УрокиНравств 8 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «СШ №16 им.С.Иванова»
от «___»_______2023 г.
Протокол №____

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СШ №16 им.С.Иванова»
____________О.А.Донцова
Приказ от «___»_______2023 г.
№______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

Направленность – социально-гуманитарная
Возраст обучающихся - 13-15 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Туренко Ольга Анатольевна,
учитель математики

г. Евпатория,
2023 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
2

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016
г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

3

- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
- Устав
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Средняя школа№16 имени Героя Советского Союза Степана
Иванова города Евпатория Республики Крым», утвержден постановлением
администрации города Евпатории Республики Крым от 29.01.2021 № 60-п;
- Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным образовательным общеразвивающим
программам
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Средняя школа№16 имени Героя Советского Союза Степана
Иванова города Евпатория Республики Крым». Рассмотрено на заседании
педагогического совета МБОУ «СШ № 16 им. С.Иванова» протокол № 16 от
01.09.2021г., утверждено приказом директора от 01.09.2021г. № 810/ 01- 16
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Уроки нравственности» имеет социально-гуманитарную направленность.
Вид программы
Методологической основой модифицированной программы социальногуманитарной направленности «Уроки нравственности – 8 класс» является
авторская программа, составитель Туренко Ольга Анатольевна, учитель
математики.
Актуальность программы
Проблема развития представлений о значении нравственных норм и
ценностей для достижения достойной жизни личности, воспитания
религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения
сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию,
духовному
развитию,
социальному
самоопределению, знакомство с основными нормами светской и религиозной
морали, их роли в культуре, истории и современности России как
4

важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне
рамок школьной программы без существенного ущерба для качества
образования, духовно-нравственного становления личности.
Новизна программы
Программа направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию духовно-нравственного воспитания и
развития учащихся, а также способствует социальному самоопределению
учащихся.
Универсальность программы заключается в возможности ее применения
в системе дополнительного образования, как эффективной модели
нравственного воспитания, воспитания бережного отношения к культурноисторическому наследию и формирования духовно-нравственных качеств
личности.
Адресат программы
Школьники 8 класса, в возрасте 13-15 лет.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов составляет 34 ч. в год. Программа
рассчитана на 1 год обучения.
Уровень программы – стартовый
Форма обучения – очная, с возможностью применения электронного
обучения и использования дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом учебного заведения.
Режим занятий
1 раз в неделю (45 мин), 34 ч. в год.

5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование высоконравственно, разносторонне
развитой, творческой, активной и легко адаптирующейся личности,
стремящейся к самопознанию и самосовершенствованию и разумно
сочетающей личные интересы с общественными; приобщение ее к
нравственным и духовным ценностям культуры своего народа, изучение
исторического достояния Республики Крым и России.
Задачи программы:
● образовательные (предметные):
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения
национальных культурных традиций;
- прививать трудовые навыки, учить выполнять бытовые поручения,
обучать продуктивной деятельности;
- ориентировать на духовно-нравственное воспитание детей;
● метапредметные (развивающие):
- создавать условия для восприятия целостной картины мира;
- развивать способность воспринимать и анализировать литературные
произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
● личностные(воспитательные):
- воспитывать уважение к нравственным нормам морали;
- учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить
добро;
- пресекать (в разных формах) безнравственные проявления;
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира
(природы и общества);
- испытывать чувство гордости за свою малую Родину – Крым и страну
в целом;
- формулировать самому правила и нормы поведения в обществе;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего
народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и
мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила
поведения;
● регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, искать средства её осуществления;
6

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и
поискового характера;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и
дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
● познавательные:
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в
том числе с применением средств ИКТ.
● коммуникативные:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Уроки нравственности» определяется потребностью нашего общества в
духовно-нравственном воспитании детей, как необходимом элементе
сохранения национальной культуры для обеспечения духовно-нравственного
единства общества, возрождения духовных ценностей российского народа.
Программа призвана активизировать целенаправленный процесс
усвоения принятия базовых национальных ценностей, развития активного и
заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, и
ориентирована на формирование и развитие у учащихся духовности,
7

нравственности, толерантности, готовности и способности отдать силы и
талант на благо общества и государства. Учащиеся должны знать о прошлом
и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут
межнациональная рознь и неуважение к человеческому достоинству.

