РП факультативный курс МХК-10-11 классы

0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16 ИМ.С.ИВАНОВА»)

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
от 29.08.2023 г.
Руководитель ШМО
_____А. Д. Велиулаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_____Ж. М. Кондрацкая
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______О.А. Донцова
Приказ № 855/01-16
от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

для 10-11 классов

Составитель программы:
Велиулаева Анифе Дляверовна,
учитель изобразительного искусства
высшей категории
____________________

г. Евпатория – 2023 год
1

Пояснительная записка
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и
искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы
начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства,
музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой
художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в
жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры
развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие
собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более
качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле
отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего
человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый “строительный материал” для
самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более
четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую
связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого
моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия,
запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его
непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в
программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие
восприятия (функцию активный зритель/слушатель) и интерпритаторских способностей
(функцию исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального,
эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа
произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках “опыт творческой
деятельности” приводится примерный перечень возможных творческих заданий по
соответствующим темам.
В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения
культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного двух
произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных
ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с
культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масштаб и
общекультурную значимость.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, планируется
использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности,
рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи
осуществляются с уроками литературы, истории, иностранного языка, частично с уроками
естественнонаучного цикла.
Цели и задачи изучения мировой художественной культуры на ступени среднего
(полного) общего образования на базовом уровне направлены на достижение:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей
мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре,
их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
Общее число часов, рекомендованных для изучения мировой художественной культуры, –
68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю)
2

Содержание курса
10 класс (34 часа)
Курс «Мировая художественная культура» нацелен на ознакомление с
выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных
странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной
культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники
архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество
одного мастера показать основные художественные идеи эпохи.
Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что
позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь
носителем определенной религиозной и культурной традиции. Вместе с тем в программе
курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры
первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог”
различных культур, охватывает культуру древнего мира (в том числе и культуру Древней
Руси), эпоху средневековья и эпоху возрождения.
Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур,
социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит
школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой
культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной
личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и
собственной мировоззренческой позиции.
Раздел I. Восточные художественные культуры-верность заветам предков (10 часов)
Художественная культура Древнего Египта: Египетская мифология. Основа
религии Древнего Египта. Архитектурный облик Древнего Египта. Изобразительное
искусство. Театральное искусство и музыка.
Художественная культура Древней и средневековой Индии: Хараппская
цивилизация. «Ведический» период. Брахманизм. Буддизм. Культовые памятники
буддизма. Пещерные храмы. Кушанская эпоха. Период правления династии Гуптов.
«Сангит» - единство пения, инструментального сопровождения и танца. Стиль
«Катакхали». Храмовое зодчество. Эпоха Великих Монголов.
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: Китайская
мифология. Даосизм. Конфуций. Знаменитая Великая китайская стена. Погребальные
сооружения. Одноголосая китайская народная музыка. Китайский оркестр. Искусство
эпохи Тан. Архитектура. Особенности изобразительного искусства. Декоративноприкладное искусство. Искусство каллиграфии. Музыкальный театр.
Художественная культура Японии: «Синтоизм» - религия японцев. Храмовое
строительство. Танка. Японская живопись. Театр Ноо. Икебана. Чайная церемония.
Дворцовые комплексы. Театр кукол. Театр кабуки.
Художественная культура мусульманского Востока: Ислам. Коран.
Каллиграфия. Канонические установки искусства. Архитектура. Техника
орнамента. Арабеска. Музыка. Иранская классическая поэзия. Прикладное искусство.
Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и
эволюция христианской традиции (14 часов)
Античность: колыбель европейской художественной культуры. Мифология.
Эгейская культура. Древнегреческий театр. Расцвет зодчества и ваяния. Эра эллинизма.
Римская художественная культура. Архитектура. Настенные росписи.
От мудрости Востока к библейским заветам. Художественная культура
европейского Средневековья. Католицизм. Православие. Традиции Византии.
Византийское искусство 5 в. Романское искусство. Готический стиль.
Северное Возрождение. Нидерланды. Композиторская школа Нидерландов.
Национальная немецкая литература и изобразительное искусство.
3

