РП ВД футбол для всех 8 классы

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по модулю «Футбол для всех»
для 8-х классов
на 2023 - 2024 учебный год

Составитель программы :
Болдырева Лина Михайловна
(учитель физкультуры высшей категории)

1

2023г.

Общая характеристика модуля
Футбол - вид спорта, который способствуют всестороннему физическому,
интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья,
привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и
спортом, их личностному и профессиональному самоопределению. Во время
образовательной деятельности постоянно меняется комплекс упражнений, чередуются
нагрузки, в разном порядке и с разными интервалами следуют упражнения,
отличающиеся по характеру, напряжённости и длительности. Борьба за мяч связана
с ходьбой, бегом и резкими остановками, быстрым стартом и ускорениями, прыжками,
ударами по мячу и даже акробатическими приёмами. Ещё игроку необходимо уметь
удерживать равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать темп, быть
гибким, координированным и ловким. Сформировать эти навыки возможно только в
том случае, когда во время занятий применяются элементы из других видов спорта.
Футбол — командная игра, каждому члену команды надо уметь выстраивать
отношения с другими игроками. Умение или неумение идти на контакт и
договариваться имеет серьёзное влияние на результат деятельности, а психологический
климат в команде нередко играет определяющую роль в итоге игры. Поэтому футбол —
это еще и возможность выработать коммуникативные навыки. Ведь игра не состоится
без сотрудничества и сплочённости, желания находить общий язык и решать
конфликтные ситуации.
Постоянно изменяющиеся сочетания движений, действий и отдыха, резкая
перемена обстановки связаны с тем, что необходимо следить за движущимся
мячом, в доли секунды оценивать ситуацию и тут же реагировать на неё точным
движением. Причём как лично, так и в совместных действиях. Значит, важна
быстрота ответной реакции, способствующая стремительному выполнению движений.
Психологи рекомендуют занятия командными видами спорта для развития
лидерских качеств. Футбол располагает к этому, потому что здесь ребёнок может
проявлять инициативу и принимать решения, которые могут повлиять на исход игры.
Взаимодействие с другими детьми научит его ответственности не только за себя, но и за
работу коллектива, а также позволит проявить себя и стать капитаном команды.
Футбол - игра, где формируются важные черты характера, развиваются многие
навыки: умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку, формирует
определённый образ мышления, умение быстро реагировать и самостоятельно
принимать решения. Даже если в дальнейшем обучающийся не выберет
спортивную карьеру, приобретённые качества будут полезны для достижения
высоких результатов не только в спорте, но и в жизни.
Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную
направленность, повышают уровень функционирования сердечно- сосудистой,
дыхательной, костно-мышечной и других систем организма человека, а также
2

предполагают длительное время нахождения на свежем воздухе, что в сочетании с
физическими упражнениями является формой закаливания и благотворно влияет на
укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение устойчивость организма к
меняющимся погодным условиям и повышение уровня работоспособности детей.
Пояснительная записка
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и
утверждает:
право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении
образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования,
разработке и утверждении своих образовательных программ, выборе
учебнометодического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими
образовательным программам (п. 1, п. 2, п. п. 6 п.3 ст.28 Закона);
право педагогических работников на свободу выбора и использования
педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также
право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и
методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы,
отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
Модуль учитывает федеральные государственные образовательные стандарты
начального основного общего и основного общего образования, а также примерные
основные образовательные программы начального основного общего и основного
общего образования, а также направлен на реализацию цели и задач Концепции
преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной
протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2018 г. №ПК-1вк.

