Муницшпальное бюдясетное общеобразоватqльно€ учрelN(депше <<Средняя школа ЛЁ 1б пменп Героя Советского Союза Степапа Иваrrова города Евпаторип Республикп Крым>> СОГJIАСОВАНО РАССМОТРЕНО ШМО на заседании Заместитель директора по УВР от 29.08.2023 г ПротоколNч . .Щиректор школы (о рОДА Е а Ю.Г. Черн 1 мо Руково УТВЕРЖ,ЩНО т] а Я. Хорошева 30.0 202Зr Донцова \ t с РАБОЧАЯПРОГРАММА по Информатпке Еа уровепь основного общего образованrrя для 8-9 кпассов 2023 г. 6 /01_1б 3г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗЛIIИСКА Программа по информатике на уровне основIIою общего образоваIrия составлена на основе требований к результатам освоеЕия основной образовательной программы основного общего образования, представJIеIIных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей прогрЕлп{мы воспитапия. Программа по информатике даёт цредставлеЕие о цеJIях, общей стратегии об5rчения, воспитаIIиJI и развития обуrающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает ею струкryрироваЕие по рaвдела}r и темам. Программа по информатике опредеJuIет количественные и качественные характеристики у^rебною материала, в том числе для содержательного наполЕения разного вида контроJIя (промеясугочной аттестации обучающюrся, всероссийскID( проверочньп< работ, государствеЕной итоговой аттестации). Программа по информатике явJuIется основой NIя составлениrI авторских у,rебньгх программ, тематическою планирования курса rIителем. Щелями из)ления информатики на уровне основЕого общего образования явJuIются : формирование основ мировоззреЕия, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениJIм на)лно-технического прогресса и общественной практики, за счёт рдtвития представлекий об информации как о важнейшем стратегиЕIеском реси)се развития личности, государства, общества, понимания роли информационньтх процессов, информационных ресурсов и информационньD( технологий в условил( цифровой трансформации мноплх сфер rr<изни современнопо общества; обеспечение условий, способствlпощих рaввитию алюритмическою мыrrшения как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполаrающего способность обу^rающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадаЕIи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; области формирование развитие компетенций обучшощюrся использовчлниJI информационно-коммуникационных технологий, в юм числе знаний, уплений и навыков работы информацией, програчrмироваЕия, коммуникации в coBpeMeHHbrx цифровьD( средах в условиях обеспечения информационной безопасности лиlIности обуrающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информаrцаи с 1..rётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и и в с 2 созидательной деятельности с примецением средств информационвьтх технологий. Информатика в основном общем образовании oTpEDK€IeT: сущность информатики как науrной дисциIIJIины, изучающей закономерности протеканиJI и возможности автоматизации информационньп< процессов в рzвличных системах; информатики, прежде информационЕые технолоrии, управJIение и социальную сферу; основные области примененшI междисцшшинарный характер информатики и всею информационной деятельности. Изучение информатики оказывает существенное влиJIние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закJIадывает основы пониманиJI принципов функционирования и использования информационньD( технологий как необходпrrоrо инстумента пр€ктически rпобой деятельности наиболее значимьтх одною и из технологшlеских достижений современной цивилизации. Мноrие предметные знания и способы деятельности, освоенные обуrающимися при изr{ении информатики, находят применеЕие как в рапdках образовательного процесса при изrIении д)уп{х предметньгх областей, так и в иньD( жизненньtх ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметньD( и личностньIх результатов обl^rения. ОСнОвные задачи 1.чебного цредмета <<Информатико> обуrающихся: - сформировать у понимание принципов устройства и функционирования бъекгов цифрового окружения, представJIения об истории и тенденциях рЕLзвитиrr информатики периода цифровой трансформачии совремеЕного бщества; знания, рrеЕия и навыки грамотной постаЕовки задач, возникaцощю( в практrческой деятельности, для их решения с помощью информационньrх технологий, умения и навыки формшrизованного описiлния поставJIенных задач; базовые зЕaIния об информационном моделцровании, в том числе о математическом моделцровании; знание основных алгоритмических струкгур и улiение применять эти знчlния для пос,цроения lшгоритмов решения задач по ю( математическим моделям; умения и навыки составJIения простых программ по постоенному €rлгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; 3 умения и