РП по информатике 8-9 классы

Муницшпальное бюдясетное общеобразоватqльно€ учрelN(депше
<<Средняя школа ЛЁ 1б пменп Героя Советского Союза Степапа Иваrrова
города Евпаторип Республикп Крым>>

СОГJIАСОВАНО

РАССМОТРЕНО
ШМО

на заседании

Заместитель директора по

УВР

от 29.08.2023 г
ПротоколNч

.

.Щиректор школы

(о рОДА Е а

Ю.Г. Черн

1

мо

Руково

УТВЕРЖ,ЩНО

т]

а

Я. Хорошева

30.0

202Зr

Донцова

\
t

с

РАБОЧАЯПРОГРАММА
по Информатпке

Еа уровепь основного общего образованrrя
для 8-9 кпассов

2023 г.

6 /01_1б

3г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗЛIIИСКА
Программа по информатике на уровне основIIою общего образоваIrия
составлена на основе требований к результатам освоеЕия основной
образовательной программы основного общего образования, представJIеIIных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей прогрЕлп{мы воспитапия.
Программа по информатике даёт цредставлеЕие о цеJIях, общей
стратегии об5rчения, воспитаIIиJI и развития обуrающихся средствами
информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает ею струкryрироваЕие по рaвдела}r и темам.
Программа по информатике опредеJuIет количественные и качественные
характеристики у^rебною материала, в том числе для содержательного
наполЕения разного вида контроJIя (промеясугочной аттестации
обучающюrся, всероссийскID( проверочньп< работ, государствеЕной итоговой
аттестации).

Программа по информатике явJuIется основой NIя

составлениrI

авторских у,rебньгх программ, тематическою планирования курса rIителем.
Щелями из)ления информатики на уровне основЕого общего
образования явJuIются :
формирование основ мировоззреЕия, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениJIм на)лно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт рдtвития представлекий об
информации как о важнейшем стратегиЕIеском реси)се развития личности,
государства, общества, понимания роли информационньтх процессов,
информационных ресурсов и информационньD( технологий в условил(
цифровой трансформации мноплх сфер rr<изни современнопо общества;

обеспечение условий, способствlпощих рaввитию алюритмическою
мыrrшения как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполаrающего способность
обу^rающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадаЕIи,

сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
области
формирование
развитие компетенций обучшощюrся
использовчлниJI информационно-коммуникационных технологий, в юм числе
знаний, уплений и навыков работы
информацией, програчrмироваЕия,
коммуникации в coBpeMeHHbrx цифровьD( средах в условиях обеспечения
информационной безопасности лиlIности обуrающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информаrцаи
с 1..rётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и

и

в

с

2

созидательной деятельности с примецением средств информационвьтх
технологий.
Информатика в основном общем образовании oTpEDK€IeT:
сущность информатики как науrной дисциIIJIины, изучающей
закономерности протеканиJI и возможности автоматизации информационньп<
процессов в рzвличных системах;

информатики, прежде
информационЕые технолоrии, управJIение и социальную сферу;
основные

области

примененшI

междисцшшинарный характер информатики и

всею

информационной

деятельности.

Изучение информатики оказывает существенное влиJIние на
формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию,
закJIадывает основы пониманиJI принципов функционирования и
использования информационньD( технологий как необходпrrоrо инстумента
пр€ктически rпобой деятельности
наиболее значимьтх
одною

и

из

технологшlеских достижений современной цивилизации. Мноrие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обуrающимися при
изr{ении информатики, находят применеЕие как в рапdках образовательного

процесса при изrIении д)уп{х предметньгх областей, так и в иньD(
жизненньtх ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, то есть ориентированы на формирование метапредметньD( и
личностньIх результатов обl^rения.
ОСнОвные задачи 1.чебного цредмета <<Информатико>
обуrающихся:

-

сформировать у

понимание принципов устройства и функционирования бъекгов
цифрового окружения, представJIения об истории и тенденциях рЕLзвитиrr
информатики периода цифровой трансформачии совремеЕного бщества;
знания, рrеЕия и навыки грамотной постаЕовки задач, возникaцощю( в
практrческой деятельности, для их решения с помощью информационньrх
технологий, умения и навыки формшrизованного описiлния поставJIенных
задач;

базовые зЕaIния об информационном моделцровании, в том числе о

математическом моделцровании;
знание основных алгоритмических струкгур и улiение применять эти
знчlния для пос,цроения lшгоритмов решения задач по ю( математическим
моделям;
умения и навыки составJIения простых программ по постоенному
€rлгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

3

умения и навыки эффективного использоваЕия основньD( типов

прикJIадньrх прогрzлп,tм (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми
нормЕtми информационной этики и права, основами информационной

безопасности;
умение гр€lмотно

интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять поJцленЕые
результаты в практической деятельности.
Щели и задачи изrIения информатики на уровне основного общего

образования определяют струкryру осЕовного содержzlния у.rебного

предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
iшгоритмы и програп{мирование;
информационЕые технологии.
На изlrчение информатики на базовом )ровне отводится в 8 классе - 34
часа (l час в неделю), в 9 классе - 34 часа (l час в неделю).
В связu с mем, чmо прu перехоdе на новые рабочuе про2рамrчrы в 9 юлассе
проuсхоdutп повmоренuе оmdельньtх разdелов u осmаюmся неuзученньtмu
оmdельньле разdелы, буdеm проuзвеdена корреклпuровка рабочей проzрсlммы :
I. В поdразdеле Рабопа в uнформацuонном просmlrансft ве разdела
Ituфровая ероJ}rолпноспrь в 8 кпассе uч/чмся маmерuсu .

