Пояснительная записка Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социальнокультурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Ведущая деятельность в подростковом возрасте-интимно-личностное общение со сверстниками. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Посредством общения у подростков формируются навыки взаимодействия с людьми, умение соотносить личные интересы с интересами окружающих, приобретается эмоциональный опыт. В процессе общения происходит проигрывание различных сторон будущей жизни, достигается основное новообразование подросткового возраста самосознание. Цель курса: раскрыть определяющие закономерности психического развития человека на различных возрастных этапах его жизни. Задачи курса. Основные: - сформировать понятие ценности развивающейся личности - представить содержание основных законов психического развития человека в онтогенезе - овладеть практическими навыками построения коммуникаций с различными возрастными группами. Обучающие: - научить положительному самоотношению и принятию других людей; - научить рефлексивным умениям; - формировать потребность в саморазвитии. Воспитательные: - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; - сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка; - воспитывать нравственные качества учащихся. Развивающие: -создавать условия для развития личности каждого подростка; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы Общая характеристика учебного курса Данная программа включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович). Обоснование необходимости реализации программы. Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка. Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности. Формы проведения занятий - лекции, беседы; - тренинги; Виды деятельности - игровая; - познавательная; - проблемно-ценностное общение; Методы и приемы работы: - когнитивно-поведенческие тренинги; - диспуты; -тренинги, ориентированные на формирование адекватной самооценки; Содержание элективного курса 11 класс ( 34часа) Раздел I. Психология развития и возрастная психология: предмет, за- дачи, методы и разделы.(6 часов) Тема 1. Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрас- тной психологии. Предмет и задачи психологии развития. Основные проблемы психологии развития. Структура психологии развития, основные разделы: детская психоло- гия, психология подросткового возраста, психология юношеского возраста, психология зрелого человека, геронтопсихология. Краткий исторический экс- курс психологии развития. Тема 2. Методы психологии развития и возрастной психологии. Методы психологии развития в профессиональной деятельности педагога и психолога. Классификация методов психологии развития. Группа организа- ционных методов. Метод «возрастных срезов» - сравнительно-возрастных («поперечных»), лонгитюдных («продольных»). Группа эмпирических методов. Дневниковые записи ученых психологов о развитии ребенка. Наблюдение и его виды; беседа и ее виды, эксперимент и его виды. Стратегии естественнонаучного (констатирующего) и формирующего (экспериментальногенетического) исследования в психологии развития. Прак- симические методы (анализ продуктов деятельности). Психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью-беседы, проективные методы).Метод социометрии. Группа методов обработки данных (количественный и качественный ана- лиз). Интерпретационные методы. Связь методов с основными этапами психо- логического исследования – подготовительным, собственно исследовательским, обработки результатов, анализа и интерпретации данных. Раздел II. Основные категории и проблемы психологии развития и возрастной психологии. (8 часов) Тема 3. Основные категории и проблемы психологии развития и воз- растной психологии. Механизмы развития психики. Основные закономерности психического развития. Изучение закономерностей психического развития человека (источ- ники, условия, движущие силы развития) на разных этапах онтогенеза. Предпо- сылки и условия психического развития ребенка. Внутренняя позиция и разви- тие. Индивидуальное развитие личности (социальная единица и уникальная личность, фактор места как условие развития личности). Социализация лично- сти. Возраст как ключевое понятие психологии развития и возрастной психо- логии. Виды возраста (хронологический, биологический, социальный и психо- логический). Явление неравномерности (гетерохронии) протекания возрастных процессов. Варианты развития: опережение психического развития, ускорение процессов роста (акселерация), задержки психического развития. Структура психологического возраста: социальная ситуация развития, определяющая жизненные задачи на данном этапе развития, ведущий вид деятельности и соответствующие ему возрастные психологические новообразования. Понятие о стабильных и критических возрастах. Признаки критического возраста. Тема 4. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь развития и деятельности, понятие ведущей деятельности. Проблема соотношения обучения и развития в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, понятие «развивающее обучение», роль общения в процессе формирования психики, появление и развитие разных форм общения. Раздел III. Теории психического развития и возрастная периодизация психического развития.