8

№ Раздел, тема

1
2

1.4. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Всего Теоретические Форма
занятия
аттестации/контроля/
(практические
занятия)
1
1
5
6
облик 11

Введение.
Моральный
человека.
1. Моральные
устои
человеческого
существования.
2. Понятие морального
устоя.
3. Прекрасное
и
безобразное в нашей
жизни.
4. Культура
нравственного
поведения.
5. Нужно
ли
нравственно
совершенствоваться.
6. Нравственные
приоритеты семьи.
7. Личные
и
общественные
интересы.
8. Добро и зло в
истории человечества.
9. Нравственные устои
моего народа.
10. Культура
нравственного
поведения в России:
мифы и реальность.
11. Личностью
не
рождаются
–

9

3

4

личностью становятся.
12. Личности
в
истории России сквозь
призму времени.
Мораль и право.
10
13. Мораль с правовой
точки зрения.
14. Я в правовом мире.
15. Человек защищен
законом.
16. Как не стать
жертвой преступления.
17. Конфликты и их
правовые аспекты.
18. Вредные привычки
и закон.
19. Умей
противостоять
зависимости.
20. Права и
обязанности: о чем
нужно помнить.
21.
Несовершеннолетние в
общественных местах.
22. Взрослая жизнь –
взрослая
ответственность.
10
Социальное
самоопределение и
профориентация
23. Самоопределение в
социуме.
24. Мир моих
интересов.
25. Моя будущая
профессия.
26. Мотивы выбора
профессии.

6

4

6

4

10

5
6
7

27. Профессии наших
родителей.
28. Как выбрать
профессиональный
путь.
29. Что готовит нам
будущее.
30. Где родился, там и
пригодился.
31. Человек славен
трудом.
32. Сотвори свое
будущее.
33. Итоговая работа
(творческая) (1 час)
Итоговая работа
Итоговое занятие
Итого

1
1
34

18

1
1
16

Содержание учебного плана
Введение (1 час)
Занятие 1. Моральные устои человеческого существования.
Мораль. Нравственный кодекс человеческого общества. Моральные
(нравственные) устои. Высокие моральные принципы. Моральные устои как
залог существования и развития человеческого общества.
Тема 1. Моральный облик человека (11 часов)
Занятие 2. Понятие морального устоя.
Уточнить содержание понятий «мораль» и «нравственность», выяснить
различия между ними. Поговорить о теориях происхождения морали. На
конкретных исторических примерах рассмотреть,
как
менялась
нравственность общества с течением времени. Выяснить, какого человека
можно называть добронравным, а какого – злонравным.
Занятие 3. Прекрасное и безобразное в нашей жизни.
Ознакомить учащихся с закономерностями проявления прекрасных и
безобразных поступков в личности человека и в окружающей жизни,
показать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты,
отзывчивости, толерантности. Способствовать формированию нравственного
поведения.
Практика: тест «Добрый ли я?».
11

Занятие 4. Культура нравственного поведения.
Рассмотреть с учащимися этику как науку о морали, а также отличия
нравственности от морали. Уточнить содержание понятия «нравственная
культура личности». Изучить историю нравственного прогресса в мире
культуры человеческих отношений. Обсудить культурное поведение
человека и поведение культурного человека как проблему культуры
человеческих отношений.
Занятие 5. Нужно ли нравственно совершенствоваться.
Уточнить содержание понятий «совершенствование» и «нравственное
совершенствование». Рассмотреть совершенствование нравственности на
примерах произведений знаменитых писателей.
Практика: диспут «Совершенствование нравственности людей –
аргументы за и против».
Занятие 6. Нравственные приоритеты семьи.
Обратить внимание учащихся на семью как основу воспитания детей,
формировать у учащихся понимание необходимости воспитания
нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого
человека. Рассмотреть нравственные традиции и обычаи разных семей.
Практика: выступления учащихся на тему «Нравственные традиции и
обычаи нашего дома».
Занятие 7. Личные и общественные интересы.
Рассмотреть подходы к решению проблемы соотношения интересов
общества и личности.
Практика: конкурс сочинений «Что важнее: личные или общественные
интересы?».
Занятие 8. Добро и зло в истории человечества.
Развивать у учащихся представления о понятиях: добро, зло, доброта,
моральный поступок, бескорыстие, объяснить учащимся, что такое
нравственные ценности, какова роль добра и зла в существовании и
деятельности человека, охарактеризовать основные пути сохранения
нравственных ценностей общества, воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу, развивать внутренний мир учащихся.
Практика: дидактическая игра «Добро или Зло?».
Занятие 9. Нравственные устои моего народа.
Формировать у учащихся чувство патриотизма как духовнонравственной ценности народа. Рассмотреть систему базовых национальных
ценностей как смысловую основу пространства духовно-нравственного
развития личности.
Занятие 10. Культура нравственного поведения в России: мифы и
12

