РП по информатике 7-9 классы

Мупицrrпальное бюджетное общеобразоватеJtьное учреrкдепше
<<Средняя школа }l! 1б пмени Героя Советского Союза Степана Иванова
города Евпатории Республпкп Крым>>

СОГJIАСОВАНО

РАССМОТРЕНО
на заседании ILIMO

Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
,Щирекгор цIкоJIы

от 29.08.2023 г

ПротоколNч

Ю.Г. Черн

1

онцова

/,

Руко водитель МО
Е. Я. Хорошева

30.0

2023r

РАБОЧАЯПРОГРАММА
по Информатпке

Ira

уровень осповного общего образования
для 7-9 кпассов

2023 r.

/01-1б

3г

ПОЯСНИТЕJЬНАЯ ЗАIIИСКА
Программа по информатике на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатaлп,f освоения основной

образовательной програп,rмы основного общего образования, представJIенньD(
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей програп,rмы воспитания.
Программа по информатике даёт цредставJIение о цеJlях, общей
стратегии об5rчения, воспитаЕия и развитшI обу.rающихся средстваIчrи
информатики на базовом )aровне, устанавливает обязательное предметное
содерr(ание, предусматривает его структурирование по разделам и темап{.
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики уrбною материaша для кФкдого юда из)ления, в том числе
дIя содержательного наполнениJl рлrного вида контоJIя (промежуючной

аТТеСТации об1..rаюпшхся, всероссийсrсоr проверочных
государственной итоговой аттестации),

работ,

Программа по инфрматике является основой цlя составления

авторских 1"rебньтх програп,rм, тематиtIеского планировatния курса rштелем.

Щелями из)ления информатики на уровне основного общею

образования явJIяются

:

формирование основ мировоззрения, соответствующего coвpeмeкroмy
уровню развития науки информатики, достижениям на}цно-техническок)
прогресса и общественной практики, за счёт рЕввития представлений об
информации как о вatжЕейшем стратегическом ресурсе развития JIичности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационньD( технологий в условиlIх
цифровой трансформации многих сфер жизни совремешlого общества;
обеспечение условий, способствующшх развитию aшгоритмического
мыпuIения как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность

обуtающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,

сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и т€ж д€шее;
формирование и рalзвитие компетенцлй обуrаюпlихся в области
использования информационно-коммуникациоItньж технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средЕD( в условиях обеспечения
информационной безопасности личности бу,rающегося;
воспитание ответственною и избирательного отношения к информачии
с уlётом правовых и этических аспектов её распростраLленvб, стремлениJI к
продолжению образования в области информационIlьн технологий и
2

созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Информатика в основном общем образовании отрФкает:

сущность икформатиlсl как нау.rноЙ дисциппины,

изуT ающеЙ

закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в рЕвличных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социаJIьrтуIо сферу;

междисцишIинарный характер информатики

и

информашиоr*rой

деятельности.

из1..rение информатики оказывает существенное вJIияние на

формирование мировоззрения обучающегося,

его жизнен}ryю

позицию,
закпадывает основы понимЕtния принципов функrщонирования и
использования информациоrпrьD( технологий как необход{мопо инструмеЕта
практически rпобой деятельности и однопо из наиболее значимьD(

технологических
современной
достижений
цивиJIизации. Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обl"rающимися при
из)лении информатики, находят применение как в paJ\{Kzrx образовательного
процесса при из)лении д)угих предметных областей, так и в иIIьD(
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, то есть ориентированы на формирование метацредметньD( и
личностных результатов обуrения.
ОСНОВные задачи )п{ебного цредмета <Информатико> - сформировать у
Обl"rающихся:

понимание цринципов устройства и функционирования бъекгов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития

информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки rрамотной постановки задач, возЕIlкающD( в
практической деятельности, N|я йх решеЕия с помоIФю информационньпк

технологий, умения и навыки формализованного описания поста&пеЕньD(
задач;

базовые знarния об информационном моделировalнии,

в том числе

о

математическом моделировании;
знание осЕовныХ alлпоритмических стукryр и улiение применять эти
знания для построеЕиJl аIгоритмов решеЕия задач по ID( математиtIеским
моделям;
умения и Еавыки составления простых прогрalluм по построеЕному
алгоритму на одном из языков программироваЕия высокого уровня;

3

умения и нЕIвыки эффективного использования ocHoBHbD( типов

прикJIадных программ (приложений) общего нaвначения и информационньIх
систем для решения с их помоrцью практических з4дач, вJIадение базовыми
нормаIчrи информационноЙ этики и цравъ основаNlи информационной
безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения прt!ктических
задач
помощью информационных технологий, применять полr{енные
результаты в практиtIеской деятельности.
Щели и задачи из5rчения информатики на уровне основнопо бщего

с

образования оцредеJurют струкгуру основного содерж€!ния
предмета в виде след.ющих четырёх тематических рЕrзделов:

уrебного

цифровая lpal\,1oтHocтb;
теоретш{еские основы информатики;
aшгоритмы и прогрzlммирование;
информационные технологии.

