АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Физическая культура

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
адаптивная физическая культура
для 1-4коррекционных классов
начального
общего образования
вариант 7.2

Евпатория 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2) на уровне начального общего образования составлена наоснове
требований к результатам освоения адаптированной основной образовательнойпрограммы
начального общего образования ФГОС НОО ОВЗ. Ориентирована на целевые
приоритетыдуховно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Программа отражает содержание обучения предмету «Адаптивная физическая
культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность
специфических образовательных потребностей для учащихся с ЗПР в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.Программа по адаптивной физической культуре разработана
с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и
деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для
саморазвития, самоопределения и самореализации, с учётом особых образовательных
потребностей учащихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» имеет важное
значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их
физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья,
повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления,
предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные
занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по адаптивнойфизической культуре на уровне начального
общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа
жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм
занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается
ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся,
приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие
физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и
прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического
здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям
разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации
является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения
ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми,
коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и
утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и
физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении
обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России,
формировании интереса к регулярным занятиямадаптивной физической культурой и
спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья,
организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно
2

формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со
сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе
совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по физической
культуре для начального общего образования являются базовые положения личностнодеятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной
личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным
благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой
основу содержания учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Двигательная
деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы
обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный,
операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки
обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической
культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль
«Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит
удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в
спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности
и систем физического воспитания.
Содержание модуля
«Прикладно-ориентированная физическая культура»
обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться
образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурноспортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы,
квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут
разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая
культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и
развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных
традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и
раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом
классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и
«Физическое совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается
посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм
обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического
опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального
общего образования составляет – 371 часов: в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю), во 2
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе –
102 часа (3часа в неделю).
Учитывая региональные климатические условия Республики Крым, материально-

3

техническую базу общеобразовательной организации модули «Зимние виды спорта» и
«Плавание» заменены углубленным освоением содержания другихинвариантных модулей
(легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры)
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков,
таких как сила, быстрота, выносливость, координация движений, развитие общей
моторики;
• коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание
культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической
работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале
физической культуры и спорта;
• воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения
преодолевать трудности;
 познакомить с правилами подвижных игр и игровых заданий с элементами спортивных
игр, учить соблюдать их;
 формировать представления о значении физической культуры в укреплении
собственного здоровья;
 формировать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег, перекаты,
лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических упражнений, по
легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и игр;
 учить имитировать движения спортсменов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом
по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь
физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних
людей.
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и
комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для
физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в
спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения
лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на

4

месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с равномерной
скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и
бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой, стилизованные
гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и
животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в положении упор лёжа,
прыжки в группировке, толчком двумя ногами, прыжки в упоре на руки, толчком двумя
ногами.
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком
двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр.
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений и первых соревнований.
Зарождение Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека: сила,
быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их измерения. Составление
дневника наблюдений по физической культуре.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней зарядки и
физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые команды в
построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному; при поворотах направо
и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение в колонне по одному с равномерной
и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения разминки перед выполнением гимнастических упражнений. Прыжки со
скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге на месте. Упражнения с
гимнастическим мячом: подбрасывание, перекаты и наклоны с мячом в руках.
Танцевальный хороводный шаг, танец галоп.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и двумя ногами
с места, в движении в разных направлениях, с разной амплитудой и траекторией полёта.
5

Прыжок в высоту с прямого разбега. Ходьба по гимнастической скамейке с изменением
скорости и направления движения. Беговые сложно-координационные упражнения:
ускорения из разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с
преодолением небольших препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол, футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных физических
качеств средствами подвижных и спортивных игр.
3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших
территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры:
общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и
предназначение. Способы измерения пульса на занятиях физической культурой (наложение
руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии физических качеств на уроках
физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов
физкультминутки и утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию
физических качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения дыхательной
и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и
физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из колонны по
одному в колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения в лазании по канату в
три приёма. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными
способами ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением положения
рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по наклонной
гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и
движением руками, приставным шагом правым и левым боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом
правым и левым боком по нижней жерди, лазанье разноимённым способом. Прыжки через
скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге, прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища с
изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук,
ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика
Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча из-за
головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения скоростной и
6

координационной направленности: челночный бег, бег с преодолением препятствий, с
ускорением и торможением, максимальной скоростью на дистанции 30 м.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной
подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и передача баскетбольного
мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на
месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча, удар по неподвижному
футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта.
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов
спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу
организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях
физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях
физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение
возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности
посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на
расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы
тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп.
Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах, солнечные и воздушные
процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических
упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный
прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на
низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в
танце «Летка-енка».
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений.
Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по
легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование.
Метание малого мяча на дальность стоя на месте.
Подвижные и спортивные игры
7

Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры
общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача, приём и передача мяча
сверху, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места, выполнение освоенных
технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося
мяча внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств.
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОАДАПТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1КЛАСС
Личностные результаты:
 положительном отношении к урокам физкультуры, к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятии образа
«хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника;
 интересе к новому учебному материалу;
 ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;
 навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе
критерия ее успешности;
 овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др);
 развитии навыков сотрудничества со взрослыми.
Метапредметныерезультаты:включают
осваиваемые
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться).