навыки эффективного использоваЕия основньD( типов прикJIадньrх прогрzлп,tм (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормЕtми информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение гр€lмотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять поJцленЕые результаты в практической деятельности. Щели и задачи изrIения информатики на уровне основного общего образования определяют струкryру осЕовного содержzlния у.rебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики; iшгоритмы и програп{мирование; информационЕые технологии. На изlrчение информатики на базовом )ровне отводится в 8 классе - 34 часа (l час в неделю), в 9 классе - 34 часа (l час в неделю). В связu с mем, чmо прu перехоdе на новые рабочuе про2рамrчrы в 9 юлассе проuсхоdutп повmоренuе оmdельньtх разdелов u осmаюmся неuзученньtмu оmdельньле разdелы, буdеm проuзвеdена корреклпuровка рабочей проzрсlммы : I. В поdразdеле Рабопа в uнформацuонном просmlrансft ве разdела Ituфровая ероJ}rолпноспrь в 8 кпассе uч/чмся маmерuсu. Маmерuал dанноzо поdразdела <Сервuсы zосуdарспвенных услу2. Облачные xpaшuJluu|a daHHbtx. Среdсtпва совмесmной розрабопкu dокуменmов (онлайн-офuсы). Проzраммное обеспеченuе как вебсервuс: онлайновые fпексmовые u zрафuческuе реdакmоры, среdьl разрабоmкu проaрсlJуrм. )) вьlносumся на lд,ученuе в 9 массе. 2. В поdразdеле ModanupoBaHue как пеmоd познонalл разdела Теореmuческuе основы uпформаmuкu в 8 классе uч)чсuся слефюuluй маmерuсu: <Моdель. Заdачu, решаемые с помощью моdашрованuя. Классuфuкацuu моdелей. Маmерuалtьные (наrпурньле) u uнформацuонньле моdелu. Непрерьлвньtе u duскреmные моdелu. Имumацuонньле моdелu. Иzровьtе моdелu. Оценка аdекваmносtпu моdелu моdелuруемому объекmу u целям моdелuрованtlя.>, 4 моdелu. Таблuца как преOсmавленuе оmношенuя. Бсвы daHHblx. Оmбор в mаблuце сmрок, уdовлеmворяюtцtм заdанному условuюD, < Поняtпuе маfпепlаfпuческой моdелu. Заdачu, решаемые с помоlцью маmемаrпuческоzо (компьюtперноzо) моdелuромнuя. Оmлuчuе маmемаmuческой моdелu оm наmурной моdелu u оm словесноео (лurпераmlлрноzо) опuсанltя объекmа. Эmапьt компьюmерноzо моdелuрованuя: посmановка заdачu, поспроенuе маmемаmuческой моdелu, проzрсlммнм ресаuзацuя, mесmuромнuе, провеdенuе компьюmерноео экспершценmа, aчMlkt еzо резульmалпоq <<Таблuчньtе уmочненuе моdелu>. Маtперuм dанноzо поdразdела оГроф. BepuluHa, ребро, пуmь. Орuенmuрованные u неорuенmuрованные ?рафы.,Щлuна (вес) ребра. Весовая маmрuца ерафа. ,Щлuна rtуtпu меасdу вq)шuнсtмu zрафа. Поuск опmuммьноzо пуmu в zрафе. Начальная вершuна (uсmочнuк) u конечнм BeputuHa (сmок) в орuенmuрованном zрафе. Вьlчuсленuе колuчесmва пуmей в направленном ацuмuческом zрафе. ,Щерево. Корень, вершuна (узел), лuсm, ребро (dуzф depeBa. Высоrпа depeBa. Поddерево. Прuмерьt uспользованuя depeBbeB. Перебор варuанmов с помоulью dерева.> вьlносlлfпся на uчlченuе в 9 классе. 3. Поdразdы Элеюпронньtе tпаблuцьl разOела Информацюпные mехнолоZuч был uзучен в 8 классе: <Поняmuе об элекmронньtх tпаблuцах. Тuпы daHHbtx в ячейкв элекmронной mаблuцы. Реdакmuрованuе u формаrпuрованuе лпаблuц. Всmроенные функцuu dля поuска максuмума, мuнuмума, суммы u cpedHezo арuфмеmuческоzо. Сорrпuровка daHHblx в выdеленном duапазоне. Посtпроенuе duaepaMM (zuсmоzрамма, кwеовсlя duazpaMMa, mочечнсlя duazpaMMa). Вьлбор muпа duаzlэаммы. Преобразованuе формул прu копuрованuu. Оmносumельнсtя, абсолюmнм u смеulаннсlя аdресацttя. Условньtе вычuсленuя в элекmронных fпаблuцах. CyMMupoBaHue u поdсчёrп значенuй, оfflвечаюlцlDс заdанному условuю. Обрабоmка больuluх наборов daHHbtx. Чuсленное моOелu|юванuе в элекпронньlх mаблuцах.> 4. Mamepualt разdепа Сuсmемьt счuсJленrrл u Элquенmы м аmел,алп uчес ко Й ло е uкu : Непозuцuонньtе u позuцuонные сuсmемьl счuсленuя. Алфавum. Основанuе, Развфнуmм форма запuсu чuсла. Перевоd в dесяtttuчную сuслпему чuсеJl, запuсанньlх в dpyztM сuсmемах счuсленuя. р uмс кая cuc mема с чuсле нuя. 5 .Щвоuчная сuсmема счuсленltя. Перевоd целых чuсаl в преdелох оtп 0 dо 1024 в dвоuчную сuсmему счuсленu,я. Восьмерuчнм сuсmема счuсленuя. Перевоd чuсел uз восьмерuчной сuсmемы в dвоuчную u dесяtпuчную сlлсfпемы u обраtпно. Шеслпнаdцаmерuчнсlл сlrcmеl|а счuсленuя. Перевоd чuсел лlз uлесtпнаdцаrперuчной сuсfпемы в dвоuчную, восьмерuчную u dесяmuчную сuсmемьl u обрапlно. Дрuфмеmuческuе операцuu в dвоuчной сuсmеме счuсленчя. лоzuческuе высксвыванuя. Лоzuческuе значенuя высказьtванuй. Элеменmарньtе u сосmавные высксt:,ыванtlя. Лоzuческuе операцuu: (лоеuческое оmрuцанuе). Прuорurпеп лоzuческlл операцuй. Опреdеленuе uсmuнносmu сосmавноzо высксвыванuя, еслu uзвеспны значенuя uсmuнносmu вхоdяultм в Hezo элеменmарных вьtсказьtванuй. Лоzuческuе вырцхсенtм. Правшtа запuсu лоzuческuх вьlраасенuй. Посmроенuе tпаблuц uсmuнносmu л о zuческltх вьtраыс енuй. Лоеuческuе элеменmы. Знакомсmво с ло?uческuмu ocцoqclшu компьюfпера. буdуm uзученьl в 9 массе. 