На изl"rение информатики на базовом уровне отводится l02

-

34 часа(1 час в неделю), в 8 Krracce
кJIассе - 34 часа (1 час в неделю).
кJIассе

-

34 часа

(l

часа:.

в

7

час в неделю), в 9

4

СО.ЩРЖАНИЕ ОБУЧЕIIИЯ
7

кJIАсс

Щшфровая грамотность
Компьютер - уЕпверсаJrьное устройство обработкп ддпшых
Компьютер - уIrиверсчшьное вычислительное устройство, работающее
по проrрЕ!мме. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встро€нные
компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор.
Оперативная и долговременнаJ{ пzл}tять. Устройства ввода и вывода.
Сенсорный ввод, датчики мобильньп< устройств, средства биометрической
аутентификации.
История рЕввития компьютеров
програп,rмного обеспечения.
Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисленшя.
Персональный компьютер. Процессор и еrc характеристики (таrсювая
частота, разрядность). Оперативная пztп.lllть. .Щолговременная память.
Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данньrх (операмвная па}lять
компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постояннаJI памJIть смартфона)
и скорость доступа для разлиtIных видов носителей.
Техника безопасности и правиrrа работы на компьютере.

и

Программы п даппые
Программное обеспечение компьютера. Прикладное прогрaлп{мное
обеспечение. Системное прогрЕlммное обеспечение. Системы
програNIмирования. ПравоваJI охраЕа програIuм и дЕlнных. Бесплатные и
условно-бесплатные прогрatммы. Свободное програп,rмное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы постоеная файловьп< систем.
Полцое имя файла (папш). Путь к файrry (папке). Работа с файлшл,r и
каталогами средстваIчtи операционЕой системьт: созд{шие, копирование,
перемещение, переименов ание и удаJIение файлов и папок (катаlrогов), Типы
файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов раulичныr( типов
(страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеокJIип,
полЕометрЕDкный фильм). Архивация д.lнных. Использование програпft{архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средств:rп{и операционной

системы.
Компьютерные вирусы и друг}rе вредоносные прогрilммы. Программы
для защиты от вцрусов.
5

Компьютерные сети

Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Струкryра ад)есов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск
информации по кJIючевым словам и по изобрzDкению. ,Щостоверность
информации, поrцrченной из Интернета.
Современные сервисы интернет-комrчrуrrикаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этиюл и пр€tва при
работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретическпе основы информатпкп
Информаrrия п нrrформацшонные процессы
Информация - од{о из основных понятий соврменной науки.
Информация кa!к сведения, предназначенные для восприятия человеком,
и информация KatK данIlые, которые могуг быть обработаны
автоматизированной системой.
.Щискретность данных. Возможность описания нецрерывньD( объектов и
процессов с помощью дисцретньrх данных.
Информационные процессы - процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Представленпе шпформацип
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков й
алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском
языке. .Щвоичный алфавит, Количество всевозможЕь[х слов (кодовъл<
комбинаций) фиксированной длины в двоичном а-пфавите. Преобразование
любого шrфавита к двоичному. Количество рrвличньD( слов фиксированной
длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одrою алфавита с помощью кодовьD( слов в
другом алфавите, кодовсuI таблица, декодирование.
Доичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном аrrфавите.

Информационный объём д.лнных. Бит - миним.шьЕ.Iя единица
количества информации - двоичный разряд. Единицы измерения
информачионного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабйт, гигабайт.
Скорость передачи данныr(. Единицы скорости передачи дalнных.

Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код.
Кодировка ASCII. Восьмибитные кодцровки. Понятие о кодировкЕrх
UNICODE. ,Щекодирование сообщений с использованием равномерною и
неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.

6

Общее представJIение о цифровом предстЕlвJIении аудиовизуальных и
других непрерывных даЕных.
Кодирование цвета. I I"етовые модели. Модель RGB. Гrryбгна

кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма графических дzlнных дJIя растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество KaHElJIoB
записи.
Оценка колиrIествеЕных парztметров, связatннъ,D( с представлением и
храIrением звуковых файлов.

Информационные технологпп
Текстовые документы
Текстовые доцaменты и их струIсгурные элементы (страница, абзац,

строка, слово, символ).

Текстовый процессор

-

инстрр(ент создания, редактировaшия и

форматирования текстов. Правила набора текста. Редакгирование текста.

Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов фубленые, с

засечк.lп{и,

моноширинные). Поrryжирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ, интервчлJI, выравнивaлние. Параметры страницы.
Стилевое форматирование.

Струкryрирование информации

с

помощью списков

и

таблиц.

Многоуровневые списки. .Щобавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый доч.мент диагрЕлмм, форIvrуrr, ЕуIйерации
страниц, колонтиryлов, ссылок и другI.D( элементов.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста.
Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование
сервисов Интернета для обработки текста.
Компьютершая графпка
Знакомство с графическими редактор{lми. Растровые рисунки.
Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровьrх
фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражеЕие, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цветц
яркости и контрастности.
Векторнм графика. Создание векгорЕых рисунков встроенными
средствами текстового цроцессора или д)угих програN{м (приложений).
.Щобавление векторных рисунков в дочaмеЕты.
Мультпмедийные презентацпи
7

Подготовка мультимедийЕьD( презентаций. Слайд. .Щобавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдалдr.
.Щобавление Еа слайд аудиовизуальньгх д€lнньD(. АнимаIцrя.
Гиперссылки.
8

кJIАсс
Теоретпческие основы пнформатики
сшстемы счислеппя

Непозиционные и

позиционные системы счисления. Алфавит.

Основание. Развёрrrугая форма записи числа. Перевод в десятичЕуIо систему
чисел, записанньIх в других системах счисления.
римская система счисления.
,Щвоичнм система счислениlI. Перевод целых чисел в цределж от 0 до
1024 в двоичЕуIо систему счисления. Восьмеричная система счисления.
Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичц/ю и десяти.IFIуIо системы
и обратно. ШестнадцатеричЕ€ц система счислениrI. Перевод чисел из
шестня цrIатеричной системы в двоиtIЕуIо, восьмеричЕгуо и десятищIую
системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счислениrI.

элементы математпческой логпкп
логические высказывания. Логические значения высказываний.
Элементарные и составные выскzвывания. Логические операции: <(и))
(конъюнкция, логическое умножение), <или> (дизъюнкциrI, логическое

сложение), <не> (логическое отриц€tние). Приоритет логиtIеских операчий.
Определение истинности состiлвною высказывания, если известны значеЕия
истинности входящих в него элементарцых высказываний. Логические
вырzDкения. Правиrrа записи логических выражений. Пос,гроение таблиц
истинt{ости логическЕх выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгорптмы п программпрование
Исполнптелп п аJtгорптмы. Алгорптмпческпе конструкцпи
Понятие алгоритма. Исполнители zлJIгоритмов. Алюрrтпи как IuIaIl
управления исполнителем.
Свойства аJIгоритма. Способы записи aшгоритма (словесный, в виде
блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конс,грукция (<следование>. Линейдrый
алгоритм. Ограниченность линейньп< aшпоритмов: IIевозможность

8

предусмотреть зalвисимость последовательности выполняемых действий от
исходных дaшных.
Конструкция (<ветвление>: полн€и и неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность выскaвывания). Простые и
составные условия.
Конструкция (повторения>: цикJIы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цишrа.
Разработка для формальною исполнитеJIя аJIгоритма, приводящего к
требуемому результату при конкретЕых исходных данных. Разработка
несложньD( €шгоритмов с использовЕIнием цикпов и ветвлений для
управления формшьными исполнитеJIями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник, Выполнение аJIгоритмов вручЕую и на компьютере.
синтаксические и логические ошибки. отказы.
Язык программtf роваппя
Язык программированиJI (Python, С+, Паскаль, Java, С#, Школьньrй
Алгоритмический Язык).
Система программировzrния: редактор текста прогрatмм, трансJIятор,
отладчик.
Переменная: тип, имя, значецие. Щелые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выраrк ения и порядок их
вычисленЕя. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток
от деления.

Ветвления. Составные условия (запись логи.Iескю( выражений на
из)лаемом языке програIчrмирования). Нахождение миниIчIуrdа и MaкcиIvfylvra
из дв)aх, трёх и четырёх чисел. Решение квад)атного уравIrения, имеющею
вещественные корни.

.Щиалоговм отладка програп.rм: пошаговое выполнение, просмотр

значений вели!Iин, отладочный вывод, выбор точки останов{!.
Щикл с условием. Алгоритм Евклида дJIя нa>(ождения нмбольшего
общего делителя двух натурaшьных чисел. Разбиение записи натурtлJIьного
числа в позиционной системе с основt!нием, меньшим r,rrrи равньпu 10, на
отдельные цифры.
Щикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого
числа на друпое, проверки нацфального числа на простоту.
Обработка символьных данньгх. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появJIения символа в
строке. Встроенные фу"*цr" дrя обработки строк.