реальность.
Углубить знания учащихся о традициях и подходах к пониманию
культуры нравственного поведения в России, социальных институтах и
моральных авторитетах российского общества, рассмотреть истоки
нравственного кризиса XX века, а также пути решения нравственных
проблем.
Занятие 11. Личностью не рождаются – личностью становятся.
Уточнить содержание понятия «личность», рассмотреть факторы,
способствующие ее формированию. Посмотреть презентацию «Как стать
личностью?» и обсудить ее.
Занятие 12. Личности в истории России сквозь призму времени.
Углубить знания учащихся об исторических личностях России,
формировать у учащихся чувство патриотизма на примере судеб
выдающихся людей в истории Отечества.
Практика: диспут «Великими не рождаются, а становятся? Кто для
меня великий?».
Тема 2. Мораль и право (10 часов)
Занятие 13. Мораль с правовой точки зрения.
Уточнить содержание понятий «мораль» и «право», рассмотреть
различия между нормами права и нормами морали. Проанализировать
проблему соотношения морали, нравственности и права, изучить отражение
норм морали и нравственности на примере российского законодательства.
Занятие 14. Я в правовом мире.
Обобщить знания учащихся об их гражданских правах и обязанностях,
закрепить элементарные знания о правах ребенка, научить применять их в
жизни. Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав
и обязанностей, как членов общества. Воспитывать нравственно-правовую
культуру и активную жизненную позицию учащихся.
Занятие 15. Человек защищен законом.
Формировать и углублять знания учащихся о государстве, праве,
общественных и государственных институтах, правах человека. Воспитывать
нравственно-правовую культуру; способствовать формированию активной
жизненной позиции.
Практика: ролевая игра «Юридическая консультация».
Занятие 16. Как не стать жертвой преступления.
Обучить учащихся находить выход из экстремальных ситуаций,
предвидеть и по возможности избегать их; развить умение видеть опасности
и быстро реагировать на них; воспитывать самоконтроль, самообладание в
трудных жизненных ситуациях.
13

Занятие 17. Конфликты и их правовые аспекты.
Углубить знания у учащихся о понятиях «конфликт» и «конфликтная
ситуация», их видах и истоках; обучить умению находить пути их
предотвращения и/или решения; воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу; научить умению выслушивать мнение других и доказывать
свою точку зрения; развивать внутренний мир учащихся, самоконтроль,
самообладание в трудных жизненных ситуациях.
Практика: тест «Оценка собственного поведения в конфликтной
ситуации».
Занятие 18. Вредные привычки и закон.
Способствовать предупреждению формирования у учащихся вредных
привычек; развивать у учащихся осознанное неприятие к вредным
привычкам как способу воздействия на свою личность; углубить знания
учащихся о правовых аспектах и ответственности за употребление вредных
веществ; формировать у учащихся потребность в ЗОЖ, ответственность за
своё здоровье.
Занятие 19. Умей противостоять зависимости.
Способствовать формированию правовой культуры и норм
нравственного поведения, профилактике правонарушений и преступлений
среди несовершеннолетних; развивать внутренний мир учащихся,
самоконтроль, самообладание в трудных жизненных ситуациях; воспитывать
чувство ответственности за свои действия и поступки.
Практика: собрать свое «Дерево здоровья».
Занятие 20. Права и обязанности: о чем нужно помнить.
Уточнить содержание понятий «права» и «обязанности», показать
единство прав и обязанностей; способствовать повышению социальноправовой компетентности учащихся; воспитывать уважение к правам других
людей; акцентировать внимание учащихся-подростков на необходимости
понимания и знания своих прав и обязанностей.
Занятие 21. Несовершеннолетние в общественных местах.
Прививать учащимся навыки этических норм и культурного поведения в
обществе; воспитывать самостоятельность мышления, умение делать
выводы, решать проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное
отношение к окружающим; закреплять знания по безопасности движения;
способствовать профилактике правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних.
Практика: решение проблемных ситуаций «Как вести себя в данной
ситуации?».
Занятие 22. Взрослая жизнь – взрослая ответственность.
14

