Уроки нравственности 11 класс

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………

5

1.3. Воспитательный потенциал программы……………………

8

1.4. Содержание программы……………………………………..

9

1.5. Планируемые результаты……………………………………

10

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график………………………………

12

2.2. Условия реализации программы……………………………

12

2.3. Формы аттестации……………………………………………

13

2.4. Список литературы………………………………………….

14

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы………………………………………

15

3.2. Календарно-тематическое планирование………………….

30

3.3. Лист корректировки…………………………………………

33

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 16.04.2022);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 11.06.2021);
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совете при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 №16);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г №996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка»- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российско Федерации от
28.12.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;(с изменениями от 05.09.2019г.
№470 и от 30.09.2020г. №553)
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой
моделиразвития региональных систем развития дополнительного образования детей»; (с
изменениями и дополнениями от 02.02.2021г.)
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (
вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
3

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов , с учетом их особых образовательных потребностей»;
-Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 №ТС-551/07
«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 №131ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021
№1948
«О
методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
образовательных общеразвивающих программ»;
-Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
школа№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатория
Республики Крым», утвержден постановлением администрации города Евпатории
Республики Крым от 29.01.2021 № 60-п.
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным общеразвивающим программам Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа№16 имени Героя
Советского Союза Степана Иванова города Евпатория Республики Крым». Рассмотрено
на заседании педагогического совета МБОУ «СШ № 16 им. С.Иванова» протокол № 16
от 01.09.2021г., утверждено приказом директора от 01.09.2021г. № 810/ 01- 16.

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
нравственности» имеет социально –гуманитарную направленность.

программа «Уроки

Вид программы
Методологической
основой
модифицированной
программы
социальногуманитарной направленности «Уроки нравственности – 11 класс» является авторская
программа, составитель Матясова Юлия Владимировна, учитель английского языка.
Актуальность программы
Проблема развития представлений о значении нравственных норм и ценностей для
достижения достойной жизни личности, воспитания религиозной толерантности и
идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и
в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что формирование готовности к
нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; знакомство с основными
нормами светской и религиозной морали, их роли в культуре, истории и современности
России как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне

4

рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования,
духовно-нравственного становления личности.
Новизна программы
Программа
направлена
на поддержку становления
и
развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и
развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся.
Универсальность программы заключается в возможности ее применения в системе
дополнительного образования, как эффективной модели нравственного воспитания,
воспитания бережного отношения к культурно-историческому наследию и формирования
духовно-нравственных качеств личности.
Адресат программы
Школьники 11 класса, в возрасте 16-17 лет.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов составляет 34 ч. в год. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
Уровень программы – углублённый(продвинутый)
Форма обучения - очная, с возможностью применения электронного обучения и
использования дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом
общеобразовательного учреждения.
Режим занятий
1 академический час равен 45 мин.( по 0,5 академического часа), 34 ч. в год.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:формирование высоконравственно, разносторонне развитой личности,
приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям культуры, изучение
истории, культуры, природно-экологического своеобразия Республики Крым и России,
стремление возродить традиции семейного воспитания;формирование профессиональной
компетентности обучающихся;успешная социализация старшеклассников и повышение их
готовности к самостоятельной взрослой жизни посредством формирования социальной
компетентности и гармонизации отношений с окружающим миром и людьми.
Задачи программы:
Образовательные(предметные):
1)получить знания об основных категориях и понятиях этики, основных
положительных нравственных качествах человека;
2)освоить общие понятия гражданско-правового сознания;
3)формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому,
5

настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
4)формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему
живому;
5)формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие
способности;
6)вырабатывать у школьников профессиональное самоопределение в условиях
свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда;
7)формировать семейные ценности;
Личностные(воспитательные):
1) воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
3) формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формировать осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развивать моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формировать основы экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознавать значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
6

Метапредметные (развивающие):
1) уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) осуществлять смысловое чтение;
9) уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

7

1.3. Воспитательный потенциал программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки
нравственности» определяется потребностью нашего общества в духовнонравственном воспитании детей, как необходимом элементе сохранения
национальной культуры для обеспечения духовно-нравственного единства
общества, возрождения духовных ценностей российского народа.
Программа призвана активизировать целенаправленный процесс усвоения принятия
базовых национальных ценностей, развития активного и заинтересованного отношения к
отечественной истории, культуре, и ориентирована на формирование и развитие у детей
духовности, нравственности, толерантности, готовности и способности отдать силы и
талант на благо общества и государства. Учащиеся должны знать о прошлом и четко
осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь
человеческому достоинству.