Аналпз алгорптмов

9

Определение возможных результатов работы алгOритма при дtlнном
множестве входныr( данньIх, оцределение возможньD( входньD( данньDq
приводящих к данному результату.
9

клАсс

Щпфровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегпп безопасного поведеппя в ней
Глобальная сеть Интернет. IР-адреса узлов. Сетевое хрЕ!нение данЕых.
Методы индивидуаJIьного и коллективного размещениrI новой информации в
Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности даЕные
социальны)( сетей).

Поrrятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобаrrьной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в
Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предrпреждение
вовJIечения в деструктивные и криминальные формы сетевой акмвности
(кибербуллинг, фипп.rнг и д)угие формы).
Работа в rrшформационном пространстве
Виды деятельности в Интернете, иIrтернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая сrryжба, видео-конференц-связь и дrугие), справочные
службы (карты, расписаниJI и другие), поисковые службы, сrrужбы
обновления программЕого обеспечения и друп{е службы. Сервисы
государственньD( усJгуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной
разработки доц/меЕтов (оrшайн-офисы). Программное обеспечение как вебсервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки
прогрчlп,lм.

Теоретпческпе осповы ппформатпкп
Моделпрованпе как метод познанпя
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирвания. Классификации
информаrцлонные модели.
моделей. Материаrrьные (наryрные)
Непрерывные и дискретные модели. ИмитациоЕные модели. Игровые
модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекry и цеJIям

и

моделирования.
Табличные модели. Таблица как цредставление отношения.
в таблице строк, удовлетворяющих задаЕЕому
Базы данньТх.

ffiоР

условию.

граф. Вершина, ребро, rrуть. Ориентиромнные и неориентироваIlные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. .Щлина пути межд/
10

вершинaлNlи графа.

Поиск оптимапьного гtути в графе. Начаrrьнм вершина

(источник) и коЕечная вершиЕа (сток) в ориентцрованном графе. Вьrчисление
количесткл rrутей в нaшравленном ацикJIшIеском графе.
,Щерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариаuтов с
помощью дерев€!.

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помоцЕю

математического (компьютерного) моделироваIrия. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описtlния
объекга.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, програп,rмнаJI реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анaшиз его результатов, )лочнение модели.
Алгорптмы п программпрование
Разработм алгорптмов п программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составтrение аJIпоритмов и прогр{lмм с
использовЕlнием ветвлений, циклов и вспомогательных €шгоритмов для
управлениJI испоJIнителем Робот или другими исполнитеJIями, такими как
Черепашка, Чертёжник и друппми.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка црограмм, реаIизующID( типовые aшгоритмы обработки одномерньD(
числовьD( массивов, на одном из языков программирования (Python, С++,
Паска-тtь, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового
массива сrгrrайными числами, в соответствии с формулой или гтутём ввода
чисел, нalхождение с)aммы элементов массива, линейный поиск заданного

в массиве, подсчёт

элемеImов массива, удов;IетворяюIщrх
заданному условию, нахождение минимального (максимального) элемента

значения

массива. Сортировка массива.

Обработка потока данньD(: вычисление коJIиIIества, суп{мы, среднего
арифметического, минимaшьною и максимаJIьIIого значеЕиrI элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. обратrrая связь. Поrry.,lеЕие сипIаJIов от чифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры

использования принципа обратной связи в системах управления
техническими устройствами с помопIью датчиков, в том числе в
робототехнике.

Примеры роботизированньIr( систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линиrI автозавода, автоматизцрованное
11

управлеЕие отоплением дома, автономнЕlя система упрtлвJIения танспортным
средством и друп,rе системы).

Информационные технологпп
Электронные таблпцы

Понятие об электронных таблицах. Типы данньо< в ячейкш< элекгронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. ВсT роенные функц"r,
для поиска максимуN(а' миЕимума, суммы и среднею арифметического.

Сортировка данньD( в выделенном диапzвоне. Построение диаграп{м
(гистограмма, цругов{ц диагр,rмма, точечная диаграмма). Выбор типа
диаграммы.
Преобразование формул при копиромнии. Относительная, абсолютная
и смешаннаJI адресациrI.
Условные вычисления в электронньтх таблицах. Срширование и
подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка большюr
наборов данных. Численное моделирование в электроЕньп< таблицах.
Информацпонные техЕологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, стаIlы,
региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связ€lнные с информатикой и информационными технологиями:
веб-дизайнер, црограммист, разработчик мобильньтх приложений,
тестировщик, архитектор прогрtлммного обеспечения, специЕшист по
анarлизу данных, системный администратор.