Маmерuал dанноzо поdразdела <Сервuсы zосуdарспвенных услу2.
Облачные xpaшuJluu|a daHHbtx. Среdсtпва совмесmной розрабопкu
dокуменmов (онлайн-офuсы). Проzраммное обеспеченuе как вебсервuс: онлайновые fпексmовые u zрафuческuе реdакmоры, среdьl
разрабоmкu проaрсlJуrм. )) вьlносumся на lд,ученuе в 9 массе.
2. В поdразdеле ModanupoBaHue как пеmоd познонalл разdела
Теореmuческuе основы uпформаmuкu в 8 классе uч)чсuся
слефюuluй маmерuсu: <Моdель. Заdачu, решаемые с помощью
моdашрованuя. Классuфuкацuu моdелей. Маmерuалtьные (наrпурньле)
u uнформацuонньле моdелu. Непрерьлвньtе u duскреmные моdелu.
Имumацuонньле моdелu. Иzровьtе моdелu. Оценка аdекваmносtпu

моdелu моdелuруемому объекmу

u целям

моdелuрованtlя.>,

4

моdелu. Таблuца как преOсmавленuе оmношенuя. Бсвы
daHHblx. Оmбор в mаблuце сmрок, уdовлеmворяюtцtм заdанному
условuюD, < Поняtпuе маfпепlаfпuческой моdелu. Заdачu, решаемые с
помоlцью маmемаrпuческоzо (компьюtперноzо) моdелuромнuя.
Оmлuчuе маmемаmuческой моdелu оm наmурной моdелu u оm
словесноео (лurпераmlлрноzо) опuсанltя объекmа. Эmапьt
компьюmерноzо моdелuрованuя: посmановка заdачu, поспроенuе
маmемаmuческой моdелu, проzрсlммнм ресаuзацuя, mесmuромнuе,
провеdенuе компьюmерноео экспершценmа, aчMlkt еzо резульmалпоq
<<Таблuчньtе

уmочненuе моdелu>.

Маtперuм dанноzо поdразdела оГроф. BepuluHa, ребро,

пуmь.

Орuенmuрованные u неорuенmuрованные ?рафы.,Щлuна (вес) ребра.
Весовая маmрuца ерафа. ,Щлuна rtуtпu меасdу вq)шuнсtмu zрафа.
Поuск опmuммьноzо пуmu в zрафе. Начальная вершuна (uсmочнuк) u
конечнм BeputuHa (сmок) в орuенmuрованном zрафе. Вьlчuсленuе
колuчесmва пуmей в направленном ацuмuческом zрафе.
,Щерево. Корень, вершuна (узел), лuсm, ребро (dуzф depeBa. Высоrпа
depeBa. Поddерево. Прuмерьt uспользованuя depeBbeB. Перебор
варuанmов с помоulью dерева.> вьlносlлfпся на uчlченuе в 9 классе.

3. Поdразdы Элеюпронньtе tпаблuцьl разOела Информацюпные

mехнолоZuч был uзучен в 8 классе:
<Поняmuе об элекmронньtх tпаблuцах. Тuпы daHHbtx в ячейкв
элекmронной mаблuцы. Реdакmuрованuе u формаrпuрованuе лпаблuц.
Всmроенные функцuu dля поuска максuмума, мuнuмума, суммы u
cpedHezo арuфмеmuческоzо. Сорrпuровка daHHblx в выdеленном
duапазоне. Посtпроенuе duaepaMM (zuсmоzрамма, кwеовсlя
duazpaMMa, mочечнсlя duazpaMMa). Вьлбор muпа duаzlэаммы.

Преобразованuе формул

прu

копuрованuu.

Оmносumельнсtя,

абсолюmнм u смеulаннсlя аdресацttя.
Условньtе вычuсленuя в элекmронных fпаблuцах. CyMMupoBaHue u
поdсчёrп значенuй, оfflвечаюlцlDс заdанному условuю. Обрабоmка
больuluх наборов daHHbtx. Чuсленное моOелu|юванuе в элекпронньlх

mаблuцах.>

4. Mamepualt

разdепа Сuсmемьt счuсJленrrл u

Элquенmы

м аmел,алп uчес ко Й ло е uкu :

Непозuцuонньtе u позuцuонные сuсmемьl счuсленuя. Алфавum.
Основанuе, Развфнуmм форма запuсu чuсла. Перевоd в dесяtttuчную
сuслпему чuсеJl, запuсанньlх в dpyztM сuсmемах счuсленuя.
р uмс кая cuc mема с чuсле нuя.