8

1.4. Содержание программы
Учебный план
№

1
2

3

4

Раздел, тема

Количество часов
Всего Теоретические
занятия

Практические
занятия

Вводное занятие

1

1

-

Раздел 1
Воспитать человека
Раздел 2
Воспитать
семьянина
Раздел 3
Воспитать
профессионала.
Раздел 4
Воспитать
гражданина.
Итоговое занятие
Итого

8

4

4

Форма
аттестации/
контроля
Входное
тестирование
Анкетирование

8

4

4

Анкетирование

8

4

4

Тестирование

8

4

4

Тестирование

1
34

1

-

Круглый стол

Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 час)
Беседа о содержании курса
Раздел 1Воспитать человека(8 часов)
Дискуссия «Десять заповедей - основа нравственности»
Дискуссия «Я и мой друг»
Круглый стол «В чём смысл жизни?»
Круглый стол «Моральный долг и совесть человека»
Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать»
Беседа «История одного обмана- табак и алкоголь»
Диспут «Понять и простить». Истоки доброты. Понятия: добро, согласие, зло, страдание,
счастье. Правила поведения. Анкетирование.
Круглый стол «Дорогу осилит идущий»
Раздел 2Воспитать семьянина(8 часов)
9

Диспут «Семья в жизни человека»Связь семьи и общества.
Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»
Беседа «Я и мои родители. Конфликты отцов и детей»
Конкурс сочинений «Традиции моей семьи»
Конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная»
Круглый стол «Материнство – это любовь!»
Беседа «Сын. Отец. Отечество»
Люди пожилые, сердцем молодые!Уважительное отношение к родителям, к старшим.
Раздел 3 Воспитать профессионала(8 часов)
Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.
Мотивы выбора профессии.Интерактивная беседа по теме «Хочу- могу- надо»
Профессии наших родителей
Как проявить себя и свои способности?
Психологические характеристики профессий.
Что век грядущий нам готовит?
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
Кем я вижу себя в будущем?Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой
выбор!»
Раздел 4Воспитать гражданина(8 часов)
Диспут «Я - патриот»Что значит быть патриотом сегодня?
Диспут «Достойный гражданин своей страны» Что это значит?
Круглый стол «Россия - многонациональное государство»
Круглый стол «Добро и зло. Милосердие и гуманность»
Круглый стол: «Великая Отечественная война»Интересные факты истории. Повышение
интереса учащихся к военной истории Отечества.
Круглый стол «Подвигу народа жить в веках»Героические биографии ветеранов.
Воспитание уважения к старшему поколению.Героические истории, мужество и храбрость
патриотов.
Почему важно быть толерантным?Доброе отношение к людям, привычка заботиться о
них.
Диспут «Что я могу сделать для процветания своей страны»
Раздел 5 Итоговое занятие(1 час)
Круглый стол. За вами будущее страны!!!
1.5. Планируемые результаты
По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Уроки нравственности» ожидаются следующие результаты:
Личностные:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине- Крыму, родному городу Евпатории,
гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы
гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

10

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия
в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания
участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной
форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные:
в
ходе
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Уроки нравственности» учащиеся должны
знать:
-особенности российской многонациональной культуры России, Крыма, города
Евпатории;
- свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству.
уметь:
- осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской
многонациональной культуре России;
-использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;
-самостоятельно работать с источниками информации;
-воспринимать мир не только рационально, но и образно;
-понимать роль человека в обществе;
-принимать нормы нравственного и правового поведения;
-правильно взаимодействовать в совместной деятельности независимо
от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
-стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
проявлять:
-гуманное отношение, толерантность к людям;
-чувство привязанности и любви к малой родине;
-гордость за своё Отечество, российский народ и историю России.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Срок реализации программы- 1 год
Дата начала обучения- 1 сентября
Дата окончания обучения- 24 мая
Всего учебных недель- 34
Количество учебных часов - 34 часа
Режим занятий – 1 раз в неделю по 0,5 академическому часу (25 минут)