Целью модуля «Футбол» (далее – модуль) является формирование у обучающихся
навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового
образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств
вида спорта
«футбол».
Задачи модуля:
всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их
двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных
возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях
по футболу;
освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
футбола в частности;
формирование общих представлений о футболе, о его возможностях и значении в
процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовки
обучающихся;
3

формирование образовательного фундамента, основанного как на знаниях и
умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем
культурном уровне развития личности обучающегося, создающем необходимые
предпосылки для его самореализации;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью,
техническими приемами вида спорта «футбол»;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного
интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных
потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;
популяризация футбола среди подрастающего поколения, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
футболом, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.
Преимущество модуля состоит в том, что используемые в образовательной
деятельности технологии футбола решают комплекс основных задач физического
воспитания на всех уровнях общего образования;
создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают гибкость и
вариативность содержания образовательной деятельности в соответствии с
индивидуальными особенностями и потребностям обучающихся;
являются действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в
общеобразовательной организации;
формируют навыки собственной безопасности и культуры поведения при
занятиях физической культурой и спортом;
расширяют принцип возможности интеграции уроков физической культуры с
формами дополнительного физкультурного образования на основе футбола;
являясь действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в
школе, подготовки обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО и подготовки юношей к
службе в Вооруженных Силах страны, формируют навыки собственной безопасности в
экстремальных ситуациях современного мегаполиса.
Представленный модуль удачно сочетается практически со всеми базовыми
видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в школе (легкая
атлетика, гимнастика и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всем
возрастным категориям обучающихся независимо от уровня их физического развития и
гендерных особенностей.
Процесс реализации модуля, опираясь на интегративный подход в обучении,
позволяет планомерно реализовывать поставленную цель и последовательно решать
задачи физического и социального воспитания детей и подростков на протяжении
всех лет их пребывания в общеобразовательной организации. В настоящее время
набирает популярность женский футбол, в связи с этим, Модуль могут осваивать не
только мальчики/юноши, но и девочки/девушки.
На реализацию данного модуля во внеурочное время отводится 34 часа в год для
группы детей первого года обучения.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных
4

образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования Федеральных государственных образовательных стандартов (Приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№373, от 17 декабря 2010 г.
№1897, от 17 мая 2012г. №413) Модуль «Футбол» направлен на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической
культуре.
Личностные результаты формируются за счёт освоения Модуля и направлены на
готовность и способность обучающихся к духовно- нравственному развитию и
саморазвитию и личностному самоопределению, формированию основ
гражданственности, мотивации к обучению и познанию средствами футбола,
накоплению необходимых знаний, ценностных установок, отражающих их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные результаты включают сформированные на базе освоения
Модуля, в единстве с программным материалом других образовательных дисциплин,
межпредметные понятия и универсальные компетенции для их активного применения в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности, сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который
приобретается, закрепляется и совершенствуется в процессе освоения Модуля,
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их
применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий средствами футбола, с учебной, игровой и соревновательной
деятельностью по футболу и в сфере физической культуры и спорта в целом.
Планируемые личностные результаты на уровне основного общего образования:
­ воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и
современного состояния развития футбола, включая региональный, всероссийский и
международный уровни;
­ формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами
футбола профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта;
­ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
в команде, со сверстниками и педагогами;
­ владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
­ формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; положительных качеств личности;
­ моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий
физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по футболу;
­ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной,
соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;
Планируемые метапредметные результаты на уровне основного общего
образования:
­ умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами
футбола, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном
5

направлении;
­ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать
правильность выполнения задач, собственные возможности их решения;
­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в
учебной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы действий в
рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
­ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
­ умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы
физических упражнений в двигательные действия и наоборот; схемы для тактических,
игровых задач;
­ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в групп; находить общее решение
и разрешать конфликтные ситуации на основе
­ согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
­ формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; соблюдение норм информационной избирательности,
этики и этикета.
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования:
­ знания о влиянии занятий футболом: на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие физических
качеств; на индивидуальные особенности физического развития и физической
подготовленности организма;
­ знание роли главных футбольных организаций мира, Европы, страны,
региона; общих сведений о ведущих футбольных отечественных и зарубежных клубах,
выдающихся отечественных и зарубежных футболистах и тренерах, внесших общий
вклад в развитие и становление современного футбола;
­ понимание роли и значения футбольных проектов в развитии и
популяризации футбола для школьников; участие в футбольных проектах («Футбол в
школе», «Кожаный мяч», «День массового футбола»); участие в физкультурносоревновательной деятельности;
­ характеристика разных стратегий, тактик и стилей игры команд мирового и
отечественного футбола;
­ понимание основных направлений развития спортивного (футбольного)
маркетинга, развитие интереса в области спортивного футбольного маркетинга,
стремление к профессиональному самоопределению;
­ знание современных правил организации и проведения соревнований по
футболу; правил судейства, роли и обязанностей судейской бригады; осуществление
судейства учебных игр в качестве судьи, помощника судьи, секретаря;
­ применение и соблюдение правил игры в футбол в процессе учебной и
соревновательной деятельности; применение правил соревнований и судейской
терминологии в судейской практике и игре;
­ умение проектировать, организовывать и проводить различные части урока
6