6 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 клАсс Теоретическпе основы шнформатпкп системы счиспения Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрrтутм форма записи числа. Перевод в десятиtIЕую систему чисел, з€шисЕtнньD( в других системiлх счисления. римская система счисления. Дооичная система счисления. Перевод цельD( чисел в пределах от 0 до |024 в двоичц/ю систему счисления. Восьмерrшrая система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичFryю и десятичrrую системы и обратно. Шестнадцатеричнм система счисления. Перевод чисел из шестня цrIатеричной системы в двоичIryю, BocbмepшIrтylo и десятичц/ю системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счислениrI. элементы математпческой логпкп логические выскalзывания. Логтrческие значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логичесrc.rе операции: (и> (конъюнкция, логиtIеское умножение), <или> (дизъюнкция, логическое сложение), <не> (логическое отрицание). Приоритет логFIескID( операцrй. Определение истинности состЕвною выскtвывalниrl, если известЕы значеЕия истинности входящих в него элементарных выскalзываний. Логические вырФкения. Правила записи логическшх выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с лоrическими основами компьютера. Алгорптмы п программированпе Исполнптели п алгоритмы. Алгорштмическпе конструкцип Понятие аJIгоритма. Исполнители €лJIгоритмов. Алгоритм как IuIaH управления исполнителем. Свойства ЕuIгоритма. Способы записи ЕuIгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алюритмические конструкции. КонструкциrI <(следование>. Линейкый алгоритм. Ограниченность линейньrх aшгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполЕяемых действий от исходньD( данньн. Конструкция (ветвJIение>: полнaц и неполная формы. Выполнение и Ilевыполнение условия (истинность и ложность выск€lзывания). Простые и составные условия. 7 Конструкция ((повторения>: цикJIы с заданным числом повторений, с условием выполнениJI, с переменной цикла. Разработка дIя форма.пьного исполнитеJIя aшгоритма, цриводящего к требуемому результату при конкретньгх исходньгх даЕIIьD(. Разработка несложных ЕUIгоритмов с использованием цикJIов и ветвлений для управлениJI формальными исполнитеJIями, такими как Робот, Черепашка" Чертёжник. Выполнение ЕuIгоритмов вр)чЕуIо и на компьютере. синтаксические и логические ошибки. отказы. Язык программпрованпя Язык программированиJr (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста програп{м, ц)чrнсJIятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Щелые, вещественные и символьЕые переменные. Оператор присвЕшвания. Арифметические вырaDкения и порядок ю( вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логиtIески)( выражений на из)лаемом языке прогрarп.rмирования). Нахоrrсдение минпNtуIчrа и макси}rуIйа из дв).х, трёх и четырёх чисел. Решение квадратноrc уравнеЕия, имеющего вещественные корни. Димоговая отладка прогр{lпrм: пошаговое выполнение, просмот значений величин, отладочный вывод, выбор точки ocтalнoBa. Щишr с условием. Алгоритм Евшtида для н€D(ождения нмбольшего общего делитеJIя двух натуральных чисел. Разбиение записи начрtшьного числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным l0, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости однопо целог0 числа на другое, проверки нат)Фatльною числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появлениr{ символа в строке, Встроенные фуr*цr" для обработки строк. Анализ аJrгорптмов Определение возможных результатов работы алпоритма при данном множестве входньтх дalнньIх, определение возможньD( входных данных, приводящих к данному результату. 8 9 клАсс Щифровая грамотность Глобальная сеть Интернет п стратегпrr безопасного поведеншя в пей Глобальная сеть Интернет. IР-ашrеса узлов. Сетевое хрzшение дЕшньD(. Методы индивидуаJIьного и коJuIективного рaцrмещениJI новой информаIц.tи в Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные социatльньD( сетей). Поняме об информачионной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобаrrьной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предrпреждение вовJIечения в деструктивные и криминaшьные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и д)угие формы). Работа в пнформацпонном прострапстве Сервисы государственных услуг. Облачные храниJIища данных. Средства совместной разработки докуI4ентов (оrrлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и rрафичесlс,rе редакторы, среды разработки программ. Теоретпческие осЕовы пнформатикп спстемы счшспенпя Непозиционные и