РП ВД Наследники Великой Победы 7 К

Пояснительная записка
В настоящее время в школе возникла необходимость создания системы патриотического
воспитания учащихся, так как события последнего десятилетия ушедшего века изменили,
устрой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии
значимости личности в семье, государстве, мире. Все эти процессы в большей степени
коснулись самой незащищённой части общества – детей. Сегодняшним ученикам трудно
понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на
прошлое страны через призму современной жизни, молодое поколение растёт в среде, где
такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории
стали не престижными. Они получили большие возможности реализовать себя как
самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.
Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в
присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и
культурных норм, определяющих общественные. Только осознанное осмысление своей
истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям
и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества,
которые и определяют его как личность, как гражданина.
Исторические ценности цивилизации вызревают столетиями и тысячелетиями.
Многое из того, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось, как
минимум, со времён христианства на Руси, а нечто заветное, унаследованное из
бесценного кладезя мудрости наших предков, имеет более древние корни.
Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто жил до нас: растил детей, терпел
поражения и выносил из них уроки, побеждал, осваивал, открывал, изобретал – словом,
создавал и защищал наше Отечество.
Русское государство на протяжении более чем тысячелетнего существования
вынесло множество внешних войн. Не всегда удача сопутствовала русскому оружию, но
никогда не подвергалось оно бесчестию.
Сегодняшняя особенность духовной жизни современной России – неослабевающий
интерес к прошлому нашей страны. Стремление россиян спасти и восстановить страну,
вселяет надежду на возвращение могущества и великое будущее нашего Отечества.
Таким образом, программа патриотического воспитания даёт дополнительные
возможности для формирования сферы ценностного ориентирования, так как располагает
богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для
самопознания и самовоспитания, оздоровления и самореализации участников в различных
видах деятельности.
Программа патриотического воспитания «НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
направлена на пропаганду среди
учащихся позитивных ценностей Российского
государства и общества, укрепление ценностного отношения подростков к жизни в
России, изучение родного края, выявление и решение его проблем, пропаганда
достижений своих современников, понимание связи родины «малой» с родиной
«большой». Именно, используя потенциал культуры родного края, почитая «малую»
родину, семью, дом, заботясь о родном крае, ребёнок чувствует себя реальным звеном в
цепи исторических событий, гражданином Отечества.
Цель программы: воспитание нравственно и физически здоровой, культурной,
свободной и ответственной личности гражданина и патриота


Основные задачи программы:
Обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и
методов;
2

















Формирование у школьников важнейших качеств гражданина России – патриота
Отечества: чувства любви к Родине и её столице городу-Герою Москве, гордости за свою
страну, преданность Родине;
Доведение до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии,
примеров мужества и героизма защитников Отечества и их потомков;
Воспитание у молодёжи готовности к защите Родины и службе в Вооружённых Силах
Российской Федерации;
Воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской
Федерации.
Ожидаемый результат:
Для учащихся
Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и её
будущего защитника и созидателя.
Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, села,
школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда,
бережному отношению к памятникам воинам, погибшим на войне.
Повышение роли уголка «Боевой славы» в патриотическом воспитании школьников.
Для педагогов
Апробация новых форм, средств и методов работы по развитию гражданскопатриотических чувств и качеств детей.
Разработка и апробация обучающих занятий по организации конкурсной программы в
классе и школе в целом.
Направление работы
Лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных
мероприятий, посвящённых всероссийским праздникам, КТД.
Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по Городам-Героям,
местам воинской славы России с использованием ИКТ.
Издательская деятельность.
Форма организации занятий: Внеурочная деятельность призвана осуществлять
гражданско-патриотическое воспитание школьников, направлена на развитие личности,
обладающей
духовно-нравственными
качествами,
формирование
учебноисследовательских навыков, стимуляцию детского и юношеского творчества,
познавательной активности школьников.
Форма организации: Урок-дискуссия, разработка КТД
Форма промежуточной аттестации: исследовательская деятельность