5

.Щвоuчная сuсmема счuсленltя. Перевоd целых чuсаl в преdелох оtп 0

dо 1024 в

dвоuчную сuсmему счuсленu,я. Восьмерuчнм сuсmема
счuсленuя. Перевоd чuсел uз восьмерuчной сuсmемы в dвоuчную u
dесяtпuчную сlлсfпемы u обраtпно. Шеслпнаdцаmерuчнсlл сlrcmеl|а
счuсленuя. Перевоd чuсел лlз uлесtпнаdцаrперuчной сuсfпемы в
dвоuчную, восьмерuчную u dесяmuчную сuсmемьl u обрапlно.
Дрuфмеmuческuе операцuu в dвоuчной сuсmеме счuсленчя.
лоzuческuе высксвыванuя. Лоzuческuе значенuя высказьtванuй.
Элеменmарньtе u сосmавные высксt:,ыванtlя. Лоzuческuе операцuu:
 (лоеuческое оmрuцанuе). Прuорurпеп
лоzuческlл операцuй. Опреdеленuе uсmuнносmu сосmавноzо
высксвыванuя, еслu uзвеспны значенuя uсmuнносmu вхоdяultм в Hezo
элеменmарных вьtсказьtванuй. Лоzuческuе вырцхсенtм. Правшtа
запuсu лоzuческuх вьlраасенuй. Посmроенuе tпаблuц uсmuнносmu
л о zuческltх вьtраыс енuй.

Лоеuческuе элеменmы. Знакомсmво

с

ло?uческuмu

ocцoqclшu

компьюfпера.
буdуm uзученьl в 9 массе.

6

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8

клАсс

Теоретическпе основы шнформатпкп
системы счиспения

Непозиционные и

позиционные системы счисления. Алфавит.

Основание. Развёрrтутм форма записи числа. Перевод в десятиtIЕую систему
чисел, з€шисЕtнньD( в других системiлх счисления.
римская система счисления.
Дооичная система счисления. Перевод цельD( чисел в пределах от 0 до
|024 в двоичц/ю систему счисления. Восьмерrшrая система счисления.
Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичFryю и десятичrrую системы
и обратно. Шестнадцатеричнм система счисления. Перевод чисел из
шестня цrIатеричной системы в двоичIryю, BocbмepшIrтylo и десятичц/ю
системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счислениrI.

элементы математпческой логпкп
логические выскalзывания. Логтrческие значения высказываний.
Элементарные и составные высказывания. Логичесrc.rе операции: (и>
(конъюнкция, логиtIеское умножение), <или> (дизъюнкция, логическое
сложение), <не> (логическое отрицание). Приоритет логFIескID( операцrй.
Определение истинности состЕвною выскtвывalниrl, если известЕы значеЕия
истинности входящих в него элементарных выскalзываний. Логические
вырФкения. Правила записи логическшх выражений. Построение таблиц
истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с лоrическими основами компьютера.
Алгорптмы п программированпе
Исполнптели п алгоритмы. Алгорштмическпе конструкцип
Понятие аJIгоритма. Исполнители €лJIгоритмов. Алгоритм как IuIaH
управления исполнителем.
Свойства ЕuIгоритма. Способы записи ЕuIгоритма (словесный, в виде
блок-схемы, программа).
Алюритмические конструкции. КонструкциrI <(следование>. Линейкый
алгоритм. Ограниченность линейньrх aшгоритмов: невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполЕяемых действий от
исходньD( данньн.

Конструкция (ветвJIение>: полнaц и неполная формы. Выполнение и
Ilевыполнение условия (истинность и ложность выск€lзывания). Простые и
составные условия.

7

Конструкция ((повторения>: цикJIы с заданным числом повторений, с
условием выполнениJI, с переменной цикла.
Разработка дIя форма.пьного исполнитеJIя aшгоритма, цриводящего к
требуемому результату при конкретньгх исходньгх даЕIIьD(. Разработка
несложных ЕUIгоритмов с использованием цикJIов и ветвлений для
управлениJI формальными исполнитеJIями, такими как Робот, Черепашка"
Чертёжник. Выполнение ЕuIгоритмов вр)чЕуIо и на компьютере.
синтаксические и логические ошибки. отказы.
Язык программпрованпя
Язык программированиJr (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста програп{м, ц)чrнсJIятор,

отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Щелые, вещественные и символьЕые
переменные.
Оператор присвЕшвания. Арифметические вырaDкения и порядок ю(
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток
от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логиtIески)( выражений на
из)лаемом языке прогрarп.rмирования). Нахоrrсдение минпNtуIчrа и макси}rуIйа
из дв).х, трёх и четырёх чисел. Решение квадратноrc уравнеЕия, имеющего
вещественные корни.
Димоговая отладка прогр{lпrм: пошаговое выполнение, просмот
значений величин, отладочный вывод, выбор точки ocтalнoBa.
Щишr с условием. Алгоритм Евшtида для н€D(ождения нмбольшего
общего делитеJIя двух натуральных чисел. Разбиение записи начрtшьного
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным l0, на
отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости однопо целог0
числа на другое, проверки нат)Фatльною числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появлениr{ символа в
строке, Встроенные фуr*цr" для обработки строк.

Анализ аJrгорптмов
Определение возможных результатов работы алпоритма при данном
множестве входньтх дalнньIх, определение возможньD( входных данных,
приводящих к данному результату.

8

9

клАсс

Щифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет п стратегпrr безопасного поведеншя в пей
Глобальная сеть Интернет. IР-ашrеса узлов. Сетевое хрzшение дЕшньD(.
Методы индивидуаJIьного и коJuIективного рaцrмещениJI новой информаIц.tи в
Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные
социatльньD( сетей).

Поняме об информачионной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобаrrьной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в
Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предrпреждение
вовJIечения в деструктивные и криминaшьные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и д)угие формы).
Работа в пнформацпонном прострапстве
Сервисы государственных услуг. Облачные храниJIища данных.
Средства совместной разработки докуI4ентов (оrrлайн-офисы). Программное

обеспечение

как

веб-сервис: онлайновые текстовые

и

rрафичесlс,rе

редакторы, среды разработки программ.

