Уроки нравств 9 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
Направленность - социально-гуманитарная
Срок реализации- 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся – 14-16 лет
Автор – составитель: Падун Татьяна Владимировна,
учитель английского языка

г. Евпатория
2023
1

Содержание
1.

Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка……………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………… 6
1.3. Воспитательный потенциал программы…………………… 8
1.4. Содержание программы…………………………………….. 9
1.5. Планируемые результаты…………………………………… 11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график……………………………… 12
2.2. Условия реализации программы…………………………… 13
2.3. Формы аттестации…………………………………………… 14
2.4. Список литературы…………………………………………. 15

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы………………………………………

16

3.2. Календарно-тематическое планирование………………….

26

3.3. Лист корректировки…………………………………………

2

30

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
В
настоящее
время
основой
разработки
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая
нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г.№ 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
3


Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
4


Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
-Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города
Евпатория Республики Крым», утвержден постановлением администрации
города Евпатории Республики Крым от 29.01.2021
№ 60-п
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным
образовательным
общеразвивающим
программам
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
школа№16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатория
Республики Крым». Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ
«СШ № 16 им. С.Иванова» протокол № 16 от 01.09.2021г., утверждено приказом директора
от 01.09.2021г. № 810/ 01- 16

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Уроки нравственности» имеет социально –гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Проблема развития представлений о значении нравственных норм и
ценностей для достижения достойной жизни личности, воспитания
религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения
сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному развитию; знакомство с основными
нормами светской и религиозной морали, их роли в культуре, истории и
современности России как важнейшую часть духовной культуры человечества
невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного
ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления
личности.
Новизна программы
Программа
направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно5

нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и
этического сознания учащихся.
Универсальность программы заключается в возможности ее применения
в системе дополнительного образования, как эффективной модели
нравственного воспитания, воспитания бережного отношения к культурноисторическому наследию и формирования духовно-нравственных качеств
личности.
Адресат программы
Школьники 9 класса, в возрасте 14-15 лет.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов составляет 34 ч. в год. Программа рассчитана
на 1 год обучения.
Уровень программы - стартовый
Форма обучения - очная, с возможностью применения электронного обучения
и использования дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным
планом учебного заведения.
Режим занятий
1 раз в неделю (45 мин), 34 ч. в год.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование высоконравственно, разносторонне
развито личности, приобщение их к нравственным и духовным ценностям
культуры, изучение истории, культуры, Республики Крым и России,
стремление возродить традиции семейного воспитания.Развитие чувства
патриотизма, гражданской солидарности и ответственности.
Задачи программы:
-образовательные (предметные):
формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных
культурных традиций;
прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения,
обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности; ориентировать на
духовно-нравственное воспитание детей ;
6

-метапредметные (развивающие):
создавать
условия
для
восприятия
целостной
картины
мира;
развивать способность воспринимать и анализировать литературные
произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
-личностные(воспитательные):
воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро
и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных
формах) безнравственные проявления;
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и
общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую РодинуКрым и страну в целом;
формулировать самому простые правила поведения в природе;
осознавать себя гражданином России;
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и
всей России;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих
позиций, эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
-регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
искать средства её осуществления;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и
дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
-познавательные:
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари,
энциклопедии, справочники, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
7

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том
числе с применением средств ИКТ.
-коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться
друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Уроки нравственности» определяется потребностью нашего общества в
духовно-нравственном воспитании детей, как необходимом элементе
сохранения национальной культуры для обеспечения духовно-нравственного
единства общества, возрождения духовных ценностей российского народа.
Программа призвана активизировать целенаправленный процесс
усвоения принятия базовых национальных ценностей, развития активного и
заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, и
ориентирована
на формирование и развитие у детей духовности,
нравственности, толерантности, готовности и способности отдать силы и
талант на благо общества и государства. Учащиеся должны знать о прошлом и
четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная
рознь человеческому достоинству.

