Рабочая программа ВД Легкая атлетика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Легкая атлетика»
на уровень основного общего образования
для 9-х классов

2023г.

1

Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной
деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С.
Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор
педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.:
Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки РФ)
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым
человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется
в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а
реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения
потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой
атлетикой.
Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря
называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей,
представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей,
наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе
равных. Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и
учебных программ для занятий во внеурочное время.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью
развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость,
гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в
трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки
координации движений, быстрого и экономического передвижения и
рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются
легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники
исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма,
организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и
отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя
популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика
проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование
личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности,
выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и
тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических
качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической
устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности
в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена
общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья
подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы.
2

Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа
социально обусловленных заболеваний.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта,
морально - волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие
творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их
собственной предметной деятельности также является отличительной чертой
данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию
собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя
в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном
возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих.
Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом
сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического
процесса.
Отличительной особенностью представленной программы является то,
что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для
такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапах
годичного цикла тренировки, построение учебно - тренировочного процесса на
этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного
совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности
тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их
значимости. Также особенностью представленной программы является сведение
основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств,
методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки,
рассчитанную на 35 недель. В рамках этой программы осуществляется проведение
системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей
спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области легкой
атлетики. Данная программа создает условия для развития и подъема массовости в
городе занимающимися легкой атлетикой.
Педагогической целесообразностью создания программы можно считать,
что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации
целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и
правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие
двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие
гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление
здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
-формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
-развитие физических способностей;
3

-раскрытия потенциала каждого ребенка;
-развития морально
-волевых качеств;
-развития внимания, мышления.
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
культуру поведения, уважение к людям,
-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Этапы:
первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и
овладение базовыми основами техники избранного вида спорта;
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных
физических качеств и двигательных навыков;
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40 минут.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия
подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательнопредметной и образовательно-тренировочной направленностью:






образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными
знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению
самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного
материала;
образовательно-предметной направленности используются для
формирования обучения практическому материалу разделов легкой
атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной направленности используются для
преимущественного развития физических качеств и решение
соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о
физической подготовке и физических качеств, обучают способам
регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются:

 тестирование;
 умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные
виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные
действия.
 знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений
и способность применения их на практике:
 способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой
атлетике.
4

Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год
по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
 выполнение контрольных нормативов;
 овладение теоретическими знаниями;
 знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых
упражнений;
 способность применять основные приёмы самоконтроля;
 знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
 знание основ истории развития лёгкой атлетики
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской
культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в
спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие
результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на
соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и
регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее
окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
5

В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» курса «Физическая культура» на
занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать:
 значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма
занимающихся;
 прикладное значение легкоатлетических упражнений;
 правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
 названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
 технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных
учебной программой;
 типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
 упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
 контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
 основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние
дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча
(гранаты) на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой
атлетики. Уметь:
 соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях лёгкой атлетикой;
 технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
 контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятиях лёгкой атлетикой;
 выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
2
2.1

Наименование разделов, тем

Всего
часов

практика

3

теория
В процессе
обучения
-

3

-

3

2
8

-

2

В процессе
обучения
-

4

Бег на короткие дистанции
Техника выполнения низкого
старта
Стартовый разгон и бег по
дистанции
Техника движения рук в беге
Всего
Прыжки в длину с разбега
"согнув ноги"
Техника отталкивания в прыжках

4
6

Из них

3

2.2
3.
3.1

3.2

4.
4.1

4.2

4.3
4.4

5.
5.1

в длину с разбега «согнув ноги»
Техника приземления
Всего
Прыжки в высоту с разбега
способом "перешагивание
Техника отталкивания с места и
небольшого разбега, а также
правильному приземлению в
прыжках в высоту
Техника разбега в сочетании
отталкиванием
Всего
Метание малого мяча

4
8

-

4

4

В процессе
обучения
-

4

4

-

4

8

2

В процессе
обучения
-

2

-

2

1

-

1

2

-

2

1

-

1

В процессе
обучения
-

2

8

Техника выполнения хлесткому
движению метающей руки в
финальном усилии
Техника выхода в положение
"натянутого лука" в финальном
усилии
Техника выполнения скрестного
шага
Метание малого мяча с двух –
трех шагов разбега
Метание малого мяча в
горизонтальную и вертикальную
цель (1*1м) с расстояния 8 - 10м.
Всего
Подвижные игры с элементами
легкой атлетикой
Развитие физических
способностей в подвижных играх
с элементами легкой атлетики

2

8

2

Всего

2

Итого

34

Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
7

- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый
разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в
длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм
последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с
разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники
прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку.
Подбор индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега.
Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и
прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания
малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым
мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного
разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с
расстояния 12-16м.
8

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными
играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические
эстафеты. Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги
от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой. Игры с метанием:
«Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему»,
«Лапта»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В учебных группах первого года обучения.
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств,
методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится
традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений
на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около
половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п/п

1.

