РП ВД бадминтон 8классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Бадминтон»
на уровень основного общего образования
для 8-х классов

1

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Бадминтон»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, «Примерных программ внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена
на достижение планируемых результатов, реализацию программы
формирования универсальных учебных действий учащихся средней ступени
образования.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических
занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в
соревнованиях.
Актуальность данной программы
Бадминтон – великолепная игра, доступная многим. Бадминтон – игра,
которая подходит для людей разного уровня физической подготовки. В нее
можно спокойно играть, перекидывая волан друг другу, а можно и активно, на
спортивной площадке, с большей физической нагрузкой. Для игры в бадминтон
достаточно двух человек, чтобы можно было полноценно играть, что
невозможно, например, в волейболе, футболе или баскетболе.
В ходе продолжительных исследований специалисты сделали
заключение, что бадминтон является наилучшим видом спорта, улучшающими
кровообращение органов зрения, т.к.волан, который то приближается к глазу,
то удаляется от него, очень хорошо тренирует глазодвигательный аппарат.
Федерация бадминтона провела исследования и выяснила, что бадминтон
снимает многие проблема со зрением, т.к. идет постоянная тренировка мышц,
которые отвечают за фокусировку зрения, эти мышцы становятся сильными,
рабочими, многие заболевания не развиваются, зрение занимающихся
улучшается. Во время тренировок и матчей по бадминтону задействованы все
группы мышц, в том числе мышцы глаз и воротниковой зоны
Слежение за воланом в процессе игры аналогично упражнениям, которые
рекомендуют офтальмологи в качестве гимнастики для глаз.
И за час тренировки глаза, отслеживая полет волана вверх-вниз, вправовлево, то есть, наблюдая за всевозможными пространственными
перемещениями, получают необходимую для них нагрузку, происходит тренинг
2

глазной мышцы, тем самым снижается спазм аккомодации и улучшается
зрение. Подобные упражнения назначают офтальмологи детям с плохим
зрением. Но заставить непоседливого ребенка выполнить эти упражнение
довольно сложно. Играя в бадминтон, ребёнок проделывает все эти упражнения
в игровой форме, плюс получает нагрузку в движении. Сердце гонит кровь в
сосуды, идет кровоснабжение коры головного мозга, всех органов, и в
результате получается активная тренировка в комфортном для глаз режиме. Это
научно доказанный факт.
Данная игра является действенным средством для повышения общего
тонуса, она прекрасно снимает напряжение, развивает скоростные качества,
повышает выносливость. Помимо совершенствования упомянутых физических
качеств, польза от игры в бадминтон заключается также в формировании
быстрого мышления, улучшения способности за считанные доли секунды
находить правильные решения.
Во время занятий бадминтоном можно легко дозировать физическую
нагрузку, что обуславливает пользу для здоровья от этой игры. Поскольку
играть в бадминтон можно на открытом воздухе (в парке, на лесной поляне, на
пляжах вблизи водоёмов или просто во дворе дома), то это создаёт прекрасные
условия для насыщения организма человека кислородом во время выполнения
двигательной активности.
Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебнотренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической
и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического
контроля)
Программа учитывает возрастные особенности детей, тем самым
включает в себя научное обоснование эффективных средств и методов
физического воспитания. При таком подходе физическое воспитание
способствует сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению их
физического развития.
Цель программы:
Формирование у учащихся представления о бадминтоне и его возможностей в
повышении работоспособности, укреплении здоровья. Приобретение умений и
навыков в выполнении элементов в бадминтоне.
Задачи программы:
Образовательные
1. Приобретение знаний о бадминтоне (правила, судейство), понимание
его значения в жизнедеятельности человека.
2. Обучение учащихся технике игры.
3.Обучение новым двигательным действиям, для использования их в
прикладных целях.
4.Повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом
индивидуальных особенностей занимающихся.
Оздоровительные
1.Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
повышению работоспособности.
3

2.Формирование и развитие психических процессов учащихся (внимание,
мышление, память).
3.Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
4.Укрепление связок нижних и верхних конечностей;
5.Повышение резервных возможностей организма.
Воспитательные
1.Воспитание нравственных и волевых качеств занимающихся
(целеустремленность, выдержка, дисциплинированность).
2.Развитие основных физических качеств - силы, выносливость,
быстроты, гибкости, координации движений.
3.Воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом.
4.Повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям
по бадминтону.
Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часов в год.
Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении
соревнований возможно объединение нескольких занятий в одно с
увеличением количества часов, отводимых на него.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются,
прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых
знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные
результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и
половым нормативам (признакам);
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики
заболеваний средствами физической культуры, в частности бадминтона;
 владение знаниями по основам организации и проведения занятий
физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности,
составлению содержания занятий в соответствии с частными задачами по
бадминтону, индивидуальными особенностями физического развития и
физической подготовленности обучающихся.
В области нравственной культуры:
4

способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности в бадминтоне;
способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное
сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных
формах движения и передвижений;
умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам
развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и
творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физической культурой;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений
(ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных
изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических и тактических
действий в бадминтоне, а также применения их в игровой и соревновательной
деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по бадминтону.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности качественных универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
5

предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются, как в рамках образовательного процесса умение
учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий по бадминтону, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из бадминтона, активное их использование в самостоятельно
организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных
форм занятий по бадминтону.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и
закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по
бадминтону.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития бадминтона в олимпийском движение, о
положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития бадминтона в области
физической культуры, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте бадминтона в организации
здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий по бадминтону, доброжелательное и уважительное
отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья,
физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику
их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное
отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований по бадминтону.
В области трудовой культуры:
6

способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону,
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы
физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и
пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о бадминтоне,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по бадминтону,
владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий по бадминтону с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки
в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Разделы программы
п/п
1 Основы теоретических знаний
2 Технико-тактическая подготовка бадминтониста
3 Общая физическая и специальная подготовка
бадминтониста
4 Учебно-тренировочные игры, соревнования
Итого

Кол-во часов
5
17
8
4
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса

История
физической
культуры.
История развития
бадминтона.
Базовые понятия
физической
культуры.
Физическое
развитие.

Физическая
культура человека.

Тематическое
планирование

Характеристика видов
деятельности
обучающихся

Знания о физической культуре
Знать историю развития
Основные
содержательные линии. бадминтона.
Основные этапы развития Излагать общие правила
бадминтона. Правила игры игры в бадминтон.
в бадминтон.
Называть основные
Основные
содержательные линии. показатели физического
Основные показатели
развития.
физического развития.
Измерять показатели
Осанка как показатель
физического развития.
физического развития.
Называть основные
Факторы, влияющие на
признаки правильной
форму осанки.
осанки.
Средства формирования и Выполнять упражнения
профилактика нарушения для формирования и
осанки.
профилактики осанки.
Знать о значении режима
Основные
содержательные линии. дня в жизни человека.
8

Режим дня, его
основное
содержание.

Режим дня, его основное
содержание и правила
планирования.

Владеть правилами
планирования и
Составлять режим дня.

Способы физкультурной деятельности
Соблюдать требования
Организация и
Основные
безопасности на игровой
проведение занятий содержательные линии.
Подготовка места к
площадке.
физической
занятиям бадминтоном.
Называть размеры
культурой.
Организация и
Размеры игровой
игровой площадки, её
проведение занятий площадки. Выбор ракетки основные зоны.
бадминтоном.
и волана.
Выбирать ракетку и волан
для игры в бадминтон.
Выбор и составление
Называть
упражнений для
последовательность
Основные
комплекса утренней содержательные
выполнения упражнений в
зарядки.
линии.Выбор упражнений, комплексе утренней
составление и выполнение зарядки.
индивидуальных
Выполнять упражнения
комплексов для утренней утренней зарядки.
зарядки.
Оценка
Основные
Характеризовать
эффективности
содержательные линии. основные способы
Самонаблюдение и
самоконтроля на занятиях.
занятий
самоконтроль на занятиях Вести дневник
физической
бадминтоном. Ведение
самонаблюдений.
культурой.
Способы
дневника
Выполнять тестовые
самоконтроля на
самонаблюдения, за
задания для определения
занятиях
динамикой физического
физического развития и
бадминтоном.
развития и физической
физической подготовки.
подготовленности.
Измерять частоту
Измерение частоты
сердечных сокращений во
сердечных сокращений во время занятий.
время занятий.
Физическое совершенствование
Составлять комплекс
ФизкультурноОсновные
оздоровительная
содержательные линии. утренней зарядки.
Комплекс упражнений
деятельность.
Называть
Комплексы
утренней зарядки.
последовательность и
упражнений
Правильная
дозировку выполнения
утренней зарядки.
последовательность
упражнений.
выполнения упражнений. Выполнять упражнения
из комплекса утренней
зарядки.
СпортивноОсновные
9

оздоровительная
деятельность с
обще-развивающей
направленностью.
Способы держания
(хватки) ракетки.
Игровые стойки в
бадминтоне.
Передвижения по
площадке.