1.4. Содержание программы
Учебный план
№

Раздел, тема

Количество часов
Всего Теоретиче
ские
занятия
8

Практическ Форма
ие
аттестации/
занятия
контроля/

1
2
3

4

5
6

Введение. Цель и задачи
программы
Раздел1
Наша Родина – Россия
Раздел2
Человек:
вечная
борьба добра и зла
Раздел3
Край, в котором ты
живешь
Раздел4
Отцы и дети
Раздел 5

-

-

-

6

4

2

Входное
тестирование
Анкетирование

7

4

3

Тестирование

4

4

1

Анкетирование

5

3

2

Тестирование

10

10

5

Анкетирование

1
1
34

21

1
1
15

Круглый стол

Твоя надежная
профессия
7
8
9

Итоговая работа
Итоговое занятие
Итого

Круглый стол

Содержание учебного плана
Введение. Цель и задачи программы. (1 час)
Раздел 1Наша Родина – Россия.(6 часов)
Теория: Города федерального значения – субъекты Российской Федерации.
Многонациональный российский народ. Современное российское общество и
тенденции его развития. История городов миллионеров в России. Государство и
гражданское общество в современной России. Наши права и обязанности.
Практика: просмотр презентаций, создание презентаций «достижения в
России». Знакомство с культурным многообразием народов России.
Интерактивные экскурсии. Создание коллажей «Города миллионеры и их
проблемы». Исследовательская деятельность. Экологические проекты в Росси
Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура».
Раздел 2 Человек: вечная борьба добра и зла (7 часов)
Теория: Мы и закон. Ответственность за оскорбление. Природа наркотиков.
Молодежные группы. Подросток и средства массовой информации. Что значит
быть взрослым. О дружбе и друзьях.
Практика: Диспут «Меры наказания за хранение, употребление и сбыт
наркотических веществ». Беседы. Тестирование. Анкетирование. Диспут:
«Молодежные
субкультуры
и
подросток».
Создание
презентаций.
9

Исследовательская деятельность. Круглый стол «Подросток и средства массовой
информации» (с презентацией).
Раздел 3Край, в котором ты живешь (4 часа)
Теория: Малая родина Крым. Подвиг народа. Детство, опаленное войной.
Традиции народов Крыма
Практика: Создание фотоколлажа. Познакомить ребят с родным краем:
история, природно-географические особенности, историческое значение Крыма в
жизни России. Интерактивные
экскурсии. Анкетирование. Тестирование.
Круглый стол «Каким я вижу Крым в будущем». Исследовательская деятельность
Раздел 4 Отцы и дети (5 часов)
Теория: Нравственные приоритеты семьи. Забота о родителях дело совести
каждого. Взаимоотношения с родителями. Глаза в глаза (семья в жизни родителей
и детей). Культурные ценности семьи.
Практика: Создание папки «Я и моя семья». Понимают ли меня дома?
Создание презентации «Подростки в 80 - 90-е
гг.
и
современный
подросток».Тестирование. Анкетирование. Беседы. Создания семейного древа.
Круглый стол «Большие проблемы маленького человека: одиночество,
отчаяние, желание самоутвердиться.»
Раздел5Твоя надежная профессия (10 часов)
Теория: Особенности профессионального самоопределения молодежи в
современном мире. Самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Выбор
профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Социальные факторы
выбора профессии. Возможности получения профессионального образования в
России. Самые востребованные профессии в мире. Самые востребованные
профессии в мире. Личный профессиональный план.
Практика: Создание презентации «Моя будущая профессия». Просмотр
видеоролика
«Учебные заведения Республики Крым».
Экскурсии.
Тестирование. Анкетирование. Беседа «Самые востребованные профессии».
создание презентации «Самые странные профессии в мире».Игра «Один шаг к
успеху».
Итоговая работа (творческая) (1 час)
Итоговое занятие (1час)

1.5. Планируемые результаты
10

По
итогам
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Уроки нравственности» ожидаются следующие
результаты:
Личностные:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине- Крыму, родному
городу Евпатории, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю
России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств
для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
- способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные: в ходе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Уроки нравственности» учащиеся должны
знать:
-особенности российской многонациональной культуры России, Крыма, города
Евпатории;
- свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству.
уметь:
- осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской
многонациональной культуре России;
11

-использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей
деятельности;
-самостоятельно работать с источниками информации;
-воспринимать мир не только рационально, но и образно;
-понимать роль человека в обществе;
-принимать нормы нравственного и правового поведения;
-правильно взаимодействовать в совместной деятельности независимо
от
возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или
деятельности;
-стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
проявлять:
-гуманное отношение, толерантность к людям;
-чувство привязанности и любви к малой родине;
-гордость за своё Отечество, российский народ и историю России.