3

Содержание программы
(34 часа)
Великая Отечественная война – часть Второй мировой войны. (1 час)
Вводное занятие. Великая Отечественная война – часть Второй мировой войны.
Понятия мировой и Отечественной войн. Хронологические рамки и причины Второй
мировой и Великой Отечественной войн.
Периодизация Великой Отечественной войны.
Начало «Священной войны». (1 час)
План «Барбаросса» Нападение гитлеровской Германии на СССР. Причины неудач
Красной Армии на начальном этапе войны. Оборонительные сражения. Провал плана
«Барбаросса». Начало блокады Ленинграда.
Защитники Брестской крепости. (1 час)
Оборона Брестской крепости. Самоотверженность гарнизона
под командованием
капитана И.Н. Зубачева и полкового комиссара Е.М. Фомина.
Подвиг майора П.М. Гаврилова.
Битва за Москву. (1 час)
Битва за Москву – самая масштабная битва в истории второй мировой войны.
Периодизация, хронологические рамки
и ход битвы. Причины успеха операции
«Тайфун».
Подвиги защитников Москвы(1 час)
Подготовка мини-проектов о героях-защитниках Москвы. (Павел Гудзь, Дмитрий
Велигура, Иван Иванов – Сусанин 1941 года, Зоя Космодемьянская, герои-панфиловцы,
Виктор Талалихин и др.)
Оккупационный режим на захваченной территории(1 час) Бабий яр, Хатынь, лагеря
смерти. Холокост. Борьба народа с фашистскими захватчиками. Советское подполье.
Герои Краснодона.
Сталинградская битва(1 час) Переход стратегической инициативы к СССР. Начало
коренного перелома в ходе войны. Периодизация и ход операции «Уран». Первое
успешное контрнаступление советских войск.
Герои Сталинграда (1 час) Подготовка мини –проектов о героях Сталинграда. (
Защитники дома Павлова, Максим Пассар, Люся Радыно, Василий Зайцев, Рубен
Ибаррури и др.)
Курская битва (1 час) Битва на Курской дуге – коренной перелом в ходе войны.
Периодизация, планы сторон, ход Курской битвы. Крах «Цитадели». Полный переход
стратегической инициативы к СССР. Завершение коренного перелома в ходе войны.
Танковое сражение под Прохоровкой (1час)
Танковое сражение под Прохоровкой - крупнейшее танковое сражение второй мировой.
Ход сражения. Мужество и стойкость воинов в боях под Прохоровкой. Третье ратное поле
России.
Подвиги героев Курской битвы. (1 час)
Подготовка мини проектов о героях Курской битвы. (Кожедуб И.Н.
Маресьев А. П. Горовец А.К., Вдовытченко И.Г. и др.)
Битва за Днепр (1 час) Форсирование Днепра. Ход одной из крупнейших битв в истории
второй мировой войны. Освобождение Брянска, Смоленска, Киева.
Они форсировали Днепр (1 час)
Подготовка минипроектов о героях битвы за Днепр. (Гаврилин Н.М.,
Котов Б.А., Пилипенко М.А. и др.)
Оборона Ленинграда (1 час)
Важное военно-политическое значение города на Неве. Планы сторон. Битва за Ленинград
– самое длительное сражение Великой Отечественной войны.
Этапы битвы. Снятие блокады. Значение освобождения города.
4

Подвиг ленинградцев (1 час) Подготовка мини-проектов о жизни в блокадном городе.
(Симфония жизни Д. Шостаковича, выдающийся подвиг сотрудников Института
растениеводства имени Н.И. Вавилова на Исаакиевской площади, ледяная трасса,
блокадный трамвай, героический альпинизм, футбол в «мертвом» городе, театральное
чудо (открытие театра им. В.Ф. Комиссаржевской, подвиг «девичей команды», Таня
Савичева и др. )
Операция по освобождению Белоруссии (1час) Белорусская наступательная операция
«Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной
войны. Предпосылки операции, соотношение сил, подготовка операции, этапы и ход
битвы. Роль партизанского движения в успехе битвы. Итоги и начение операции
«Багратион»
Герои операции «Багратион» (1 час) Подготовка мини-проектов о героях операции
«Багратион». Подвиги 30 разведчиков, большие герои маленькой Прони и другие.
Берлинская операция— заключительное сражение Великой Отечественной войны (1
час) Берли́нская стратегическая наступательная операция — одна из последних
стратегических операций советских войск. Военно-политическая обстановка в Европе
весной 1945 года. Планы сторон, соотношение сил, ход военных действий, штурм
Берлина, результаты операции.
Знамя над Рейстагом.(1 час) Презентация мини-проектов о героях Берлинской операции.
(Знаменосцы Победы - М. Егоров и М. Кантария; М.Чупахин, П. Василевский и др.)
Великие полководцы Великой Победы (2 часа) Подготовка
проектов
о
выдающихся полководцах Великой Отечественной войны. (1 час) Презентация проектов
о выдающихся полководцах Великой Отечественной войны.(1 час)
Герои-разведчики (1 час) Силы разведки в борьбе с фашисткой Германией. Презентация
минипроектов о героях разведчиках. (Р. Зорге, Н. Кузнецов и др.)
Партизанское движение в годы войны (1 час) География и масштаб партизанского
движения. Легализация партизанского движения. Создание Центрального штаба
партизанского движения под руководством П.К. Пономарева. Самые крупные
партизанские отряды С.А. Ковпака и Д.Н. Медведева на Украине, П.М. Маширова в
Белоруссии. Основные виды деятельности партизан. Основные операции. Самые крупные
диверсионные операции «Концерт» и «Рельсовая война».
Значение партизанского движения и его вклад в великую Победу.
Герои партизанского движения. (1 час) Презентация мини-проектов на темы: «Герои –
партизаны. Дети -герои партизанского движения».
«Все для фронта, все для победы!» (1 час) Тыл в годы Великой Отечественной войны.
Роль труда работников тыла в годы войны. Подвиг тружеников тыла. Дети – труженики
тыла..
Тыл в годы Великой Отечественной войны (1 час) Презентация мини-проектов о
тружениках тыла.
Культура и наука в годы войны (1 час) Подготовка и презентация мини-проектов о
деятелях науки и культуры в годы войны.
Материнский подвиг (1 час) Доблесть русских женщин-матерей. Епистиния Федоровна
Степанова – мать, потерявшая на войне 9 сыновей. (один из них герой Советского Союза)
Прасковья Еремеевна Володичкнна – мать 9 погибших и умерших от ран сыновей.и др.
Церковь в годы войны. (1 час) Православная церковь и другие конфессии в годы войны.
Духовное противостояние фашизму. Изменение отношение советского руководства к
Церкви.
Подвиги детей на войне (2 часа) Юные герои Великой Отечественной войны и их
подвиги. Дети полка. Подготовка и презентация мини-проектов «Подвиги детей на войне»
(Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Володя Дубинин и др.) (1 час) Подготовка и
презентация мини-проектов «Подвиги детей на войне» (1 час)
Мы – наследники Победы! (1 час) История моей семьи в истории Победы
5