Теоретпческие осЕовы пнформатикп
спстемы счшспенпя

Непозиционные и

позициоllЕые системы счисления. Алфавит.

Основание. Развёрrrугая форма записи числа. Перевод в десятиtIц/ю систему
чисел, записанньrх в других системах счисления.
римская система счисления.
,Щвоичная система счисления. Перевод цельD( чисел в цределах от 0 до
|024 в двоичЕуIо систему счисления. Восьмеришrм система счислеЕия.
Перевод чисел из восьмери.Iной системы в двоичцaю и десятшIrгую системы
и обратно. ШестнадцатеричнЕц система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичЕуIо, восьмериrIIrую и десятичц/ю
системы и братно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.

элементы математпчеекой логикп
логические высказывания. Логические значения высказываний.
Элементарные и составные высказывания. Логические операции: (и>
(конъюнкция, логиЕIеское умножение), <<или>> (дизъюнкция, логиtIеское

сложение), <не> (логическое отрицЕlние). Приоритет логическID( операций.
Определение истинности составною высказываЕия, если известны значеЕия
истинности входящих в него элементарных выск&}ывaший. Лоrичесrurе
9

вырФкения. Правшtа записи логических выражений. Построение таблиц
истинности логически)( выражений.
Логичесrс.rе элементы. Знакомство с лопт.Iескими основами компьютера.

Моделировацпе мк метод познанпя
Граф. Вершина, ребро, тrуть. Ориентированные и неориентирокlнные
графы. .Щлина (вес) ребра. Весовая матрица графа. ,Щлива rrути между
вершинaлп,tи графа. Поиск оптимЕlльного тrути в графе. Начальнм вершина
(источник) и конечн.ц вершина (сток) в ориентировalнном графе. Вычисление
колшIества rrутей в нЕшравленном ацикJIFIеском графе.
,Щерево. Корень, верцмна (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева. Поддерево. Примеры использованлL,I деревьев. Перебор вариантов с
помощью дерева.
Алгоритмы п программпрованпе
Исполнптe.lrп п аJIгорптмы. Алгоритмпческпе конструкцпп
Понятие алгоритма. Исполнители Еrлгоритмов. Алгорrrпrr как IUIarH
управJIения исполнителем.
Свойства arлгоритма. Способы записи аJIгоритма (словесный, в виде
блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конс,грукция (следование>. Линейный
€rлгоритм. Ограниченность линейньпr €шгоритмов: невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполюIемых действий от
исходных данных.
Конструкция <(вет&IIение>: полнaц и Ееполнaц формы. Выполнение и
невыполнение условиrI (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия.
Конструкция (повторения>: цикпы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка дrя формального исполнителя аJIгоритма, приводящего к
требуемому результату при KoHKpeTHbD( исходных д.rнньгх. Разработка

несложЕьD( Еrлюритмов с использованием цикJIов и вствлений Nlя
управпения формальными исполнитеJlями, тЕlкими как Робот, Черепашка,

Чертёжник. Выполвение алгоритмов вр)чЕую и

на

компьютере.

Синтаксические и логи.Iеские ошибки. отказы.
Язык программпровашпя
Язык программироваЕия (Python, С++, ПаскаJIь, Java, С#, Школьный
Алгоритмичесюrй Язык).
Система програýrмировalния: редактор текста прогрall\,lм, трансJIятор,
отладчик.
10

Переменная: тип, имя, значение. Щелые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок ю(
вьнисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаюк
от деления.

Ветвления. Составные условиrI (запись логиЕIеск!D( выражений на
изr{аемом языке программирования). Нахождение минимума и максиIlfума
из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квад)атного )ryавнения, имеющею
вещественные корни.

,Щиа.llоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод, выбор точки ocтaнoкl.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нФ(ождения наибольшею
общего делитеJIя двух натурaшьньD( чисел. Разбиение зЕшиси натуральнок)
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равньrм l0, на
отдельные цифры.
lfuкл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одною целопо
числа на другое, цроверки начФ{lльного числа Еа простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появленrlя символа в
стоке. Вс,гроенные функции для обработки сток.
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составrrение алгOритмов и прогрЕlп{м с
использов€lнием ветвлений, цикJIов и вспомоrательньD( алгоритмов для
управленЕя испоJIнителем Робот или другими исполнителями, такими как
Черепашка, Чертёжник и другими.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Состаыtение и
отладка проrрап{м, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерньD(
числовьIх массивов, на одном из языков програп,rмирования (Python, С#,
Паскшrь, Java, С#, IIIкольный Алгоритмический Язык): зaшолнение числовою
массива сrry^rайными числalми, в соответствии с формулой или rгутём ввода
чисел, нахождение суммы элемеЕтов массивtt, линейный поиск заданного

значения в массиве, подсчёт элемеЕтов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нaD(ождение минимzшьнопо (максшиального) элемента
массива. Сортировка массива.

