1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное,
воспитательное и развивающее значение. Она предполагает не только развитие творческих
способностей, но и формирование самореализации личности. Внеурочная деятельность
способствует разумной организации досуга учащихся, углубляет знания и расширяет кругозор
учащихся. Внеурочная деятельность развивает интерес к дальнейшему изучению языка,
стимулирует речевое творчество и способствует воспитанию самостоятельности.
Программа «Язык помогает общению (английский)» имеет научно-познавательную
(общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности средних школьников, рассчитана на 34 часа.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она
позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в
дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом
основного общего образования, на основе примерной программы по иностранным языкам для 5–9
классов, авторской программы «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.Е. Ваулиной,
Дж. Дули и др. (M.: Express Publishing: Просвещение, 2022) и ориентирована на достижение
планируемых результатов ФГОС.
Цели программы «Язык помогает общению (английский)»:
1) расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной
коммуникативной деятельностью;
2) стимулирование познавательного интереса и активности при изучении английского
языка;
3) совершенствование практических навыков и умений по английскому языку;
4) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового,
нравственного и эстетического воспитания;
5) воспитание уважения к традициям и культуре страны изучаемого языка.
Задачи программы:
Познавательный аспект:
- познакомить учащихся c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр,
литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать осознанию учащимися иностранного языка как инструмента познания
мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном
и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения
иностранным языком;
- приобщить учащихся к новому социальному опыту за счет расширения спектра
проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонацию.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к
общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с
другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки
творческих заданий и проектов;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным
языком и культурой.
2. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы внеурочной
деятельности:
- уважительное отношение к культуре других народов мира;
- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность потребностей в общении с представителями других языков и культур,
к самостоятельной практической деятельности;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- способность и готовность к духовному развитию;
- уважение и интерес культурным ценностям;
- интеграция личности учащихся в мировую культуру;
- эстетическое сознание через освоение культурного наследия народов мира;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких
и оригинальных творческих результатов, владение навыками логически правильного изложения
содержания прочитанного;
- умение анализировать прочитанное, формулировать, высказывать, аргументировать своё
мнение, вырабатывать собственное отношение к прочитанному;
- умение осознанно использовать речевые и языковые средства в соответствии с
коммуникативной задачей для выражения своей точки зрения;
- умение обобщать информацию, строить логичное рассуждение, умозаключение, делать
выводы;
- владение навыками учебно-исследовательской работы и проектной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении английским языком как средством общения).
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,
уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и
усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать
события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать
краткую характеристику персонажей;
В аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов,
относящихся
к
разным
коммуникативным
типам
речи
(сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста
краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую/нужную/необходимую информацию;
В чтении:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием
основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой
догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации;
В письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты
проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение
правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций изучаемого языка; знание
признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных
глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и
наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем английского и русского/родного языков;
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах
изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен,
жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной
глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных
языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных
пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли
родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на
иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в
школьных обменах, туристическихпоездках, молодежных форумах.
Г. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на английском языке и
средствами английского языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,
музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
По окончании данной программы учащиеся смогут:
- знать особенности культуры и обычаев стран изучаемого языка и проявлять
положительное отношение к ним;
- усовершенствовать умения читать, понимать и анализировать прочитанное, вести
обсуждение, сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты, выражать собственное
мнение и обосновывать его;
- выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
- самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
3. Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач, формы
организации учебного процесса
Формы организации обучения:
индивидуальная;
парная;
групповая;
интерактивная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по
уровню
познавательной
активности:
проблемный,
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный.
Технологии обучения:
индивидуальные консультации;
дидактические игры,
работа в малых группах,
работа в парах сменного состава,
информационно-коммуникационные технологии.
Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п
1
Кол-во
часов
Тема
Соединенное Королевство
12
Культура и традиции Британии
2
13
Британия в мире
3
9
Итого
Краткое содержание темы
Составные части Соединенного королевства.
Национальные символы стран Соединенного
королевства. Места для посещения. Англия.
Прогулка по Лондону. Уэльс и мир.
Шотландия навсегда. Ирландский вопрос.
Ирландия
и
Северная
Ирландия.
Исторические здания.
Рождественские традиции. Празднование
Рождества в англоговорящих странах.
Письмо Санта Клаусу. Хогманай. Ночь
костра. Большой пожар в Лондоне. Черная
Смерть. Британская кухня. Чай в Британии.
Английская
литература.
Британская
королевская семья.
Англоговорящие страны и Содружество
наций.
Колонизация
Америки.
День
благодарения.
Покахонтас. Британцы в
Индии. Австралия. Новая Зеландия.
34
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Тема
Кол-во часов
Соединенное Королевство
12
Культура и традиции Британии
Британия в мире
Итого
13
9
34
Лист корректировки
№
урока
Раздел
Планируемое
количество
часов
Фактическое
количество часов
Причина
корректировки
Способ
корректировки
Согласовано