Раскрыть содержание понятий «взрослость» и «ответственность»;
воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки; помочь
осознать свои цели и понимание того, как наш выбор влияет на достижение
этих целей; способствовать развитию у учащихся мотивации к
самосовершенствованию, собственному развитию; сформировать у учащихся
ответственное отношение к своей жизни и здоровью.
Тема 3. Социальное самоопределение и профориентация (10 часов)
Занятие 23. Самоопределение в социуме.
Расширить представление учащихся о самопознании, саморазвитии,
самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких
качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над
собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать
учащихся к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению,
самопознанию, самосовершенствованию.
Практика: игра «Маска, я тебя знаю».
Занятие 24. Мир моих интересов.
Расширить кругозор учащихся; сформировать положительную
мотивацию к саморазвитию; побуждать к участию в различных кружках,
секциях, к развитию своих способностей и талантов, расширению границ
взаимодействия с социумом; развивать у учащихся умение рассказывать о
своих увлечениях; воспитывать у учащихся дружеские чувства,
взаимопонимание, интерес друг к другу.
Занятие 25. Моя будущая профессия.
Создать условия для формирования ясных представлений учащихся о
самом себе, своих особенностях и качествах для определения нравственной
позиции при выборе профессии; оказать помощь в профессиональном
самоопределении; формировать осознанность, ответственность за выбор
будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.
Практика: тесты «Психометрия», тестирование по методике Л.
Йоваши.
Занятие 26. Мотивы выбора профессии.
Ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии; познакомить
учащихся с технологией выбора профессии; формировать информационную
основу выбора профессии и положительную профессиональную мотивацию;
объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Практика: дидактическая игра «В мире профессий».
Занятие 27. Профессии наших родителей.
Расширить знания учащихся о мире профессий, возможности
подготовки к ним; показать учащимся связь и значимость родителей и семьи
15

в их жизни и жизни общества; воспитывать уважительное отношение к
людям разных профессий; формировать осознанность, ответственность за
выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.
Практика: создание презентации на тему «Профессии наших
родителей».
Занятие 28. Как выбрать профессиональный путь.
Оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав
профессиональные предпочтения обучающихся; познакомить с профессиями,
которые являются перспективными в современном обществе; помочь
избежать ошибок в выборе профессии; формировать осознанность,
ответственность за
выбор будущей профессии,
положительную
профессиональную мотивацию; формировать у учащихся качества
творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной
реализовать себя в будущей профессии в современных социальноэкономических условиях.
Занятие 29. Что готовит нам будущее.
Формировать у учащихся информационную основу выбора профессии и
положительную профессиональную мотивацию; познакомить с профессиями,
которые являются перспективными в современном обществе; углубить
знания учащихся в области профориентационной и психологопедагогической информации, нацеленной на потребности и интересы
учащихся; актуализировать развитие интересов, склонностей и способностей
учащихся с целью повышения их профориентационной культуры.
Занятие 30. Где родился, там и пригодился.
Раскрыть
нравственные
аспекты
будущей
профессиональной
деятельности учащихся; заставить учащихся задуматься о степени своей
гражданской зрелости; показать, как формируется и развивается гражданская
зрелость личности, осуществляемая в разных сферах жизни, видах
деятельности и во всем спектре отношений; развивать духовно-нравственную
личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
способствовать профессиональному самоопределению учащихся с учетом
потребностей и возможностей Республики Крым и города Евпатории;
воспитывать
чувство долга, ответственности, чувство любви и
привязанности к родному дому, своей Родине, своему народу.
Занятие 31. Человек славен трудом.
Стимулировать интерес учащихся к различным видам трудовой
деятельности и желание трудиться на благо общества; создать условия для
осознания учащимися ценности труда, его созидательной роли в жизни
человека; расширить знания учащихся об известных людях, почетных
16