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение реализации программы осуществляется педагогам , имеющим
высшее образование по направлению подготовки и отвечающим квалификационным
требованиям и профессиональным стандартам.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для учебных занятий соответствующий санитарно-гигиеническим нормам
освещения и температурного режима(18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна
быть в пределах 40-60 %). Мебель: соответствующая возрастным особенностям детей 1113 лет. Технические средства обучения (проектор, ноутбук), информационные ресурсы в
соответствии с учебным планом.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в очной форме, с возможностью применения электронного обучения и
использования дистанционных технологий.
При реализации программы используются
следующие формы
и методы проведения занятий: лекция, игра, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
презентации, мини-конференция, экскурсии и заочные экскурсии.

12

2.3. Формы аттестации
Основные результаты обучения по программе «Уроки нравственности»
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, а
так же выставки, создание презентаций и коллажей. Методологический инструментарий
мониторинга воспитания обучающихся представлен в Приложении 1.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений,
относятся:
•
ценностные ориентации обучающихся, которые отражают индивидуальноличностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические
предпочтения и др.);
•
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и
др.);
•
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие,
честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в
тесном сотрудничестве с семьей ученика.

13

2.4.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. 1. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
2.
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008 - № 3
3.
Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9
классов. – Ростов н/ Д ., 2007
4.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
5.
Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском
коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
6.
1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П.
Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54.
7.
Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред.
Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с.
8.
Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования /
А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013.–№ 4.С. 68-70
Список литературы для учащихся:
1.Энциклопедия. Я познаю мир. История России– М.: ООО Издательство «Астрель»,
2008.
2.Энциклопедия. Я познаю мир. Культура - М.: ООО Издательство «Астрель», 2005.
3.Энциклопедия. Я познаю мир. Всё обо всём - М.: ООО Издательство «Астрель», 2007.
4.Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников.
Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
5.Давыдова Н.В. «Православный Букварь» Свято - Троицкая Сергиева Лавра 2002г
6.Демидов Ф.Т. «Церковнославянская грамота» С-Петербург 1998г.
7.Ольшанский Д.В. «Монастыри и святые места России» - М.: АСТ., 2010.
Интернет ресурсы
https://stoppav.ru/teens
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3840
https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/12/kompleks-meropriyatiy-podukhovno-nravstvennomu
https://nsportal.ru/user/966765/page/duhovno-nravstvennoe-vospitanie

14

3 Приложения
3.1. Оценочные материалы
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает
использование следующих методов:
Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия
планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся
путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально
разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся.
Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и
социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения
информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы
анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение
разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану,
составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации
обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не
демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что
создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных
результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении
тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью
получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Для мониторинга уровня воспитания и социализации учащихся используется
диагностика Степанова П.В., Григорьев Д.В., Степановой И.В.
Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе
процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить в
первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы
организации процесса воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и
распространять позитивный опыт воспитания.
Опросники состоят из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить свое
отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не
согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего
15

согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений – 91 –
объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов ценностного
отношения), представленных в таблице, разработано по 7 утверждений, выявляющих
отношение школьников к этим ценностям.
Диагностический опросник основан на следующих принципах:
- содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка
демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
- формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и
восприниматься ими однозначно;
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать
возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно»
отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право
анонимного заполнения анкеты;
- тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не
выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
Опросный лист для учащихся 10- 11-х классов
Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите,
насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или
несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они отражали Ваше личное мнение. Свои оценки Вы можете
занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!
1.
Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или
просто собирается за общим столом.
2.
Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
3.
Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
4.
Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
5.
Я способен с радостью выполнять разную работу.
6.
То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто
оказывается примитивной старой рухлядью.
7.
Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
8.
Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
9.
Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны
иметь право защищать себя и свои взгляды.
11. Спортивные занятия – жизненная необходимость для каждого человека.
12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
14. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
15. Я многим обязан своей стране.
16

16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
пушистую.
17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
18. Физический труд – удел неудачников.
19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
20. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять
напряжение.
25. Я часто чувствую разочарование от жизни.
26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
28. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурия.
33. Учеба – занятие для «ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека, то это нормально.
35. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому-то подарок.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
42. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать
деньги.
43. На военнопленных не должны распространяться права человека.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45. Какое общение без бутылки «Клинского»!
46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания
некоторых важных вещей.
47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
48. Люди, просящие милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто
несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую
форму.
51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
56.
57.
58.

