РП ФК Познай себя. 10-А, 11-А классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его
пределами. Психосоциальное развитие детей и подростков направлено на становление личности и
формирование социальных навыков. В результате формируется индивидуальный стиль поведения и
эмоционального реагирования, то есть того, как человек воспринимает социальную действительность и
реагируют на нее. Конечной целью этого развития является социально-психологическая компетентность
личности.
Социально-психологическая
компетентность
–
это
способность
эффективно
взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ее структуру
входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности
и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и
реализовать эти способы в процессе взаимодействия.
Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:
- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам освоения программ
среднего общего образования;
- расширить возможности индивидуального развития обучающихся; - учитывать в работе
школьную программу воспитания, то есть соединить учебную и воспитательную деятельность;
- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе осознания ими личной
ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа может быть реализована в работе со школьниками 10 или 11 классов. Программа курса
рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы проведения занятий как беседы,
обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, упражнения на отработку организаторских
навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные
консультации педагога. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и
групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить свою
самостоятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой
совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной
программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость
реализуемой ими деятельности; - в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания
подчеркивается примерной программой воспитания. Особенности работы педагога по программе. На
каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть
готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд
ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Данный курс носит
практико-ориентированный и личностноориентированный характер. Обсуждение большинства тем с
обучающимися ведется на основе их личного опыта, их особенностей. Педагогу очень важно учитывать
личностные особенности, внимательно относиться к индивидуальности каждого обучающегося. В том
случае, если возникает риск психологической травматизации, конфликта, неготовности обучающегося к

рефлексии следует изменить подход к обсуждению темы, сделать его более абстрактным и не оказывать
давления на обучающегося. То же самое в полной мере относится ко всем практическим упражнениям,
используемым в курсе.
Программа элективного курса разработана и составлена на основе программы Н. Е. Водопьяновой,
Н. В. Лик, Г. В. Адреевой «Самопознание школьников»; Леви В. «Искусство быть собой».
Содержание курса для 10 класса
Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа) Вселенная «нашего Я». Понятие о
личности. Я реальный и Я идеальный.
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов) Наш физический образ. Самопрезентация.
Темперамент и характер человека. Мой темперамент. Я и мой характер.
Ценностные ориентации.
Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов) Спектр наших эмоций и чувств. Аффект, эмоции,
напряжение. Стресс. Жесты и наблюдательность. Навыки распознавания эмоций и чувств. Тренинг «Мои
ресурсы». Тренинг социальных навыков. Способы эмоциональной самозащиты. Учитесь властвовать
собой.
Раздел 4. Мысли и действия (6 часов) Потребности человека. Зачем и как человек мыслит.
Радость творчества. Саморегуляция деятельности. Стиль поведения.
Раздел 5. Отношения (6 часов) Общение в жизни человека. Лидеры и авторитеты. Группировки.
Ролевая игра «Необитаемый остров». Конструктивное взаимодействие. Мое будущее – в моих руках.
Техники эффективного общения.
Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа) Мои сильные и слабые стороны. Расскажи мне
обо мне (письмо самому себе).
Содержание курса для 11 класса
Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)
Я реальный и Я идеальный. Навыки рефлексии.
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов) Самопрезентация. Базовые характеристики
личности. Жизненные ценности. Первое впечатление. Умение сказать «нет!». Алкоголь: мифы и
реальность. Алкоголь: мифы и реальность. Сопротивление давлению.
Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов) Спектр наших эмоций и чувств. Контроль своих
потребностей. Стресс. Кризис: выход есть! Учитесь властвовать собой Навыки распознавания эмоций и
чувств. Улыбайтесь, господа! Я абсолютно спокоен! Приемы самоконтроля. Уверенное поведение.
Раздел 4. Мысли и действия (6 часов) Потребности человека. Реальные потребности в
юношеском возрасте. Саморегуляция деятельности. Критическое мышление. Откуда берутся наши
мысли. Мое мнение.
Раздел 5. Отношения (6 часов) Толерантность. Искусство общения. Барьеры общения. Мужчина
и женщина. Конструктивное взаимодействие. Разрешаем конфликты.
Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа) Мое будущее: стратегии успеха.
Проектирования собственного будущего.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;
- сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих моральнонравственных
понятий;
- сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других
людей;
- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования
и дальнейшей самореализации;
- сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;

- сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях,
внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• осознавать свои личные качества, способности и возможности
• осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
• овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
• научиться контролировать собственное агрессивное поведение
• осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
• учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
 учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
 планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
 адекватно воспринимать оценки учителей
 уметь распознавать чувства других людей
 обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
 уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
 учиться строить взаимоотношения с окружающими
 учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
 учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
 учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
 формулировать свое собственное мнение и позицию
 учиться толерантному отношению к другому человеку.
Предметные результаты - психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии,
способы психической деятельности), - психологические умения (чем для самого человека становятся те
знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), - навыки (привычка мыслить
и действовать в соответствии с психологической культурой), - опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, - формирование эмоционально-целостного отношения к
психологической реальности и действительности в целом.
Ученик научится:
- слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учетом позиций всех участников;
- принимать и уважать ценности семьи и общества, школы и стремиться следовать им;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;
Ученик получит возможность научиться:
- формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе;
- открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критично относиться к своим поступкам и адекватно их оценивать;
- самостоятельным действиям, ответственности за их результаты;
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
- готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и
безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Электронные образовательные ресурсы:
УРОК.РФ
1сентября.рф
school-collection.edu.ru
ict.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».