Познавательные универсальные учебные действия:
планировать и контролировать учебные действия;
строить сообщения в устной форме;
проводить сравнения по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно
выделенным, строить выводы на основе сравнения;
находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;
устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими
упражнениями из современных видов спорта;
сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и
отличительные признаки;

Регулятивные универсальные учебные действия:
 понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;
8

 различать способы и результат действия;
 принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
 адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, других людей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- принимать участие в работе парами и группами;
-адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на
уроках физкультуры;
-активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий для
конечного результата.
Учебный предмет «адаптированная физическая культура» имеет очень большое
значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг
становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Адекватное представление о собственных возможностях:
– организовать себя на рабочем месте (переодеться в соответствующую одежду,
занять свое место в строю);
– задать вопрос учителю при непонимании задания;
– сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия:
в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно- временной организации:
– в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и
ориентировке в схеме собственного тела;
– в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:
- в умении находить компромисс в спорных вопросах.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения
работоспособности;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.
д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок.
учащиеся должны:
- понимать значение занятий физической культурой для здоровья;
- демонстрировать
потребность в организации здоровьесберегающей
жизнедеятельности;
- использовать основные виды движений и спортивные навыки в самостоятельной
деятельности;
- прыгать в длину с места, метает малый мяч на дальность;
- сохранять устойчивое равновесие на ограниченной опоре;
- играть в подвижные игры, выполняет задания с элементами баскетбола,
волейбола.
9

Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные результаты:
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
— формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением,
собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•положительное отношение к урокам физической культуры;
• понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
•познавательной мотивация к истории возникновения физической культуры;

положительной мотивация к изучению различных приёмов и способов;

уважительного отношения к физической культуре как важной части общей
культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





выполнять правила поведения на уроках физической культуры;
рассказывать об истории возникновения Олимпийских игр, о летних и зимних
Олимпийских играх; о физическом развитии человека;
называть меры по профилактике нарушений осанки;
определять способы закаливания;
10

определять влияние занятий физической культурой на воспитание характера
человека;
 выполнять строевые упражнения;
 выполнять различные виды ходьбы и виды бега;
 выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с
разбега, с поворотом на 180°;
 прыгать через скакалку не менее 1 минуты;
 метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 4 м;
 выполнять кувырок вперёд, стойку на лопатках;
 лазить по гимнастической стенке; перелезать через гимнастическую скамейку и
горку матов;
 играть и подвижные игры;
 выполнять элементы спортивных игр.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
 понимать цель выполняемых действий, различать способ и результат действия;
 выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя;
 адекватно оценивать правильность выполнения задания;
 использовать технические приёмы при выполнении физических упражнений;
 анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям (под
руководством учителя);
Познавательныеуниверсальные учебные действия
 характеризовать основные физические качества;
 группировать игры по видам спорта;
 устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
 формулировать собственное мнение и позицию;
 высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на
воспитание характера человека;
 договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.
использовать речь для регуляции своего действия;
 выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
 контролировать действия партнёра;
 понимать действия партнёра в игровой ситуации.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
 становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры
народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением
здоровья человека;
11








формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного
общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения
совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной
деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр,
этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового
образа жизни;
проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей
физического развития и физической подготовленности, влияния занятий
физической культурой и спортом на их показатели.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
 понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми
действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных
спортивных соревнованиях;
 объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её
регулирования на занятиях физической культурой;
 понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение
развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок;
 обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила
поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры,
занятия по предупреждению нарушения осанки;
 вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических
качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям
(триместрам).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие
с соблюдением правил и норм этического поведения;
 правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов
деятельности во время совместного выполнения учебных заданий;
 активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения
физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта;
 делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий,
организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой.
12

Регулятивные универсальные учебные действия:
 контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на
основе сравнения с заданными образцами;
 взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности,
контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам
подвижных игр;
 оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное
коллективное решение.
К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
 сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической
подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные
особенности;
 выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов,
приводить примеры физических упражнений по их устранению;
 объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на
профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее
изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;
 использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и
обучающимися, применять термины при обучении новым физическим
упражнениям, развитии физических качеств;
 оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при
выполнении учебных заданий;
 самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом
собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической
культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению
нормативных требований комплекса ГТО.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
 соблюдать правила во время выполнения гимнастических и акробатических
упражнений, легкоатлетической, игровой подготовки;
 демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и
соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение на
занятиях физической культурой;
 измерять частоту пульса и определять физическую нагрузку по её значениям с
помощью таблицы стандартных нагрузок;
13














выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, объяснять их
связь с предупреждением появления утомления;
выполнять движение противоходом в колонне по одному, перестраиваться из
колонны по одному в колонну по три на месте и в движении;
выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен и
изменением положения рук, поворотами в правую и левую сторону, двигаться
приставным шагом левым и правым боком, спиной вперёд;
передвигаться по нижней жерди гимнастической стенки приставным шагом в
правую и левую сторону, лазать разноимённым способом;
демонстрировать прыжки через скакалку на двух ногах и попеременно на правой
и левой ноге;
демонстрировать упражнения ритмической гимнастики, движения танцев галоп и
полька;
выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью,
прыжки в длину с разбега способом согнув ноги, броски набивного мяча из
положения сидя и стоя;
выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение
баскетбольного мяча на месте и движении), волейбол (приём мяча снизу и
нижняя передача в парах), футбол (ведение футбольного мяча змейкой);
выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать
приросты в их показателях.