работниках родного края и города; воспитывать уважение к трудящемуся
человеку, людям любой профессии; прививать бережное отношение к
историческому достоянию родного города.
Занятие 32. Сотвори свое будущее.
Активизировать самопознание учащихся: побуждать к самовоспитанию,
саморазвитию, самообразованию; формировать позитивную оценку таких
нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, а также умение
различать истинные и мнимые ценности; воспитывать убежденность в том,
что благодаря силе воли и желанию можно развить свои способности и
добиться высоких результатов; помочь учащимся ориентироваться во
взрослой жизни.
Занятие 33. Итоговая работа (творческая) (1 час)
Занятие 34. Итоговое занятие (1 час)

17

1.5. Планируемые результаты
По
итогам
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Уроки нравственности» ожидаются
следующие результаты:
Личностные:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине – Крыму,
родному городу Евпатории, гордости и за своё Отечество, российский народ
и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям,
правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или
деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
- способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Предметные: в ходе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Уроки нравственности» учащиеся должны:
знать:
- особенности российской многонациональной культуры России, Крыма,
города Евпатории;
- свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству.
уметь:
18

- осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о
российской многонациональной культуре России;
-использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей
деятельности;
- самостоятельно работать с источниками информации;
- воспринимать мир не только рационально, но и образно;
- понимать роль человека в обществе;
- принимать нормы нравственного и правового поведения;
- правильно взаимодействовать в совместной деятельности независимо
от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или
деятельности;
- стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
проявлять:
- гуманное отношение, толерантность к людям;
- чувство привязанности и любви к малой родине;
- гордость за своё Отечество, российский народ и историю России.

19

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
14
15
16

Название темы

Количество
часов

Введение (1 час)
Моральные устои человеческого
существования
Тема 1. Моральный облик
человека (11 часов)
Понятие морального устоя
Прекрасное и безобразное в
нашей жизни
Культура нравственного
поведения
Нужно ли нравственно
совершенствоваться
Нравственные приоритеты семьи
Личные и общественные
интересы
Добро и зло в истории
человечества
Нравственные устои моего
народа
Культура нравственного
поведения в России: мифы и
реальность
Личностью не рождаются –
личностью становятся.
Личности в истории России
сквозь призму времени
Тема 2. Мораль и право (10
часов)
Мораль с правовой точки зрения
Я в правовом мире
Человек защищен законом
Как не стать жертвой
преступления
20

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

Дата
проведения

17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Конфликты и их правовые
аспекты
Вредные привычки и закон
Умей противостоять
зависимости
Права и обязанности: о чем
нужно помнить
Несовершеннолетние в
общественных местах
Взрослая жизнь – взрослая
ответственность
Тема 3. Социальное
самоопределение и
профориентация (10 часов)
Самоопределение в социуме
Мир моих интересов
Моя будущая профессия
Мотивы выбора профессии
Профессии наших родителей
Как выбрать профессиональный
путь
Что готовит нам будущее
Где родился, там и пригодился
Человек славен трудом
Сотвори свое будущее
Итоговая работа
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение реализации программы осуществляется
педагогом, имеющим высшее образование по направлению подготовки и
отвечающим квалификационным требованиям и профессиональным
стандартам.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для учебных занятий, соответствующее санитарногигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус
Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %).
21

Мебель: соответствующая возрастным особенностям детей 13-15 лет.
Технические средства обучения (проектор, ноутбук), информационные
ресурсы в соответствии с учебным планом.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в очной форме, с возможностью применения
электронного обучения и использования дистанционных технологий.
При реализации программы используются следующие формы и методы
проведения занятий: лекция, игра, наблюдение, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита презентации,
мини-конференция, экскурсии и заочные экскурсии.

