пр.7

Приложенпе 7
к приказу от 31.08.2023г

.

Ns 857 /01-1б

Программа формирования универсаJIьных учебпых действий.

1.

I_|елевой раздел.

На уровне среднего общего образов:мия продолжается

формирование
универсальных учебных действий (лалее - )aУД), систематизировшrный комплекс KoTopbD(
закреплен во ФГОС СОО.
Формирование' системы УУ,Щ осуществляется с учетом возрастньD{

особенностей развития личностной и позЕiвательной сфер обучающихся. УУ.Щ
целенirлравленно формируются в дошкольном, младшем школьном, подростковом
возрастах и достигают высокого уровня развития к моменту перехода обучающихся на
возрастанием сложности
уровень среднего общегсi' образования. Одновременно
выполняемых действий повышается уровень их рефлёксивности (осознапности). Переход
на качественно новьй уровень рефлексии выдеJIяет старший школьньй возраст кЕж

с

особенный этап в становлении Уу.щ. Ууд в процессе взросления из средства успешности
решения предметньD( задач постепенЕо преврацаIотся в объект рассмотрения, €шllлиза.
Развивается способность ,осуществлять широкий перенос сформированньп< УУД на
внеуrебные ситуации. Вырабо'танные
базе пFЕдметного обучения и
отрефлексированные, УУ,Щ используюся как уяиверсaulьные в различньD( жизненньD(
контекстах.
На уровне среднего общегg образования реryJIятивные действия
должны прирасти за Ьчет }шения выбирать успешные страrёгии в трудньrх ситуациях,
управлять своей деятельностБю в открытом образовательном прострzlнстве. Развитие

Еа

регулятивных действий напрям},ю связано

с

развитием коммуникативнцх УУД.

Обучаюшиеся осознанно использ},ют коллективно- распределенную

решения
проектIIьн,

деятельность

для

разноплановьD( )лебньD(, познавательньD(, исследоватеJIьских,
профессиональньп< . задач, NIя эффеюивного разрешения

конфликтов. Старшпй школьньй возраст ,является кlпочевЬБ,t для , рaхrвития
познавательных УУ.Щ и формирования собственной образовательной статегии.
Появляется сознательное и развернутое, формирование образовательного зrшроса что
особенно важно с учетом повышенЙя вариативности Еа }?oBlre среднего общего
образования, когда обуrающийся окаЗывается в ситуации выбора уровня из)п{ения
предметов, профиля и подготовки к выбору булущей пflофессии.
Программа развития УУ,.Щ направлена на повышение эффективности
освоения обучающимися основной Образовательной ,програмуы, а также уЬвоение знаtrий
и уrебных действий; формирование у обl^rающихсir системных прдставлений и опыта

и форм организации проектноЙ и уrебноисследовательской деятельности дJIя достижения прaжтикоориентированньгх результатов
образования.
Программа формирования УУ.Щ призвана обеспечить: рlввитие у
обучающихся способности к са}lопознанию, саморазвитию и самоопределению;
формирование личЕостньIх ценностно-смысловьD( ориентиров и установок, системы
значимых социzlльньD( и межJIичностн ьо< отношений;
формирование 1шений са}tостоятеJIьдого планировчu{ия и осуществления уrебной
деятельности и оргzlнизации )^{ебного сотрудничества с педzгогаN{и и сверстниками;
повышение эффективности, усвоения обу.rающимися зналий и уrебныхiдействий,
формирование научного типа мышления, компdтентностей в предметньD( областях,
уrебно-исследовательской, проЭктной, социа.ltьной деятельности;
создание условий для интеграции Jрочных и вне)фочньrх форм уrебноисследовательской и проектной деятелЬности обуrающихся;
применения методов, технологий

формировшlие нЕвыков - участия в различньrх формах организации учебноисследовательскей и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных обществах,
конфернчтiях,
и других),
возможность поJI}чения прalктико-ориентировzrнного результата;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
ИКТ, включая владение ИКТ, поиском, мализом и передачей информации, презентацией
выполненньD( работ, основами информационной безопасности, умением безопасного
использования ИКТ;
формирование знаний и нalвыков в области финансовой грzlмотности и устойчивого
развития общества;
возможность пр.rктического использовaшия прЙобретенньтх обучающимися
коммуникативньD( H:lBbIкoB, нzлвыков целеполагЕlния, плzlнирования и сalмоконтоля;
подготовку к осознtlнному выбору дальнейшего образования и профессионмьной
деятельности.
2. Содержательный раздел.
Программа формирования УУ.Щ у обу{.lющихся содержит:
описапие взzммосвязи УУ/{ с содержанием учебных предметов;
описание особенностей реализаIии основньD( направлений и форм;
уrебно-исследовательской и проектной деятельности.
Описание взммосвязи УУ.Щ с содержанием учебньп< irредметов.
Содержание среднего общего образования опредеJuIется программой среднего

научно-практических

олимпиадах

,

,общего.. образования. Предметное }.пrебное содерkание фиксируется
прогрalммaц.