позициоllЕые системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрrrугая форма записи числа. Перевод в десятиtIц/ю систему чисел, записанньrх в других системах счисления. римская система счисления. ,Щвоичная система счисления. Перевод цельD( чисел в цределах от 0 до |024 в двоичЕуIо систему счисления. Восьмеришrм система счислеЕия. Перевод чисел из восьмери.Iной системы в двоичцaю и десятшIrгую системы и обратно. ШестнадцатеричнЕц система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичЕуIо, восьмериrIIrую и десятичц/ю системы и братно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. элементы математпчеекой логикп логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: (и> (конъюнкция, логиЕIеское умножение), <<или>> (дизъюнкция, логиtIеское сложение), <не> (логическое отрицЕlние). Приоритет логическID( операций. Определение истинности составною высказываЕия, если известны значеЕия истинности входящих в него элементарных выск&}ывaший. Лоrичесrurе 9 вырФкения. Правшtа записи логических выражений. Построение таблиц истинности логически)( выражений. Логичесrс.rе элементы. Знакомство с лопт.Iескими основами компьютера. Моделировацпе мк метод познанпя Граф. Вершина, ребро, тrуть. Ориентированные и неориентирокlнные графы. .Щлина (вес) ребра. Весовая матрица графа. ,Щлива rrути между вершинaлп,tи графа. Поиск оптимЕlльного тrути в графе. Начальнм вершина (источник) и конечн.ц вершина (сток) в ориентировalнном графе. Вычисление колшIества rrутей в нЕшравленном ацикJIFIеском графе. ,Щерево. Корень, верцмна (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использованлL,I деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Алгоритмы п программпрованпе Исполнптe.lrп п аJIгорптмы. Алгоритмпческпе конструкцпп Понятие алгоритма. Исполнители Еrлгоритмов. Алгорrrпrr как IUIarH управJIения исполнителем. Свойства arлгоритма. Способы записи аJIгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конс,грукция (следование>. Линейный €rлгоритм. Ограниченность линейньпr €шгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполюIемых действий от исходных данных. Конструкция <(вет&IIение>: полнaц и Ееполнaц формы. Выполнение и невыполнение условиrI (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция (повторения>: цикпы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка дrя формального исполнителя аJIгоритма, приводящего к требуемому результату при KoHKpeTHbD( исходных д.rнньгх. Разработка несложЕьD( Еrлюритмов с использованием цикJIов и вствлений Nlя управпения формальными исполнитеJlями, тЕlкими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполвение алгоритмов вр)чЕую и на компьютере. Синтаксические и логи.Iеские ошибки. отказы. Язык программпровашпя Язык программироваЕия (Python, С++, ПаскаJIь, Java, С#, Школьный Алгоритмичесюrй Язык). Система програýrмировalния: редактор текста прогрall\,lм, трансJIятор, отладчик. 10 Переменная: тип, имя, значение. Щелые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок ю( вьнисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаюк от деления. Ветвления. Составные условиrI (запись логиЕIеск!D( выражений на изr{аемом языке программирования). Нахождение минимума и максиIlfума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квад)атного )ryавнения, имеющею вещественные корни. ,Щиа.llоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки ocтaнoкl. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нФ(ождения наибольшею общего делитеJIя двух натурaшьньD( чисел. Разбиение зЕшиси натуральнок) числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равньrм l0, на отдельные цифры. lfuкл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одною целопо числа на другое, цроверки начФ{lльного числа Еа простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появленrlя символа в стоке. Вс,гроенные функции для обработки сток. Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составrrение алгOритмов и прогрЕlп{м с использов€lнием ветвлений, цикJIов и вспомоrательньD( алгоритмов для управленЕя испоJIнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и другими. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Состаыtение и отладка проrрап{м, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерньD( числовьIх массивов, на одном из языков програп,rмирования (Python, С#, Паскшrь, Java, С#, IIIкольный Алгоритмический Язык): зaшолнение числовою массива сrry^rайными числalми, в соответствии с формулой или rгутём ввода чисел, нахождение суммы элемеЕтов массивtt, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элемеЕтов массива, удовлетворяющих заданному условию, нaD(ождение минимzшьнопо (максшиального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, ср(мы, среднего арифметическою, минимaUIьного и максимальнопо значения элементов последовательности, удовлетворяюццтх заданному условию. Апалпз алгорптмов 11 Определение возможных результатов работьт аJIгоритма при данном множестве входных дчшньtх, определение возможньD( входньD( данЕьгх, приводяпцD( к данному результату. Управленrrе Управление. Сигнаrr. Обратная связь. Поrцчение сипIaшов от цифровых датчиков (касания, расстояЕия, света, звука и другого). Примеры использования цринципа обратной связи в системах управJIения техническими ус,гройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управJIения движением в транспортной системе, сварочнЕц линия автозавода, автоматизиров€rнное упраыIение отоплением дома автономнaш система управления транспорпrым средством и другие системы). Информационные технологии Информационные технологпи в совремевном обществе Роль информационЕых технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательЕые ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, прогр€rммист, разработчик мобильньD( приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специчшист по ан€lлизу данньD(, системный администратор. L2 ПЛАIIИРУЕМЫЕ ИН(DОРМАТИКЕ ОБРЛЗОВАНИЯ РЕЗУJЬТАТЫ ОСВОЕЕИЯ ПРОГРАММЫ ПО НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО Из5rчение информатики на уровне основЕого общего образования направJIено на достижение обl"rающимися личностIiьDq метацредuетньD( и предметньг)( результатов освоениJl содержания у.rебвого предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУJЬТЛТЫ Личностные результаты имеют направленность на решеЕие задач воспитzlния, рaввития и социaшизации обl"rшощю(ся средствами у.rебного предмета. В результате из)ления информатики на уровне основною общего образования у обу,rающегося булуг сформированы следующие ли.Iностные результаты в части: 1) патрпотического воспптаппя: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики KtlK науки в жизЕи современЕого общества, владение достоверяой информацией о передовых мировых и отечественньD( достиженияr( в области информатики u информационньD( технологий, заинтересованIlость в на}цньD( знrшиях о цифровой трансформации современною общества; 2) луховно-нравствеЕшого воспптанпя: ориентация на морЕIльные ценности и нормы в ситуациrlх нравственною выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции HpElBcTBeHHbD( и правовьD( норм с 1^rётом осозЕания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) граllцапского воспптаЕпя: представление о социЕл.льньrх нормах и правиJI€ц межJIиIIностцьD( отношений в коJUIективе, в том числе в социаJIьньD( собществах, том числе нaвыков безопасного соблюдение прЕвил безопасности, поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении 5rчебных, познавательЕых задач, создalнии уrебньrх проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомоIщ,l в процессе этой уrебной деятельности, потовность оценивать своё поведеЕие и поступки своих товарищей с позиции нравственных и прaлвовьIх норм с уrётом осознztния последствий поступков; 4) ченносгей научного познанпя: в 13 сформированность мировоззренtIеских представлений об информации, информационных процессчD( и информационных технологltль соответствующих современному уровню развития науки и общественной прzжтики и составляющrо< базовую основу для понимания с)лцности нау.rной картины мира; интерес к об)ченшо и познанию, Jпобознательность, готовность и способность к самообразокlнию, осознzlнному выбору напрarвJIенносм и уровня обуT ения в даrrьнейшем; овладение основными навыкап,rи исследовательской деятельности, устаЕовка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стемление совершенствовать пуги достижения индивид/Еrльного и коJUIективною благопол5rчия; сформированность информационной культуры, в том числе павыков самостоятельной работы с 1.чебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствЕIми информационЕьтх технологий, а тЕrкже умеЕия самостоятельно опредеJuIть цели своего обуrения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формtlрованпя культуры здоровья : осознание ценности жизни, ответственное отношеЕие к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения соблюдения требований безопасной эксшryатации средств и информационных и комIlfуникационных технологий; б) трудового воспптанпя: интерес к практиtIескому из)Еению профессий и трула в сферо< профессиональной деятельности, связанньD( с информатикой, программированием и информационными техflологиями, основ!