РП ВД Учимся для жизни 6 кл. Кузинина А.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» (далее – ФГ) разработана на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС)
основного общего образования (утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. No 287) с учетом
распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
внеурочной деятельности ФГ, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и
за его пределами.
Программа нацелена на развитие:
–
способности
человека
формулировать,
применять
и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность
включает математические рассуждения, использование математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
– способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
– способности человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
– способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению

финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни.
В Программе содержание внеурочной деятельности ФГ структурно
представлено шестью модулями обеспечивающими непрерывность освоения
на уровне основного общего образования и преемственность учебного
процесса на уровне среднего общего образования:
1. модуль No 1 «Читательская грамотность»;
2. модуль No 2 «Математическая грамотность»;
3. модуль No 3 «Естественно-научная грамотность»;
4. модуль No 4 «Глобальные компетенции»;
5. модуль No 5 «Финансовая грамотность»;
6. модуль No 6 «Креативное мышление»;
Цель занятий:
Основная цель: развитие способности обучающихся 6-х классов
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Программа нацелена на развитие: любознательности (активного
интереса к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску
ответов; воображения как способности к продуцированию собственных идей;
способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать
свою деятельность в изменившихся условиях.
Содержание программы:
Модуль №1. «Читательская грамотность»:
– Приветствие в новом школьном этапе. Погружение в новый
«взрослый» мир. Я – почти «старшеклассник».
– Герой рассказа «Второй». Почему героя взяли в музыкальную школу
со второго раза? Почему герой умеет слушать музыку? Почему Густав
держится обособлено? Почему герой хотел уйти увидев Густава? Как герой
понимает слово «аутист».
– Способы общения животных. «Язык» мартышек-верветок. Способы
общения мышей и крыс. Свист дельфина. Эмоциональное состояние собаки.
Новые устройства.

– Путешествие Екатерины II, прозванный Грозным. История и
достопримечательности Крыма. Невероятные факты о Крыме. Атлантида –
«континент-призрак». Легенды об Атлантиде.
– Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». Главный герой
рассказа. Почему герой не хотел сознательно обвинить Павлика? Ответ у
доски. Был ли Павлик виноват?
– Берестяная грамота. Главная ценность берестяных грамот для
историков всего мира. Интервью с учеными археологами. Карта «найденных
берестяных грамот».
Модуль №2. «Математическая грамотность»:
– Чертеж скворечника. Вычисление возможности изготовления
скворечника из имеющейся доски.
– Дорога "Мисхор – Ай-Петри". Вычисление скорости канатной
дороги. Разница температур. Фотографии с развлечениями.
– Емкость флэш-карты. Вычисление количества флешек. Выбор
магазина. Объем фотографий.
– Объем перевозок трамвайных маршрутов. Расчет расстояния
поездки. Протяженность крымских маршрутов. Время выхода рейсов.
– Продажа электросамокатов. Налоговые льготы. Объем закупок.
Стоимость проката.
Модуль №3. «Естественно-научная грамотность»:
– Состояние воды. Влага на стеклах. Время запотевания. Процессы
получения чистой воды.
– Климатические зоны обитания тигров. Различия между видами
тигров. Отличия между хищниками и травоядными. Метод радиослежения.
– Условия прорастания семян. Особенность посева. Особенность
прорастания семян.
– Разведение комнатных культур. Генетические копии. Вегетативный
способ.
– Свойства снега. Опыт со снегом. Образование снега.
Модуль №4. «Глобальные компетенции»:
– Новогодний круговорот. Проблема высохших елок. Искусственные
елки. Утилизация новогодних елок. Пункты приема елок.
– Акция «Сохраним лес». –Площади лесов в мире и России.
Восстановление леса.
– Вымирание животных на земле. Угрозы биоразнообразию. Влияние
хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Сохранение
биоразнообразия планеты.
– Деревни на полуострове. Видеоролик о деревне. Мнения жителей.
Родной язык жителей деревни.

