Приложенпе 7 к приказу от 31.08.2023г . Ns 857 /01-1б Программа формирования универсаJIьных учебпых действий. 1. I_|елевой раздел. На уровне среднего общего образов:мия продолжается формирование универсальных учебных действий (лалее - )aУД), систематизировшrный комплекс KoTopbD( закреплен во ФГОС СОО. Формирование' системы УУ,Щ осуществляется с учетом возрастньD{ особенностей развития личностной и позЕiвательной сфер обучающихся. УУ.Щ целенirлравленно формируются в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрастах и достигают высокого уровня развития к моменту перехода обучающихся на возрастанием сложности уровень среднего общегсi' образования. Одновременно выполняемых действий повышается уровень их рефлёксивности (осознапности). Переход на качественно новьй уровень рефлексии выдеJIяет старший школьньй возраст кЕж с особенный этап в становлении Уу.щ. Ууд в процессе взросления из средства успешности решения предметньD( задач постепенЕо преврацаIотся в объект рассмотрения, €шllлиза. Развивается способность ,осуществлять широкий перенос сформированньп< УУД на внеуrебные ситуации. Вырабо'танные базе пFЕдметного обучения и отрефлексированные, УУ,Щ используюся как уяиверсaulьные в различньD( жизненньD( контекстах. На уровне среднего общегg образования реryJIятивные действия должны прирасти за Ьчет }шения выбирать успешные страrёгии в трудньrх ситуациях, управлять своей деятельностБю в открытом образовательном прострzlнстве. Развитие Еа регулятивных действий напрям},ю связано с развитием коммуникативнцх УУД. Обучаюшиеся осознанно использ},ют коллективно- распределенную решения проектIIьн, деятельность для разноплановьD( )лебньD(, познавательньD(, исследоватеJIьских, профессиональньп< . задач, NIя эффеюивного разрешения конфликтов. Старшпй школьньй возраст ,является кlпочевЬБ,t для , рaхrвития познавательных УУ.Щ и формирования собственной образовательной статегии. Появляется сознательное и развернутое, формирование образовательного зrшроса что особенно важно с учетом повышенЙя вариативности Еа }?oBlre среднего общего образования, когда обуrающийся окаЗывается в ситуации выбора уровня из)п{ения предметов, профиля и подготовки к выбору булущей пflофессии. Программа развития УУ,.Щ направлена на повышение эффективности освоения обучающимися основной Образовательной ,програмуы, а также уЬвоение знаtrий и уrебных действий; формирование у обl^rающихсir системных прдставлений и опыта и форм организации проектноЙ и уrебноисследовательской деятельности дJIя достижения прaжтикоориентированньгх результатов образования. Программа формирования УУ.Щ призвана обеспечить: рlввитие у обучающихся способности к са}lопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личЕостньIх ценностно-смысловьD( ориентиров и установок, системы значимых социzlльньD( и межJIичностн ьо< отношений; формирование 1шений са}tостоятеJIьдого планировчu{ия и осуществления уrебной деятельности и оргzlнизации )^{ебного сотрудничества с педzгогаN{и и сверстниками; повышение эффективности, усвоения обу.rающимися зналий и уrебныхiдействий, формирование научного типа мышления, компdтентностей в предметньD( областях, уrебно-исследовательской, проЭктной, социа.ltьной деятельности; создание условий для интеграции Jрочных и вне)фочньrх форм уrебноисследовательской и проектной деятелЬности обуrающихся; применения методов, технологий формировшlие нЕвыков - участия в различньrх формах организации учебноисследовательскей и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных обществах, конфернчтiях, и других), возможность поJI}чения прalктико-ориентировzrнного результата; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ, включая владение ИКТ, поиском, мализом и передачей информации, презентацией выполненньD( работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования ИКТ; формирование знаний и нalвыков в области финансовой грzlмотности и устойчивого развития общества; возможность пр.rктического использовaшия прЙобретенньтх обучающимися коммуникативньD( H:lBbIкoB, нzлвыков целеполагЕlния, плzlнирования и сalмоконтоля; подготовку к осознtlнному выбору дальнейшего образования и профессионмьной деятельности. 2. Содержательный раздел. Программа формирования УУ.Щ у обу{.lющихся содержит: описапие взzммосвязи УУ/{ с содержанием учебных предметов; описание особенностей реализаIии основньD( направлений и форм; уrебно-исследовательской и проектной деятельности. Описание взммосвязи УУ.Щ с содержанием учебньп< irредметов. Содержание среднего общего образования опредеJuIется программой среднего научно-практических олимпиадах , ,общего.. образования. Предметное }.пrебное содерkание фиксируется прогрalммaц. в рабочих Разработшrные по всем 1чебным предlrетalм федера.пьные рабочие прогрatммы ФРП) отражают определенные во ФГОС СОО УУД в трех своих компонентах: как часть метапредметЕых результатов об}.