2. Комплекс организационно-педагогических условия
2.1.Календарный учебный график
Срок реализации программы- 1 год
Дата начала обучения- 1 сентября
Дата окончания обучения- 29 мая
Всего учебных недель- 34
Количество учебных часов - 34 часа
Режим занятий 1 час в неделю.(45мин)

12

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение реализации программы осуществляется педагогам ,
имеющим высшее образование по направлению подготовки и отвечающим
квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для учебных занятии соответствующий санитарно-гигиеническим
нормам освещения и температурного режима(18-21 градус Цельсия; влажность
воздуха должна быть в пределах 40-60 %).
Мебель:
соответствующая
возрастным особенностям детей 11-13 лет. Технические средства обучения
(проектор, ноутбук), информационные ресурсы в соответствии с учебным
планом.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в очной форме, с возможностью применения электронного
обучения и использования дистанционных технологий. При
реализации
программы используются следующие формы и методы проведения занятий:
лекция, игра, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита презентации, мини-конференция, экскурсии и
заочные экскурсии.

13

2.3. Формы аттестации
Основные результаты обучения по программе «Уроки нравственности»
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими
методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную
сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом
возраста; самооценочные суждения детей, а так же выставки, создание
презентаций и коллажей. Методологический инструментарий мониторинга
воспитания обучающихся представлен в Приложении 1.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных
достижений, относятся:
•
ценностные ориентации обучающихся, которые отражают
индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные
взгляды, политические предпочтения и др.);
•
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,
гуманизм и др.);
•
индивидуальные
личностные
характеристики
(доброта,
дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения
педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика

14

2.4.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. 1. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –
Волгоград, 2006
2.
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления
/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
3.
Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
4.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
5.
Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
6.
1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные
вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54.
7.
Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие /
Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с.
8.
Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет
образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013.–№ 4.С. 68-70
Список литературы для учащихся:
1.Энциклопедия. Я познаю мир. История России– М.: ООО Издательство
«Астрель», 2008.
2.Энциклопедия. Я познаю мир. Культура - М.: ООО Издательство «Астрель»,
2005.
15

3.Энциклопедия. Я познаю мир. Всё обо всём - М.: ООО Издательство
«Астрель», 2007.
4.Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших
школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
5.Давыдова Н.В. «Православный Букварь» Свято - Троицкая Сергиева Лавра
2002г
6.Демидов Ф.Т. «Церковнославянская грамота» С-Петербург 1998г.
7.Ольшанский Д.В. «Монастыри и святые места России» - М.: АСТ., 2010.
Интернет ресурсы
https://stoppav.ru/teens
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3840
https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/12/kompleksmeropriyatiy-po-dukhovno-nravstvennomu
https://nsportal.ru/user/966765/page/duhovno-nravstvennoe-vospitanie

3 Приложение
3.1. Оценочные материалы
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся
предусматривает использование следующих методов:
Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень
соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и
социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения
обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях
обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного
учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются
следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод
получения информации на основании ответов обучающихся на специально
подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий
проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее
разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования
процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью
16

исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей
личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт
благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных
результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в
проведении тематически направленного диалога между исследователем и
обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса
воспитания и социализации обучающихся.
Для мониторинга уровня воспитания и социализации учащихся используется
диагностика Степанова П.В., Григорьев Д.В., Степановой И.В.
Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько
организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным
изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы
обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса
воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и распространять
позитивный опыт воспитания.
Опросники состоят из 91 утверждения, к которым подростки могут
выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они
согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и
оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4».
Количество утверждений – 91 – объясняется следующим образом: на каждую из
13 ценностей (точнее, объектов ценностного отношения), представленных в
таблице, разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к
этим ценностям.
Диагностический опросник основан на следующих принципах:
- содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка
демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
- формулировки высказываний должны быть понятными для школьников
и восприниматься ими однозначно;
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать
возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ,
«правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам
необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты;
- тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной
ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
Опросный лист для учащихся 9-х классов
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и
подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то
поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом
17

с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь
высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и
«неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное
мнение. Спасибо тебе заранее!
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какойнибудь праздник или просто собирается за общим столом.
2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться
настоящими патриотами.
3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле
часто оказывается старой рухлядью.
7. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать
уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать
хорошим.
9. Глупо рисковать ради другого человека.
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь
право защищать себя и свои взгляды.
11. Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого человека.
12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми
людьми.
13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными
силами.
14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая
собственной семьи.
15. Мне повезло, что я живу именно в России.
16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
18

пушистую.
Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
18. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к
окружающим.
20. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
21. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных
людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
23. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение
после трудной работы.
25. Я часто недоволен тем, как я живу.
26. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
27. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя
более свободным.
28. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и
мужественными.
31. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
33. Учеба – занятие для заумных «ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека – это нормально.
35. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают люди,
приехавшие к нам из других мест.
37. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых
людей.
42. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ
заработать деньги.
43. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего
страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.
17.