– Как принято отмечать Дни рождения в школе? Угощения для
одноклассников. Дружба между представителями разных народов. Традиции
народов.
– Выборы в школьный совет. Кандидатуры. Выбор представленной
информации о кандидатах. Интересы разных групп.
Модуль №5. «Финансовая грамотность»:
– Сообщения, угрожающие безопасности в социальных сетях.
Поступки, приводящие к финансовым потерям. Простые правила финансовой
безопасности. Правильные действия.
– От чего зависит цена развлечений? Когда выгоднее сходить в кино?
Сколько денег можно выделить из семейного бюджета? Выбор между
покупкой новых вещей.
– Выбор вида транспорта для поездки на отдых по городам.
Краткосрочная аренда жилья. Посещение и достопримечательностей и
бюджет поездки. Какие выходные обойдутся дешевле.
– Тариф мобильной связи. Пакет услуг. Финансово рациональный
выбор.
– Финансовые затраты на парк развлечений. Катание на аттракционах.
Блюда на сэкономленные деньги.
Модуль №6. «Креативное мышление»:
– Особенности или недостатки во «вредном совете». Вредный совет по
поводу беспорядка в школьном рюкзаке. Идеи шестиклассников. Доработка
идеи.
– Варианты детских площадок. Расположение модулей детских
площадок. Проект детской площадки.
– Незаконченные картинки. Идеи в картинке-друдле. Оригинальные
названия рисунка. Своя идея.
– Пользование колодцем без неудобств. Идеи площадки перед домом.
Получение воды на даче. Креативное решение.
– Решение проблемы загрязнения. Названия для плаката. Различные
идеи. Составление комикса. Варианты мероприятий. Доработка идеи.
Креативное название.
– Проблемы защиты природы. Креативный эскиз эмблемы.
Креативный эскиз плаката.
– Россия – многонациональное государство. Приветственный плакат
для новенького. Разные идеи помощи новичку влиться в дружную компанию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение
требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные),
которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в
основной школе.
В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной
совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность
к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное
отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям
российских ученых-гуманитариев – историков, психологов, социологов,
педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, осознание
важности моральноэтических принципов в своей деятельности; готовность
оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным
видам искусства, изучаемым или используемым в ходе изучения
функциональной грамотности, к традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни как главного
предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для
проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям,
выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к

практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения знания, полученного в ходе изучения.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение
знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей
среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством научного и практического познания мира; овладение основными
навыками функциональной грамотности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень компетентности (в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания
образов, способность формировать новые знания, формулировать
собственные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия
с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Овладение универсальными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефицит
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать

искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность
информации; эффективно систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать
организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать собственные действия с другими членами
команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть
приемами самоорганизации при осуществлении работы (выявление проблемы,
требующей решения); составлять план действий и определять способы
решения; владеть приемами самоконтроля – осуществлять самоконтроль,
рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или
проектной работы; вносить коррективы в работу с учетом выявленных
ошибок, возникших трудностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всег контрольные практические
работы
о
работы

Виды деятельности

Модуль №1. Читательская грамотность:
1. В новом школьном 1
этапе.

0

1

2. В переводе на
«человеческий».

1

0

1

3. Невероятный
Крым.

1

0

1

4. Континент –
призрак. Загадка
Атлантиды.

1

0

1

5. На уроке языка.

1

0

1

6. Самое загадочное
явление

1

0

1

Итого по модулю:

6

Читают фрагмент рассказа «Второй».
Оценивают
содержание
прочитанного.
Формулируют
собственную
позицию.
Применяют
извлечённую
из
текста
информацию. Выполняют задание.
Читают небольшую подборку материалов о
языке животных. Оценивают содержание
прочитанного. Формулируют собственную
позицию. Применяют извлечённую из текста
информацию. Выполняют задание.
Читают подобранный материал по поездке в
Тулу. Оценивают содержание прочитанного.
Формулируют
собственную
позицию.
Применяют
извлечённую
из
текста
информацию. Выполняют задание.
Читают фрагмент статьи о таинственной
Атлантиде.
Оценивают
содержание
прочитанного. Формулируют собственную
позицию. Применяют извлечённую из текста
информацию. Выполняют задание.
Читают отрывок рассказа «Мой первый друг,
мой друг бесценный». Оценивают содержание
прочитанного. Формулируют собственную
позицию. Применяют извлечённую из текста
информацию. Выполняют задание.
Читают подборку материалов о берестяных
грамотах.
Оценивают
содержание
прочитанного. Формулируют собственную
позицию. Применяют извлечённую из текста
информацию. Выполняют задание.

Модуль №2. Математическая грамотность:
1. Встреча весны.

1

0

1

2. Дорога «Мисхор – 1
Ай-Петри».

0

1

Изучают чертёж скворечника. Применяют
математические знания для решения разного
рода проблем. Объясняют гражданскую
позицию на основе математических знаний.
Выполняют задание.
Вычисляют максимальную вместимость
теплохода. Применяют математические знания
для решения разного рода проблем. Объясняют
гражданскую
позицию
на
основе
математических знаний. Выполняют задание.

3. «Флэшки».

1

0

1

4. Трамвай и как он
работает.

1

0

1

5. Электросамокаты. 1

0

1

Итого по модулю:

5

1. Вода на стёклах.

1

2. Понаблюдаем за
тиграми.

1

3. Прорастёт ли
семечко?

1

4. Сад на окошке.

1

5. Что такое снег?

1

Итого по модулю:

Анализируют информацию по флешкам.
Применяют математические знания для
решения разного рода проблем. Объясняют
гражданскую
позицию
на
основе
математических знаний. Выполняют задание.
Выбирают правильный вариант. Применяют
математические знания для решения разного
рода проблем. Объясняют гражданскую
позицию на основе математических знаний.
Выполняют задание.
Выбирают верный вариант. Применяют
математические знания для решения разного
рода проблем. Объясняют гражданскую
позицию на основе математических знаний.
Выполняют задание.