L2

ПЛАНИРУЕМЫЕ
ИНФОРМАТИКЕ
ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕIIИЯ ПРОГРАММЫ ПО
НА

УРОВНЕ

ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО

изу.rение информатики на уровне основного общего образования

направлено на достижение обу^rающимися личностЕьD(, метапредметньD( и
предметньrх результатов освоения содержzшия у^rебного цред\{ета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют ЕаправJIенность на решение

воспитания, развития
предмета.

и

задач

социализации обl"rающихся средствами )^rебною

В

результате изrlеншl информатики на уровне основного общею
образования у обучающегося будуг сформированы след/юIrцrе ли.Iностные

результаты в части:

1) патрнотпческого воспптанпя:

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
нау{ному наследию, понимание значения информатики как науки в жизЕи
современною общества, владение достоверной информачией о передовьD(
мировых
отечественньгх достиженияr(
области пнформатиrоr и
информационных технологий, заинтересованность в Ha)пIHbD( знаниях о
цифровой трансформации современного общества;

и

в

2) луховно-правственного воспllтанrrя:
ориеЕтация Еа морЕlJIьные ценности и Еормы в сиlуациях нравственЕопо

выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других тподей с позиции HpElBcTBeHHbD( и прarвовых норм с 1пrётом

осознаЕия последствий поступков, alктивное неприятие

асоцичшьtIьD(

поступков, в том числе в Интернете;
3) граllсланского воспитанпя;
представJIение о социЕшьньж HopMtD( и правилах межJIичностньD(
отношений в коJшективе, в том числе в социzшьных сообществах,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасною
поведения в интернет-среде, готовItость к разнообразЕой совместной
деятельности при выполнении уrебньгх, познавательньD( задач, созд€шии
1"rебных цроектов, с,греI!tлеЕие к взммопонимalнию и взаимопомоцIи в
процессе этой уrебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и прЕrвовых норм с
rIётом осознаншI последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
13

сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных процессах и
информшIионных технологиях,
соответствующих современному уровЕю развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу дJIя понимания с)дцности науrной
картины мира;
интерес к обlrченшо и познанию, rпобознательность, готовностъ и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обуrения в даrrьнейшем;
овладение основными навыкап,fи исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремJIение
совершенствовать гцли достижения индивид/€цьнопо
коллекгивноr0
благопоrrуrия;
сформированность информационной кульцФы, в том числе Еавыков
самостоятельной работы с уrебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствalми информационньtх технологий, а также умениJI
самостоятельно опредеJIять цели своею обуrения, стalвить и формулировать
для себя Еовые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формированпя культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоениrI и собrподения,гребований безопасной эксшrуатации средств
информационных и коммуникационных технологий;
6) трулового воспптанпя:
интерес к практи.Iескому изrIению профессий и трJда в сферах
профессиональной деятельЕости, связаЕных с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-техншIеского прогресса;
построение индивидrальной траекгории
осознанный выбор
образования и жизненньD( IIланов с уrётом лиtIных и общественньrх
интересов и по,гребностей;
7) экологпческого воспитания:
осознание глоба.rrьного характера экологиtIеских проблем и rrутей их
решения, в том числе с 1пrётом возможностей информационIlьD( и
коммуникационньD( технологий;
8) алаптации обучающегося к пзменяющпмся усповпям соцпальной
rr прпродной среды:
освоение обуlаюпц,rмися социaшьнопо опыта, ocEoBHbD( социaшьньD(
ролей, соответствующих ве.ryщей деятельности возраста, норм и цравил

и

и

14

общественного поведения, форм социаrrьной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуаJIьIIом простанстве.

МЕТАIIРЕДUЕТНЫЕ РЕЗУJЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы
отражают овJIадение универсальными у.rебными
познавательными, коммуникативными, реryJIятивными.
Познавате;rьные унпверсальные учбные действпя
Базовые логпческпе действия:
умение опредеJurть понятия, создавать обобщения, устанавIIивать
анaшогии, шtассифицировать, самостоятельно выбирать основ€шия и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следствеЕные связи,
строить логические рассуждения, делать р(озашIючения (индrкгивные,

дедуктивные и по анЕuIогии) и выводы;

уN{ение создавать, примеЕять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения 1"rебных и познавательЕьD( задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (cpaBrпrBaTb
несколько вариантов решения, выбирать наиболее под<одящий с 1"rётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые псследовательскце действия :
формулировать вопросы, фиксируючие разрыв межд/ реalльным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и сa!п,lостоятельно устанавJIивать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полrrенЕую
в ходе исследовzlния;
прогнозировать возможное дальнейшее рцrвитие процессов, событий и
их последствця в аналогичньIх или сходных ситуациях, а таюке выдвигать
предположения б ш< рдlвитии в новых условиях и контекстах.
Работа с пнформацией:
вьLявJIять дефицит информации, данных, необходимьпr для решения
поставленной задачи;
применять рrвличные методы, инструIrrенты и запросы при поиске и
отборе информачии или данньIх из источников с уrётом предложенЕой
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, atнаJIизировать, систематизировать и иЕтерпретировать
информацию рaвлиЕIньrх видов и форм представления;

15

самостоятельно выбирать оптимarльную форму представлеЕия
информации и иJIJIюстриров€Iть решаемые задачи неслоя(ными схемапdи,
rц комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предIоженным

диагрall\,rмами, иной графикой и

учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацшо.

