ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами. Психосоциальное развитие детей и подростков направлено на становление личности и формирование социальных навыков. В результате формируется индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть того, как человек воспринимает социальную действительность и реагируют на нее. Конечной целью этого развития является социально-психологическая компетентность личности. Социально-психологическая компетентность – это способность эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ее структуру входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла: - обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам освоения программ среднего общего образования; - расширить возможности индивидуального развития обучающихся; - учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить учебную и воспитательную деятельность; - сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе осознания ими личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач. Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа может быть реализована в работе со школьниками 10 или 11 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы проведения занятий как беседы, обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, упражнения на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: - в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; - в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания; - в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей страны; - в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; - в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания. Особенности работы педагога по программе. На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Данный курс носит практико-ориентированный и личностноориентированный характер. Обсуждение большинства тем с обучающимися ведется на основе их личного опыта, их особенностей. Педагогу очень важно учитывать личностные особенности, внимательно относиться к индивидуальности каждого обучающегося. В том случае, если возникает риск психологической травматизации, конфликта, неготовности обучающегося к рефлексии следует изменить подход к обсуждению темы, сделать его более абстрактным и не оказывать давления на обучающегося. То же самое в полной мере относится ко всем практическим упражнениям, используемым в курсе. Программа элективного курса разработана и составлена на основе программы Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Адреевой «Самопознание школьников»; Леви В. «Искусство быть собой». Содержание курса для 10 класса Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа) Вселенная «нашего Я». Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный. Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов) Наш физический образ. Самопрезентация. Темперамент и характер человека. Мой темперамент. Я и мой характер. Ценностные ориентации. Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов) Спектр наших эмоций и чувств. Аффект, эмоции, напряжение. Стресс. Жесты и наблюдательность. Навыки распознавания эмоций и чувств. Тренинг «Мои ресурсы». Тренинг социальных навыков. Способы эмоциональной самозащиты. Учитесь властвовать собой. Раздел 4. Мысли и действия (6 часов) Потребности человека. Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Саморегуляция деятельности. Стиль поведения. Раздел 5. Отношения (6 часов) Общение в жизни человека. Лидеры и авторитеты. Группировки. Ролевая игра «Необитаемый остров». Конструктивное взаимодействие. Мое будущее – в моих руках. Техники эффективного общения. Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа) Мои сильные и слабые стороны. Расскажи мне обо мне (письмо самому себе). Содержание курса для 11 класса Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа) Я реальный и Я идеальный. Навыки рефлексии. Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов) Самопрезентация. Базовые характеристики личности. Жизненные ценности. Первое впечатление. Умение сказать «нет!». Алкоголь: мифы и реальность. Алкоголь: мифы и реальность. Сопротивление давлению. Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов) Спектр наших эмоций и чувств. Контроль своих потребностей. Стресс. Кризис: выход есть! Учитесь властвовать собой Навыки распознавания эмоций и чувств. Улыбайтесь, господа! Я абсолютно спокоен! Приемы самоконтроля. Уверенное поведение. Раздел 4. Мысли и действия (6 часов) Потребности человека. Реальные потребности в юношеском возрасте. Саморегуляция деятельности. Критическое мышление. Откуда берутся наши мысли. Мое мнение. Раздел 5. Отношения (6 часов) Толерантность. Искусство общения. Барьеры общения. Мужчина и женщина. Конструктивное взаимодействие. Разрешаем конфликты. Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа) Мое будущее: стратегии успеха. Проектирования собственного будущего. Планируемые результаты освоения курса: Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к учению и познанию, - социальные компетентности, личностные качества; - сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей; - сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих моральнонравственных понятий; - сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей; - сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации; - сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию; - сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; - сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • осознавать свои личные качества, способности и возможности • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями • научиться контролировать собственное агрессивное поведение • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки. • учиться прогнозировать последствия собственных поступков. Познавательные УУД: учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности адекватно воспринимать оценки учителей уметь распознавать чувства других людей обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни уметь формулировать собственные проблемы Коммуникативные УУД: учиться строить взаимоотношения с окружающими учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями формулировать свое собственное мнение и позицию учиться толерантному отношению к другому человеку. Предметные результаты - психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), - психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), - навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), - опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, - формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом. Ученик научится: - слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; - принимать и уважать ценности семьи и общества, школы и стремиться следовать им; - ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; Ученик получит возможность научиться: - формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе; - открыто выражать и отстаивать свою позицию; - критично относиться к своим поступкам и адекватно их оценивать; - самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; - целеустремленности и настойчивости в достижении целей; - готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Электронные образовательные ресурсы: УРОК.РФ 1сентября.рф school-collection.edu.ru ict.edu.ru