содержательные линии.
Упражнения с воланом:
а). индивидуальные с
воланом, с двумя
воланами; б)парные
упражнения с воланом, с
двумя воланами. Хватка
для ударов открытой и
закрытой стороной
ракетки. Универсальная
хватка. Упражнения с
различными видами
жонглирования с воланом
и воздушным или
поролоновым мячиком.
Стойки при выполнении
подачи: открытой и
закрытой стороной
ракетки.
Игровые: основная стойка;
высокая, средняя, низкая;
правосторонняя,
левосторонняя стойка,
стойка при приеме подачи.

Демонстрировать
основные способы хватки
ракетки.
Выполнять упражнения с
жонглированием волана
открытой и закрытой
стороной ракетки.
Демонстрировать
основные игровые стойки
бадминтониста, стойки
при выполнении подачи.
Демонстрировать
технику передвижения на
площадке приставным
шагом, скрестным шагом,
выпадами вперед, в
сторону.

Передвижения:
приставным шагом;
скрестным шагом; выпады
вперед, в сторону.
Техника выполнения Техника выполнения
ударов.
ударов: сверху сбоку,
снизу, открытой и
закрытой стороной
ракетки; высокий удар
сверху открытой стороной
Техника выполнения ракетки.
подачи.
Техника выполнения
короткой подачи открытой
и закрытой стороной
ракетки; высоко-далекой
подачи.

10

Демонстрировать
технику выполнения
ударов сверху открытой и
закрытой стороной
ракетки, сверху, сбоку,
снизу, высокий удар
сверху открытой стороной
ракетки.
Демонстрировать
технику выполнения
высоко-далекой подачи.

Спортивнооздоровительная
деятельность с
соревновательной
направленностью.
Техника
передвижений в
различных зонах
площадки с
выполнением ударов
открытой, закрытой
стороной ракетки.

Основные
содержательные линии.

Выполнять передвижение
по площадке приставным
шагом вправо, влево в
передней зоне с
отбиванием волана сверху
открытой и закрытой
стороной ракетки.
Выполнять передвижение
по скрестным шагом
вправо, влево в средней
зоне площадки с
отбиванием волана снизу
открытой и закрытой
стороной ракетки.
Выполнять передвижение
по площадке выпадами
вперед, вправо, влево в
передней зоне с
выполнением короткого
удара открытой и
закрытой стороной
ракетки на сетке.

Передвижения: из
высокой, низкой, средней
стойки игрока приставным
шагом вправо, влево в
передней зоне площадки с
отбиванием волана
открытой и закрытой
стороной ракетки на
заднюю линию; скрестным
шагом в средней зоне
площадки с отбиванием
волана снизу открытой и
закрытой стороной
ракетки; выпадами вперед,
вправо- влево в передней
зоне площадки с
выполнением короткого
удара на сетке.
Упражнение «старт к
волану». Упражнения
специальной физической
подготовки.
Учебно-методические пособия

1. Бадминтон: учебник для студентов вузов по направлению 032100 –
физ.культура / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Советский
спорт, 2011. – 248 с.
2. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи:
методические указания / В.М. Мачнев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 27 с.
3. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах: учебное пособие / В.Г.
Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. – 72 с.
4. Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская
городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.
5. Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И.
Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
6. Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В.Г. Тристан, О.В.
Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
7. Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.:
Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия
«Спорт в школе», вып. 25).
Материально-техническое обеспечение
11

Кол
и- При
Наименования объектов и средств
чес меча
материально-технического обеспечения
тв ния
о
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного
Д
общего образования
Примерная программа основного
общего образования по физической
Д
культуре
Рабочие программы
Д
Учебно-практическое оборудование
Сетка бадминтонная
П
Ракетки
К
К
Воланы
Спортивные залы (кабинеты)
Д
Спортивный зал игровой
Подсобное помещение для хранения
Д
инвентаря
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д –
демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К – полный комплект (на каждого
ученика класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П –
комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Для учителей
1. Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Марков. – М.: ФиС, 1987.
2. Киселёв П.А. Настольная книга учителя физической культуры:
подготовка школьников к олимпиадам / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. –
М.: Глобус, 2008.
3. Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона / Д. Рыбаков, М.
Штильман. – М.: ФиС, 1982.
4. СмирновЮ.Н. Бадминтон:
учебноепособиедляинститутовфизическойкультуры / Ю.Н. Смирнов. –М.:
1989.
5. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/Приказ Министерства
образования и науки РФ.
6. http://www.obadmintone.ru.
7. http://spo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=240170.

12

II. Для учащихся
1. Лившиц В.Я. Бадминтон для всех / В.Я. Лившиц. – М.: ФиС, 1988.
2. ЩербаковА.В. Бадминтон. Спортивнаяигра: учебно-методическоепособие
/ А.В. Щербаков. –М.: 2010.
3. http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Badminton/topic/Azbuka-volana

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».