22

2.3. Формы аттестации
Основные результаты обучения по программе «Уроки нравственности»
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими
методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать
ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с
учетом возраста; самооценочные суждения детей, а также создание
презентаций и коллажей. Методологический инструментарий мониторинга
воспитания обучающихся представлен в Приложении 1.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных
достижений, относятся:
● ценностные
ориентации
обучающихся,
которые
отражают
индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные
взгляды, политические предпочтения и др.);
● характеристика
социальных чувств (патриотизм, толерантность,
гуманизм и др.);
● индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие,
честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения
педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

23

2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы /
И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54.
2. Березина А. В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и
подростками / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка:
сегодня и завтра. – 2021. – № 10. – С. 6-72.
3. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008 – № 3. – С.15-20.
4. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д, 2007. – 317 с.
5. Куликов Г.П. Культура и нравственность в российском обществе:
трудности
развития
//
Международный
журнал
прикладных
и
фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 113-118.
6. Майорова, Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к
профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. –
2021. – № 1. – С. 33-36.
7. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие /
Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с.
8. Соловцова И.А., Карпова О. С., Мелентьева И. Б. и др. Организация
духовно-нравственного воспитания в современной школе. Теория. Технологии.
Практика. – Волгоград: Учитель, 2022. – 359 с.
9. Соловьева Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью
интернет-сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. – 2021. – № 3. – С. 66-73.
10. Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для
подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В.
Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание
толерантности) / Л. В. Строганова. – М., 2007. – С. 76-124.
11. Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет
образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70.
Список литературы для учащихся:
1. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под
ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.
2. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. Серия:
практическая психология. – СПб: Питер, 2006. – 160 с.
3. Школьник Ю. История России: панорама нужных знаний. –
М.: Эксмодетство, 2020. – 136 с.
4. Энциклопедия. Я познаю мир. История России – М.: ООО Издательство
«Астрель», 2008.
24

5. Энциклопедия. Я познаю мир. Культура – М.: ООО Издательство
«Астрель», 2005.
6. Энциклопедия. Я познаю мир. Всё обо всём – М.: ООО Издательство
«Астрель», 2007.
7. Я гражданин России /под ред. Волнухиной Д.Е. Изд. 3. –
М.: Эксмодетство, 2022. – 248 с.
Интернет ресурсы:
https://stoppav.ru/teens
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3840
https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/12/kompleksmeropriyatiy-po-dukhovno-nravstvennomu
https://nsportal.ru/user/966765/page/duhovno-nravstvennoe-vospitanie

25

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного
развития, воспитания учащихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания учащихся
предусматривает использование следующих методов:
Тестирование – исследовательский метод, позволяющий выявить
степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов
воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и
способов выполнения учащимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос – получение информации, заключённой в словесных сообщениях
учащихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного
учреждения по воспитанию и социализации учащихся используются
следующие виды опроса:
• анкетирование – эмпирический социально-психологический метод
получения информации на основании ответов учащихся на специально
подготовленные вопросы анкеты;
• интервью – вербально-коммуникативный метод, предполагающий
проведение разговора между исследователем и учащимися по заранее
разработанному плану, составленному в соответствии с задачами
исследования процесса воспитания и социализации учащихся. В ходе
интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не
демонстрирует своей личной оценки ответов учащихся или задаваемых
вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для
получения более достоверных результатов;
• беседа – специфический метод исследования, заключающийся в
проведении тематически направленного диалога между исследователем и
учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса
воспитания и социализации учащихся.
Для мониторинга уровня воспитания и социализации учащихся
используется диагностика Степанова П.В., Григорьева Д.В., Степановой И.В.
Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько
организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным
изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы
обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса
воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и
распространять позитивный опыт воспитания.
Опросники состоят из 91 утверждения, к которым подростки могут
выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько
26

они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике
высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в
баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений – 91 – объясняется
следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов
ценностного отношения), представленных в таблице, разработано по 7
утверждений, выявляющих отношение учащихся к этим ценностям.
Диагностический опросник основан на следующих принципах:
- содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка
демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
- формулировки высказываний должны быть понятными для учащихся и
восприниматься ими однозначно;
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы
избежать возможного конформного поведения учащихся, попыток «угадать»
ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого учащимся
необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты;
- тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или
иной ответ не выглядел в глазах учащихся заведомо общественно одобряемым.
Опросный лист для учащихся 8-х классов
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и
подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то
поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке
рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь
высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и
«неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое
личное мнение. Спасибо тебе заранее!
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какойнибудь праздник или просто собирается за общим столом.
2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться
настоящими патриотами.
27