{ения в разделе <планируемые результаты освоения 1..rебного предмета на уровне среднего общего образования>; в соотнесении с предметными результатами по основным разделаId и темам учебного содержания; в разделе <Основные виды деятельности)) тематического планировilния. Описание рe:цизации тебqваний формирования УУД в предметных результатах и тематическом планировalнии по отдельным предметным областям. 2.1.Русский язык и JIитература. . Формировапие универсальных у.rебнъж познавательных действий вкJIючает базовые . логические действия: устанarвлимть существеЕЕьIй признак илй основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых фактов и процессов, текстов различньD( функциональньп< разновидностей язьrк4 фlпкционаJIьносмысловьtх типов, жaшров; устaмавливать основания, для сравнения литературных героев, художественных произведений и ,их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; сопоставлять текст с другими произведениями ,русской и зарубежной литераryры, j интерпретациями в различньD( видarх искусств; вьиыить зilкономерности и противоречия в языковьIх фактах, данньгх в наблюдении (палример, IрадициоЕньй принцип русской орфографии и правописание чередующихся гласньIх и другrrе); при изJлении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса; ан.lлизировать изменения (например, в лексическом составе русского языка) и наход,Iть' закономерности; формулировать и использовать определения понятий; толковать лексическое значение слова пугём уст:lновления родовьIх и видовьD( смысловых компонентов, отражающих основные родо_видовые прязнalки реarлии; вырФкать отношения, зalвисимости, правила, закономерности с помощью схем (например, схем сложного предlожения с разными видами связи); графических моделей (да"rее - (например, при объяснении прчlвописilпия гласньD( в корне слова, правопис lии (биологических проблем, способов решения задач, результатов учебньrх исследований и проектов в области естествознания; в ходе дискуссий о современной естественнонаучной картине мира; работать в группе при выпоJIнении проектньD( работ; при плfiчровiмии, проведении и интерпретации результатов опытов и анализе дополнительIlьD( источников информации по изуrаемой теме; при.ана!цзё допоJшительньD( источников информации; при обсуждении вопросов ме)шIредметного характера (например, по темам к.Щвижение в природе)), кТеплообмен в живой природе), кЭлекгромагнитные явлепия в природе>, <Световые явления в прироле>). Формирование универсzшьньD( у{ебньD( регуJIятивньIх действий вкJIючает умения: самостоятельно осуществJIять познавательЕуIо деятельность в области физики, химии, биологии, вьutвлять проблемы, ставить и формулировать задачи; самостоятельно состalвлять план решения расчётньD( и качественных задач по физике и химии, плап выполнеЕия практrtческой иJIи исследомтельской работы с y.reToM имеющихся ресурсов и собственньтх возможностей; делать осознанньй выбор, аргументировать его, брать на себя ответствеЕность за решение в групповоЙ работе над у.rебным проектом'или исследованием в области физики, химии, биологии; давать оценку новым ситуациям, возникающим в ходе выполнения опытов, проектов или исследований, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; испоJIьзовать приёмы рефлексии для оцёню4 ситуации, выбора верного решения при решении качественItьD( и расчетных задач; принимать мотивы ц арг},N.rенты других участников при анa}лизе и обсуждении результатов гiебньrх исследований или решения физичёских задач. Общественно-нагrные1rредметы., Формирвапие },ниверсальньD( )п{ебных познавательных действий вктпочает базовые логические действия: харaжтеризовать, опираясь на социzlльно-гуманитарные знания, российские духовно-нравственные ценности, раскрывать их взаимосвязь, историческую обусловленЕость, актуальность в современньж условиях; саNtостоятельно формулировать социlUIьные проблемы, рассматривать их всесторонне на основе знаний об обществе кшt целоствой развивающейся системе в единстве и взаимодействии ocHoBHbD( сфер и социальных инстит}тов; устанавливать существенные признак или основания для классификации и типоломзации социальIlьD( явлений пропшого и современности; группировать, систематизировать исmрические факты по сltItостоятельно опредеJIяемому признаку, например, по хронологии, принадлежности к историческим процессalIi{, типологическим основаниям, проводить классификшдию стран по особенностям географического положения, формам правления и типам государственного устройства; выявJIять причинно-следственные, фlнкциональные, иерархические и другие связи подсистем и элементов общества' например, мьпlrления и деятельности, экономической деятельности и проблем устойчивого развития, макроэкономических показателей и качества жизни, изменениями содерr(апия парниковьD( газов в