Идти на уступки – значит, проявлять слабость.
Хорошая учеба тоже серьезный труд.
Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи.
17

59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много
интересного.
60. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
61. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.
66. Человеку не обязательно знать свою родословную.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
68. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов
принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
69. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
70. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.
71. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую
карьеру.
73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже
люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых
государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное в жизни.
77. Меня не угнетает временное одиночество.
78. Я чаще всего следую за мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
81. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.
82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
84. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
85. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только
во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
88. Истинной религией может быть только одна единственная религия.
89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
90. В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко.
91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. Обработка результатов
Обработка результатов
Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в
заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения
баллов по каждой шкале.
1.
Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №№ 1,
14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.

18

2.
Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки высказываний
№№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 28, 67, 80 знак не
меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.
3.
Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний №№ 3,
16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29, 81 знак не меняется. В ответах
же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.
4.
Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 4,
17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не меняется. В ответах
же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.
5.
Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 5,
18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на противоположный.

6.
Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№
6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№ 19, 32 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.
7.
Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№
7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не меняется. В
ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.

8.
Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки
высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы №№ 47, 60, 73
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак меняется на
противоположный.
9.
Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки
высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 35, 61
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меняется на
противоположный.
10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной
национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№ 10,
23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на
вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки
высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 50, 63
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак меняется на
противоположный.

19

12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я
показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на
вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак
меняется на противоположный.
13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки
высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№ 13, 26, 39,
52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак меняется на
противоположный.
Интерпретация результатов
Предлагаемое Вашему вниманию описание уровней развития отношения ребенка к той или
иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами
школьника на соответствующую группу вопросов. Это - не точный диагноз, это - тенденция,
повод для Вашего педагогического размышления.
В случае групповой диагностики при обобщении результатов не ограничивайтесь
констатацией процентного распределения ответов по четырем уровням. Сделайте общую
картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.
В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам подростка.
Осуществляя факторный анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы «выпадают» из
его же индивидуальной «нормы». Возможно, именно здесь - точка его личностного роста
(или регресса).
И в том, и в другом варианте проведения диагностики, даже при наличии отрицательной
тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.
Если Вам необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте, пожалуйста,
предельно тактичны. Помните: Вы не судите, Вы размышляете!
Отношение подростка к семье
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) -ценность семьи высоко значима
для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах,
приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и
помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)- семья для подростка представляет
определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им
как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках,
но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу
родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья,
которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)-отношение к семье у подростка, как
правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать
20

шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми
путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем
не обязан.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)-семья не представляет для ребенка
какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию,
сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это
в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную
счастливую семью.
Отношение подростка к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подростку присущи вполне
развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная
категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует
свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не
конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)- подросток переживает чувство
Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что
происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает,
когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При
необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и
не предложить.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток старается открыто не
проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе
равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма,
но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в
какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной
и с ним самим, имеет между собой мало общего.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное)- можно предположить, что подростка отличает
обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и
которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи – это его собственные успехи, а
в неудачах виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет
участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память – это не то,
за что можно получить дивиденды.
Отношение подростка к Земле (природе)
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- у подростка вполне развитое
экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым
животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и
важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет
полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности
ощущать гармонию мира, в котором живет).
21

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток заботится о животных,
цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему.
Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не
зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею,
скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- собственное мнение подростка об
экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания
на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя
кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не
отреагирует, если то же

самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его и
взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)-природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам
продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для
себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой
относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
Отношение подростка к миру
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - уподростка наличествует четко
выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые
люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно.
Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других
людей. Не боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) -подросток в целом разделяет идеи
мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы
оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и
страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к
противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти
на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток уверен, что мир можно
поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну
как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот,
кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств.
Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго
плана», скорее всего, не откажется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- можно предположить, что для
подростка не существует альтернативы - переговоры или военная операция. Война для него
22