шными на достижениях науки информатики и научво-техниtlеского црогресса; осознанный выбор и построение индивидlальной траекюрии образования и жизнеЕньD( планов с уrётом личньIх и бщественньD( интересов и потребностей; 7) экологпческого воспптанпя: осознание глобаrrьного характера экологиЕIескIо( проблем и гrутей ю< решения, в том числе с 1.,rётом возможностей информаrионньD( и коммуникационных технологий ; 8) адаптацпи обучающегося к пзменяющпмся условпям социальной и прпродной среды: освоение обуr.rаlопц.rмися социaшьного опыта, ocHoBHbD( социальньD( ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил t4 общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в вцрту€rльном пространстве. МЕТАIIРЕДЧIЕТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ Метапредметные результаты освоеIiия црограммы по информатике отражают овпадеЕие универсшIьными у.rебными деиствиями познавательными, коммуникативными, реryJIятивIrыми. Познавательные унпверсальные учбные действшя Базовые логпческпе действrrя: умение опредеJIять понятия, создавать обобщения, устанаыIивать анzulогии, классифицировать, сtлмостоятельно выбирать основания и критерии для шrассификации, устшI€rвJIивать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать )rмозакJIючения (ин,ryкпавные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; р{ение создавать, примеЕять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения у.rебных и познавательных задач; сaлмостоятельно выбирать способ решения уrебной задаIIи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий самостоятельно выделенных критериев). Базовые псс.педовательскше действпя: с уrётом формулировать вопросы, фиксирующие рЕц}рыв межд/ реаJIьным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полrIенную в ходе исследовЕшиrr; пропIозировать возможное дыrьнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а таюке выдвигать предположения об их рaввитии в новых условиях и контекстах. Работа с пнформацпей: выяыIять дефицит информации, дztнных, необходимь,rх ди решения поставленной задачи; примеюIть различные методы, инструменты и запросы при поиске и оборе информации или данных из источников с 1r.rётом предложенной уrебной задачи и задaшньD( критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию р€ц}JIичньн видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптим€лJIьIý/ю форму представления информации и иллюстрировать решаемые зqдаIш несложными схемами, ди€гра}rмами, иной графикой и их kомбинациями; 15 оценивать надёжность информации по критершш, предложеЕЕым )лителем или сформулированЕым самостоятельЕо; эффективно зzшоминать и систематизировать информацшо. Коммунпкативные унпверсальные учебные дейgгвпя Общешпе: сопоставJIять свои суждения с с)Dкдениями других )ластников дишIога, обнаруживать р€IзJIFIие и сходство позиций; публично предстalвJIять результаты выполненною опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления уrётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составJIять устные и письменные тексты с использованием иJIлюстративных матери{ллов. Совместная деяте.пьпость (сотруднпчество): понимать и использовать преимущества командЕой и иrциви.ryальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационною продукта; принимать цель совместной информационной деятельIlости по сбору, обработке, передаче, формаrrизации информации, коJIJIективно строшть действия по её достижению: распредеJIять роли, договарив€lться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информаци ей или информационным продуктом, достиг€lя качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с д)угими членами команды; оценивать качество своего вкпада в обций информационный продукг по с критериям, самостоятельно сформулированным взаимодействия; )п{астниками сравнивать результаты с исходной задачей Е вкJIад кФкдого тшена команды в достюкение результатов, р€вдеJIять сферу ответствеЕности и проявJurть ютовность к предост€rвJIению отчёта перед группой. Регулятпвные универсальпые учебные действпя Самоорганизацпя: выявJUIть решения; в жизненньD( и у.rебньrх ситуацияr( пlюблемы, трбуюшие ориентироваться в различных под(одах к принятию решений (индивидуальЕое принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составJIять aшгоритм решениrr задачи (или его часть), выбирать способ решеншI 1,.rебной задачи с уrётом имеющихся ресурсов и 16 собственных возможностеЙ, аргуIчtентиромть предлаrаемые кrриЕшты решений; составлять mlalн действий (план ре€шизации Е€!