История Празднования Дня Победы (1 час) День Победы 9 мая – история праздника от
его создания до наших дней.
Этих дней не смолкнет слава! (1 час) Итоги и значение великой Победы.
Планируемые результаты освоения курса
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС,
является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации
активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7-8
классах являются:
1. формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и
самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и
поликультурном мире;
2. приобщение
к
российскому и
всемирному культурно3. историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками
учебного курса;
4. освоение гуманистических традиций и ценностей российского
5. общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных
народов, живущих в России;
6. опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого,
историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
1. способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять
цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать
результаты работы;
2. способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае
расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
3. умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
4. овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть
проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать
определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять,
доказывать и защищать свои идеи;
5. готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и
планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и
6. психологическим принципам общения и сотрудничества;
7. способность решать творческие задачи, представлять результаты
8. своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «Наследники Победы»
обучающиеся научатся:
1. датировать важнейшие события Великой Отечественной войны, характеризовать их;
устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
2. читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на обзорных
и тематических картах изучаемые историкогеографические объекты; описывать их
положение в стране и мире; показывать направления значительных военных операций.

6

3. проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках; характеризовать важные факты Великой Отечественной войны,
классифицировать и группировать их по различным признакам;
4. рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях Великой
Отечественной войны и ее участниках;
5. давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода.
Тематическое планирование:
№
раздела и
темы
Тема 1.

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов
1

Тема 19.
Тема 20.
Тема 21
Тема 22
Тема 23
Тема 24
Тема 25
Тема 26
Тема 27
Тема 28

Великая Отечественная война – часть Второй
мировой войны
Начало «Священной войны».
Защитники Брестской крепости
Битва за Москву
Подвиги защитников Москвы
Оккупационный режим на захваченной территории
Сталинградская битва
Герои Стлинграда
Курская битва
Танковое сражение под Прохоровкой
Подвиги героев курской битвы
Битва за Днепр
Они форсировали Днепр
Оборона Ленинграда
Подвиг ленинградцев
Операция по освобождению Белоруссии
Герои операции «Багратион»
Берлинская операция— заключительное сражение
Великой Отечественной войны
Знамя над Рейстагом
Великие полководцы Великой Победы
Герои-разведчики
Партизанское движение в годы войны
Герои партизанского движения
Все для фронта- все для победы
Тыл в годы Великой Отечественной войны
Культура и наука в годы войны
Материнский подвиг
Церковь в годы войны

Тема 29
Тема 30
Тема 31
Тема 32

Подвиги детей на войне
Мы – Наследники Победы
История Празднования Дня Победы
Этих дней не смолкнет слава

2
1
1
1

Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Тема 12.
Тема 13.
Тема 14.
Тема 15.
Тема 16.
Тема 17.
Тема 18.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».