3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на
самом деле часто оказывается старой рухлядью.
7. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать
уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет
стать хорошим.
9. Глупо рисковать ради другого человека.
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями
должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
11. Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого
человека.
12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми
людьми.
13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными
силами.
14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая
собственной семьи.
15. Мне повезло, что я живу именно в России.
16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно
выбрать самую пушистую.
17. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
18. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к
окружающим.
20. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
21. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически
больных людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
23. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо
относились.
24. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться,
снять напряжение после трудной работы.
25. Я часто недоволен тем, как я живу.
26. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
27. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя
более свободным.
28

28. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать
смелыми и мужественными.
31. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
33. Учеба – занятие для заумных «ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека – это нормально.
35. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам,
знакомым.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают люди,
приехавшие к нам из других мест.
37. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые
маленькие.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов
и пожилых людей.
42. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой
способ заработать деньги.
43. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет
мешать учебе.
45. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего
страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.
46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу
того, что не знаю многих важных вещей.
47. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного
невиновного человека.
48. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях
часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать
хорошую физическую форму.
51. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом
стесняюсь и смущаюсь.
52. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
29

54. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и
приходится все время вставать.
55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
56. Уступить в споре – значит, показать свою слабость.
57. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
58. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там
можно найти много интересного.
60. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то
расстроены.
61. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи
руководителями над белыми людьми.
63. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой,
чем сидение у компьютера или телевизора.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
66. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или
родственниках.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда
слышу песни о своей Родине.
68. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран
в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
69. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны
должны уважать и бояться.
70. Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.
71. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого –
ведь он уже взрослый.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем
устроиться на неплохую работу.
73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные
преступники, ведь они тоже люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки,
так как их приток увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
77. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
78. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
30

80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
81. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных
животных и зимующих птиц.
82. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это
плохо – его количество можно было бы уменьшить.
83. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
84. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
85. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы
узнавать из него что-то новое – на это есть школа.
86. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой
принуждать к работе.
87. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
88. Люди другой расы или национальности могут быть нормальными
людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
89. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
90. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
91. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.
Обработка результатов
Ответы учащихся распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13
строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты
получаются путем сложения баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений учащегося к семье показывают его оценки
высказываний №№ 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы
№№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66
знак меняется на противоположный.
2. Характер отношений учащегося к отечеству показывают его оценки
высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы
№№ 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54
знак меняется на противоположный.
3. Характер отношений учащегося к Земле показывают его оценки
высказываний №№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы
№№ 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68
знак меняется на противоположный.
4. Характер отношений учащегося к миру показывают его оценки
высказываний №№ 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы
№№ 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69
знак меняется на противоположный.
5. Характер отношений учащегося к труду показывают его оценки
высказываний №№ 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы
31

№№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70
знак меняется на противоположный.
6. Характер отношений учащегося к культуре показывают его оценки
высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы
№№ 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84
знак меняется на противоположный.
7. Характер отношений учащегося к знаниям показывают его оценки
высказываний №№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы
№№ 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85
знак меняется на противоположный.
8. Характер отношений учащегося к человеку как таковому показывают
его оценки высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на
вопросы №№ 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21,
34, 86 знак меняется на противоположный.
9. Характер отношений учащегося к человеку как Другому показывают
его оценки высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на
вопросы №№ 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48,
74, 87 знак меняется на противоположный.
10. Характер отношений учащегося к человеку как Иному, как к
представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают
его оценки высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на
вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75,
88 знак меняется на противоположный.
11. Характер отношений учащегося к своему телесному Я показывают
его оценки высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на
вопросы №№ 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24,
37, 76, 89 знак меняется на противоположный.
12. Характер отношений учащегося к своему внутреннему миру, своему
душевному Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64,
77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на
вопросы №№ 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.
13. Характер отношений учащегося к своему духовному Я показывают
его оценки высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на
вопросы №№ 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы
№№ 65, 78 знак меняется на противоположный.
Интерпретация результатов
Предлагаемое описание уровней развития отношения учащегося к той
или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того,
что стоит за ответами учащегося на соответствующую группу вопросов.
32