Французская ренессансная литература, французская школа художников.
Художественная культура XVII век – век барокко. Художественная культура
европейского Просвещения. Стиль рококо. Литература. Живопись. Искусство скульптуры.
Классика английской литературы. Жанр парадного портрета в живописи.
Просветительская литература Германии. Плеяда гениев музыкального искусства.
Раздел III. Духовно-нравственные основы русской
художественной культуры (10 часов)
Художественная культура Киевской Руси. Крещение Руси. Древнерусское
искусство. Древние обряды. Роль песни. Каменные соборы. Мозаики и фрески.
Литература Киевской Руси. История Новгорода. Новгородские летописцы. Софийский
собор в Новгороде.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Иконопись и фрески. Монументальная живопись.
Станковая живопись. Владимиро-суздальская живопись. Псковская живопись.
Московская Русь. Зодчество. Шатровое зодчество.
Художественная культура XVII вв. «Бунташное время». Рождение поэзии. Новый
вид хорового церковного пения. Появление театра. Годуновская школа иконописцев.
Строгановская школа. Школа Оружейной палаты. Архитектура барокко.
Портрет – новое явление художественного наследия «бунташного века».
Русская художественная культура в эпоху Просвещения. Исторический жанр в
русской живописи. Плеяда великих русских портретистов. Театр. Жанр комедии. Эпоха
Петра I. Архитектура Санкт-Петербурга.
Содержание курса
11 класс (34 часа)
«Основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской
культуре XIX-XX вв.»
Элективный курс по МХК в11 классе сосредоточен на культуре нового времени
(барокко, классицизм), XIX века (романтизм, реализм, символизм), XX века.
Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур,
социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит
школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре
и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности,
расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и
собственной мировоззренческой позиции.
Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX –
начала XX века (10 часов)
Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. Синтез искусства.
Английская «Озерная школа» поэтов. Французская живопись и литература. Шедевры
музыкального искусства эпохи романтизма. Импрессионизм. Экспрессионизм. Мастера
реализма. Постимпрессионизм в живописи. Кубизм. Абстракционизм. Сюрреализм.
Раздел II. Художественная культура России XIX – начала XX века (10 часов)
Фундамент национальной классики. Славянофильство. Западники. Литература.
Архитектура. Скульптура. Классическая живопись. Бытовой жанр в русском
изобразительном искусстве. Художественная культура России пореформенной эпохи.
Отмена крепостного права. Истоки новой художественной школы. «Псевдорусский стиль»
- направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб и древнерусское
узорочье. Развитие искусства скульптуры. Претворение в музыке образа народа, его
истории, его нравственных идеалов и духовных установок. Величайшее достижение
русской и мировой художественной культуры. Культура «серебряного века». «Духовнокультурный ренессанс». Символизм. Литература символизма – «музыка в стихах».
Наследие классиков символизма. Символистическая живопись. Объединение «Голубая
роза». Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Союз московских живописцев
«Бубновый валет». Группа художников «Ослиный хвост». Футуризм. Неоклассицизм и
4

поздний романтизм. Поэзия акмеизма. Архитектура неоклассицизма. Стиль модерн.
Художественное объединение «русского духовного ренессанса» «Мир искусства».
Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX века (8 часов)
Литературная классика XX в. Экзистенциализм. «Интеллектуальный роман».
Вторая половина 20 века – постмодернистский период. Музыкальное искусство. Песня и
симфония – ведущие жанры. Неоклассицизм. Музыкальный авангард. Серийная техника
композиции. Конкретная музыка. Сонористика. Электронная музыка. Массовые
музыкальные жанры. Рождение рок-н-ролла. Театр и киноискусство. «Эпический театр»,
«Театр абсурда», «Театр жестокости», «Театр смерти». Форма хепенинга. Теория ролевой
игры. Психодрама. Развитие киноискусства. Художественная культура Америки.
Американская музыка. Регтайм. Духовные песни американских негров-христиан. Блюз.
Джазовая музыка. Голливуд. Искусство Латинской Америки.
Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до
возвращения к истокам (6 часов)
Герой литературы 20-го века. Ассоциация художников революционной России.
Конструктивизм в архитектуре. Российская ассоциация пролетарских музыкантов.
Национализация театров. Архитектура 30-х годов – структивизм и традиционализм.
Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве. Литература и живопись
военных лет. Мемориальные комплексы. Художественная культура последних
десятилетий
XX в. Лирические мелодрамы. Русский постмодернизм. Молодежные массовые жанры.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, частично поисковый, исследовательский.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Мировая художественная культура»:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности, и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
5

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, фольклорное
художественное творчество, классические произведения отечественного и зарубежного
искусства;
- развитие потребности в общении с произведениями искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства;
-формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по мировой художественной культуре:
-различать художественные культуры Древнего Востока;
-понимать термины «Античность», «Возрождение», «Просвещение», «Барокко»,
«Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Символизм», уметь толковать и приводить
примеры деятелей культуры, науки, искусства.
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления творческих работ;
- понимать ценность художественного образования как средства развития
культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и
современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
-соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем,
направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных
видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные
и творческие задания.
- проявлять познавательную инициативу;
6

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Тематическое планирование
10 класс
№ раздела
и темы
Раздел I.
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Раздел II.
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Раздел III.
Тема 1

Наименование разделов и тем
Восточные художественные
культуры-верность заветам предков
Древний Египет: художественная
культура, олицетворяющая вечность
Художественная культура Древней и
средневековой Индии
Художественная культура Древнего и
средневекового Китая
Японская художественная культура:
долгий путь средневековья
Художественные традиции
мусульманского Востока: логика
абстрактной красоты
История художественной культуры
Европы: становление и эволюция
христианской традиции
Античность-колыбель европейской
художественной культуры
От мудрости Востока к библейским
заветам
Средневековье и Возрождение:
трудный путь гуманизма
Художественная культура Европы
XVII в.: многоголосие школ и стилей
Художественная культура
европейского Просвещения:
утверждение культа разума
Духовно-нравственные основы
русской художественной культуры
Величие русской средневековой
художественной культуры: приоритет