в качестве помощника учителя; подвижные игры и эстафеты с элементами футбола, во
время самостоятельных занятий и досуговой деятельности со сверстниками;
­ умение характеризовать средства общей и специальной физической
подготовки, основные методы обучения техническим приемам;
­ освоение и демонстрация техники ударов по мячу ногой, головой
различными способами, остановок, ведения мяча в различных сочетаниях приемов
техники передвижения с техникой владения мячом, различных обманных движений
(финтов), отбора и вбрасывания мяча, технических приемов и тактических действий
вратаря; применение изученных технических приемов в учебной, игровой и досуговой
деятельности;
­ знание, моделирование и демонстрация индивидуальных, групповых и
командных действий в тактике нападения и защиты с учетом игровых амплуа, наиболее
выгодных позиций, игровых ситуаций; применение изученных тактических действий в
учебной, игровой соревновательной и досуговой деятельности;
­ проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению
технико-тактических основ футбола; умение отслеживать правильность двигательных
действий и выявлять ошибки в технике и тактике игры в футбол;
­ знание и применение правил безопасности при занятиях футболом,
правомерного поведения во время соревнований по футболу в качестве зрителя,
болельщика;
­ знание и применение способов самоконтроля в учебной и соревновательной
деятельности, средств восстановления после физической нагрузки, приемов массажа и
самомассажа после физической нагрузки и/или во время занятий футболом;
­ составление и выполнение индивидуальных комплексов общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, упражнений для развития физических
качеств футболиста, проведение закаливающих процедур;
­ соблюдение требований к местам проведения занятий футболом, правил
ухода за спортивным оборудованием, инвентарем, футбольным полем;
­ знание основных методов и мер предупреждения травматизма во время
занятий футболом; выявление факторов риска и предупреждение травмоопасные
ситуации; умение оказания первой помощи при травмах и повреждениях во время
занятий футболом;
­ способность планировать и проводить самостоятельные занятия по
освоению новых двигательных действий (элементов футбола) и развитию основных
специальных физических качеств футболиста, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий;
­ знание и соблюдение: основ сбалансированного питания и суточного
пищевого рациона футболистов; составление рациона питания; основ организации
здорового образа жизни средствами футбола, методов профилактики вредных
привычек и асоциального ведомого (отклоняющегося) поведения;
­ выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной и
технической подготовке футболистов; знание методов тестирования физических
качеств, умение оценивать показатели физической подготовленности, анализировать
результаты тестирования, сопоставлять со среднестатистическими показателями;
проведение тестирования уровня физической подготовленности в футболе со
сверстниками.
Формы оценки достижения планируемых результатов освоения модуля:
Для отслеживания динамики освоения модуля обучающимися и анализа результатов
7