19

Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу
того, что не знаю многих важных вещей.
47. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного
человека.
48. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто
несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать
хорошую физическую форму.
51. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом стесняюсь и
смущаюсь.
52. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
54. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и
приходится все время вставать.
55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
56. Уступить в споре – значит, показать свою слабость.
57. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
58. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти
много интересного.
60. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.
61. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
63. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у
компьютера или телевизора.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
66. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или
родственниках.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни
о своей Родине.
68. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой
кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в
мире.
69. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать
и бояться.
70. Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.
46.

20

Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого –
ведь он уже взрослый.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на
неплохую работу.
73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они
тоже люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так
как их приток увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
77. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
78. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог
бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
81. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных
животных и зимующих птиц.
82. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо – его
количество можно было бы уменьшить.
83. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
84. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
85. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из
него что-то новое – на это есть школа.
86. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
87. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
88. Люди другой расы или национальности могут быть нормальными
людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
89. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
90. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
91. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.
Обработка результатов
Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13
строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются
путем сложения баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки
высказываний №№ 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1,
40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66 знак меняется
на противоположный.
71.

21

2. Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки
высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№
15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак
меняется на противоположный.
3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки
высказываний №№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№
29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак
меняется на противоположный.
4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки
высказываний №№ 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4,
82 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется
на противоположный.
5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки
высказываний №№ 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы №№ 5,
31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется
на противоположный.
6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки
высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№
19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84 знак
меняется на противоположный.
7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки
высказываний №№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№
20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак
меняется на противоположный.
8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают
его оценки высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на
вопросы №№ 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34,
86 знак меняется на противоположный.
9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают
его оценки высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на
вопросы №№ 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74,
87 знак меняется на противоположный.
10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к
представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его
оценки высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос
№10 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак
меняется на противоположный.
11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его
оценки высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на
22

вопросы №№ 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76,
89 знак меняется на противоположный.
12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему
душевному Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90.
При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№
12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.
13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его
оценки высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на
вопросы №№ 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65,
78 знак меняется на противоположный.
Интерпретация результатов
Предлагаемое описание уровней развития отношения ребенка к той или
иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит
за ответами школьника на соответствующую группу вопросов.
1. Отношение подростка к семье
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –ценность
семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и
устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные
праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем
он хочет создать счастливую семью.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья для
подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи,
семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»).
Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не
всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей
воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья,
которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он
живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение к
семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги
на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то
серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью,
послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не
представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в
чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм
поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится
на его способности и желании создать собственную счастливую семью.
23

2. Отношение подростка к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)– подростку
присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для
него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить,
которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу
страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на
патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток
переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако,
ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет
между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному
порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется
помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее
«убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему
гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному
расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что
«патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с
ним самим, имеет между собой мало общего.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) – можно предположить, что
подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него
просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое.
Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве
в этой стране…»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении
памятников, но точно не осудит других, ведь память – это не то, за что можно
получить дивиденды.
3. Отношение подростка к Земле (природе)
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка
вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и
сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы,
находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно
подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из
желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию
мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)– подросток
заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат
непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как
объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить
24

в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в
субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего,
воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)– собственное
мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он
предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор,
подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не
задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое
делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих
его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа
воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к
лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте,
а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному
ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и
любовь к «братьям нашим меньшим».
4. Отношение подростка к миру
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)–уподростка
наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к
насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой
силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть
возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не
боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)– подросток в
целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных
случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится
со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном
современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к
сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому
что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами,
ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов
разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что
вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам
будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана»,
скорее всего, не откажется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)– можно
предположить, что для подростка не существует альтернативы – переговоры или
25

военная операция. Война для него может быть ценностью - с помощью нее можно
решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и
полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него
«слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и
крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
5. Отношение подростка к человеку как Другому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)– подросток–
подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым,
не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других
бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной
помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки
«просто так».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)– подросток не
прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его
об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не
подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих
милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид,
что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в
глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается,
расстраивается.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве
своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему
расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это
маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться,
поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за
это будет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток
сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает
себя«центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит
в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие
кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию,
циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь.
Все нищие для него –лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится
принимать подарки, желательно дорогие и полезные.
6. Отношение подростка к своему духовному «Я»
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток
рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение
личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов
26

противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и
ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни,
которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)– подросток
ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает
это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему
нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным
благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с
оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. Он
признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей
повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными
регуляторами.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подростку
более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной
жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его
нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от
выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в
пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи
неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому
предпочитает о своей совести не думать.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток
ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником
могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого
свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им
довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и
однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость
большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою
жизнь. Принцип его жизни – не высовываться.
Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся включает следующие элементы:

профессиональная и общественная экспертиза планов и программ
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на
предмет следования требованиям ФГОС и учета специфики общеобразовательной
организации (социокультурное окружение, уклад школьной жизни, запрос
родителей и общественности, наличные ресурсы);

периодический контроль за исполнением планов деятельности,
обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию
27

обучающихся;

профессиональная и общественная экспертиза отчетов об
обеспечении духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся на предмет анализа и рефлексии изменений, произошедших
благодаря деятельности педагогов в жизни школы, ученических групп
(коллективов), отдельных обучающихся.

№

Календарно-Тематическое планирование
Название темы
Коли Дата
по Форм
чест расписанию
а
во
аттест
По
По
часо плану факту ации/
в
контр
оля
Входно
Введение. Цель и задачи
е
программы(1 час)
тестир
ование

1

2

3

4

5

6

Раздел: Наша Родина – Россия.(6 часов)
Города
федерального 1
значения
–
субъекты
Российской Федерации
Многонациональный
1
российский народ
Современное
российское 1
общество и тенденции его
развития.
История городов
1
миллионеров России.

Анкети
ровани
е
Анкети
ровани
е
Тестир
ование
Анкет
ирован
ие
Тестир
ование

Государство и гражданское 1
общество в современной
России.
Наши права и обязанности.
1

Анкет
ирован
28

Примеча
ние
(коррект
ировка)

ие

7

Раздел: 2.Человек: вечная борьба добра и зла (7часов)
Тестир
Мы и закон
1
ование
Анкет
ирован
ие
Тестир
ование
Анкет
ирован
ие
Тестир
ование

8

Ответственность
оскорбление

за 1

9

Природа наркотизма.

1

10

Молодежные группы.

1

11
12

Подросток
и
средства 1
массовой информации
Дружба
1

13

О дружбе и друзьях

14

Раздел3:.Край, в котором ты живешь (4 часа)
Малая родина Крым.
1

15

Крымская земля

1

16

Подвиг народа

1

17

Традиции народов Крыма

1

Анкет
ирован
ие
Тестир
ование

1

Раздел 4.Отцы и дети (5 ч.)
18 С Создание папки «Я и моя 1
семья».
Мои семейные обязанности.
Почему меня так назвали.
19
Нравственные
приоритеты 1
семьи.
20
21

Взаимоотношения
родителями
Глаза в глаза

Тестир
ование
Анкет
ирован
ие
Тестир
ование
Анкет
ирован
ие
Тестир
ование

Анкет
ирован
ие
Тестир
ование

с 1

Анкет
ирован
ие

1
29

Тестир
ование

22

Культурные ценности семьи

23

Раздел5.Твоя надежная профессия (10ч.)
Что такое профессия?
1

24

25
26

27
28

29

30

31
32

1

Самоопределение.
1
Профессиональное
самоопределение
Смысл и цель жизни человека 1
Выбор профессии на основе
самооценки
и
анализа
составляющих
«хочу»
«могу» - «надо»
Мотивационные
факторы
выбора профессии
Социальные факторы выбора
профессии.
Типичные
ошибки
при
выборе будущей
профессии
Возможности
получения
профессионального
образования в России
Самые
востребованные
профессии в мире.

Тестир
ование
Анкет
ирован
ие

1

Тестир
ование
Анкет
ирован
ие

1

Тестир
ование

1

Анкет
ирован
ие

1

Тестир
ование

1

Анкет
ирован
ие
Тестир
ование

Самые странные профессии в 1
мире.
Личный профессиональный 1
план.

33

Итоговая работа

1

34

Итоговое занятие

1

Анкет
ирован
ие

Кругл
ый
стол
Кругл
ый
стол

30

Лист корректировки
№
п/п

Причина корректировки

дата

31

Согласование с
замдиректором
по ВР/подпись

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».