атмосфере и 'набJIюдаемыми кJIиматическими изменениями; оценивать полученные социаJIьно-гуманитарные знzlния, социаlльные явления и собьпия, I{х роль и последствия, 'например, значение географических факторов, опредеJIяющш( остоту глобальньп< проблем, прогнозы рzлзвития человечества, значение импортозамещения дIя экономцки *{ашей страны; вносить коррекIивы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятелъности, нtlпример, связанные с попыткzlJtrи фаьсификаrrии исторических факгов, отражающих вФкнейшие события истории России. Формиротiание универсальньD( r{ебных познавательных действий вкJIючает базовые исследовательские деЙствия: , : владеть нzвыка}tи у{ебпо-исследовательской и проектной деятельности дJи формулирования и обоснования собственной точки зрения (версии. оценки) с использовzlпия фактическог9 материм4 в том числе используя источники социiцьной информации разньrх типов; предстaвJтять ее резуJьтаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческюt работ социальной и междисциплинарной направленности; анмизировать получеIlвые в ходе решения задачи результаты для описания письменной форме исторических событий, явлений, феконстрlкuии) устной процессов истории родrого краJI, истории России и всемирной истории; формулировать аргументы для подтверждения/опровержения собственной или преlllоженной точки зрения по дискуссионной проблеме из истории России и всемирной истории и сравнивать предложенную аргументацию, выбирать наиболее аргуN{ентированную позицию; актумизиррвать познalвательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, Еzlходить аргуIvrенты дJI,I доказательства своих }тверждений, задавать парчrметры и критерии решения; саN{остоятельно cocтaBJulTb мгоритм решеIlия географических задач и выбирать 2.5. в и способ их решения с у{ётом имеющихся ресурсов и собственньD( возможностеЙ, аргументировать предлaгаемые вари:lнты решений при выпоJIнении прilктическж работ; проявлять способность и готовность к сal}tостоятельному поиску мстодов решения практических задач, применению различньD( методов изr{ения соци{шьIlьD( явлений и процессов в социальньD( HayK:Ix, вкJIючzц универсальные мето,щl науки, а также специilльные методы социalльного познания, в том rмсле социологические опросы, биографический метод, социilльное прогнозирование, метод моделирования и сравнительно-исторический метод; владеть элементаь{и научной методологии социального познания. Формирова:lие универсzulьных учебньrх познавательных действий включает рабоry с информацией:' владеть нalвыкilми под)..rения социальной инфорйации из источников разfiых типов и различать в ней события, явления, процессы; факты и мнеЕш{, описания и объяснения, гипотезы и теории, обобщать историческую информацию rrо истории России зарубежных стран; и извлекать социальн}.ю информачию из неадilптироваЕньD( источников, вести целенаправленный поиск необходимьгх сведений для воспоJшеЕия яедостающих звеньев, делать обосновilнные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, осуществJIять анztлиз, систематизацию и интерпретацию информш.lии различных видов и форм представления; использовать ср€дства информационньD( и коммуникационньD( технологий для aшализа социапьной информации о социальном и политическом развитии российского общества, направлениях государственной политики в Российской Федерашии, правовом регулировzlнии общественньо< процессов в РоссийсКой Федерации,. полуrенной из источников рa}зного типа в решении когнитивных, комм)ликативньD( и организационньIх задач с соблюдением требований эргономики, техпики безопрсности, гигиены, ресурсосбережения, правовьiХ и этических норм, норм информационной безоdасности; оценивать достоверность информации на основе различеЕия видов пцсьменньD( исторических источников по истории России и всемирной истории, выявления позиции автора документа и )лrютников событий, основной мысли, основной и дополпительной информации, достоверЕости содержания. Формироваrrие }.ниверсalльньD( уrебньп< коммуникативItьп< действий вкJIючает умения: владеть разлиtшыми способами общения и взаимодействия с r{етом понимalнЕя особенностей политического, социально-экономического и историкокультурного развития России как многонационatльного государства. знilкомство с культурой, тадициями и обычаями народов Россииi выбирать тематику и методы совмёстных действий с учетом возможностей каждого tlлена коллектива при rIастии в диалогическом и полилогическом общении по вопросам развития общестЬа в пропшом и сегодня; ориентироваться в нtшравлениях профессионаJIьной деятельЕости, связанньIх с социально-гуманитарной подготовкой. Формирование }ниверсальных }п{ебЕьD( регуJuIтивных действий включает умения: самостоятельно осуществJIять познавательную деятельцость, выявJIять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи с использованием исторических цримеров эффективного взаимодействия народов нашей страны дJIя защиты Родины от внешних врilгов, достижения общих целей в деле политического, социально-экономического и культурного развитltя Росси и: принимать мотивы, и арг)4\,{енты других людей при alнilлизе результатов деятельности, испоJIьзуя социально-гу {анитарные знапия дIя взаимодействия с представителями др}тих национмьнЬстей и культур в цеJIJIх успешного выполнения типичньD( социlшьньD( ролей, ориентации определения личной гражданской позиции. 