меченного алmритма решения), корректировать цредложенный аJIгоритм с rIётом поJIJлеЕия новых знаний об из}п{аемом объекте; делать выбор в условиях промворечивой информации и брать ответствеЕность за решение. Самоконтроль (рефлекспя): вJIадеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предJIагать план её изменения; r{итывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении у.rебной задачи, адаптировать решение меняющимся обстоятельствам; к объяснять причины досмжения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе HoBbD( обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленньD( оrrгrбок, вознишцих тудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоцrrональпый пнтеJrлект: ставить себя на место другого человека, поЕимать мотивы и намерения другого. Прпнятпе себя и других: осознавать невозможность конlролировать всё вокруг дarке в условил( открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ К концу обr{ения следующие умения: поясЕять на в8 reJracce у обучающегося бу,ryт сформированы примерах рzвличия меж.ry позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в разлиtIньD( позиционньD( система)( счисления (с основаниями 2, 8, lб), вьшоrпrять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий <<высказывание>), (логическая операция>, (логическое вьцФкение>; записывать конъюнкции и логиtIеские выражения с использованием дизъюнкции, отрицatния, оцределять истинЕость лоrически)( выражений, !7 если известны значения истинности входящих в нею переменньD(, сц)оить таблицы истинности для логических выражениЙ; раскрывать смысл понятий (исполнитель)), ((алгоритмD, ((прогрЕlIuмаD, понимм разницу меrкд/ употреблеЕием этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи разлиtIIrыми способа lи, в том числе в виде блок-схемы; составJIять, вьшолнять вручную и на компьютере цесложные шIгоритмы с использованием ветвлений и цикпов для управJIени'I исполнитеJI,Iми, такими как Робот, Черепятттка, Чертёжник; использовать константы и переменные разлиЕIных типов (числовьDь логических, символьньD(), а TaIoKe содержапце их вырФкения, использовать оператор присваивЕlния; использовать при разработке програп,rм логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложеЕные Ешюритмы, в том числе оцределять, какие результаты возможны при заданном множестве исходньD( значений; создавать и отлаживать программы на одIом из языков прогрЕlммирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, lIIкольный Алгоритмический Язык), реЕuIизующие несложные аJIгоритмы обработю,r числовьIх данных с использованием цикJIов и ветвлений, в том числе реaшизующие проверку делимости одЕого целою числа на д)угое, проверку натур€lльною числа на простоту, выделения цифр из начryальною числа. К концу обу.rения следующие умения: в9 классе у обучающегося будrг сформированы междr позиционными и рiвлиtIIдI Еепозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от0 до 1024 в разлIrЕIных позиIшtонных системчrх счисления (с основаниrIми 2, 8, 16), ВЫПОJIНЯТЬ арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий <<высказывание>, (логическая операцияD, (логическое вырФкение>; записывать логиtIеские вырФкеЕия с использованием дизъюнкIцlи, коIlъюнкции и отрицания, опредеJIять истинность лопт.iескIа( вьrршrсений, если известны значения истинности входящю( в непо переменньD(, строитъ пояснять на примерa!х таблицы истинности для логических выражений; 18 раскрывать смысл понятий (исполнитель>, (алгоритм>, (<программЕD), понимЕrя рЕвницу между употеблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи разлиIIIIыми способап.rи, в том числе в виде блок-схемы; составJIять, выполIUIть вручЕуIо и на компьютере Еесложные алгоритмы с использованием ветЕIIений и цикJIов дtя управления исполнитеJIями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменIIые разJIичных типов (числовьо<, логических, символьньп<), а также содержацце их вырЕDкения, использов€lть оператор присваивания; использовать при разработке програп,rм логические значениJI, операции и вырФкения с ними; аЕ€UIизировать цредложенные €шгоритмы, в том числе опредеJIятъ, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлФкивать програilrмы на одном из языков прогр.лммировЕlния (Srthon, С++, Паскаль, Java, С#, IIIкольньй Алгоритмический Язык), реализуюцц,Iе несложные алпоритмы обрабошс,r числовьгх данных с использованием цикJIов и ветвлений, в том числе реzшизующие проверщу делимости одного целого числа на друrcе, проверку натур€шьного числа на простоту, выделениlI цифр из нац/раJIьного числа. разбивать задачи на подзадачи, составJIять, выполЕять Bpyrкylo и на компьютере несложные алгоритмы с использовalнием ветвлений, tдлктtов и вспомогательньD( Ешгоритмов для )aправлениrr исполнитеJIями, такими KalK Робот, Черепашка, Чертёжник; составлять и отлzDкивать прогрЕll\,rмы, реализуюцц,rе типовые аJIгоритмы обработки числовьгх последовательностей йли одномерны)( числовых массивов (поиск м€lксиL{)rмов, минимумов, су {мы или колиЕIества элементов с заданными свойствами) на одном из языков програшдrрования (Python, f+-l, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык); раскрывать смысл понятий <<модель>, (моделированиеD, опредеJIять виды моделей, оценивать адекватЕость модели моделцруемому объекгу и целям моделировЕlния; использовать графы и деревья для моделцрования систем сетевой и иерархической струкryры, нЕD(одить кратчайuпай ггугь в графе; выбирать способ представления данньIх в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих прогр€Iммных средств обработки даIrных; 19 использовать элекц)онные таблицы ддя обработlоr, анаJIиза й визуarлизации числовых дalнных, в том числе с выделением диЕlпдlона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; создавать и применять в электроЕньD( таблицах формулы для расчётов с использованием BcтpoeнHbrx арифмети.Iескю( функций (срширование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметттческое, поиск максимальною и минимaшIьнопо значения), абсолотной, относительной, смешанной адресации; использовать электонные таблицы для численного моделирования в простых задачЕ!х из рЕц|ньD( предметных областей; использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища дzlнных, онлайнпрограммы (текстовые и графические ред.lкторы, среды разработlш)) в уrебной и повседневной деятельности; приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственньD( услуг, образовательньD( сервисов Иrrтернета в 1"rебной и повседIlевной деятельности; использовать вредоносного средства защиты от разлиtIные программного обеспечения, защищать персонaлJIьЕrую информацшо от несанкционированною доступа и его последствий фазглашения, подdены, утраты данньп<) с уrётом основньtх технологических и социiшьнопсихологи.IескЕх аспектов использовzrния сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъекгов и ресурсов, опасность вредоносною кода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающи)( в деструктивные и кримиЕальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). 20 р 19 лдЕ ЕчЕ l г-, о d о iЁЕп F cL: х х F. о lo ч c=i al g! й:l -ol ltз lio \ol N фl сa ь< El ýl a1 эl =ч ;Jo йЕl g E€l Ё*l bEl рq ёЕ БЁl Eýl ý\ Еъl ёа ёз дЕl йЁ ЕЁl ФЕ ц в. фl Ёi 9q ьЕ \ ý\ ё8 ýli с) ЕЁiiБ gЕ 6 ,t & л -| ф ф 9 \оl .,:a l a) lt ЕЕ kц xro ь + ф al F!: l) Ё) :lo Ф (J: бt д tq) \о о о н у с (l. ф tr Е a) r{ бl Ф н U н FL) <; аБ ýa о с.] Oi c.l Ё (\ д у Fr \о ел ЕЕ бб Е* лв iё а I. .е л д о tD у lD а о q) q) Er о Е е о х(.) QJ a( о о ý о Ф F о о о н Б о 9 d - asФ Liт GiE tsЕ ео оь оЕ I ý< Е cl tr q (l А о а Е Е о с.l ý tс о з о н а L Е Е cl а о ц ql tr уl. E(D л Е .д Е. if о.: е сд бl F. к! Ф >R trь о Е о (J а к 8 е 9 н с.l с] бl о F. (\ с) Ф о. о н Ф о ЁЕ йЕ нз rjF цд оЕ N о Е гl) iЕЕ= F а.ч х ;a:t- ЕЁtБ ; iч ч -l s 6 Ol El \о !l ф ф sl El =ы )+ч 5El 9н F.l о i-.l ol еЯl еЯ E)Бl 9Ф m€l аЕl ý\l оЕ ý\ bEl Eýl tё8 ЁЕl йЁl йЁ EEt a\з е =чо о i-.l -о ! бв Ф ьЕ ý\ ЁЕ о дЁ .----- лд!l tФФ Ёl \о гtt. лl oi 11 \ol cl H.1.ogBd c.l бэ ,-] о бЕ irё t\ ,5Ё йЁ (\ оихоаьи,r,явdц lчrogBd о аrчнчrгоd.r,ноу Ё е) i q + oJaJg с г- О\ ] q) д Е се о е о а ц € е е) бl Ф о Е Q U Y о\ 6a ýф Fб ц сй Ёо.9 a !)ь Е ф о о х'Б O.i-j бl € !i а ц 6 а }a lr ёl с) F cl бl tr о о ч о Ф о tr a: 9Фр ь Е о с!ц Фýо Fr :Ё о. ЕФЕ о *Б> Ф дфо ýl с QЁЁ ia Е ;яз сд J!:Ёcl ьЁ a) о Ё(.)> EL аýр Ф е в ýё Et qUЕ dl l- ro ý а н j о .а{ 4ё а к ý д о l- € у q) Ф аL о а ! dl Е (! л д н о. Е Ф 9 () Q.) F. а Q Ёr (о q) Ф tr о ll) Е Gt Ф а d о бi с.ч с'l Ф к в д а о о (a) о la Ф о н c.l а ;.о Fr q о lr а ý iё о (l) € ф d (! д lE a! =lr Ей sE d) (! ъ .о ф г- г6 ý Е * ь :4ч ^l Jo =ч о i-.] _оо i:с') Фб !ч Ёд 9q БЁ Е ьЕ Е\ \а :ý ,ё8 о ЁЕ дЕ ц.Е ч s гл. -j (в уФ н о ЕФ \о ц ] €\ c.l i о\ ф Ё- Ф Kl ю (o а d о. Ф о ф ý (.) Е( q d a о д о о о з о, cl о tr (.) Ф ф 2 2 lr Е о ч F. н о }< q) l. л tl) Ф о Е х Ф Q F Ф tr tQ Ёi Е: x(d Kl !zo *а цх с] l q с я cl tr (l Е .,) Ф cl о о о F. с) >F а о ын ,е -.о. а ;\о tD d tr * н tФ с') а (tl о о lr о F Ф g а н н Ф ф F Цl о] УЧЕБНО-МЕТОД.IЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕJЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИА"ПЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО . Информатика, 8 класс/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Акционерное общество <Издательство <Просвещение> . Информатика, 9 класс/ Семакин И.Г., Зшrогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Акционерное общество <<Издательство <Просвещение> МЕТОД{ЧЕСКИЕ МАТЕРИАJIЫ ДIЯ УЧИТЕJIЯ https://resh.edu.ru ://edsoo.ru https://education. чапdех.rчllаЬlliЬrаrч/mаir/? srade:7. https://bo metodi st/authorYinformatika/3 /юоf.оhо ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕJЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕС].РСЫ СЕТИ интЕрнЕт https://resh.edu.ru https://m.edsoo.ru 2ч