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
 объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду
и защите Родины;
 осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
 приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии
физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости;
 приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, характеризовать
причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой;
 проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости;
 демонстрировать акробатические комбинации из 5–7 хорошо освоенных
упражнений (с помощью учителя);
 демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега
способом напрыгивания;
 демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под
музыкальное сопровождение;
 выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием;
 выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;
14




выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол
и футбол в условиях игровой деятельности;
выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать
приросты в их показателях.

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
нормативы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Знания о физической культуре
1.1

Знания о
физической
культуре

Итого по разделу

2

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2

Раздел 2.Способы самостоятельной деятельности
Режим дня
школьника

1

Итого по разделу

1

2.1

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Оздоровительная физическая культура
1.1

Гигиена человека

1.2

Осанка человека

1.3

Утренняя зарядка
и
физкультминутки
в режиме дня
школьника

Итого по разделу

1

1

1

3

Раздел 2.Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1

Легкая атлетика

2.2

Гимнастика с
основами
акробатики

2.3

Подвижные и

26

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

18

18

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

27

27

www.edu.ru

26

16

спортивные игры
Итого по разделу

www.school.edu.ru
https://uchi.ru/
71

Раздел 3.Прикладно-ориентированная физическая культура

3.1

Подготовка к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО

22

Итого по разделу

22

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

99

26

0

17

0

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е нормативы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Раздел 1.Знания о физической культуре

1.1

Знания о
физической
культуре

Итого по разделу

3

2

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

9

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

3

Раздел 2.Способы самостоятельной деятельности

2.1

Физическое
развитие и его
измерение

Итого по разделу

9

9

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Оздоровительная физическая культура

1.1

Занятия по
укреплению
здоровья

1.2

Индивидуальны
е комплексы
утренней
зарядки

Итого по разделу

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2

3

Раздел 2.Спортивно-оздоровительная физическая культура

2.1

Легкая атлетика

2.2

Гимнастика с
основами
акробатики

17

2.3

Подвижные и

24

22

22

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

7

17

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

6

24

www.edu.ru

6

18

спортивные
игры
Итого по разделу

www.school.edu.ru
https://uchi.ru/
63

Раздел 3.Прикладно-ориентированная физическая культура

3.1

Подготовка к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

24

28

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

24

102

0

0

3 КЛАСС
№
п/п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Знания о физической культуре

1.1

Знания о
физической
культуре

Итого по разделу

2

1

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

2

Раздел 2.Способы самостоятельной деятельности

2.1

Виды
физических
упражнений,
используемых
на уроках

2.2

Измерение
пульса на
уроках
физической
культуры

2.3

Физическая
нагрузка

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2

2

1

19

www.edu.ru
www.school.edu.ru

https://uchi.ru/
Итого по разделу

4

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Оздоровительная физическая культура

1.1

Закаливание
организма

1.2

Дыхательная и
зрительная
гимнастика

Итого по разделу

1

1

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2

Раздел 2.Спортивно-оздоровительная физическая культура

2.1

Легкая
атлетика

2.2

Гимнастика с
основами
акробатики

2.3

Подвижные и
спортивные
игры

Итого по разделу

23

23

24

6

7

6

23

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

23

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

24

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

70

Раздел 3.Прикладно-ориентированная физическая культура

3.1

Подготовка к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

24

24

24

102

0

0

20

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

4 КЛАСС

№
п/п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Знания о физической культуре

1.1

Знания о
физической
культуре

Итого по разделу

2

1

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

2

Раздел 2.Способы самостоятельной деятельности

2.1

Виды
физических
упражнений,
используемых
на уроках

2.2

Измерение
пульса на
уроках
физической
культуры

2.3

Физическая
нагрузка

Итого по разделу

1

1

2

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

4

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Оздоровительная физическая культура

1.1

Закаливание
организма

1.2

Дыхательная и
зрительная
гимнастика

Итого по разделу

1

1

2
21

Раздел 2.Спортивно-оздоровительная физическая культура

2.1

Легкая
атлетика

2.2

Гимнастика с
основами
акробатики

2.3

Подвижные и
спортивные
игры

Итого по разделу

23

23

24

6

7

6

23

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

23

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

24

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

70

Раздел 3.Прикладно-ориентированная физическая культура

3.1

Подготовка к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

24

24

24

102

0

0

22

www.edu.ru
www.school.edu.r
u
https://uchi.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура, 1-4 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 1-4 класс/Лях В.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
https://obrnadzor.gov.ru/
http://fgosreestr.ru
http://www.fipi.ru
http://window.edu.ru
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://www.researcher.ru
https://www.gto.ru/

23

24

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура, 1-4 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 1-4 класс/Лях В.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
https://obrnadzor.gov.ru/
http://fgosreestr.ru
http://www.fipi.ru
http://window.edu.ru
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://www.researcher.ru
https://www.gto.ru/

26

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».