профессия

рождения Федора

выбирает сегодня.

Ушакова

военного:

традиции.
кто

её

Смекалка в военном деле.

Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии
военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных

со

280-летие

дня

рождения

действий, в которых выручала смекалка.

великого русского флотоводца,

История и современность: уроки адмирала Ушакова.

командующего

Участие в беседе о том, как жители России выражают свою

Черноморским

флотом

(1790—1798);

благодарность защитникам Отечества

командующего русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море
(1798—1800), адмирала (1799)
Ф.Ф. Ушакова.
Как найти свое место в
обществе

Что нужно для того, чтобы

Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной

найти друзей и самому быть

самореализации человека в обществе: дружбе, семье и

хорошим

профессии.

другом?

Примеры

настоящей дружбы. Что нужно
для

того,

чтобы

Выступление федерального спикера (о примерах и способах

создать

самореализации человека в различных сферах общественной

хорошую семью и самому быть

жизни). Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой

хорошим

школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших

семьянином.

Поддержка семьи в России. Что

друзей,

нужно,

руководствоваться в выборе профессии.

чтобы

найти

свое

призвание и стать настоящим
профессионалом.

Поддержка

как

найти

спутника/спутницу

жизни,

чем

Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую
жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора

профессионального

карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой

самоопределения школьников в

выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение

России.

готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать
языки», «умение шутить» и т.д.

Всемирный фестиваль
молодежи

Всемирный

фестиваль

молодежи – 2024. Сириус –
федеральная

площадка

фестиваля. Исторические факты

Групповая работа по созданию кластера «Всемирный
фестиваль молодежи».
Историческая

справка

об

истории

Всемирного фестиваля молодежи.

появления всемирного фестиваля

Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».

молодежи

Дискуссия «Всемирный

и

студентов.

Фестивали, которые проходили в

возникновения

фестиваль молодежи –

2024 в

подробностях».

нашей стране.
«Первым делом

Легендарная история развития

самолеты».

российской

О гражданской

авиации.

авиации

конструкторов,

гражданской
Героизм
инженеров

и

Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел
подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека «обрести крылья».
Видеоролик об истории российской авиации, от первого

летчиков-испытателей первых

полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном

российских самолетов. Мировые

самолете «Русский витязь» до современных авиалайнеров

рекорды российских летчиков.

"Суперджет", МС-21, Ил-114- 300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".

Современное авиастроение.
Профессии,

связанные

Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой
с

авиацией.

школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс

«Тренажер

летчика»,

в

ходе

которого

школьники выполняют некоторые упражнения и задания
(например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам
при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже
нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о том, как может
реализоваться мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком.
Крым. Путь домой

Красивейший полуостров с
богатой
Крымского
Значение

историей.

История

Участие в беседе о географическом положении Крыма с
использованием карты.

полуострова.

Самостоятельная работа по изучению информации по

Крыма.

истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних

Достопримечательности Крыма

времен привлекало разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в
Крыму

Россия - здоровая
держава

Здоровый

образ

приоритетное

жизни

–

направление

в

большинстве государств мира.
Основные

составляющие

Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату,
пирсинге, энергетиках и т.д.).

здоровья.
Современные

проекты,

связанные со здоровьем.
Цирк! Цирк! Цирк! (К

Цирк

как

и

Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с

Международному дню

сказочное искусство. Цирк в

первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в

цирка)

России,

История

цирка,

1877 году.

цирковые

династии

России.

Знаменитые

фантазийное

на

российские
дрессировщики,

весь

мир
силачи,

акробаты,

клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.

Беседа о современном цирке, причинах его популярности у
детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике,
эксцентрике,

эквилибристике,
иллюзионизме,

гимнастике,
пантомиме,

жонглировании,
дрессировке

животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого
школьники разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники
знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин,

Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.
«Я вижу Землю! Это
так красиво».

Главные события в истории
покорения
Отечественные

Участие во вступительной беседе об основных исторических

космоса.

событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах:

космонавты-

найти в интернете информацию о космонавте и сделать

рекордсмены.

сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина

Подготовка

к

полёту

—

многолетний процесс.
Художественный

Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков,

фильм

«Вызов» - героизм персонажей и
реальных людей.

Елена

Кондакова,

Сергей

Крикалев,

Геннадий

Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм
главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.

215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя

Николай
признанный

Гоголь
классик

–

Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе

русской

которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации

литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ»,

из произведений Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой

«Ревизора», «Вечеров на хуторе

школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.

близ Диканьки». Сюжеты, герои,

Гоголя.

ситуации

из

произведений

Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам

Николая Гоголя актуальны по

из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по

сей день.

произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу
И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».

Экологичное
потребление

Экологичное потребление —
способ

позаботиться

сохранности

планеты.

Экологические
следствия

о

проблемы

как

безответственного

поведения человека.

Участие
потреблении.

во

вступительной

беседе

об

экологическом

Обсуждение

экологических

проблем,

существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски
решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил,
которые легко может соблюдать каждый

Соблюдать эко-правила — не
так сложно
Труд крут

История Праздника труда.
Труд

—

это

право

Вступительная беседа об истории Праздника труда.
или

обязанность человека?
Работа

мечты.

важные навыки

Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
человека?»

Жизненно

Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете

ли вы элементарными

трудовыми навыками?»
Урок памяти

История появления праздника
День

Победы.

движение

Поисковое

праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет

Могила

тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков

России.

Неизвестного

Солдата.

Семейные

традиции

Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать

Победы.

День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного

празднования

Дня

Бессмертный полк
Будь готов!

Участие во вступительной беседе об истории появления

погибших защитников Отечества?

полка?

19 мая 1922 года — день

Участие во вступительной беседе о пионерской организации.

Ко дню детских

рождения

пионерской

Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское

общественных

организации. Цель её создания и

общественное объединение, чтобы вам захотелось в него

организаций

деятельность. Распад пионерской

вступить.

организации.

Причины,

по

которым дети объединяются

Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по
которым дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения

Русский язык. Великий

Неизвестный Пушкин.

Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».

и могучий.

Творчество

Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А.

225 со дня рождения А.

Пушкина

объединяет поколения. Вклад А.

С. Пушкина».

С. Пушкина

С. Пушкина в формирование
современного
русского языка.

литературного

Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».