Коммуникативные унпверсальпые учебные действшя
Общение:
сопоставJIять свои суждеЕиJI с суждеЕI{ями других )ласпfiков диалога'

обнаруживать ра:rлиtlие и сходство позиций;
публично представJuIть результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельЕо выбирать формат выступления
)лrётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним сост€tвJlять
устные и письменные тексты с использованием иллюс,тративньD( материалов.
Совместная деятеJIьпость (сотрудничество):
понимать и использовать преиlvrуIцества командной и ин,щlви.ryальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе цри создЕшии
информационного цродукта;
принимать цель совместной информационной деятельЕости по сбору,
обрабоже, передаче, формализации информации, коллектЕвно строить
действия по её достижению: распределять роли, доювариваться, обсуlцать
процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информачией или информациоlптым
продуктом, достигarя качественною результата по своему нЕшравлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вкJIада в общий информационный про.ryкт по

с

критериям,

самостоятельно

сформулированным

)ластникiлми

взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вкпад к€Dкдого шIеЕа
команды в достюкение результатов, рzвделять сферу ответственЕости и
проявлять готовность к предоставленшо отчёта перед группой.

Реryлятивные унпверсальные учебные дейgтвпя
Самоорганпзация:
выявJIять в жизненных и уrебньrх ситуациях проблемы, трбуюuше
решеЕия;
16

ориеЕтироваться

в

рaвличЕых под(одФ(

к

принятию решений

(индивидуальное приtlятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно состаыIять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с уrётом имеюццлхся ресурсов и

собственньтх возможностей, аргуllrентировать предIагаемые вари{rнты
решений;
составJIять план действий (план реaшизации н€rмеченного

алюритма

решения), коррекгировать предложенный алгоритм с уrётом поJIучениJI
новых знаний об изуrаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать

ответственность за решение.
Самокоштроль (рефлекспя):
владеть способа.ми caMoKoHTpoJuI, самомотивацtш и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникttуть
при решении уrебной задачи, адаптцровать решепие к меtulюпшмся
обстоятельствам;

объяснять причины

достижения (недостижения) результатов

информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, yN(eTb
находить позитивное в произошедшей сиryации;
вносить коррективы в деятельЕость на основе новьпr обстоятельств,
изменившихся сиryаций, установленЕьD( ошибок, возЕикших тудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоцпопальный иштеллект:
ставить себя на место другого человекъ понимать мотивы и нап,Iерения
другого.
Принятrrе себя rr другпх:
осознавать невозможЕость контролировать всё вокруг дЕDке в условил(
открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

к

концу обl"rения

следующие уп{ениrI:

поясЕять на

в7

lс.rracce

у

обучающегося будут сформированы

примерах смысл понятий

<информация>,

<информационный процесс)), <обработка информацrм>, (fiранение
информации>, (передача информации>;

77

кодировать

и

декодировать сообщения

по заданным

прatвила {,

демонстрировать поцимание основных принципов кодированиJI информации
различной природы (текстовой, rрафической, аулио);
сравнивать длины собщений, зЕrписанньD( в рrrзличньD( алфавитах,
оперировать единицаIчlи измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;
оценивать и сравнивать рЕвмеры текстовых, графических, зв)r'ковьD(
файлов и видеофайлов;

приводить примеры coBpeMeHHbD( устройств хранеЕия и передачи

информации, срttвнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции рдlвития
компьютеров и программного обеспечения;
поJrrIать и использовать информацшо о характеристиках персональною
компьютера и его ocHoBHbD( элемеЕтах (процессор, оперативнaц па lять,
долговременнaш память, устройства ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачап{и, решаемыми с ек)
помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы
(записывать полное имя файла (каталогф, путь
файтry (каталоry) по
имеющемуся описанию файловой структуры некоторопо информационного
носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графическою интерфейса, а именно: создatвать, копиров{tть,
перемещать, переименовывать, удЕtJuIть и архивировать файлы и катaulоги,
использовать ЕIнтивирус}туIо программу;
предстaлвJulть результаты своей деятельЕости в виде структурированньж
иллюс,трированных доч/ментов, мультимедийньтх презентаций;
искать информацию в Интернете (в том числе, по юIючевым слов€lм, по
изображению), щритически относиться к найденной информации, осозIlаваrI
опасность N|я личности и общества распростанения вредоносной
информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксrrпуатации техниЕIескю( средств
коммуникационных технологий, собrподать сетевой
информационных
этикет, базовые нормы информационной этики и прЕrва при работе с
приложениями на rпобьгх устройствах и в Интернете, выбирать безопасные
стратегии поведения в сети;

к

и

18

применять методы профилактики негативного влияния средств
информационных и коммуникационньD( технологиЙ на здоровье
пользователя.