(10) Тема 5. Теории психического развития человека в трудах зарубежных и отечественных психологов. Различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Проблема генотипической и средовой обусловленности развития ребенка. Биогенетиче- ская теория С. Холла. Теория психического развития К. Бюлера. Теория кон- вергенции двух факторов в развитии – наследственности и среды (В. Штерна). Бихевиористические теории развития (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скин- нер). Современные теории научения (А. Бандура и др.). Психоаналитические теории детского развития З. Фрейда (становление структуры личности на раз- ных этапах онтогенеза, последовательность стадий психического развития), А. Адлер, К.Г. Юнг о движущих силах развития. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона (понятие иден- тичности, ее виды, кризисы идентичности, стадии психосоциального развития). Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Проблема периодизации психического развития в психологии развития и возрастной психологии. Основания для периодизации, поиск крите-нкнуриев периодизации. Проблема периодизации в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Закономерности периодизации психического развития в теории Д.Б. Эльконина. Раздел IV. Психология раннего и дошкольного возраста.(10 часов) Тема 6. Характеристика развития познавательных процессов в ран- нем и дошкольном возрасте. Основные закономерности сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте. Развитие чувствительности отдельных анализаторов. Роль слова и деятельности в развитии восприятия. Роль сенсорных эталонов. Развитие свойств внимания. Соотношение произвольного и непроизволь- ного внимания. Индивидуальные особенности внимания. Формирование произ- вольного внимания у старших дошкольников. Развитие различных видов памяти в разные периоды детства. Связь памя- ти с сенсорными процессами ребенка. Обусловленность запоминания деятель- ностью. Развитие произвольной памяти. Мышление и орудийные действия ребенка. Виды мышления и их взаимо- связь. Основные направления в развитии речи детей раннего возраста. Характеристика воображения ребенка; формы проявления воображения дошкольника; виды и функции воображения в детском возрасте; индивидуаль- ные особенности воображения ребенка. Тема 7. Характеристика развития личности в раннем возрасте и формирование структуры самосознания в дошкольном возрасте. Предпосылки формирования личности. Особенности первых представле- ний. Роль оценки поведения ребенка взрослыми в развитии основ самосозна- ния. Проявление индивидуально-типологических особенностей детей. Роль притязаний в становлении личности ребенка. Формирование когнитивного и аффективного компонентов самосознания. Полоролевая идентификация. Осо- бенности самооценки в дошкольном возрасте. Тема 8. Характеристика развития эмоционально-волевой сферы в раннем и дошкольном возрасте. Специфика развития эмоций и чувств в первые три года жизни. Повы- шенная эмоциональность дошкольника, ее причины. Роль общения в развитии чувств дошкольника. Способность к сопереживанию и ее значение для форми- рования высших чувств. Влияние чувств на познавательные процессы. Раздел V. Психология младшего школьника. (15 часов) Тема 9. Социальная ситуация психического развития в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста. Кри- зис 7 лет. Психологическая готовность к обучению в школе. Методы диагно- стики готовности к обучению в школе. Становление позиции ученика как лич- ностного новообразования младшего школьника. Общие проблемы социализа- ции личности: адаптация к школе (физиологическая, психологическая). Методы диагностики степени адаптации ребенка к школе. Основные причины трудно стей в обучении младших школьников. Трудности процесса адаптации и их проявления в изменение поведения детей. Тема 10. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности млад- шего школьника. Содержание, функции учебной деятельности. Структура учебной дея- тельности: учебные задачи, учебные действия, действия контроля, действияоценки (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову). Мотивы учения. Принятие учеб- ной задачи, освоение действий с учебным материалом. Закономерности форми- рования учебной деятельности. Связь содержания учебной деятельности и пси- хического развития ребенка. Тема 11. Основные психические новообразования младшего школьника. Развитие внимания, восприятия, памяти и воображения в младшем школьном возрасте. Развитие произвольного внимания в ходе выполнения учебных целей у младшего школьника. Динамика развития восприятия в ходе усвоения школь- ных дисциплин. Совершенствование мнемических процессов у младшего школьника в учебной деятельности. Соотношение непроизвольного и произ- вольного запоминания в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – сензитивный период для становления внешних форм произвольного запоминания. Развитие логической памяти у младшего школьника в процессе обучения. Возрастные и индивидуальные характеристики памяти младшего школьника. Развитие творческого и воссоздающего воображения у младшего школьника в учебной деятельности. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления. Проблема развития мышления в рамках развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Да- выдов). Динамика развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, обоб- щения, сравнения у младших школьников. Развитие произвольности и опосре- дованности познавательных процессов в учебной деятельности. Формирование произвольной и развернутой речи у младшего школьника. Основные особенности личности младшего школьника. Становление внутреннего плана действий. Развитие рефлексии. Особенности проявления свойств темперамента при формировании личности младшего школьника. Воз- растные и индивидуальные особенности становления характера в младшем школьном возрасте. Динамика становления интересов и способностей младших школьников. Тема 12. Динамика межличностных отношений в младшем школь- ном возрасте. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах. Формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Факторы, определяющие по- ложения ученика в системе межличностных отношений. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений. Характеристика межлич- ностных отношений детей младшего школьного возраста. Особенности развития межличностных отношений младших школьников со взрослыми. Роль учи- теля в становлении межличностных отношений у младших школьников. Раздел VI. Психология подросткового и юношеского возраста. (11 часов) Тема 13. Проблема продолжительности подросткового и юношеского возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма у подростков, ее влия- ние на психологические особенности возраста. Понятие о созревании и разви- тии, их влияние на формирование личности подростка. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подростко- вого возраста (Л.С. Выготский). Индивидуальные и половые различия в темпе и характере физического, психологического и социального развития подросткови юношей. Тема 14. Ведущая деятельность в подростковом и юношеском возрасте. Место учебной деятельности в подростковом возрасте. Интимноличностное общение подростков как ведущая деятельность. Становление ново-го типа отношения со взрослыми. Положение в школе и отношения с учителя-ми. Положение в семье и отношения с родителями. Роль общения со сверстни-ками в психическом развитии подростка. Другие виды деятельности подростка. Профессионально-учебная деятельность как ведущая. Выбор жизненного пути, определение своего места во взрослом мире, трудности профессионально- го и личностного самоопределения. Мотивация профессиональной деятельно- сти. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Тема 15. Психологическая характеристика предподросткового воз- раста и кризиса юношеского возраста. Кризис в подростковом возрасте как кризис отношений. Проблема подро- сткового кризиса в свете разных концепций. Классические исследования под- росткового возраста (С. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже). Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Взгляды К. Юнга, Б. Ливехуда, Э. Эриксона на кризис юношеского воз- раста. Специфика проявлений кризиса у студентов. Кризис идентичности (по Э. Эриксону). Характеристика основных статусов идентичности (по Дж. Марсиа). Кризис интимности. Специфика проявлений кризиса у работающей молодежи. Пути разрешения кризиса. Тема 16. Основные психические новообразования в подростковом и юношеском возрасте. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование под- росткового возраста. Чувство взрослости как специфическая форма самосозна- ния (Д.Б. Эльконин). Реакции эмансипации. Конфликты в семье. Группирова- ние со сверстниками. Оценка и самооценка. Акцентуации характера в подрост- ковом возрасте, «трудные подростки». Особенности личности в юношеском возрасте. Становление мировоззре- ния. Функция саморегуляции личностных новообразований (ценности, ценно- стные ориентации, идеалы, образ Я, уровень притязаний, самооценка и само- контроль). Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов, особенности юношеской дружбы и любви. Раздел VII. Психология взрослости.(8 часов) Тема 17. Возрастные задачи развития в I половине взрослости. Психофизиологические и познавательные особенности в период ранней взрослости: структура психофизиологического развития взрослых, когнитивное развитие в ранней взрослости. Физическое развитие в I половине взрослости. Периоды и задачи развития в ранней взрослости: характеристика 6-ой стадии жизненного цикла по Э. Эриксону; периодизация жизни женщины и жизни мужчины по Д. Левинсону; возрастные задачи развития. Тема 18. Психологическое содержание возрастных кризисов I поло- вины взрослости. Возрастные кризисы I половины взрослости. Кризис тридцати лет. Моде- ли поведения женщин. Модели поведения мужчин (Г. Шихи). Кризис середины жизни (взгляды К.Юнга, Б. Ливехуда, Э. Эриксона). Пути разрешения кризисов. Психологическая поддержка взрослых в ситуации кризиса. Тема 19. Психосоциальное развитие в I половине взрослости. Развитие «Я» как члена семьи. Развитие «Я» как профессионала. Трех- компонентная структура любви Р. Стернберга. Установление близких отноше- ний. Образование пары и развитие отношений. Выбор спутника жизни и созда- ние семьи. Родительство и развитие взрослых: семейный цикл, переход к роди- тельству, воспитание ребенка и изменение родительских ролей. Этапы профессионального пути. Выбор профессии и профессиональная подготовка. Поступление на работу и профессиональная адаптация. Упрочение, сохранение и изменение карьеры. Различия в труде мужчин и женщин. Совме- щение работы и семейной жизни. Тема 20. Переходный возраст взрослости (30-35 лет). Способность к социальному бытию. Расширение психологического про- странства семейных отношений. Пересмотр личных параметров своей индиви- дуальности. Схема отношений ребенка с отцом. Обновление решений о соци- альном положении. Возможные пути бескризисного прохождения данного воз-растного этапа. Тема 21. Стадия зрелости (35-50 лет). Начало снижения уровня физических возможностей. Личностные изме- нения. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода. Зрелость как вершина жизненного пути. Источники удовле- творения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Индивидуальная реализация своей сущности. Освоение новых социальных ро- лей: (бабушки, дедушки, свекра, свекрови, тестя, тещи). Осознание философии жизни. 2-ой кризисный период зрелости (40-45 лет). Осознание утраты молодо- сти. Самообразование. Одиночество в этом возрасте. Тема 22. Пожилой возраст (51-65 лет). Предпенсионный возраст. Кризис пожилого возраста. Эгоистическая ста- лиация. Возможности для самореализации и личностного развития. Социаль- ные интересы. Оживление чувств. Старческий возраст (старше 65 лет). Переме- ны в жизни, способы вызвать стресс (по Холмсу и Ранге): смерть супруга (суп- руги), уход на пенсию и пр. Зависимость от других людей. Старческий возраст – источник жизненной философии. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Планируемые результаты освоения курса: Личностные результаты: − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; − формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности; − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; − нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей; − осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,государственных, общенациональных проблем. Предметные результаты: − представление онтогенетического пути человека как социального индивида и личности, выявление общих закономерностей развития, жизни, деятельности и угасания личности в плане его психической активности; − понимание определяющих закономерностей психического развития в его связи с постоянным воспитанием и обучением; − понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека. − − − − − Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей; умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задачи средств их достижения; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Личностные универсальные учебные действия У учащихся будут сформированы: -эмоциональная отзывчивость; -устойчивое положительное отношение к урокам психологии; интерес к психологическим занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения психологии в собственной жизни; -представление о психологии как факторе, позитивно влияющем на здоровье. Учащиея получит возможность для формирования: - осознанного профессионального выбора в отношении педагогической профессии. -познавательного интереса к психологическим занятиям; -нравственно-эстетических чувств; -осознанного профессионального выбора в отношении педагогической профессии. -представления о психологических занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Учащийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результатсобственных действий; -выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; -осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах психологической деятельности. Учащийся получит возможность научиться: -понимать смысл предложенных заданий, в т. ч. и творческих; -выполнять действия в опоре на заданный ориентир; -воспринимать мнение сверстников и взрослых. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о психологии; -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями; -передавать свои впечатления; -использовать примеры из жизни при обсуждении материала; -выбирать способы решения исполнительской задачи. Учащийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; -строить свои рассуждения; -обобщать учебный материал; -устанавливать аналогии; -представлять информацию в виде сообщения. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: -выражать свое мнение о психологических знаниях, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); -принимать активное участие в различных видах деятельности; -понимать содержание вопросов о психологии; -проявлять инициативу, участвуя в обсуждениях и диалоге на уроках; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильноговыполнения; -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -принимать мнение, отличное от своей точки зрения; -стремиться к пониманию позиции другого человека. Учащийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение о психологии, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ). -понимать значение психологии в передаче настроения и мыслей человека, в общении междулюдьми; -контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности. -формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своегодействия и действий партнера; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: лекций,практических занятий, тестов, экспериментальных опытов, тренинговых занятий, решения проблемных задач, защиту рефератов. Электронный образовательный ресурс: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_u chebnik.pdf