РП ВД Учимся для жизни 5 класс Кузинина А. С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» (далее – ФГ) разработана на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС)
основного общего образования (утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. No 287) с учетом
распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
внеурочной деятельности ФГ, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и
за его пределами.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделены: математическая грамотность, читательская грамотность,
естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные
компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в
своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4
модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая
грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся
5-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Задачи программы:
 развитие способность продуктивно участвовать в процессе
выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных)
и
эффективных
(действенных,
результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или
эффектного
(впечатляющего,
вдохновляющего,
необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
 развитие способности принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
 развитие
способности
формулировать,
применять
и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать
математические рассуждения, использовать математические понятия,
процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и

предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
 развитие способности критически рассматривать с различных
точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать,
каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству (глобальные компетенции).
 формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
 оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
 формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний.
Содержание курса
Модуль №1. «Креативное мышление»:
– Понятие креативного мышления.
– Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты.
– Креативные решения проблем.
– Решение естественно-научных проблем.
– Решение социальных проблем.
Модуль №2. «Основы финансовой грамотности»:
– Финансовая грамотность современного человека.
– Семейный бюджет. Расходы и доходы.
– Акции в магазине. Кредит и рассрочка.
– Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции.
– Фальшивые деньги. Обмен валюты.
– Личные сбережения. Финансовая безопасность.
– Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.
Модуль №3. «Основы математической грамотности»:
– Математическая грамотность. Учимся для жизни.
– Ситуация «Поступление в предпрофильный класс».
– Ситуация «Новая квартира».

– Ситуация «Вязаные вещи».
– Ситуация «Вязаные вещи».
– Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль №4. «Глобальные компетенции»:
– Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть
глобально компетентным?».
– Человек и природа.
– Здоровье.
– Традиции и обычаи.
– Права человека.
– Семья.
– Образование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение
требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные),
которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в
основной школе.
В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной
совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность
к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное
отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям
российских ученых-гуманитариев – историков, психологов, социологов,
педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, осознание

важности морально-этических принципов в своей деятельности; готовность
оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным
видам искусства, изучаемым или используемым в ходе изучения
функциональной грамотности, к традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни как главного
предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для
проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям,
выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения знания, полученного в ходе изучения.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение
знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей
среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством научного и практического познания мира; овладение основными
навыками функциональной грамотности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень компетентности (в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания

образов, способность формировать новые знания, формулировать
собственные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия
с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Овладение универсальными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефицит
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность
информации; эффективно систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать
организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом

предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать собственные действия с другими членами
команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть
приемами самоорганизации при осуществлении работы (выявление проблемы,
требующей решения); составлять план действий и определять способы
решения; владеть приемами самоконтроля – осуществлять самоконтроль,
рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или
проектной работы; вносить коррективы в работу с учетом выявленных
ошибок, возникших трудностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов и тем

Модуль №1. «Креативное мышление»:
Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с
1.
креативными решениями различных проблем.
Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно.
2.
Креативное самовыражение. Создаем рисунки.
3.
Креативное самовыражение. Создаем тесты.
4.
Креативное самовыражение. Решение естественно-научных проблем.
5.
Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.
6.
Подведем итоги. Творческая работа.
Модуль №2. «Основы финансовой грамотности»:
7.
Финансовая грамотность современного человека.
8.
Семейный бюджет. Расходы и доходы.
9.
Акции в магазине. Кредит и рассрочка.
10.
Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции.
11.
Фальшивые деньги. Обмен валюты.
12.
Личные сбережения. Финансовая безопасность.
13.
Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.
Модуль №3. «Основы математической грамотности»:
14.
Математическая грамотность. Учимся для жизни.
15.
Ситуация «Поступление в предпрофильный класс».
16.
Ситуация «Новая квартира».
17.
Практическая работа.
18.
Ситуация «Вязаные вещи».
19.
Практическая работа.
20.
Ситуация «Вязаные вещи».
21.
Практическая работа.
22.
Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль №4. «Глобальные компетенции»:
23.
Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально
компетентным?».
24.
Человек и природа.
25.
Здоровье.
26.
Традиции и обычаи.
27.
Права человека.
28.
Семья.
29.
Образование.
30.
Практическая работа.
Итого по программе:

Кол-во
часов
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».