1. Отношение учащегося к семье:
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность
семьи высоко значима для учащегося. Он дорожит семейными традициями и
устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи.
Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в
подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья для
учащегося представляют определенную ценность, но сам факт наличия
семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же
иначе?»). Учащийся принимает участие в семейных праздниках, но без
напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу
родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает,
что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в
которой он живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение к
семье у учащегося, как правило, потребительское. Ему «должны» давать
деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно
что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью,
послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не
представляет для учащегося какой-либо ценности. Такое отношение
проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии
принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в
будущем может негативно отразится на его способности и желании создать
собственную счастливую семью.
2. Отношение учащегося к Отечеству:
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – учащемуся
присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина
для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается
жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за
судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не
модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – учащийся
переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города.
Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой
родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн,
скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При
необходимости учащийся не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей
помощи может и не предложить.
33

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – учащийся
старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее
«убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на
тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации поразному расставить акценты. Учащийся умеет угадывать, в какой момент что
«патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с
ним самим, имеет между собой мало общего.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) – можно предположить,
что учащегося отличает обывательское отношение к своей стране. Родина
для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на
любое другое. Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах
виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет
участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь
память – это не то, за что можно получить дивиденды.
3. Отношение учащегося к Земле (природе):
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у
учащегося вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно
чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и
чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для
себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить
цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из
потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – учащийся
заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые
принадлежат
непосредственно
ему.
Экологические
проблемы
воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от
него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться,
то он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное
мнение учащегося об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он
предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им
мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во
дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует,
если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и
бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа
воспринимается учащимся как предмет потребления. Отношение учащегося к
лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном
34

комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить
боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто
проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
4. Отношение учащегося к миру:
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у
учащегося наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он
считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К
проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен,
что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права
других людей. Не боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – учащийся
в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в
отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой
силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Учащийся
полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к
противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он
старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в
глазах окружающих.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – учащийся
уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами,
ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов
разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает,
что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли
он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль
«второго плана», скорее всего, не откажется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – можно
предположить, что для учащегося не существует альтернативы – переговоры или
военная операция. Война для него может быть ценностью – с помощью нее
можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он
целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять,
для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа),
и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
5. Отношение учащегося к человеку как Другому:
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – учащийся
– подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже
незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо
других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради
подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит
дарить подарки «просто так».
35

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – учащийся
не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда,
когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо
других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не
доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются
поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает
удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на
ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – учащийся
лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В
большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит.
Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с
выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело
должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо
доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – учащийся
сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает
себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не
входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая.
Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к
злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому
необходима помощь. Все нищие для него –лентяи и лжецы. Гораздо больше,
чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и
полезные.
6. Отношение учащегося к своему духовному «Я»:
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – учащийся
рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.
Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он
готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный
и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной
жизни, которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – учащийся
ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако
полагает это реальным только в случае благоприятных внешних
обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов
рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен
для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и
ответственность настораживают его. Он признает объективную значимость
категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает
36

руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подростку
более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя
собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы
«прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по
возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов
отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного
комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением
обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей
совести не думать.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – учащийся
ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником
могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает
любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и
готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и
однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость
большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою
жизнь. Принцип его жизни – не высовываться.
Инструментарий
мониторинга
духовно-нравственного
развития,
воспитания и социализации обучающихся включает следующие элементы:
● профессиональная и общественная экспертиза планов и программ
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
на предмет следования требованиям ФГОС и учета специфики
общеобразовательной организации (социокультурное окружение, уклад
школьной жизни, запрос родителей и общественности, наличные ресурсы);
● периодический
контроль за исполнением планов деятельности,
обеспечивающей
духовно-нравственное
развитие,
воспитание
и
социализацию обучающихся;
● профессиональная и общественная экспертиза отчетов об обеспечении
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
на предмет анализа и рефлексии изменений, произошедших благодаря
деятельности педагогов в жизни школы, ученических групп (коллективов),
отдельных обучающихся.

37

Лист корректировки
№
п/п

Причина корректировки

Дата

38

Согласование
с зам.
директора по
ВР/подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».