Обработка потока данных: вычисление количества, ср(мы, среднего
арифметическою, минимaUIьного и максимальнопо значения элементов
последовательности, удовлетворяюццтх заданному условию.
Апалпз алгорптмов
11

Определение возможных результатов работьт аJIгоритма при данном
множестве входных дчшньtх, определение возможньD( входньD( данЕьгх,
приводяпцD( к данному результату.
Управленrrе
Управление. Сигнаrr. Обратная связь. Поrцчение сипIaшов от цифровых
датчиков (касания, расстояЕия, света, звука и другого). Примеры

использования цринципа обратной связи в системах управJIения
техническими ус,гройствами с помощью датчиков, в том числе в
робототехнике.

Примеры роботизированных систем (система управJIения движением в
транспортной системе, сварочнЕц линия автозавода, автоматизиров€rнное
упраыIение отоплением дома автономнaш система управления транспорпrым
средством и другие системы).
Информационные технологии
Информационные технологпи в совремевном обществе
Роль информационЕых технологий в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательЕые ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями:

веб-дизайнер, прогр€rммист, разработчик мобильньD( приложений,
тестировщик, архитектор программного обеспечения, специчшист по
ан€lлизу

данньD(, системный администратор.

L2

ПЛАIIИРУЕМЫЕ
ИН(DОРМАТИКЕ
ОБРЛЗОВАНИЯ

РЕЗУJЬТАТЫ ОСВОЕЕИЯ ПРОГРАММЫ ПО
НА

УРОВНЕ

ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО

Из5rчение информатики на уровне основЕого общего образования
направJIено на достижение обl"rающимися личностIiьDq метацредuетньD( и
предметньг)( результатов освоениJl содержания у.rебвого предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУJЬТЛТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решеЕие задач
воспитzlния, рaввития и социaшизации обl"rшощю(ся средствами у.rебного
предмета.

В результате из)ления информатики на уровне основною общего
образования у обу,rающегося булуг сформированы следующие ли.Iностные

результаты в части:

1) патрпотического воспптаппя:

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики KtlK науки в жизЕи
современЕого общества, владение достоверяой информацией о передовых
мировых и отечественньD( достиженияr( в области информатики u
информационньD( технологий, заинтересованIlость в на}цньD( знrшиях о
цифровой трансформации современною общества;
2) луховно-нравствеЕшого воспптанпя:
ориентация на морЕIльные ценности и нормы в ситуациrlх нравственною

выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции HpElBcTBeHHbD( и правовьD( норм с 1^rётом
осозЕания последствий поступков, активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в Интернете;
3) граllцапского воспптаЕпя:
представление о социЕл.льньrх нормах и правиJI€ц межJIиIIностцьD(
отношений в коJUIективе, в том числе в социаJIьньD( собществах,
том числе нaвыков безопасного
соблюдение прЕвил безопасности,
поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении 5rчебных, познавательЕых задач, создalнии
уrебньrх проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомоIщ,l в
процессе этой уrебной деятельности, потовность оценивать своё поведеЕие и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и прaлвовьIх норм с
уrётом осознztния последствий поступков;
4) ченносгей научного познанпя:

в

13

сформированность

мировоззренtIеских

представлений

об информации,

информационных процессчD( и

информационных технологltль
соответствующих современному уровню развития науки и общественной

прzжтики и составляющrо< базовую основу для понимания с)лцности нау.rной
картины мира;
интерес к об)ченшо и познанию, Jпобознательность, готовность и
способность к самообразокlнию, осознzlнному выбору напрarвJIенносм и
уровня обуT ения в даrrьнейшем;
овладение основными навыкап,rи исследовательской деятельности,

устаЕовка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стемление
совершенствовать пуги достижения индивид/Еrльного и коJUIективною
благопол5rчия;

сформированность информационной культуры, в том числе павыков
самостоятельной работы с 1.чебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствЕIми информационЕьтх технологий, а тЕrкже умеЕия
самостоятельно опредеJuIть цели своего обуrения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формtlрованпя культуры здоровья :
осознание ценности жизни, ответственное отношеЕие к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения
соблюдения требований безопасной эксшryатации средств

и

информационных

и комIlfуникационных

технологий;

б) трудового воспптанпя:

интерес к практиtIескому из)Еению профессий и трула в сферо<

профессиональной деятельности, связанньD( с
информатикой,
программированием и информационными техflологиями, основ!шными на
достижениях науки информатики и научво-техниtlеского

црогресса;

осознанный выбор и построение индивидlальной траекюрии
образования и жизнеЕньD( планов с уrётом личньIх и бщественньD(
интересов и потребностей;

7) экологпческого воспптанпя:

осознание глобаrrьного характера экологиЕIескIо( проблем и гrутей ю<
решения, в том числе с 1.,rётом возможностей информаrионньD( и
коммуникационных технологий ;
8) адаптацпи обучающегося к пзменяющпмся условпям социальной
и прпродной среды:
освоение обуr.rаlопц.rмися социaшьного опыта, ocHoBHbD( социальньD(
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
t4

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в вцрту€rльном пространстве.

МЕТАIIРЕДЧIЕТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоеIiия црограммы по информатике
отражают овпадеЕие универсшIьными у.rебными деиствиями
познавательными, коммуникативными, реryJIятивIrыми.
Познавательные унпверсальные учбные действшя
Базовые логпческпе действrrя:
умение опредеJIять понятия, создавать обобщения, устанаыIивать
анzulогии, классифицировать, сtлмостоятельно выбирать основания и
критерии для шrассификации, устшI€rвJIивать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения, делать )rмозакJIючения (ин,ryкпавные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;

р{ение создавать, примеЕять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения у.rебных и познавательных задач;
сaлмостоятельно выбирать способ решения уrебной задаIIи (сравнивать

несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые псс.педовательскше действпя:

с

уrётом

формулировать вопросы, фиксирующие рЕц}рыв межд/ реаJIьным и

желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полrIенную
в ходе исследовЕшиrr;
пропIозировать возможное дыrьнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а таюке выдвигать
предположения об их рaввитии в новых условиях и контекстах.
Работа с пнформацпей:
выяыIять дефицит информации, дztнных, необходимь,rх ди решения
поставленной задачи;
примеюIть различные методы, инструменты и запросы при поиске и
оборе информации или данных из источников с 1r.rётом предложенной
уrебной задачи и задaшньD( критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию р€ц}JIичньн видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптим€лJIьIý/ю форму представления
информации и иллюстрировать решаемые зqдаIш несложными схемами,
ди€гра}rмами, иной графикой и их kомбинациями;
15

оценивать надёжность информации по критершш, предложеЕЕым
)лителем или сформулированЕым самостоятельЕо;
эффективно зzшоминать и систематизировать информацшо.

Коммунпкативные унпверсальные учебные дейgгвпя

Общешпе:
сопоставJIять свои суждения с с)Dкдениями других )ластников дишIога,
обнаруживать р€IзJIFIие и сходство позиций;
публично предстalвJIять результаты выполненною опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления
уrётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составJIять
устные и письменные тексты с использованием иJIлюстративных матери{ллов.
Совместная деяте.пьпость (сотруднпчество):
понимать и использовать преимущества командЕой и иrциви.ryальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационною продукта;
принимать цель совместной информационной деятельIlости по сбору,
обработке, передаче, формаrrизации информации, коJIJIективно строшть
действия по её достижению: распредеJIять роли, договарив€lться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информаци ей или информационным
продуктом, достиг€lя качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с д)угими членами команды;
оценивать качество своего вкпада в обций информационный продукг по

с

критериям,

самостоятельно

сформулированным

взаимодействия;

)п{астниками

сравнивать результаты с исходной задачей Е вкJIад кФкдого тшена
команды в достюкение результатов, р€вдеJIять сферу ответствеЕности и
проявJurть ютовность к предост€rвJIению отчёта перед группой.

Регулятпвные универсальпые учебные действпя
Самоорганизацпя:
выявJUIть
решения;

в

жизненньD(

и

у.rебньrх ситуацияr( пlюблемы, трбуюшие

ориентироваться в различных под(одах к

принятию решений

(индивидуальЕое принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составJIять aшгоритм решениrr задачи (или его часть),
выбирать способ решеншI 1,.rебной задачи с уrётом имеющихся ресурсов и
16

собственных возможностеЙ, аргуIчtентиромть предлаrаемые кrриЕшты
решений;

составлять mlalн действий (план ре€шизации Е€!меченного алmритма
решения), корректировать цредложенный аJIгоритм с rIётом поJIJлеЕия
новых знаний об из}п{аемом объекте;

делать выбор в условиях промворечивой информации и брать

ответствеЕность за решение.
Самоконтроль (рефлекспя):
вJIадеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предJIагать план её изменения;
r{итывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении у.rебной задачи, адаптировать решение
меняющимся
обстоятельствам;

к

объяснять причины

досмжения

(недостижения) результатов

информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе HoBbD( обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленньD( оrrгrбок, вознишцих тудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоцrrональпый пнтеJrлект:
ставить себя на место другого человека, поЕимать мотивы и намерения
другого.
Прпнятпе себя и других:
осознавать невозможность конlролировать всё вокруг дarке в условил(
открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ

К

концу обr{ения

следующие умения:

поясЕять

на

в8

reJracce

у

обучающегося бу,ryт сформированы

примерах рzвличия меж.ry позиционными

и

непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в разлиtIньD(
позиционньD( система)( счисления (с основаниями 2, 8, lб), вьшоrпrять
арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий <<высказывание>), (логическая операция>,
(логическое вьцФкение>;
записывать

конъюнкции

и

логиtIеские выражения с использованием
дизъюнкции,
отрицatния, оцределять истинЕость лоrически)( выражений,

!7

если известны значения истинности входящих в нею переменньD(, сц)оить
таблицы истинности для логических выражениЙ;
раскрывать смысл понятий (исполнитель)), ((алгоритмD, ((прогрЕlIuмаD,
понимм разницу меrкд/ употреблеЕием этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать алгоритм решения задачи разлиtIIrыми способа lи, в том
числе в виде блок-схемы;
составJIять, вьшолнять вручную и на компьютере цесложные шIгоритмы
с использованием ветвлений и цикпов для управJIени'I исполнитеJI,Iми,
такими как Робот, Черепятттка, Чертёжник;
использовать константы и переменные разлиЕIных типов (числовьDь
логических, символьньD(), а TaIoKe содержапце их вырФкения, использовать
оператор присваивЕlния;
использовать при разработке програп,rм логические значения, операции
и выражения с ними;
анализировать предложеЕные Ешюритмы, в том числе оцределять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходньD( значений;
создавать и отлаживать программы на одIом из языков
прогрЕlммирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, lIIкольный
Алгоритмический Язык), реЕuIизующие несложные аJIгоритмы обработю,r
числовьIх данных с использованием цикJIов и ветвлений, в том числе
реaшизующие проверку делимости одЕого целою числа на д)угое, проверку
натур€lльною числа на простоту, выделения цифр из начryальною числа.

