РП по химии для 11 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
<Средняя школа Ns lб имени Героя Советского Союза Степана
Иванова города Евпатории Ресгryблики Крым>

РАБОЧАЯ
по
на уровень

ПРОГРАММА
химии

среднего

общего

образования

для 11 класса
(Соответствует федерЕrльной образовательной

программе СОО, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.07.2023 ЛЬ371)

2023r

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе
Федермьного закона от 29.|2.2012 J'.lЪ 273-ФЗ <Об образовании в Российской Федерации>,

требований к результатаN, освоения федеральной образовательной программы среднего
общего образования (ФОП СОО), прелставленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте СОО, с учетом Концепции преподавания учебного предмета

<Химия> в образовательных организациях Российской Федерации, реaл,Iизутощих
основные образовательные прогрalммы, и основных положений кСтратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 годо (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05. 2015 ]Ф 996 - р.).

основу подходов к разработке программы по химии, к определению общей
стратегии обучения. воспитilния и развития, обучающихся средствами учебного предмета
<Химия>l для l0 l l классов на базовом уровне составили концептуaIльные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержzlния, результатов обуrения и
требований к уровню подготовки выпускников.
Химическое образование, получаемое выпускниками общеобразовательной
организации. является неотъемлемой частью их образованности. Оно служит
завершающим этапом реализации на соответствующем ему базовом уровне ключевьrх
ценностей, присущих целостной системе химического образования. Эти ценности
касаются познания законов природы, формирования мировоззрения и общей куJьтуры
человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде. Реализуется химическое образование обучающихся на уровне среднего
общего образования средствilми учебного предмета кхимия>, содержапие и построение
которого определены в прогрilldме по химии с учётом специфики науки химии, её
значения в познании природы и в материаJIьной жизни обществ4 а также с уrётом общих
целей

и

принциповl

характеризующих

современное

состояние

системы

среднего

общего

образования в Российской Федерации.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в современной
цивилизации, в создании новой базы материальной культуры. она вносит свой вюгIад в
формирование рациоЕального научного мышления, в создмие целостного представJIения
об окружающем мире как о единстве природы и человека' которое формируется в химии
на основе понимания вещественного состава окружающего мира, осознilния взalимосвязи
между строением веществ, их свойствами и возможными областяrли примененr.rя.
Тесно взаимодействуя с другими естественяыми науками, химия стала
неотъемлемой частью мировой культуры, необходимьш условием успешного туда и
жизни каждого члена общества. Современная химия как наука созидательнм, кaж на)та
высоких технологий направлена на решение глобмьньп< проблем устойчивого развития
человечества - сырьевой, энергетической, пищевой, экологической безопасности и
охраны здоровья,
В соответствии с общими целями и принципllI\,tи среднего общего образования
содержание предмета кХимия> (10-1 1 классы, базовый уровень изучения) ориентировано
преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для
выработки мировоззренческих ориентиров, успешного вкJIючения в жизнь социума,
продолжения образования в различньrх областях, не связilнных непосредственно с химией.
Составляющими предмета <<Химия>> являются базовые курсы - кОрганическая
химия) и <Общая и неорганическ!lя химия), основным компонентом содержaшия которьц
являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с вкJIючением
знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний
при изучении предмета обеспечивает возможность рассмоцения всего многообразия
веществ

на

основе

общих

понятий!

з(жонов

и

теорий

химии.