Кол-во
часов
10

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
2
2
2
2
2

14

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
2
2
6
2
2

10

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
7
7

Тема 2

духовных ценностей
Русская художественная культура в
эпоху Просвещения: формирование
гуманистических идеалов
Итого

3

34

Тематическое планирование
11 класс
№ раздела
и темы
Раздел I.
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4

Раздел II.
Тема 1
Тема 2
Тема 3

Тема 4
Тема 5
Раздел III.
Тема 1
Тема 2
Тема 3

Наименование разделов и тем
Основные течения в европейской
художественной культуре XIX –
начала XX века.
Романтизм в художественной
культуре Европы XIX века: открытие
«внутреннего человека»
Импрессионизм: поиск
ускользающей красоты
Действительность сквозь призму
страха и пессимизма
(экспрессионизм)
Мир реальности и мир «новой
реальности»: традиционные и
нетрадиционные течения в искусстве
конца XIX- начала XX в
Художественная культура России
XIX – начала XX века.

Кол-во
часов
10

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
4

2
2

2

10

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

Шедевры русской художественной
культуры первой половины XIX в.фундамент национальной классики
Русская художественная культура
пореформенной эпохи: вера в
высокую миссию русского народа
«Переоценка ценностей» в
художественной культуре
«серебряного века»: открытие
символизма
Эстетика эксперимента и ранний
русский авангард
Неоклассицизм и поздний
романтизм: общее и различное
Европа и Америка:
художественная культура XX века

2

Полюсы добра и зла: литературная
классика XX века
Музыкальное искусство в нотах и без
нот
Театр и киноискусство XX в.:
культурная дополняемость

2

2

2

2
2
8

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/

2
2
8

Тема 4
Раздел IV.
Тема 1
Тема 2

Тема 3
Тема 4

Художественная культура Америки:
обаяние молодости
Русская художественная культура
XX в.: от эпохи тоталитаризма до
возвращения к истокам
Социалистический реализм:
глобальная политизация
художественной культуры
Смысл высокой трагедии: образы
искусства военных лет и образы
войны в искусстве второй половины
XX в.
«Русская тема» в советском
искусстве
Противоречия в отечественной
художественной культуре последних
десятилетий XX в.
Итого

2
6

https://resh.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://easyen.ru/
1

2

2
1

34

9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТЕПАНА ИВАНОВА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16 ИМ.С.ИВАНОВА»)

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
от 29.08.2023 г.
Руководитель ШМО
_____А. Д. Велиулаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_____Ж. М. Кондрацкая
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______О.А. Донцова
Приказ № 855/01-16
от 31.08.2023 г.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
для 10-К класса

Составитель:
Велиулаева Анифе Дляверовна,
учитель изобразительного искусства
высшей категории
____________________

2023 год
10

Календарно-тематическое планирование для 10-К класса
№ п/п
Дата
Тема урока
П Ф
П
Ф
Раздел I. Восточные художественные культуры-верность заветам предков (10 ч.)
Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая
1
06.09
вечность.
Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая
2
13.09
вечность.
Художественная культура Древней и средневековой Индии.
3
20.09
Художественная культура Древней и средневековой Индии.
4
27.09
Художественная культура Древнего и средневекового Китая.
5
04.10
Художественная культура Древнего и средневекового Китая.
6
11.10
Японская художественная культура: долгий путь средневековья.
7
18.10
Японская художественная культура: долгий путь средневековья.
8
25.10
Художественные традиции мусульманского Востока: логика
9
08.11
абстрактной красоты.
Художественные традиции мусульманского Востока: логика
10
15.11
абстрактной красоты.
Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и эволюция
христианской традиции (14 ч.)
Античность-колыбель европейской художественной культуры.
11
22.11
Античность-колыбель европейской художественной культуры.
12
29.11
От мудрости Востока к библейским заветам.
13
06.12
От мудрости Востока к библейским заветам.
14
13.12
Художественная культура европейского Средневековья.
15
20.12
Художественная культура европейского Средневековья.
16
27.12
Художественная культура итальянского Возрождения.
17
10.01
Художественная культура итальянского Возрождения.
18
17.01
Северное Возрождение.
19
24.01
Северное Возрождение.
20
31.01
Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и
21
07.02
стилей.
Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и
22
14.02
стилей.
Художественная культура европейского Просвещения:
23
21.02
утверждение культа разума.
Художественная культура европейского Просвещения:
24
28.02
утверждение культа разума.
Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры (10 ч.)
Художественная культура Киевской Руси.
25
06.03
Художественная культура Киевской Руси.
26
13.03
Новгородская Русь.
27
27.03
От раздробленных княжеств к Московской Руси.
28
03.04
От раздробленных княжеств к Московской Руси.
29
17.04
Художественная культура XVII вв.
30
24.04
Художественная культура XVII вв.
31
08.05
Русская художественная культура в эпоху Просвещения:
32
15.05
формирование гуманистических идеалов.
Русская художественная культура в эпоху Просвещения:
33
22.05
формирование гуманистических идеалов.
11

34

Русская художественная культура в эпоху Просвещения:
формирование гуманистических идеалов.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».