может быть ценностью - с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и нехватки
продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому
противостоять, для него
«слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных
конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
Отношение подростка к труду
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- подростка отличает трудолюбие
во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной,
трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству,
может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в
любом случае подросток этого не стыдится.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - скорее всего, только престижная
работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не
престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и
поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать,
что это занимает столько времени.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток по возможности
переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников
работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его
представлении
«грязная» работа - удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Самто он уж точно никогда за нее не возьмется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу
причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется
плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и
жизненным благополучием для него нет никакой связи.
Отношение подростка к культуре

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- культурные формы поведения,
безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной
жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и
тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того
культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически
не приемлет вандализма.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток признает объективную
ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей
23

повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не
готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим
проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и
пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции
трудно выразить по- другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- культурные формы поведения
рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому
обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих
мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть
таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом
«Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма,
но и осуждать вандалов- сверстников, скорее всего, не станет.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- слово «культура» во всех своих
формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости
взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения,
но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему
проявлением слабости, хамство и нецензурная брань - силы, «потягивание пивка» под
аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого
воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем
не против «скинуть их с парохода современности».
Отношение подростка к знаниям
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)-перед вами - любознательный
человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть
«неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается в, казалось бы,
очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую
связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток может неплохо
учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти
значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера,
конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток никогда не спросит
взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно
смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный
характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей).
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- очевидно, потребность в получении
знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится,
считает их
«ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и
качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.
24

Отношение подростка к человеку как таковому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- ценность человека, как он есть во
всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него
бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес
рубят, щепки летят» - это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к
сочувствию, состраданию, прощению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность человека может быть и
осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать
свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически
больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость
жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на
разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он
скорее всего выберет первое.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- скорее всего, подросток склонен
делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно,
может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как
можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав
рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он
одинаково не хочет быть ни
«лесорубом», ни «щепкой», - скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- человек как ценность, скорее всего,
пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других
людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные»,
по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть
полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок,
стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное,
что от слов он может перейти к действиям.
Отношение подростка к человеку как Другому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- подросток - подлинный
альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с
их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым,
нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит
дарить подарки «просто так».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток не прочь оказать
помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он
осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное
благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются
поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие,
25

делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не
случается, расстраивается.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток лишь изредка думает о
потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или
иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все
делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно
адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется
узнать, а «что ему за это будет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) -подросток сосредоточен
исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя«центром вселенной». Не то
чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не
очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он
склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому
необходима помощь. Все нищие для него - лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему
нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.
Отношение подростка к человеку как Иному
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток признает права людей
на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов.
Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным
отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к
пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке
культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать
иные культуры не со своей
«колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток склонен к признанию и
принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных
групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки,
использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может
самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации
в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться
культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого,
неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток на словах признает права
других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом
испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между
декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости
подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»),
аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»),
26

личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»).
Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого.
Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация,
человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных
уважения», «опасных».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- подросток сознательно
отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен
характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права
на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.
Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить»
от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания
взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.
Отношение подростка к своему телесному Я
0т +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)-для подростка ценность здоровья
является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно
культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен
противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя,
наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) -ценность здоровья значима для
подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно
ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой
разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным
привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души
он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания
своей физической форме.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)-ценность здоровья невысока в
сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он
считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному,
выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные
привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность,
шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот
здоровеньким помрет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- собственное здоровье, тем более
здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности.
Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что
связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия
подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает
делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не
преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.
Отношение подростка к своему душевному Я
27

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- подросток принимает себя таким,
какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в

проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится
одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко переносит
личные неурядицы, не боится показаться смешным.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) -принимая себя в целом, подросток
все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Он думает о
себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и
неуверенности все-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем
гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится
уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки,
просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток принимает себя таким,
какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется
«выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым.
Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою
привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки.
Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он
предпочитает быть на вторых ролях.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)-подросток не принимает себя,
считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в
зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как
потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиночестве,
начинает заниматься
«мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его
навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, которое в
будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.
Отношение подростка к своему духовному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- подросток рассматривает себя как
автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для
него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на
самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной
жизни, которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток ощущает в себе
возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в
28

случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным,
но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен
для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность
настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла
жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более
прагматичными регуляторами.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подростку более импонирует роль
ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья
духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается
по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от
личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои
неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому
предпочитает о своей совести не думать.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- подросток ощущает себя «пешкой»
в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему
внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства
сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную
определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость
большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип
его жизни – не высовываться.

И, последнее. В индивидуальном собеседовании задача педагога – получить как можно более
целостное представление о личности того, с кем он общается. Помните: вы не судите, вы
размышляете, а поэтому будьте предельно тактичны и заинтересованы в собеседнике.

Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся включает следующие элементы:

профессиональная и общественная экспертиза планов и программ духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет следования
требованиям ФГОС и учета специфики общеобразовательной организации (социокультурное
окружение, уклад школьной жизни, запрос родителей и общественности, наличные ресурсы);

периодический
контроль
за
исполнением
планов
деятельности,
обеспечивающей
духовно-нравственное
развитие,
воспитание
и
социализацию
обучающихся;

профессиональная и общественная экспертиза отчетов об обеспечении
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет
анализа и рефлексии изменений, произошедших благодаря деятельности педагогов в жизни
школы, ученических групп (коллективов), отдельных обучающихся.

29

3.2 Календарно-тематический план
№

Название темы

Количество Дата проведения
Формы
часов
По плану По факту аттестации
контроля
01.09

1
2

Вводное занятие.
Воспитать человека
Дискуссия «Десять
заповедей - основа
нравственности»

3

Дискуссия «Я и мой друг»

15.09

4

Круглый стол «В чём смысл
жизни?»

22.09

5

Круглый стол «Моральный
долг и совесть человека»

29.09

6

Дискуссия «Конфликтовать
или не конфликтовать»

06.10

7

Беседа «История одного
обмана- табак и алкоголь»

13.10

8

Диспут «Понять и
простить». Истоки доброты.

20.10

9

Круглый стол «Дорогу
осилит идущий»

27.10

10

Воспитать семьянина
Диспут «Семья в жизни
человека»

10.11

08.09

11

Круглый стол «Что значит
быть хорошим сыном или
дочерью?»

17.11

12

Беседа «Я и мои родители.
Конфликты отцов и детей»

24.11

13

Беседа «Традиции моей
семьи»

01.12

14

Конкурс

08.12

на

лучшую
30

электронную презентацию
«Моя родословная»
15

Круглый стол «Материнство
– это любовь!»

15.12

16

Беседа
«Сын.
Отечество»

Отец.

22.12

17

Люди пожилые,
молодые!

сердцем

12.01

18

Воспитать профессионала
Беседа. «Какие факторы
оказывают значительное
внимание
на выбор профессии»
Анкетирование.

19.01

19

Мотивы выбора профессии.

26.01

20

Круглый стол. «Профессии
наших родителей»

02.02

21

Беседа. «Как проявить себя и
свои способности?»

09.02

22

Психологические
характеристики профессий.
Анкетирование.

16.02

23

Диспут. «Что век грядущий
нам готовит?»

01.03

24

Что? Где? Когда?
Информация о профессиях.
Периодическая печать и
литература.

15.03

25

Круглый стол. «Кем я вижу
себя в будущем?»

29.03

Воспитать гражданина
26

Диспут «Я - патриот»

05.04

27

Диспут «Достойный
гражданин своей страны»

12.04

28

Круглый стол «Россия многонациональное
государство»

19.04

31

29

Круглый стол «Добро и зло.
Милосердие и гуманность»

26.04

30

Круглый стол: «Великая
Отечественная война»
Круглый стол «Подвигу
народа жить в веках»

03.05

32

Почему важно быть
толерантным?

24.05

33

Диспут «Что я могу сделать
для процветания своей
страны»

34

Итоговое занятие

31

17.05

32

3.3 Лист корректировки
№
п/п

Причина корректировки

дата

33

Согласование с
замдиректора по
ВР/подпись

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».