структура содержания курсов - <органическм химия> и <общая и неорганическая
химия> сформирована в программе по химии на основе системного подхода к изу{ению
учебного материала и обусловлена исторически обоснованным рlввитием знаний на
определённых теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества
рассматриваются на уровне классической теории строения органических соединеЕий, а
такЖе на уровне стереохимических и электронньrх представлений о стоении веществ.
Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии - от углеводородоh до
сложных биологически чlктивньD( соединений. В курсе органической химии получают
развитие сформированные на уровне основного общего образования первоначчrльные
представления о химической связи, классификационньD( признак{rх веществ, з,висимости
свойств веществ от их стоения, о химической реакции.
под новым углом зрения в предмете кхимия> базового }ровня рассматривается
изученный на уровне основного общего образования теоретический материал ц
фактологические сведения о веществах и химической реакции. Так, в частностr, Ъ *ур"a
<Общм и неорганическм химия) обучающимся предостЕlвJIяется возможность осознать
значение периодического зaжона с общетеоретических и методологических позиций,
глубже понятЬ историческое изменение функциЙ этого зiжона - от обобщаЮЩеЙ до
объясняющей и прогнозирующей.
Единм система знаний о важнейших веществах, их составе, строении, свойствах и
применении. а также о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания
дополняется в курсах 10 и l l классов элементами содержания, имеIощими
культурологический и прикладной характер. Эти знания способствуют пониманию
взаимосвязи химии с другими на}кzl ,tи, раскрывают её роль в познавательпой и
практической деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к процеOсу
творчества в области теории и прiктических приложений химии, помог€lют выпускнику
ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связatнньD( с химией,
критически осмысливать информацию и применять её для попоrшения знаний, решения
интеллекту,lльных и экспериментalльных исследовательских задач. В целом содержание
учебного предмета <Химия> данного }ровня изучения ориентировirно на формирование у
обучающихся мировоззренческой основы для понимания философских идей, Tarc.rx как:
материальное единство неоргttнического и оргtlнического мира, обусловленность свойств
веществ их cocTiвoM и строением, познаваемость природньD( явлений пlтём эксперимента
и решения противоречий между новыми фактами и теоретическими предпосьшками,
осознание роли химиИ в решениИ экологических проблем, а также проблем сбережения
энергетических ресурсов, сырья. создания новых технологий и материiUIов.
В

плане

решения

задач

воспитания,

развития

и

социа1,Iизации

обучающйхся

принятые программой по химиИ подходЫ к определению содержЕtния и построения
предмета предусматривают формирование универсальных 1.чебных действий, имеющих
базовое значение для различных видов деятельности: решеншr проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимьп< для приобретения опыта практической и
исследовательской деятельности, занимающей важное место в познalнии химии.
в практике преподавания химии как на уровне основного общего образования, так и
на уровне среднего общего образования, при определепии содержательной
характеристики целей изучения предмета направлением первостепенной значимости
традиционно признаётся формирование основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из
компонентов мировой культуры. С методической точки зрения такой подцод к
определению целей изучения пред},tета является вполне опрaвданным.
согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета <химия> на
базовом уровне (10 -l 1 кл.) являются:

о формирование системы химических зн€ший как вФкнейшей составJIяющей
естественно-научной картины мира, в основе которой лежат кJIючевые понятия,
фундаментмьные законы и теории химии, освоение язька науки, усвоение и
понимание сущности дост),пных обобщений мировоззренческого характера,

ознакомление с историей их развития и становления;
о формирование и развитие представлений о научных методах позн:lпия веществ и
химических реакций, необходимьгх дJIя приобретения умений ориентироваться в
мире веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и
' повседневной жизни;

.

,

развитие р{ений и способов деятельности, связанньD( с наблюдением и
объяснением химического экспериментъ соблюдением правил безопасного

обращения с веществами.
Наряду с этим, содержательнм характеристика целей И задач изучеЕиЯ ПРеД]чlеТа В
программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии с новыми приоритепш{и
в системе среднего общего образования. Сегодня в преподalвании химии в большей

степени отдаётся предпочтение практической компоненте содержания обl^rепия,
ориентированной на подготовку выпускника общеобразовательной организации,

владеющего не набором знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и
умениями активного пол}цlения знаний и применения их в реальной жизпи длI решения
практических задач.

в связи с этим при

изучении предмета кхимия> доминир}.ющее значение

приобретают такие цели и задачи, как:

адаптация Обl^rающихся к условиям динамично развив:лющегося мир4
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразовшrию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотньD( решений в KoHKpeTHbD(

жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
формирование у обучающихся кJIючевых навыков (ключевых компетенций),
ймеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем,
поиска. анализа и обработки информации, необходимьrх для приобретения опьпа
деятельности, которurя зalнимает BzDKHoe место в познании химии, а также для оценки с
позиций экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов
на организм человека и природную среду;
рiLзвитие познавательных интересов, интеллектуальЕых и творческих способностей
обучающихся: способности сilмостоятельно приобретать новые знания по химии в
соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные
технологии дJIя поиска и анализа учебной и научно-популярной информадии химического
содержания:
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического мышления,
наблюдательности, собршrности, аккуратности, которые особенно необход,lмы, в
частности!