к

конrду обl^rения

след/юцц.rе умения:

вЕ

rc.Iracce

у

обучающегося будrг сформированы

поясЕять на примерах рaвличия между позиционными

и

непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в paBJIиtIHbD(
позиционЕьtх системах счислениrI (с основаниями 2, 8, 16), вьтполнять
арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий <высказываниеD, (логическаJI операция>,
(логическое вырztжение));

записывать логические вырЕDкения с использоваIIием дизъюнкции,
коЕъюнкции и отрицания, опредеJIять истинность логических вьцrажений,
если известны зЕачения истиЕности входящю( в непо переменньD(, стоить
таблицы истинности для логиtIеских выражений;
раскрывать смысл понятий <<исполнитель), <(аJIгоритмD, (программ!D),
понимzш разницу межд/ употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;

описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том
числе в виде блок-схемы;
составJIять, выполнJIть врrltгуо и на компьютере несложные алгоритмы
с использованием ветыIений и цикJIов для управпения исполцитеJIями,
такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использоватъ константы и переменные рaвличньD( типов (числовьпr,
логических, символьньrх), а также содержацц.Iе их выражениrl, использовать
оператор присваивания;
использовать при разработке програI\,fм логические значения, операцпи
и вырчлжения с ними;
ан€шизиров€lть
цредложенные алгоритмы, в том числе опредеJIJIть, какие
результаты возможЕы при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлЕDкивать программы на одном из языков
програrvrмироваЕия (Python, С+, Паскшrь, Java, С#, IIIкольный
Алгоритмический Язык), рещIизующие несложные €шюритмы обработки
числовьD( дЕlнЕьD( с использованием цикпов и ветвJIений, в том числе
реЕшизующие проверку делимости одIrого целого числа на д)угое, проверIry
натурального числа на простоту, выделения цифр из нац/рапьного числа.
19

к

концу обу..rения

в9

rgracce

у

обу^rающегося

буryт

сформированы

следующие умения:
разбивать задачи на подзадачи, cocTEtBJuITb, выполнять врyIFгуIо и на
компьютере несложные aшгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательньD( €lлгоритмов для управления исполнитеJIями, т€lкими KzlK
Робот, Черепашка, Чертёжник;
составJIять и отлФкивать программы, ре{шизующие типовые ЕUIгоритмы
обработки числовых последовательностей wIи одЕомерньD( числовьrr(
массивов (поиск мatксилфaмов, минилчц/мов, суммы или количества элементов
с заданными свойства.ми) Еа одном из языков процр.tммирования (Python,
С++, ПаскшIь, Java, С#, IIIкольный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл поЕятий <<модель>>, (<моделщ)ование>, опредеJUrть

виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекry и
целям моделировzIния;

использовать графы и деревья дJIя моделцроваЕия систем сетевой и
иерархиЕIеской струкryры, на>(одить кратчайIrп,rй тrуть в графе;
выбирать способ представления данньD( в соответствии с поставленной
задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием
соответствующих программньD( средств обработки даннь[х;
использовать элекгронные таблицы NIя обработки, анаJIиза п
визуiллизации числовых данных, в том числе с выделением диап€Lзона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и примеIuIть в элекгронцьг)( таблицах формулы для расчётов с
использов€шием встроенньтх арифметическrх функций (суммирование и
подсчёт значений, отвечающих заданному условию, средЕее арифметическое,

поиск

максимальною и

минимЕшьною значения),

абсоJпотIrой,

относительной, смешанной адресации;
использовать элекlронные таблицы дtя численного моделцров€лния в
простых задачах из р€lзных предметньD( областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы, облачные хранилища данньD(, онлайнпрогра},rмы (текстовые и rрафические редакторы, среды разработки)) в
уrебной и повседневной деятельности;
цриводить примеры использования геоинформационных сервисов,
сервисов государственньD( услуг, образовательньD( сервисов Интернета в
уrебной и повседневной деятельности;
от
вредоносною
использовать р€lзJIичные средства защиты
прогрilммного обеспечения, защищать персондIьЕуIо информацию от
несанкционированЕого доступа и ею последствий фазглашения, подмены,
20

с }rчётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использовatния сети Иrrтернет (сетевая

утраты данных)

анонимность, цифровой след, а)дентиtIность субъеrсгов и рес)Фсов, опасность
вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовJIечение себя и окружающих
в деструктивные и криминЕuIьные формы сетевой активносм (в том числе
кибербуллинг, фишинг).