К

концу обу.rения

следующие умения:

в9

классе

у

обучающегося будrг сформированы

междr позиционными и
рiвлиtIIдI
Еепозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от0 до 1024 в разлIrЕIных
позиIшtонных системчrх счисления (с основаниrIми 2, 8, 16), ВЫПОJIНЯТЬ
арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий <<высказывание>, (логическая операцияD,
(логическое вырФкение>;
записывать логиtIеские вырФкеЕия с использованием
дизъюнкIцlи,
коIlъюнкции и отрицания, опредеJIять истинность лопт.iескIа( вьrршrсений,
если известны значения истинности входящю( в непо переменньD(, строитъ
пояснять на

примерa!х

таблицы истинности для логических выражений;

18

раскрывать смысл понятий (исполнитель>, (алгоритм>, (<программЕD),
понимЕrя рЕвницу между употеблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать алгоритм решения задачи разлиIIIIыми способап.rи, в том
числе в виде блок-схемы;
составJIять, выполIUIть вручЕуIо и на компьютере Еесложные алгоритмы
с использованием ветЕIIений и цикJIов дtя управления исполнитеJIями,
такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменIIые разJIичных типов (числовьо<,
логических, символьньп<), а также содержацце их вырЕDкения, использов€lть
оператор присваивания;
использовать при разработке програп,rм логические значениJI, операции
и вырФкения с ними;
аЕ€UIизировать цредложенные €шгоритмы, в том числе опредеJIятъ, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлФкивать програilrмы на одном из языков
прогр.лммировЕlния (Srthon, С++, Паскаль, Java, С#, IIIкольньй
Алгоритмический Язык), реализуюцц,Iе несложные алпоритмы обрабошс,r
числовьгх данных с использованием цикJIов и ветвлений, в том числе
реzшизующие проверщу делимости одного целого числа на друrcе, проверку
натур€шьного числа на простоту, выделениlI цифр из нац/раJIьного числа.
разбивать задачи на подзадачи, составJIять, выполЕять Bpyrкylo и на
компьютере несложные алгоритмы с использовalнием ветвлений, tдлктtов и
вспомогательньD( Ешгоритмов для )aправлениrr исполнитеJIями, такими KalK
Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлzDкивать прогрЕll\,rмы, реализуюцц,rе типовые аJIгоритмы
обработки числовьгх последовательностей йли одномерны)( числовых
массивов (поиск м€lксиL{)rмов, минимумов, су {мы или колиЕIества элементов
с заданными свойствами) на одном из языков програшдrрования (Python,
f+-l, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий <<модель>, (моделированиеD, опредеJIять
виды моделей, оценивать адекватЕость модели моделцруемому объекгу и
целям моделировЕlния;

использовать графы и деревья для моделцрования систем сетевой и
иерархической струкryры, нЕD(одить кратчайuпай ггугь в графе;
выбирать способ представления данньIх в соответствии с поставленной
задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием
соответствующих прогр€Iммных средств обработки даIrных;
19

использовать элекц)онные таблицы ддя обработlоr, анаJIиза й
визуarлизации числовых дalнных, в том числе с выделением диЕlпдlона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электроЕньD( таблицах формулы для расчётов с
использованием BcтpoeнHbrx арифмети.Iескю( функций (срширование и
подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметттческое,
поиск максимальною и минимaшIьнопо значения), абсолотной,
относительной, смешанной адресации;
использовать электонные таблицы для численного моделирования в
простых задачЕ!х из рЕц|ньD( предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы, облачные хранилища дzlнных, онлайнпрограммы (текстовые и графические ред.lкторы, среды разработlш)) в
уrебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов,
сервисов государственньD( услуг, образовательньD( сервисов Иrrтернета в
1"rебной и повседIlевной деятельности;
использовать
вредоносного
средства
защиты
от
разлиtIные
программного обеспечения, защищать персонaлJIьЕrую информацшо от
несанкционированною доступа и его последствий фазглашения, подdены,
утраты данньп<) с уrётом основньtх технологических и социiшьнопсихологи.IескЕх аспектов использовzrния сети Интернет (сетевая
анонимность, цифровой след, аутентичность субъекгов и ресурсов, опасность
вредоносною кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающи)(
в деструктивные и кримиЕальные формы сетевой активности (в том числе
кибербуллинг, фишинг).

20

р

19

лдЕ
ЕчЕ

l

г-,

о

d о

iЁЕп
F cL: х

х
F.
о
lo

ч

c=i

al

g!

й:l
-ol

ltз
lio

\ol

N

фl

сa

ь<

El
ýl

a1 эl

=ч
;Jo йЕl
g
E€l
Ё*l
bEl рq
ёЕ
БЁl
Eýl ý\ Еъl
ёа ёз
дЕl йЁ ЕЁl

ФЕ

ц

в.

фl
Ёi

9q
ьЕ
\ ý\
ё8
ýli

с)

ЕЁiiБ
gЕ

6

,t

&

л

-|

ф

ф

9

\оl

.,:a

l
a)

lt

ЕЕ
kц
xro

ь

+

ф

al

F!:
l)

Ё)

:lo

Ф

(J:

бt

д
tq)

\о

о
о

н

у

с
(l.