при

планировании

и проведении

химического

эксперимента;

воспитание у обуrающихся убежлённости В ГуI\,rанистической нlшрllвJlенности
химии, её важной роли в решении глобальньп< проблем рационzrльного
природопользования, пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного
рarвновесия. осознaшия необходимости бережного отношения к природе и своему
здоровью, а также приобретения опыта использования полуlенных знаний для принятия
гра}lотttых решений в ситуациях, связанньIх с химическими явлениями.
В учебном плане среднего общего образования предмет <Химия> базового уровня
входит в cocтzlв предметной области кЕстественно-научные предметьD.
общее число часов, отведённьrх для изучения химии, на бщовом уровне среднего
общего образования, состzlвJIяет в 1l rcracce - 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11

клАсс

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Теоретические основы хпмии

Химический элемент. Атом. Ялро атома изотопы. Электронпм обшочка.
Энергетические уровни, подуровни. Атомные орбитали, S-, р-, d- элементы. Особенности
распределения электронов по орбита.пям в aтoMutx элементов первых четырёх периодов.
Электронная конфиryрачия атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов .Щ. Й.
Менделеева. Связь периодического зzжона
Периолической системы хлмиiеских
элементов fl, И. Менделеева с современной теорией стоения атомов. Закономерности
изменения свойств химических элементов и образуемьп< ими простьD( и сложньD( веществ
по группам и периодам, Значение периодического закона в развитии науки.
Строение вещества. Химическм связь. Виды химической связи (ковалентная
неполярнitя и полярнац! ионная, метшIлическм). Механизмы образования ковшlентной
химической связи (обменный и донорно-акчепторный). Водородная связь. Ва,rентность.
Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Вещества молекулярного и немолекулярЕого стоения. Закон постоянства сост:ва
вещества. Типы криста,rлических решёток. Зависимость свойства веществ от типа
кристаллической решётки.
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля
вещества в растворе.
классификация неорганических соединений. Номенклатlра неорганических
веществ. Генетическая связь неоргаЕических веществ, принадлежащих к рarзлиIшым

и

KjIaccaM.

Химическая реaжция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии. Закон сохранения массы веществ, зtжон сохранения и превращения

энергии при химических реакциях.
скорость реакции, её зависимость от различньrх факторов. Обратимые рйкции.
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического рiвновесия.
Принчип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые элекгролиты. Среда водньтх
растворов веществ: кислая, нейтра:lьнм, щелочнм.
Окислительно-восстаIlовительные реilкции.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: демонстация
таблиц кПериодическая система химических элементов .Щ. И. МенделеевФ), изучеЕие
моделей кристаллических решёток, наблюдение и описilпие демонстационньD( и
лабораторных опытов (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора,
определение среды растворов веществ с помощью }.ниверсzlльного индикаторц реакции
ионного обмена), проведение практической работы кВлияние различЕьD( факторов на
скорость химической реакции>.
Расчётные задачи.
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе термохимические расчёты,
расчёты с использованием понятия (массоваJI доля вещества).

Неорганическая химия
Неметаллы. Положение HeMeTaIJmoB

элементов

!.

И.

Менделеева

и

в Периодической системе химических
особенности стоения атомов. Физические свойства

немета].lлов. Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и
углерода).

Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, alзот4 фосфора,
углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водордцьD(
ооединений).
Применение вокнейших неметаJIлов и их соединений.
Мета,тлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов,Щ.
И. МеЁделеева. Особенности с]роения электронньD( оболочек атомов метalллов. Общие
физические свойства металлов. Сплавы металлов. Элекгрохимический ряд напряжений
металлов.

Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кшrьций, магний,
а,rюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соедипений.
Общие способы получения металлов. Применение металлов в бьгry и технике.
Экспериментальные методы изуIения веществ и их превращений: изучение
коллекции <металлы и сплавы), образцов неметаллов, решение экспериментаJlьньrх
задач, наблюдение и описание демонстационньD( и лабораторных опытов
(взаимодействие гидроксида алюминия с
растворilми кислот и щелочей, качествънные
реакции на катионы мегаллов).
Расчётные задачи.
расчёты

массы

вещества

или

объёма

газов

по

известному

количеству

вещества!

массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма,
количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси.
Химия и жизнь
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности,
развитии медицины. Понятие о научньrх методzlх познания веществ и химических
реакций.
представления об общих научных принципах промышленного получения
важнейших веществ.
человек в мире веществ и материЕrлов: важнейшие стоительные материалы,
конструкционные материalлы, краски, стекло, керамика, материмы дJIя электроники,
наноматериалЫ, органические И минера.льные Удобрения.
химия и здоровье человека: прilвила использования лекарственньD( препаратов,
правила безопасного использования препаратов бьrговой химии в повседлевной )Iс.tзни.
Межпредметные связи.
реализация межпредметных связей при изrIении общей и неорганической химии в
11 классе осуществляется через использование как общих естествеННО-науtIных понягий,
так и понятий, являющихся системными для отдельньж предметов естественно-ва)цного
цикла.
общие естественно-научные понятия: научный факг, гипотеза, закон, теория,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение, явление.
Физика: материя. энергия. масса. атой. электон. протон. нейтрон. ион. изотоп,
радиоактивностьl

молекула,

энергетический

уровень,

вещество,

тело,

объём,

агрегатное

состояние вещества, физические величины и единицы их измерения, скорость.
Биология: кJIетка, оргапизм, экосистема, биосферц макро- и микроэлементы,
витамины, обмен веществ в организме.
география: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
технология: химическм промышленность, мет{rллургия, производство
строительньш материалов, сельскохозяйственное производство, пищекrя
промышленность,
производство косметических
фармацевтическая промыпlлевность,
препаратов, производство констр}кционных материалов, элеrсгроннм промыпшепность,
нанотехнологии.

ПЛЛНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НЛ
БЛЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРЛЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТЛТЫ
устанавливает требования к результатz \4 освоения обучающимися
программ среднего общего образования (личностным, метzшредметным и предмеrным).
Научно-методической основой для разработки планируемьн результатов освоения
программ среднего общего образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностньD(
результатов освоения предмета кХимия> на уровне среднего общего образования
выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности - готовности к
саморазвитию, самостоятельности и сЕlмоопределению;
нzuичие мотивации к обl"rению'
целенаправленное развитие внугренних убеждений личности на основе кJIючевых
ценностей и исторических тадиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установкrtNtи, присущими целостной системе химического
образования;
нitличие правосознания экологической кульryры и способности стаlвить цели и
строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета кХимия> достигzlются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с гумatнистическими,
социокультурными, ду(овно_нр{lвотвенными ценностями и идеалlми российского
гражданского общества, принятыми в обществе нормами и прzlвилами поведения,
способствующими процессzl},r сilмопознания, саNrоразвития и нрtlвственного становления
личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета <Химия> отФкают сформирванность
опыта познавательпой
практической деятельЕости обуrаюпшхся по реzшизации
принятьtх в обществе ценностей, в том числе в части:
1) граясданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционньIх прав и обязанностей, ражения к
закону и правопорядку;
представления о социalльньж нормах и правилах межJIичностньD( отношений в
коллективе:
готовности к совместной творческой деятельности при создzlнии 1^rебных проектов,
решении учебных и познzlвательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, нчlмерения, логику и аргуlý{енты других
при анalлизе различньж видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественпой
химииi
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат дJIительнь,D( наблюдений,
кропотливых эксперИментальньD( поисков, постоянного труда учёных и практиковl
интереса и познавательньIх мотивов в получении и последующем авыlизё
информации о передовьtх достижениях современной отечественной химии;
3) луховно-нравственного воспитднпя:
нравственного сознания, этического поведения;

ФГОС СОО

и

способности оценивать ситуации, связаlнные с химическими явлениями, и
принимать осознalнные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;

готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих пост},пков;
4) формирования кульryры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношениJl к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществalми в бьrгу, повседневной
жизни и в трудовой деятельности;

irонимания ценности правил индивидуаJIьного и коллекгивЕого безопdсного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни lподей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкогоJIя,
наркотиков. курения);
трулового воспптания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на аrгивное участие в решении прalктических задач социа;rьной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изr{ению профессий рaвличного род4 в том чиёле на
основе применения предметньtх знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознalнному выбору индивидуа;rьной таектории образовалия,
бУЛУЩей ПРОфеССии и реurлизации собственных жизЕеIIньD( Ilланов с учётом личностньD(
интересов. способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспптания:
ЭкОлогически целесообразного отношения к природе, кiж источнику существования
5)

жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических
пiоцессов на.состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использовalния достижений химии дJIя решенtlя вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения прогнозировать неблагоприягные экологические последствия предпринимаемьж
действий и предотвращать их;
нz1,1ичия развитого экологического мышлепия, экологической культуры, опыта
деятельности экологической напрzвленности, }&tения р}ховодствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социалъной пракгике, способности и уменllя активно
противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научвого познания:

сформированности мировоззрения, соответств},ющего современному уровню

развития науки и общественной пр{ктики;

понимания специфики химии как науки, осознания её роли

рационального

научного

мышленияl

создании

целостного

представления

в
об

формировании
окружающем

мире как о единстве природы и человека, в познании природяьD( закономерностей и

решении проблем сохранения природного рttвновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материа,rьirой
культуры. рёшении глобальньrх проблем устойчивого развития человечества - сырьевой,
энергетической. пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины,

обеспечении

общества;

условий

успешного

труда

и экологически

комфортной

жизни

каждого

tшена

естественно-научной грамотности: понимzlния сущности методов познtlния,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания дJIя
анализа и объяснения явлений окрркающего мира и происходящих в нём изменений,
умения делать обоснованные зarкJIючения на основе научных фактов и имеющихся данньD(
с целью получения достоверньгх выводов;
СПОСОбнОСти сzш,tостоятельно использовать химические зн:lния дJIя решения проблем
в реаJ]ьных жизненньiх ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образовдIию и самообразов!lнию, к
активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными
потребностями;
интереса
особенностям труда
р.rзличных сферах профессиональной
деятельности.

к

в

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

метапредметные результаты освоения учебного пред\.{ета <химия> на уровне
среднего общего образования вкJIючают:
значимые лля формирования мировоззрения обуlающихся междисцшшинарные
(межпредметные) общенаrlные понятия, от{Dкающие целостность на1.,чной картины мира
и специфику методов познания, используемых в ecTecTBeHHbD( науках (материя, вещество,
энергия!

явление,

процесс,

система,

научный

факт,

принцип,

гипотеза

закономерность,

закон, теория. исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциона.пьной грамотности и
социальной ком петенции обу.rаюшихся;
способность обуrшощихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и }тиверсаJIьные у"rебные действия в позпавательной и
социальной практике.

Метапредметные результаты отрzrжают овладение универсчшьными у.rебньши

познавательными, коммуникативными и реryлятивными действиями.
Овладение унпверсальпыми учебными позIlавательнымп действиями:
1) базовые логпческше действпя:

самостоятельно формулировать

рассматриватьi

и

аюуализировать проблему, всесторонне

её

определять цели деятельности, задав:ul параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными цеJIями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления - вьцеJuIть
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
сооhветствутощие понятия д.Iя объяснения отдельньIх фактов и явлений;
выбйрать основания и критерии дtя классификации веществ и х}tмических реaжЦий;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктиввые, по анмогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассмативаемьD( яыIепиях, формулировать
выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (зпаковые)
модели, преобразовывать модельные представления - химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции - при решеЕии учебных
познавательньiх и практических задач, применять нaввчlнные модельные предстzlвJIения
для выявления характерных признаков из}л{аемых веществ и химических реакций.

2) базовые исследовательские действпя:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакчий;

формулировать цели и задачи исследовilния, использовать поставленные и
самостоятеj,Iьно сформулированные вопросы в качестве инст}мента познания и основы
для формирования гипотезы по проверке прirвильности высказываемых суждений;
владеть навьками самостоятельного планирования и проведения гIенических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанЕой
работе;

приооретать опыт ученическои исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к саN,tостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различньD( методов познания.
3) работа с пнформацией:
ориентироваться в различньж источниках информации (научно-попу.тiярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
анализировать информацию различных видов и форм представления, критичеёки
оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять рzвличные методы при поиске и отборе
информации, необходимой дтя выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативньгх технологий и
различньш поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальн}то форму представления информации (схемы,
графики. диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информачйей: применять межпредметные (физические и математические) знаки и
символы, формулы, аббревиаryры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальнымп коммуникатцвпыми действиямп:
задавать вопросы по существу обсрltдаемой темы в ходе дич}лога лl/илм цлскуссии,
высказывать идеи, формулировать свои пред,Iожения относительно выполнения
предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов позЕавательной деятельности, пол)ленньж
самостоятельно или совместно со сверстникЕllvи при вьшолнении химического
эксперимента, пракгической работы по исследов{lнию свойств изrtаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результат{ш{ проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями,
Овладение универсаJrьными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деяrельность,
определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать
предлагаемый irлгоритм действий при выполнении уrебных и исследовательских задач,
выбирать наиболее эффективньй способ их решения с учётом полгIения новьп< знаний о
веществах и химических реакциях;

.осуществлять

самооценки.