образовательной деятельности осуществляется педагогическиий мониторинг.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия. Он направлен на закрепление теоретического и практического материала по
изучаемой теме. Текущий контроль проводится при помощи устных контрольных
вопросов.
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждого раздела курса в
форме соревнований, в организации и проведении судейства
Итоговая аттестация проводится в конце года по результатам выполнения
технической и общефизической подготовки
I. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ»
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ
История зарождения футбола. История развития современного футбола в мире, в России,
в регионе. Развитие футбольного клубного движения на международном и всероссийском
уровнях. Выдающие футбольные клубы, их история и традиции. Легендарные
отечественные и зарубежные футболисты, тренеры. Достижения отечественной сборной
команды на Чемпионатах Европы, Чемпионатах мира, Олимпийских играх. Главные
организации, осуществляющие управление футболом врегионе, России, Европе, мире,
роль и основные функции Общероссийской общественной организации «Российский
футбольный союз» (РФС), ФИФА и УЕФА. Спортивные дисциплины (разновидности)
футбола. Первые правила игры в футбол. Размеры и обустройство футбольного поля,
технические требования к инвентарю и оборудованию. Состав футбольной команды,
игровые амплуа (функции игроков). Роль капитана команды. Судейская бригада,
обязанности и функции. Жесты судьи. Современные правила соревнований по футболу.
Основные футбольные термины и определения .Официальный календарь соревнований
(международных, всероссийских, региональных). Спортивно-массовые мероприятия по
футболу для школьников.Школьная спортивная лига по футболу, проекты:«Кожаный
мяч», «Мини-футбол – в школу», «Футбол в школе» и для школьников, проводимых в
регионе и России.
Классификация футбольных упражнений: подготовительные, общеразвивающие,
специальные и корригирующие. Понятия и характеристика технических приемов в
футболе, их названия и методы
выполнения. Характеристика тактики игры в футбол и ее компонентов. Правила
безопасного поведения (техники безопасности) во время занятий футболом. Требования к
местам проведения занятий футболом, инвентарю и оборудованию. Правила безопасного
правомерного поведения на стадионе в качестве зрителя, фаната-болельщика.
Гигиенические основы образовательной, тренировочной и досуговой двигательной
деятельности юного футболиста. Режим дня юного футболиста. Правила личной гигиены,
требования к спортивной одежде и обуви для занятий футболом. Правила ухода за
инвентарем и оборудованием. Характерные травмы футболистов и меры и мероприятия
по их предупреждению. Влияние занятий футболом на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие физических
качеств. Правильное сбалансированное питание футболиста. Формирование навыков
здорового образа жизни средствами футбола, Способы самоконтроля за физической
нагрузкой во время занятий футболом. Влияние занятий футболом на формирование
положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности,
сознательности, выдержки, решительности, настойчивости, этических норм поведения).
8

Основы психологической подготовки футболистов. Способы и методы профилактики
пагубных привычек, асоциального и созависимого поведения. Антидопинговое поведение.
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы организации самостоятельных занятий футболом. Организация и тпроведение
подвижных игр с элементами футбола во время досуговой деятельности с своими
сверстниками, во время активного отдыха и каникулярного времени. Подвижные игры с
элементами футбола и их правила. Подготовка мест для занятий футболом. Организация
и проведение подвижных игр специальной направленности с элементами футбола.
Специальные физические упражнения футболиста, их роль и место в формировании
технического мастерства. Комплексы футбольных упражнений общеразвивающего,
подготовительного и специального воздействия. Упражнения и комплексы с различной
оздоровительной направленностью. Составление комплексо утренней гигиенической
гимнастики (далее – УГГ), корригирующей гимнастики с элементами футбола.
Проведение общеразвивающих упражнений с элементамифутбола и включение их в
разминку.
Выполнения контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной
физической подготовке. Причины возникновения ошибок при выполнении технических
приёмов футболиста и способы их устранения. Основы анализа собственной игры и
игры команды соперников. Осуществление функций судьи, помощника судьи, судьи
секретаря во время учебных и товарищеских игр.
Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом уровня
физического развития и функционального состояния. Первые внешние признаки
утомления во время занятий футболом. Средства восстановления после больших
физических нагрузок, после соревновательной деятельности. Характерные травмы
футболистов, методы и меры предупреждения травматизма во время занятий.
Составление индивидуальных планов (траекторий роста) физической
подготовленности. Способы самостоятельного освоения двигательных действий, подбор
подготовительных и специальных упражнений. Способы планирования и распределения
занятий технической подготовки по футболу. Оценка техники осваиваемых упражнений
и движений по эталонному образцу, внутренним ощущениям, способы выявления и
исправления технических ошибок.
Основные направления развития спортивного менеджмента и маркетинга в
футболе. Технологии предупреждения и нивелирования конфликтных ситуации во
время занятий футболом, решения спорных и проблемных ситуаций.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Комплексы упражнений для воспитания специальных физических качеств
футболиста. Комплексы общеразвивающих упражнений с мячом и без мяча.
Комплексы корригирующей гимнастики с использованием специальных футбольных
упражнений. Футбольная разминка, ее роль, назначение, средства. Комплексы
специальной разминки перед соревнованиями.
Подвижные игры, эстафеты и комплексы на развитие физических качеств
(ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и скоростных способностей).
Подвижные игры специальной направленности. Эстафеты с предметами и без
предметов на развитие общих физических и специальных физических качеств
футболиста.
Комплексы упражнений, формирующие двигательные умения и навыки,
9