2.6. Особенности в реirлизации aжтуальных общественных событиях, основпых уIебно-исследовательской и проеКтной деятельности в направлений pllI\,rкrrx деятельности. урочной и и форм внеурочной ФГОС СОО определяет индивидуальнъ,rй проекt кiж особlто форму оргrrнизации деятельЕости об)п{аюпшхся (1^lебное исследование или уlебный проект). Индивидуальньй проекг выполIlяется обl.rающимся самостоятельно под руководством учитеJlя (тьютора) по выбраrrной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебньrх предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, прaжтической, r{ебно-исследовательской, социа,тьной, художественно-творческой, иной). Результаты вьшолнения индивидумьного проекга должны отражать: сформироваIrность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мьшшения; способность к иннdвационной, ана,титической, творческой, интеллеrгуальной деятельности; сформировалность навыков проектной деятельности, а тzжже самостоятельного применения приобретенньD( знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одIlого }tJIи нескольких учебньrх предметов или пред\.lетньIх областей; способность постilновки . цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, обора и интерпрет:щии необход.tмой информачии, стукгурирования арryментации результатов исследования на oclloBe собранных данньtх, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется об)^{ающимся в течение одного или дв}х лет в pal}{Kax учебЕого временй, специально отведенного учебным плЕlном, и виде завершенного учебного исследования или .должен бьrгь представлен разработанного проекта: информационного, творческого, соци:Llьного, прикладного, инновационного, конструкгорского, инженерного. Включениё обучающихся в уrебно-исследовательскую и проектную деятельность, призвarнЕуIо обеспечивать формирование у них опьпа применения УУ.Щ в жизненньD( ситуациях, навыков учебного сотудцичества и социального взаимодействия со сверстникаN,rи, обучшощимися младшего и старшего возраста, взрослыми. на уровне среднего общего образования, имеет свои особенности. в На 1,ровне, среднего общего образовilния исследование и прект вьшолняют в знатIительной степени функции инстр},Nлентов учебной деятельности полидисциплинарного харакгерц необходимых дJIя освоения социальной жизни и культуры. Обуrающиеся саь,rостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывllют необходимые рес}?сы и другое. Использ)потся элементы математического моделирования и анализа кaж иЕстр}т.lент интерпретации результатов исследования. Проблематика и методология иIIдивидуаJIьного проекта должны быть ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух и более учебных предметов одной или нескольких предметньtх областей. На уровне среднего общего образования обучающиеся определяют пара},tеты и критерии успешности реaшизации проекта. Презентация результатов проектной работы может проводитъся не в школе, а в том социальном и культурном простанстве, где проею разворачив:lлся. Если это социа.пьный проект! то его результаты должяы бьгrь представлены местному сообществу или сообrцеству волонтерских организаIшй. Если бизнес-проект - сообществу бизпесменов, деловьrх людей. На }?овне средIего общего образования приоритетными направлениями проекпrой и исследовательской деятельности явJIяются: социaцьное; бизнес-проекгирование; исследовательское; инженерЕое; информаuионное. Резу-lьтат*ми учебного исследованиями мог)"т быть наl"rный доклад, реферат, макет, опытный образец, разработка информационньй продукт, а также образовательное собыгие, социальное мероприятие (акция). Результаты работы оценивalются по определенпым критериям. .