ф

tr

Е
a)

r{
бl

Ф

н

U
н

FL)

<;
аБ

ýa

о

с.]

Oi

c.l

Ё

(\

д

у

Fr

\о

ел
ЕЕ
бб
Е*
лв

iё

а

I.

.е
л
д
о
tD

у
lD

а
о
q)
q)

Er

о

Е

е

о

х(.)
QJ

a(

о
о
ý
о
Ф

F
о

о

о
н

Б

о

9
d

-

asФ
Liт
GiE

tsЕ

ео оь
оЕ
I

ý<

Е
cl

tr

q
(l

А
о
а
Е

Е

о

с.l

ý

tс

о
з
о
н

а
L

Е
Е

cl
а

о

ц
ql
tr

уl.
E(D

л
Е

.д
Е.

if

о.:

е
сд
бl

F.
к!

Ф

>R
trь

о
Е
о
(J

а
к
8
е
9
н

с.l

с]
бl

о
F.
(\

с)

Ф

о.

о
н
Ф
о

ЁЕ
йЕ
нз
rjF
цд
оЕ

N

о
Е
гl)

iЕЕ=
F а.ч х
;a:t-

ЕЁtБ
; iч ч

-l

s

6

Ol
El

\о

!l

ф

ф
sl

El

=ы )+ч 5El
9н F.l о i-.l ol
еЯl
еЯ
E)Бl 9Ф m€l
аЕl
ý\l оЕ
ý\ bEl
Eýl
tё8
ЁЕl
йЁl йЁ EEt
a\з

е

=чо о
i-.l
-о !
бв Ф
ьЕ
ý\
ЁЕ о
дЁ
.-----

лд!l
tФФ

Ёl

\о

гtt.

лl

oi

11

\ol

cl

H.1.ogBd

c.l

бэ

,-] о

бЕ
irё

t\

,5Ё
йЁ

(\

оихоаьи,r,явdц

lчrogBd
о

аrчнчrгоd.r,ноу

Ё

е)

i

q

+

oJaJg

с

г-

О\
]

q)

д

Е

се
о

е

о
а

ц
€

е
е)

бl

Ф

о

Е

Q

U

Y

о\

6a

ýф
Fб

ц

сй
Ёо.9

a

!)ь

Е
ф

о
о

х'Б
O.i-j

бl

€

!i

а

ц
6

а

}a

lr

ёl

с)

F

cl

бl

tr

о

о

ч
о
Ф

о

tr

a:
9Фр
ь
Е
о с!ц
Фýо
Fr :Ё о.
ЕФЕ
о *Б>
Ф
дфо
ýl
с
QЁЁ
ia
Е ;яз
сд J!:Ёcl
ьЁ a)
о Ё(.)>
EL аýр
Ф
е в ýё
Et
qUЕ
dl
l- ro ý а н

j

о

.а{
4ё

а

к

ý

д

о

l-

€

у

q)

Ф

аL
о
а

!

dl

Е

(!

л

д

н

о.

Е
Ф

9

()
Q.)

F.

а
Q

Ёr
(о

q)

Ф

tr

о

ll)

Е

Gt

Ф

а
d
о

бi

с.ч

с'l

Ф

к
в
д

а
о

о

(a)

о
la

Ф

о
н

c.l

а
;.о
Fr

q
о
lr
а
ý

iё

о

(l)

€

ф

d

(!

д

lE a!
=lr

Ей

sE

d)

(!

ъ

.о

ф г-

г6

ý Е
*
ь
:4ч
^l
Jo
=ч о i-.]
_оо
i:с')
Фб !ч Ёд
9q
БЁ Е ьЕ
Е\ \а :ý
,ё8
о ЁЕ
дЕ
ц.Е

ч

s

гл.

-j

(в

уФ
н

о

ЕФ

\о

ц

]

€\

c.l

i

о\

ф
Ё-

Ф

Kl

ю
(o

а
d

о.
Ф

о

ф

ý

(.)

Е(

q

d

a

о

д
о

о
о

з о,

cl

о

tr

(.)

Ф

ф

2
2
lr

Е

о

ч
F.

н

о

}<

q)

l.
л

tl)

Ф

о
Е
х
Ф

Q

F

Ф

tr
tQ

Ёi

Е:
x(d
Kl

!zo
*а

цх

с]
l

q

с я
cl

tr

(l

Е

.,)

Ф

cl

о
о
о
F.

с)

>F
а
о ын
,е -.о. а
;\о

tD

d

tr

*

н

tФ
с')

а
(tl

о
о
lr
о
F

Ф

g

а н
н
Ф

ф

F

Цl

о]

УЧЕБНО-МЕТОД.IЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕJЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИА"ПЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

. Информатика, 8 класс/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.,

Шестакова Л.В., Акционерное общество <Издательство <Просвещение>
. Информатика, 9 класс/ Семакин И.Г., Зшrогова Л.А., Русаков С.В.,

Шестакова Л.В., Акционерное общество <<Издательство <Просвещение>

МЕТОД{ЧЕСКИЕ МАТЕРИАJIЫ ДIЯ УЧИТЕJIЯ
https://resh.edu.ru

://edsoo.ru

https://education. чапdех.rчllаЬlliЬrаrч/mаir/? srade:7.
https://bo

metodi st/authorYinformatika/3 /юоf.оhо

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕJЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕС].РСЫ СЕТИ
интЕрнЕт
https://resh.edu.ru
https://m.edsoo.ru

2ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».