технические приемы футболиста.
Специальные упражнения по развитию тактического мышления:
«Рациональное расположение на площадке при организации атакующих
действий», «Расположение игроков на футбольном поле при коллективной организации
оборонительных действий».
Способы передвижения: бег, прыжки, остановки, повороты с мячом и без мяча.
Бег: приставными шагами, скрестными, спиной вперед, обычный, семенящий, с
ускорением, челночный, на различные дистанции и с различной скоростью.
Прыжки: толчком двумя ногами, толчком одной ногой, многоскоки, с двух на
две, в длину, в высоту, с подтягиванием бедра на месте и с продвижением вперед.
Остановки: прыжком, выпадом, стопорящим движением двух ног.
Повороты: на одной ноге, прыжком, выпадом
Индивидуальные технические приемы владения мячом: ведение, удары,
остановки, финты, отбор мяча.
Ведение: внутренней частью подъема, средней частью подъема, внутренней
стороной стопы, в ходьбе, в беге по прямой, по кругу, восьмеркой.
Удары ногой: внутренней стороной стопы, внутренней/внешней частью подъема,
средней частью подъема; по прямой, на короткие и средние расстояния; по лежачему,
катящемуся, летящему навстречу мячу; по различным траекториям низом, верхом;
удары после остановки, рывков.
Удары серединой лба – на месте, в движении.
Остановки мяча ногой: подошвой, внутренней стороной стопы, средней частью
подъема, бедром, грудью, внутренней частью подъема.
Остановки туловищем: грудью, животом; стоя на месте, летящего навстречу
мяча в движении.
Финты: «уходом» выпадом, переносом ноги через мяч; «ударом ногой» с уходом
или «убиранием мяча», с остановкой, с пропусканием мяча; с остановкой мяча ногой,
туловищем.
Отбор мяча: во время приема мяча соперником, во время ведения мяча; ударом
ногой, остановкой ногой; в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Выполнение контрольно-тестовых упражнений по технической подготовке.
Техника владения мячом игры вратаря: ловля мяча, отбивание мяча, переводы
мяча, броски мяча.
Тактические действия (индивидуальные и групповые) -элементарные
тактические комбинации: в парах, в тройках, группах, линиях; забегания, смещения,
линия защиты; тактические действия с учетом игровых амплуа в команде; быстрые
переключения в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению.
Учебные игры в футбол.
Участие в соревновательной деятельности.