самоконтроль своей деятельности

на основе

самоzшализа и

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЛТЫ
1l

клАсс

Предметные результаты освоения курса кОбщая

отражают:

и

неорганическм химия>

сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, её ф)цкционаJrьной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;

владение системой химических знаний, которая включает: основополiгaлющие
понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, р-, d- электронные орбитали атомов, ион,
молекула. моль, молярный объём, вzшентность, элекгроотицательность, степень

окисления, химическм связь (KoBa,.leHTH{ц, ионная, металлическм, водородная),
кристаллическаJl решётка, типы химических реакций, раствор, элекгролиты,

неэлектролиты. электролитическчrя диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость
химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория
элекгролитической диссоциации. периодический закон Щ. И. Менлелеева, закон
сохранения массы веществ, зzlкон сохранения и превращения энергии при химических
реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знtlния,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических веществ в быту и праюической деятельности человека;
сформированность умений вьивлять характерные признаки понятий, устilнIвливать
их взаимосвязь, использовать соответств}.ющие поЕятия при описании неорг:tнических
веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для состalвления
формул веществ и уравнений химических реакций, систематическ},ю номенкJIат}ру
(IUPAC) и тривиzIльные назвzlния отдельных неорганических веществ (угарный газ,
углекислый газ, аl}{миак, гашёная известь, негашёная известь, питьевм сода, пирит и
другие);
сформированность умений опредеJIять валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентнм, ионнzш,
металлическая. водороднм) в соединениях, тип цристаллической решетки конкретного
вещества, (атомная, молекулярнarя, ионнiц, метzлллическаl), характер среды в водныr(
растворах неорганических соединений;
сформированность }мений устанавливать принадлежность неорганических веществ
по их составу к определённому классуiгруппе соединений (простые вещества - метаJIлы и
неметzuI..rы, оксиды, основzrния, кислоты, аr,rфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона .Щ. И.
Менделеева и демонстировать его систематизир),ющ},ю, объяснительнуо й
прогностическую функции;
сформированность рлений характеризовать электонное стоение атомов
химических элементов 1-4 периодов Периодаческой системы химических элемептов,Щ. И.
Менделеева, используя понrlтия (s-, р-, d-электронные орбитми>, (энергетические
уровни), объяснять зaжономерности изменения свойств химических элемептов и их
соединений по периодzм и группам Периодической системы химических элементов.Щ. И.
Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические
свойства неорганических веществ различных кJIассов, подтверждать существование
генетической связи между неорганическими веществzlN{и с помощью уравнений
соответствующих химических реакчий;
сформированность умения классифицировать химические реакции по различным
признакам (числу и cocтilвy реагир}.ющих веществ, тепловому эффекту реакции,
изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, гrастию катаплзатора);

сформированность },Nrений составлять уравнения реакций разJIичIIьD( типов, поJшые
и сокращённые уравнения реiлкций ионного обмеrrа, учитывм условия, при KoTopbD( эти
реiжциЙ ид}т до конца:
сформированность умений проводить реiжции, подтверждilющие качественный
состав рiвличньж неорганических веществ, распознавать опытным пугём иоЕы,
прис}"rствующие в водных растворах неорг{lнических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительньD(
реакчий посредством составJIения электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зzlвисимость скорости химической реaкции от
различных факторов; характер смещения химического рllвновесия в зависимости от
внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформировмвость умений характеризовать химические процессы, лежащие в
основе промышленного получения серной кислоты, аJtrмиака, а тiшже сформироваЕность
представлений об общих нагIных принципах и экологических проблемах хими.Iеского
производстваi
сформированность }мений проводить вычисления с использованием понятия
(массовtш доля вещества в растворе), объёмных отношений гацiов при химическиr(
реакциях, массы вещества или объёма гд}ов по известному количеству веществ4 массе
или объёму одного из rIаствующих в реalкции веществ, теплового эффекта реакции Еа
основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать пр{lвила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществаIlrи в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторньtх химических опьпов;
сформированность рлений планировать и выполIlять химический эксперимент
(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние рrвличньIх факторов
на скорость химической реакции, реакции ионного обмен4 качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион а tмония, решение экспериментальньD(
задач по темам кМета,тльп> и <Немета,тлы>) в соответствии с правил{ми техники
безопасности при обращении с веществitми и лабораторньтм оборудовапием, представJIять
результаты химического эксперимента в форме записи урtlвнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность уtлtений критически iшarлизироватъ химическ},ю информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и
других);
сформированность рлений соблюдать прaвила экологически целесообразЕого
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей приролной среды, осознавать опаспость воздействия на живые организмы
определённых веществ, понимая смысл показателя П.ЩК, пояснять Еа примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
,для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять
знания об основных доступпых методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обуrшощихся: уIиение использовать рельефноточечную систему обозначений Л. Брайля дIя записи химических формул.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
количество часов
J\t
п/п