Щля учебного исследования глalвное закJIючается в акryальЕости избранной проблемы, полноте, последовательности, обоснов{lнности решения поставJIенных задач. ,Щля учебного проекта B:DKHo, в какой мере практически значим поJryченный результат, насколько эффективно техническое устройство, программньй продуIсJ, иЕженернм конструкция и другие. Организация пед:гогического сопрвождения шlдивидумьного проекта должна осуществляться с )п{етом специфики профиля обучения, а также образовательiых интересоR обучшощихся. I-{елесообразно собподать общий алгоритм педагогического сопровождения индивидуального проект4 вк,тючающий вычленение проблемы и формулирование темы проекта, постtlновку целей и задач, сбор информации/исслелование/разработку образча, подготовку и защиту проекта, анzrлиз результатов вьmоJIнения проекга' оценку качества выполнения. Процедура публичной защиты индивидуального проекга может бь,rгь организована по-разному: в pab.rkax специаJIьно оргalнизуемых в образователъной организации проектньD( (дней) или (недель), в pilJ\{Kж проведения ученических нау{Еых конференций, в рамках специальньгх итоговьD( аттестаIионньD( испытаний. Незазисимо от формата мероприятий, на закJIючительном мероприятии отчетного этапа обуIающимся долrкна быть обеспечена возможность: представить результаты своей работы в форме письменньD( отчетньrх материzrлов, готового проектного прд}тсfа устного выступления и элекгронной презентации; публично обсудить результаты деятельности обуrающимися, педагоiами, родителями, специалистill4и_экспертzлN{и, организациями-партнерами; с получить ква,тифицированн},ю оценку результатов своей деятельности от Iшенов педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и других). Регламент проведения защиты проекта, параметы и критерии оценки проекгной деятельности должны быть извесiны обучающимся зарапее. Параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуlк,даться с обr{ающимися. Оценке должна подвергаться не только заIцита рe:цизовalнного проекта, но и динirмика изменений, BHeceHHbD( в проект от момента заNtыЬла (процедуры з циты проекгной идеи) до воплощения; при этом должны )тlитываться целесообрaвность,. уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохраЕением исходного заJ{ысла проеюа. Для оценки проекгной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педtгоги и представители администрации образовательньD( организдIий, где rrатся дЕти, представители местного сообщества и тех сфер деятельЕости, в рамках KoTopbD( выпол няются проектные работы. 3. Организационньйраздел. Условия реа!lизации прогрlll\{мы формирования УУ.Щ должны обеспечить совершенствование компетенций проектной и уlебноисследовательской деятельности обрающихся. Условия решIизации прграJчrмы формирования УУ,Щ включшот: укомплектованность образовательной организации педагогичесiсшr,rи, руководящими и иньIми работниками: уровень квалифик4ции педагогических и иньD( работников образователъной оргalнизации: непрерьвность профессионального развития пёдагогических работников образовательной организации, ремизующей образовательную программу среднего общего образования. f.Iедагогические кадры должны иметь необходимый уровень подготовки YYfl, тго может вкJIючать следующее: пед:гоги владеют представлениями о возрастньп особенностях обучающихся; педагоги проIIIJIи курсы повышеЕия ква,тификации, посвященные ФГОС СОО; педагоги участвовали в разработке пРограммы по формированию УУ! или )лIаствовали во вн)цришкольном семинаре, посвящеItном особенностям применения выбранной прогрitммы по УУ.Щ: педагоги могут стоить образовательнlто деятельность в ра]\.{ках учебного предмета в соответствии с особенностями формировшlия конкретных УУ,Щ; педагоги осуществJlяют формировапие УУД в pitltкax проекгной, исследовательской деятельности; педагоги владеют методикitми формирlтощего оценивания; педагоги умеют применять иястрр{ентарий дlя оценюr качества формирования УУ.Щ в рамках одного или нескольких пре.цметов. Наряду с общими'можно вьцелить ряд специфических характеристик организации образовательного прострllнства на уровне среднего общего образования, обеспе. твающих формирование УУ! в открьггом образовательном пространстве: сетевое взммодействие образовательной организации с другими оргilлизациями общего и допоlIЕительного образования, с учреждениями культуры; обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной фаектории обуrающихся (разнообразие форм получения образования данной образовательной организации, обеспечение возможности выбора обучающимся формы полгlения образования, уровня освоения предйЪтного материала, учителя, 1^rебной группы)l для реализации прогрalь{мы формирования в использование дистaмционньD( форм пощ^rения образования как элемента индивидуальной образовательной траекгории об}чающихся; обеспечение возможности воыIечеЕия обl^rающихся в проектную деятельность, в том числе в деятельIlость социального проектирования и социального предпринимательства; обеспечение возможности вовлечения об1..rающихся исследовательскую деятельность; в разнообразную обеспечение широкой социализации обl,чающихся как через реiшизацию социальньD( проектов, так и через оргЕlнизовфrную разнообразнуто социаJIьную практику: работу в волонтерских организациях, )п{астие в благотворительньIх акциях, марафонах и лроектах. К обязательным условиям успешного формирования УУ.Щ относится создание методически единого пространства внугри образовательной организации как во время уроков, так и вне их.