10

Тематическое планирование
№
Тема занятия
1

2
3
4

5

6
7
8
9
10

11
12

13
14

15

16
17

Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры
в футбол. Физическая культура и спорт в России. Развитие
футбола в России и за рубежом.
Комплексы упражнений для развития основных физических
качеств футболиста различного амплуа
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между
обучающимися.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и
питание спортсмена. Самоконтроль. Оказание первой
медицинской помощи.
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий
футболом в зависимости от места проведения занятий.
Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола
во время активного отдыха и каникул
Тестирование уровня физической подготовленности в футболе.
Комплексы подготовительных и специальных упражнений,
формирующих двигательные умения и навыки футболиста
Подвижные игры (без мяча и с мячом).
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приѐмы
футбола.
Общие и специальные подготовительные упражнения,
развивающие основные качества, необходимые для овладения
техникой и тактикой футбола
Подводящие упражнения и элементы соревновательного
направления.
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема,
внутренней частью подъема, внешней частью подъема, носком,
резаный удар, удар-бросок стопой, с полулета.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков,
хорошо владеющих ведением мяча. Упражнения для разучивания
ведения мяча.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и
низколетящего мяча; полувысокого мяча; ловля мяча в прыжке.
Ловля высоколетящего, полувысокого, летящего в стороне мяча.
Техника выполнения приема «маневрирование». Передачи мяча
и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам
Групповые тактические действия в атаке и обороне. Действия
против соперника без мяча и с мячом.

Количество
чаов
1

2
3
2

1

1
1
3
1
1

1
1

1
2

2

1
2

11

18

19
20
21

Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для
разучивания приемов игры на выходах. Введение мяча в игру.
Руководство действиями партнеров в обороне. Участие вратаря в
атакующих действиях партнеров
Введение мяча в игру. Вбрасывание мяча из-за плеча, сбоку,
снизу. Выбивание мяча ногой с рук.
Отбивание мяча ладонями;
Учебные игры в футбол по упрощенным правилам

3

1
1
3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1. Алиев, Э.Г. футбол в школу / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов // Физическая культура в школе. 2008. - № 5. - С. 32-34. 18
2. Алиев, Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием футбола в школе /
Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 12 (34). - С.
3-5.
3. Врублевский, Е.П. Модели тактики игры в футболе / Е.П. Врублевский. – М.-Спорт,
2020. -168 с.
4. Гол! Большая энциклопедия российского футбола. - М. –Эксмо, 2017. - 312 с.
5. Евсеев, А.В. Педагогический контроль в футболе / А.В. Евсеев // Пособие, 2-е издание,
исправленное и дополненное. – Екатеринбург, 2005. - 52 с.
6. Клайн Гиффорд Все о футболе / Клайн Гиффорд. – М. - АСТ, 2006. – 64 с.
7. Нестеровский, Д.И. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов
учреждений высшего образования / Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д., Иванов В.А.,
Голенко А.В., Левин В.С. /9-е изд., стереотипное. М.; Издательский центр «Академия»,
2014. 464 с.
8. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. -М.:
Физкультура и спорт, 2018. - 479 с.
9. Рэднедж Кир Большая энциклопедия футбола / Рэднедж Кир. - М.: АСТ, 2020. – 224 с.
10. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Сергиенко Л.П. - М.;
«Советский спорт», 2013.

12

Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
1. Упражнения с мячом, 4 видеоурока http://pro100video.com
2. Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»
3. 101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет.yafutbolist.ru
4. Большая олимпийская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.
5. Газета «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентябряhttp://zdd.1september.ru/.
19
6. Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября» http://spo.1september.ru/
7. Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на воспитание
двигательной активности: Методические указания
http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
8. Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт» http://www.fismag.ru/
http://www.olimpizm.ru/
9. Онлайн-справочник http://www.fizkult-ura.ru/ФизкультУРА: сайт о различных видах
спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
10. Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
11. Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru
12. Российский футбольный союз https://rfs.ru/
13. Сайт «Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/http://fizkultura-na5.ru/
14. Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
15. Уроки здоровья http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\
http://nsc.1september.r u/2002/01/6.htm
16. Учительский портал www.uchportal.ru
17. Футбольные видео уроки https://www.dokaball.com/video-uroki/847- futbolnye-videuroki
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
18. Педагогическая газета (молодой ресурс) www.pedgazeta.ru
19. Российский футбольный союз https://rfs.ru/
20. Сайт «Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/ http://fizkultura-na5.ru/
21. Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
22. Уроки здоровья 20 http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\
http://nsc.1september.r u/2002/01/6.htm
23. Учительский портал www.uchportal.ru

13

Приложение 2
Лист корректировки
№
п/п

Причина корректировки

дата

Согласование с
замдиректором
по ВР/подпись

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».