Наименование разделов и
тем программы

все
го

Контро
льные
раооты

Пракг

пчески
е

работ

ы

Лабор
rторн
ые

опыты

Раздел 1. Теоретические осIlовы химии
Строение атомов.
Периодический закон и
Периодическая
3
химических элементов.Щ.
И. Менделеева

1.1

Строение вещества.
Многообразие веществ

4

1.3

Химические реакции

6

Итого по разделу
Раздел 2. Неорганическая химпя

https ://rn.edsoo.ru./7

f4l83 7с
Библиотека I-{OK
https://m.edsoo.ru/7
f418] 7с
1

l

Библиотека I-{OK
1

lrttps ://m.edsoo.ru/7

f4l837c

lз

2.1

Металлы

6

2.2

Неметмлы

9

2.з

Связь неорганических и
органических веществ

,|

2

1

1

Библиотека I{OK
htфs://m.еdsоо.г*-,I
f4l 837с

Библиотека ЩОК
1

https://m.edsoo.ru/7

фl8З7с

Итого по разделу
Раздел 3. Химия п жизнь

3.1

Бибrпrотека I-{OK

система

1.2

Элеrсгронные
(цифровые)
образовате.льные
ресурсы

Химия и жизнь

Итого по разделу

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЩОК
https://m.edsoo.ru/7
f41837c

2
1,7

Библиотека ЩОК
lrttps ://m.edsoo,rr/7

4

f4l8З7с

4

з4

2

J

4

, УЧЕБНQ-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
'
б
процЕссА
1

.

2.
3.
4.

ОБЯЗАТЕJЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАПЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА

Габриеrrян О. С. Химия. l0 класс : учеб. лля общеобразоват. организачийr/ О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. - М..: Просвецение.
Габриелян О. С.'Химия. 11 класс : 1чеб. для общеобразоват. оргшrизаций / О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. - М. : Просвещение

Химия. 10 класс : уlеб. дтя общеобразоват. оргаrтизаций
Фельдман. - М. : Просвешение.
Химия. 1l класс : уlеб. для общеофазоват. организаIий
Фельдман. - М. : Просвещение.

/

Г. Е. Рулзитис, Ф, Г.

/

Г. Е. Рулзитис, Ф. Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАJIЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

-

,
О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова кХимиg Методическое пособие - базовьй уровень))
М.: Щрофа 2О22 год.
2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, кОбщм химия в Tecт:lx, задач,rх. упражнениях. 1l
класс> - М.: .Щрофа" 2023 гол.
3. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова кХимия 1l класс:_ КонтроJФные и
прове,рочные работЫ к учебнику>>. -, М.: .Щрофа, 2Q21 г.
4. О.С.Гdбриелян, Г.Г.Лысюва, А.Г.Вцеденская кХимиir 1 1 класс: Настольная книга дJlя
)лrителя>. ЧаЬть 1 - М.: Щрофа, 2019 гоh
S. О.С.Габр"е*н, Г.Г.Лысова ,Д.Г.Введенская кХимия l1 класi: Настольная книга дIя
}чителя). Часть 2 - М.: !роф4 2022 гол.
б. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова <Задачи по хими!t и способы их
решения) - М.: кЩрофо, 2021год.
7. В.Г. .Щенисова <Химия 11 кла'сс по}?очные планы по учебнику О.С.Габрйелян4
Г,Г.Лысовой> - Волгоград> Учитель 2018год.
8. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко <Тесты по химии 1l класс>, - М.: Экзамен,
20l 9г.
9. 9. О.С.Габрие:rян, И.Г.остроумов кХимический эксперимент в школе 1l K;lacc>; - М-:
!рофа. - 20l9 гол.

1.

,

РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ЦИФРОВЫЕ ОБРЛЗОВАТЕЛЬНЫЕ
,интЕрнЕт
1

2

Российская электроннм школа h s://reslr.ed
Библиотека ЦоК https ://rn.edsoo.rr,r/O0ae4270

ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».