Родная литература (русская) 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана
на основе ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 №
1897 (с изменениями от 31.12.2015 г. № 1577); в соответствии с требованиями к
результатам среднего общего образования, и сохраняют преемственность с основной
образовательной программой основного общего образования.
Рабочая программа по родной литературе (русской) составлена на основе
Программы элективного курса «Литературное краеведение» для учащихся 10-11 классов
ОО. Автор: Кривцова Г.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Создание данного курса обусловлено актуальностью и востребованностью темы,
необходимостью систематизировать уроки по литературному краеведению, а также
спецификой Крыма как многонационального региона. Предлагается изучение творчества
не только русских, но и крымскотатарских, украинских писателей, зарубежных авторов.
Значительна роль данного курса в деле толерантного и патриотического воспитания
молодежи. Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в
свою "малую" родину.
Программа курса рассчитана на учащихся 10-11 классов учреждений образования
всех типов. Главные принципы, на которых строится
спецкурс, - системность и
доступность, связь искусства и литературы с жизнью, историзм. Новизна программы в
том,
что
на
данный
период
не
существует
типовой
программы по литературному краеведению.
Программа предполагает параллельное и углубленное изучение отдельных тем в
рамках школьного предмета «Литература», вместе с тем она включает в себя материалы,
не содержащиеся в базовых программах, и тем самым расширяет, углубляет знания
учащихся по литературе. Программа курса включает в себя произведения художественной
литературы, историко-литературные сведения. Данный спецкурс имеет и практическую
направленность,
что позволяет учащимся углубить знания по вопросам теории
литературы, анализа художественного произведения, способствует развитию речевой
культуры. Также данная программа носит и прикладной характер, так как предполагает
проведение экскурсий, связанных с поиском материалов, написанием исследовательских
работ.
Программа носит интегративный характер, в программе предусмотрена связь с
учебными предметами и курсами: историей, географией, МХК и другими. Краеведческий
подход с использованием межпредметных связей способствует формированию у
школьников активной гражданской позиции и расширяет представление обучающихся о
своем регионе.
Предлагаемое распределение материала по темам носит ориентировочный характер,
так как литературная карта Крыма богата своими именами. Учитель, опираясь на
специфику региона, может по своему усмотрению вносить коррективы в планирование:
увеличить или уменьшить количество часов по той или иной теме, решить вопрос об
объеме сведений по отдельным темам, изменить последовательность в подаче материала
или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный
интерес для данной местности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература».
2

Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной
язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по
своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
ознакомление учащихся с творчеством писателей, чья судьба и творческий путь
пересеклись с Крымом;
повышение интереса к местному литературному материалу, стимулирования
творческой, поисковой деятельности учащихся.
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному
народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

3

развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 11 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение
родной литературы (русской) в 11 классе по программе основного общего образования
рассчитано на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
11 КЛАСС
1. Введение.
2. Литература ХХ века.
И.А.Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская
долина», «На морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом туч…»,
«Учан-Су», «К прибрежью моря длинная аллея…».
Вечность красоты природы.
Художественное совершенство стихов. Повесть «Лика», автобиографический характер
повести.
А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная
поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к
опасностям.
С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на
юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью. Скорбь,
скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение
событий своей эпохи.
К.Бальмонт. Сведения о поэте. «Чары месяца». «Аромат солнца» Нерасторжимая
связь человека с природой. Сопоставление явлений природы и человеческой духовной
жизни.
В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные
миниатюры. Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и
природы.
М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение
творческой индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и символичность
образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта.
М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с
Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие,
влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля.
А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике
Напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с
переживаниями героини.
Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая».
Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь.
К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о
событиях гражданской войны. Борьба двух непримиримых идеологий. Цельность
характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик.
И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о
гражданской войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая патетика.
Художественная роль документа и публицистического начала. Гражданская позиция
писателя, пронзительный гуманизм повести.

4

М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски
решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя к
бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней.
В.В.Маяковский. Стихотворения
«Последняя страничка гражданской войны»,
«Канцелярские привычки»,
«Земля наша обильна». Гражданская позиция поэта.
Сатирическое изображение негативных явлений действительности.
Остап Вишня. Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность,
оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор писателя.
С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах»,
«Хитрая девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых событий. Восхищение мужеством
простых людей.
И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень»,
«Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви». Восторженная
влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности
стихосложения, звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях
«Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая проникновенность и
напряженный драматизм в стихотворениях.
С.Васильев. «Крымский партизан», В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное
море». Восхищение мужеством павших героев, гуманизм произведений.
М.Бирюков. «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и
героизма в повести.
А.И.Домбровский «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие
раскрытия темы Великой Отечественной войны.
Ю. Друнина. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным
цветам», «Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный лес». Гражданская позиция поэта.
Поэма «Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и
яркость переживаний.
А.Вознесенский. Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы.
Художественное своеобразие поэмы. Тема ответственности человека за настоящее и
будущее.
К.Паустовский. Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..»
(Литературные портреты). Наблюдательность, психологизм, яркость и выразительность
языка.
Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымские
каникулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору учителя). Многообразие тем,
сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него.
«Моя земля – земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А.
Милявский «Крымские этюды», А.Лесин «Рубежи»).
А.М.Эмирова. Сборник «Крым – любовь и боль моя», «Родина», «Ностальгия»,
«Невыдуманные рассказы». Историческая основа рассказов, драматизм повествования.
3. Тенденции развития современной художественной литературы Крыма (6 часов)
(обзор).
Тема родины в творчестве крымских поэтов. А.Милявский «Крымские этюды», А.Лесин
«Рубежи». Современные поэты и писатели г. Евпатории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература (русская)» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
‫ ـ‬сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5

‫ ـ‬сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
‫ ـ‬толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
‫ ـ‬готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
‫ ـ‬эстетическое отношение к миру;
‫ ـ‬совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,
культурам других народов;
‫ ـ‬использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.)
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.
Предметные результаты:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений писателей и поэтов, чьи произведения не вошли в
обязательный круг чтения и чья судьба пересеклась с Крымом; сформированность умений
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя
в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
‫ ـ‬сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
‫ ـ‬владение умением выявлять связь литературного произведения с историей и географией
Крыма;
6

‫ ـ‬умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в
произведениях других видов искусств (кино, живопись, музыка).
Выпускник научится:
- изучать содержание изученных литературных произведений;
- выделять основные факты биографии изучаемых авторов.
уметь:
- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
- анализировать художественные произведения и давать собственную интерпретацию;
- давать развернутый ответ на вопрос, подготовить рассказ о литературном герое;
Выпускник получит возможность научиться:
- свободно владеть монологической и диалогической речью в процессе беседы,
сообщений, докладов;
-уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к прочитанному, выступать с
докладами и сообщениями, писать отзыв;
- находить информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

Тематическое планирование
№

Раздел

Кол-во часов

Практическая
(творческая)
работа
-

1. Введение

1

2. Литература ХХ века

27

3. Тенденции развития современной
художественной литературы Крыма
ИТОГО:

6

-

34

3

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».