Наименование объектов и средств
материально-технического оснащения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт основного общего
образования по физической культуре

1.2.

Примерные программы по учебным
предметам. Физическая культура. 10-11
классы

Стандарт по физической культуре, примерные
программы, авторские рабочие программы
входят в состав обязательного программнометодического обеспечения кабинета по
физической культуре (спортивного зала)

9

1.3.
1.4.

1.5.

1.6.
1.7.
2
2.1.

2.2.

2.3.

Рабочие программы по физической
культуре
Учебник для общеобразовательных
Учебники, рекомендованные Министерством
учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич.
образования и науки Российской Федерации,
Физическая культура. 5-7 классы / Под входят в библиотечный фонд.
общ. ред. В.И. Ляха.
В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая
культура. Методическое пособие.
Методические пособия и тестовый контроль к
Базовый уровень/ на сайте издательства учебникам входят в библиотечный фонд
«Просвещение» по адресу:
http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_
/index.html.
Внеурочная деятельность учащихся.
Легкая атлетика (серия «Работаем по
новым стандартам»).
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.
Учебная, научная, научно-популярная
В составе библиотечного фонда
литература по физической культуре и
спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической Методические пособия и рекомендации, журнал
культуре для учителей
«Физическая культура в школе»
Федеральный закон «О физической
В составе библиотечного фонда
культуре и спорте»
Демонстрационные учебные пособия
Таблицы по стандартам физического
развития и физической
подготовленности
Плакаты методические
Комплекты плакатов по методике обучения
двигательным действиям, гимнастическим
комплексам, общеразвивающим и
корригирующим упражнениям
Портреты выдающихся спортсменов,
деятелей физической культуры, спорта
и олимпийского движения
Учебно-практическое оборудование

5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
5.10.
5.11.
5.12.
5.13.

Стенка гимнастическая
Бревно гимнастическое напольное
Бревно гимнастическое высокое
Козел гимнастический
Конь гимнастический
Перекладина гимнастическая
Канат для лазанья с механизмом
крепления
Мост гимнастический подкидной
Скамейка гимнастическая жесткая
Маты гимнастические
Мяч набивной (1 кг)
Мяч малый (теннисный)
Скакалка гимнастическая

10
1
2
2
2
1
2
5
10
1
25
30
10

5.14. Палка гимнастическая
5.15 Обруч гимнастический
5.16.
5.17
5.18.
5.19.
5.20.
5.21
5.22.
5.23.
5.24.
5.25.
5.26
5.27.
5.28.
5.29.
5.30.
5.31.
5.32.
5.33.
5.34
5.35.
5.36.
5.37
6.
6.1.

15
15

Легкая атлетика
Планка для прыжков в высоту
Стойка для прыжков в высоту
Лента финишная
Дорожка разметочная для прыжков в
длину с места
Рулетка измерительная (10 м, 50 м)
Мячи для метания
Подвижные и спортивные игры
Комплект щитов баскетбольных с
кольцами и сеткой
Щиты баскетбольные тренировочные
кольцами и сеткой
Мячи баскетбольные
Сетка для переноса и хранения мячей
Жилетки игровые с номерами
Стойки волейбольные
Сетка волейбольная
Мячи волейбольные
Табло перекидное
Ворота для мини футбола
Сетка для ворот мини-футбола
Мяч футбольный
Насос для накачивания мячей
Измерительные приборы
Секундомер
Шагомер электронный
Средства первой помощи
Аптечка медицинская
Спортивные сооружения
Спортивный зал игровой

1
6
2
20
2
4
20
1
10
2
2
20
1
2
1
10
2
1
1
1

С раздевалками для мальчиков и девочек,
душевыми для мальчиков и девочек, туалетами
для мальчиков и девочек
Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные
шкафы (полки).
Включает в себя стеллажи.

6.2.

Кабинет учителя

6.4.

Подсобное помещение для хранения
инвентаря и оборудования

7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.

Пришкольный стадион (площадка)
Легкоатлетическая дорожка
Сектор для прыжков в длину
Игровое поле для футбола
Площадка игровая баскетбольная
Площадка игровая волейбольная
Гимнастический городок

11

3
1
1
1
2

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических
наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством
образования и науки Российской Федерации.)
2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для
учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.:
Просвещение, 2011г.
Для обучающегося:
1. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурнооздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М.
:Дрофа, 2008. С. – 3312003.
5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов
В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».