2L

Фl

Ф

ýl

9l
Еl

Ф

9Е
лдll

-о
g*
Ё*l Фб
ёЕl
Е i{| Е\
ёа Ёз
дЕl йЁ

ЁЁяэ

Ir 6.::

ЁЁig.Б

6

еЕ

в.

gя

:rч

9Е
Jo

l^\з

ьЕ
ý\
\оЁ
йЁ

БЁ
ý\
Ёз
дЕ

*

cl

\о

F
ЕБ
с
рй
tс)
е dý
ýФ
л dý
сЕ
F
Е iэа
о оа
l!

Ф

cl

Е

tD

оt

ý<

cl
ф

о

о
z
:с!
ý
о

а.
tr

у
.д

ц

ф
о

Е

а
о

d

бl

.]
c\i

д
н
(J
н

н

Е

а

ч
с.l

Ё

ц
ll)

Et

3
q

r{

д

д
о
(J

Е(

о
lо

tr

r-]

й=
нз
д
rl}r
е
Ф
о цд
ts
оЕ
Ф

Ф

-,1

,

эF_

е)

л

ч
!1
E]o

lл=

лдЁ

Ечg
ЁЁвз

F cl.:

ЁgЕ
д gЕ

-о
]z;i
рФ
ьЕ
ý\

х

F

i

ё8
йЁ

эь
Ф
s
ь

bZ

э

Ё]

о

(d

t(
Ф
tr

0]

о
Ё
ro
ý

Фl
эl
г-l

ь
s
лэ
i+ч
,-] о
-о
u .j4
еБ
ьЕ
Е\
йз
йЁ

\

ц

сtl

гt

d

!rI

El
а
S< ýl ь4 гa\ ll
!+
чl
iJ ol ч л
(Ё9l G' ,со

БЁl

Е

дЕl

\о

bEl
E=l
,аа

Ф

о

ц

El
Ь4ýl
l^\ эl

ь4

йЕI rr
-ol Фч
Ё*l с)lr
о
БЁl
ý\l

ч

t-l

lл
N

!l

!

Е

ЁЕl
йЁl

,с

lo

ц

Ф

l

q)

\о

бl

lE

о\

trа

iiо

Е

с

]

ф

о

сa

ф

\о

о]

ф

Ф

д

ll)

L

I.
cl

д
lо

д

а

са
Ф

ýл
я=
Бd

Е г].
ая

Q

j

ьо
о
€
Е
d

9я
о.

ц

ql

6

е)

(.)

о

6,

Е(

о

дф
F.о

а
о

ýiБ

8tr
tя9
J!Е

2
L

6

д

о
о
Е

€,

l

я

d
F
о
\о
(l'

oi

а
E(

сл

л
Е

d

U
Е

,е

о

с.) ý
frt
!с !L)

.dч
д tox
а IrHij\о
Ф

ч

д
а

Ф

t

д
н
Е
(в

о

a{

_i

a)

Ф

d

8
д
о
е

ь
а
о
a)
tal

ф

о

а
€
а
о
а

о
н
о
ч

у
а)

Kl

ф

о

а

л
Е

о

5 е
Ф
9

н
с)

z

E{
(d

а

Ф

д
о

El

о.

о
а
Е

д

о
Е
ý
о
о
lý
(€

с
о

\о

Kl

ý

хФ
о
л

р
о
н
o.1

а

ц
а!
tr

Ii

Е
Е
Е

о
Ф
tr
Ф

cl

а.

о

с)

Е

!!

с!

о
ц еЕ
3
а

ф

о.)

о
а
о
F.

i

д
q

to

ý'

н

il)

ц

о
tr
о

хlD

н
Ф

д
Е
о

Kl
c).

Ф.

Ф

,е,

ч

о

о

Е

tц
с

tr

{

c.l
>

ýсаков С.В.,

Шестакова Л.В., Акционерное общество <Издательство <Просвещение>
. Информатик4 9 класс/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.,

Шестакова Л.В., АкционеРное общество <<Издательство <Просвещение>

МЕТОД.IЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДIЯ УЧИТЕJIЯ
h

://resh.edu.ru

https://education.

http s://edsoo.ru
.rr:/lab/li

lmаiпP

7

httD s //bosova. ru/metodist/auth оrs/ informatika/3/mo f.ohp
:

ЦИФРОВЫЕ ОБРЛЗОВЛТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
интЕрнЕт
https://re sh.edu.ru
https://m.

.ru

L+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».