1. Пояснительная записка Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Она предполагает не только развитие творческих способностей, но и формирование самореализации личности. Внеурочная деятельность способствует разумной организации досуга учащихся, углубляет знания и расширяет кругозор учащихся. Внеурочная деятельность развивает интерес к дальнейшему изучению языка, стимулирует речевое творчество и способствует воспитанию самостоятельности. Программа «Язык помогает общению (английский)» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников, рассчитана на 34 часа. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы по иностранным языкам для 5–9 классов, авторской программы «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули и др. (M.: Express Publishing: Просвещение, 2022) и ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС. Цели программы «Язык помогает общению (английский)»: 1) расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; 2) стимулирование познавательного интереса и активности при изучении английского языка; 3) совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; 4) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания; 5) воспитание уважения к традициям и культуре страны изучаемого языка. Задачи программы: Познавательный аспект: - познакомить учащихся c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); - способствовать осознанию учащимися иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; - познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. Развивающий аспект: - развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; - приобщить учащихся к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; - формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке; - развивать технику речи, артикуляцию, интонацию. Воспитательный аспект: - способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям; - способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); - обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки творческих заданий и проектов; - прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой. 2. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы внеурочной деятельности: - уважительное отношение к культуре других народов мира; - понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность потребностей в общении с представителями других языков и культур, к самостоятельной практической деятельности; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; - способность и готовность к духовному развитию; - уважение и интерес культурным ценностям; - интеграция личности учащихся в мировую культуру; - эстетическое сознание через освоение культурного наследия народов мира; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов, владение навыками логически правильного изложения содержания прочитанного; - умение анализировать прочитанное, формулировать, высказывать, аргументировать своё мнение, вырабатывать собственное отношение к прочитанному; - умение осознанно использовать речевые и языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своей точки зрения; - умение обобщать информацию, строить логичное рассуждение, умозаключение, делать выводы; - владение навыками учебно-исследовательской работы и проектной деятельности; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: А. В коммуникативной сфере (т.е. владении английским языком как средством общения). Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: В говорении: начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; В аудировании: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; В чтении: читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; В письменной речи: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция: применение правил написания слов, изученных в основной школе; адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); знание основных различий систем английского и русского/родного языков; Социокультурная компетенция: знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристическихпоездках, молодежных форумах. Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; стремление к знакомству с образцами художественного творчества на английском языке и средствами английского языка; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: умение рационально планировать свой учебный труд; умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). По окончании данной программы учащиеся смогут: - знать особенности культуры и обычаев стран изучаемого языка и проявлять положительное отношение к ним; - усовершенствовать умения читать, понимать и анализировать прочитанное, вести обсуждение, сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты, выражать собственное мнение и обосновывать его; - выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию); - самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 3. Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач, формы организации учебного процесса Формы организации обучения: индивидуальная; парная; групповая; интерактивная. Методы обучения: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Технологии обучения: индивидуальные консультации; дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава, информационно-коммуникационные технологии. Содержание курса внеурочной деятельности № п/п 1 Кол-во часов Тема Соединенное Королевство 12 Культура и традиции Британии 2 13 Британия в мире 3 9 Итого Краткое содержание темы Составные части Соединенного королевства. Национальные символы стран Соединенного королевства. Места для посещения. Англия. Прогулка по Лондону. Уэльс и мир. Шотландия навсегда. Ирландский вопрос. Ирландия и Северная Ирландия. Исторические здания. Рождественские традиции. Празднование Рождества в англоговорящих странах. Письмо Санта Клаусу. Хогманай. Ночь костра. Большой пожар в Лондоне. Черная Смерть. Британская кухня. Чай в Британии. Английская литература. Британская королевская семья. Англоговорящие страны и Содружество наций. Колонизация Америки. День благодарения. Покахонтас. Британцы в Индии. Австралия. Новая Зеландия. 34 Тематическое планирование № п/п 1 2 3 Тема Кол-во часов Соединенное Королевство 12 Культура и традиции Британии Британия в мире Итого 13 9 34 Лист корректировки № урока Раздел Планируемое количество часов Фактическое количество часов Причина корректировки Способ корректировки Согласовано