Модуль №3. Естественно-научная грамотность:
0
1
Анализируют
информацию
фрагмента
текста,
выбирают
правильный
вариант.
Объясняют и описывают естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний.
Объясняют гражданскую позицию. Выполняют
задание.
0
1
Анализируют информацию из таблицы.
Объясняют и описывают естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний.
Объясняют гражданскую позицию. Выполняют
задание.
0
1
Выбирают несколько верных вариантов.
Объясняют и описывают естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний.
Объясняют гражданскую позицию. Выполняют
задание.
0
1
Выбирают несколько верных вариантов.
Объясняют и описывают естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний.
Объясняют гражданскую позицию. Выполняют
задание.
Формулируют верный ответ. Объясняют и
0
1
описывают естественнонаучные явления на
основе имеющихся научных знаний. Объясняют
гражданскую позицию. Выполняют задание.

5

1. В лесу родилась
ёлочка

1

2. Где нам посадить
дерево?
3. Зачем так много
животных?
4. И как вы там
живёте?

1
1
1

Модуль №4. Глобальные компетенции:
Аргументируют ответ, используют
1
аргументы для выбора правильных вариантов.
Выполняют задание.
0
1
Сопоставляют данные таблицы с верными
вариантами. Выполняют задание.
0
1
Анализируют текст. Выбирают правильные
ответы. Выполняют задание.
Выбирают верные мнения. Отмечают
0
1
правильные ответы. Выполняют задание.
0

5. К Дню рождения!

1

0

1

6. Кого выбрать в
школьный совет?

1

0

1

Итого по модулю:

Выбирают оптимальные действия.
Отмечают правильные ответы. Выполняют
задание.
Высказывают согласия и сомнения.
Выбирают правильные ответы. Выполняют
задание.

6
Модуль №5. Финансовая грамотность:

1. Безопасность в
социальных сетях

1

0

1

2. Цена развлечений. 1

0

1

3. Интересные
выходные.

1

0

1

4. Мобильная связь и 1
как она работает.

0

1

5. Парк развлечений. 1

0

1

Итого по модулю:

Выявляют угрозы безопасности. Применяют
финансовые знания для решения разного рода
проблем. Оценивают финансовые действия в
конкретных ситуациях. Выполняют задание.
Анализируют текст и таблицу. Применяют
финансовые знания для решения разного рода
проблем. Оценивают финансовые действия в
конкретных ситуациях. Выполняют задание.
Сопоставляют полученные данные с
верными вариантами. Применяют финансовые
знания для решения разного рода проблем.
Оценивают финансовые действия в конкретных
ситуациях. Выполняют задание.
Выбирают решение финансовой проблемы.
Применяют финансовые знания для решения
разного рода проблем. Оценивают финансовые
действия в конкретных ситуациях. Выполняют
задание.
Определяют развлечения с финансовыми
затратами. Применяют финансовые знания для
решения разного рода проблем. Оценивают
финансовые действия в конкретных ситуациях.
Выполняют задание.

5
Модуль №6. Креативное мышление:

1. В шутку и всерьёз 1

0

1

2. Детская площадка 1

0

1

3. Визуальные
загадки.

1

0

1

4. Колодец

1

0

1

Описывают особенности и недостатки при
вредном совете. Оценивают правильность
выполнения учебной задачи. Демонстрируют
готовность к саморазвитию и самообразованию.
Выполняют задание.
Выбирают расположение модулей детской
площадки. Организуют сотрудничеств о и
совместную деятельность. Демонстрируют
готовность к саморазвитию и самообразованию.
Выполняют задание.
Анализируют картинки. Формулируют свой
ответ. Работают индивидуально и в группах.
Демонстрируют готовность к саморазвитию и
самообразованию. Выполняют задание.
Находят креативные решения. Выражают
свои чувства и мысли. Демонстрируют
готовность к саморазвитию и самообразованию.
Выполняют задание.

5. Наша жизнь
зависит от
природы

1

0

1

6. Новенький в
классе

1

0

1

7. Дружба народов и 1
наций.

0

1

Итого по модулю:
Общее количество
часов по программе:

8
34

Создают
креативный
эскиз
плаката.
Выражают
свои
чувства
и
мысли.
Демонстрируют готовность к саморазвитию и
самообразованию. Выполняют задание.
Описывают идею создания приветственного
плаката. Организуют сотрудничеств о и
совместную деятельность. Демонстрируют
готовность к саморазвитию и самообразованию.
Выполняют задание.
Описывают идею тематического плаката или
эмблемы. Организуют сотрудничеств о и
совместную деятельность. Демонстрируют
готовность к саморазвитию и самообразованию.
Выполняют
задание.
Развивают
коммуникативные
навыки.
Развивают
поликультурные навыки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».