в

рабочих

Разработшrные по всем 1чебным предlrетalм федера.пьные рабочие прогрatммы
ФРП) отражают определенные во ФГОС СОО УУД в трех своих компонентах:
как часть метапредметЕых результатов об}.{ения в разделе <планируемые
результаты освоения 1..rебного предмета на уровне среднего общего образования>;
в соотнесении с предметными результатами по основным разделаId и темам
учебного содержания;
в разделе <Основные виды деятельности)) тематического планировilния.
Описание рe:цизации тебqваний формирования УУД в предметных результатах и
тематическом планировalнии по отдельным предметным областям.
2.1.Русский язык и JIитература.
. Формировапие
универсальных у.rебнъж познавательных действий вкJIючает базовые
. логические действия:
устанarвлимть существеЕЕьIй признак илй основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых фактов и процессов, текстов
различньD( функциональньп< разновидностей язьrк4 фlпкционаJIьносмысловьtх типов,
жaшров; устaмавливать основания, для сравнения литературных героев, художественных
произведений и ,их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
сопоставлять текст с другими произведениями ,русской и зарубежной литераryры,
j интерпретациями в
различньD( видarх искусств;
вьиыить зilкономерности и противоречия в языковьIх фактах, данньгх в
наблюдении (палример, IрадициоЕньй принцип русской орфографии и правописание
чередующихся гласньIх и другrrе); при изJлении литературных произведений,
направлений, фактов историко-литературного
процесса; ан.lлизировать изменения
(например, в лексическом составе русского языка) и наход,Iть' закономерности;
формулировать и использовать определения понятий; толковать лексическое значение
слова пугём уст:lновления родовьIх и видовьD( смысловых компонентов, отражающих
основные родо_видовые прязнalки реarлии;
вырФкать отношения, зalвисимости, правила, закономерности с помощью схем
(например, схем сложного предlожения с разными видами связи); графических моделей
(да"rее -

(например, при объяснении прчlвописilпия гласньD( в корне слова, правопис lии (

биологических

проблем,

способов

решения задач, результатов учебньrх исследований и проектов в области естествознания; в
ходе дискуссий о современной естественнонаучной картине мира;

работать в группе при выпоJIнении проектньD( работ; при плfiчровiмии,
проведении и интерпретации результатов опытов и анализе дополнительIlьD( источников
информации по изуrаемой теме; при.ана!цзё допоJшительньD( источников информации;

при обсуждении вопросов ме)шIредметного характера (например, по темам к.Щвижение в
природе)), кТеплообмен в живой природе), кЭлекгромагнитные явлепия в природе>,
<Световые явления в прироле>).
Формирование универсzшьньD( у{ебньD( регуJIятивньIх действий
вкJIючает умения:
самостоятельно осуществJIять познавательЕуIо деятельность в области физики,
химии, биологии, вьutвлять проблемы, ставить и формулировать задачи;
самостоятельно состalвлять план решения расчётньD( и качественных задач по
физике и химии, плап выполнеЕия практrtческой иJIи исследомтельской работы с y.reToM
имеющихся ресурсов и собственньтх возможностей;
делать осознанньй выбор, аргументировать его, брать на себя ответствеЕность за

решение в групповоЙ работе над у.rебным проектом'или исследованием в области физики,
химии, биологии; давать оценку новым ситуациям, возникающим в ходе выполнения
опытов, проектов или исследований, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
испоJIьзовать приёмы рефлексии для оцёню4 ситуации, выбора верного решения
при решении качественItьD( и расчетных задач;
принимать мотивы ц арг},N.rенты других участников при анa}лизе и обсуждении
результатов гiебньrх исследований или решения физичёских задач.
Общественно-нагrные1rредметы.,
Формирвапие },ниверсальньD( )п{ебных познавательных действий
вктпочает базовые логические действия:
харaжтеризовать, опираясь на социzlльно-гуманитарные знания, российские
духовно-нравственные ценности, раскрывать их взаимосвязь, историческую
обусловленЕость, актуальность в современньж условиях;
саNtостоятельно формулировать социlUIьные проблемы, рассматривать их
всесторонне на основе знаний об обществе кшt целоствой развивающейся системе в
единстве и взаимодействии ocHoBHbD( сфер и социальных инстит}тов;
устанавливать существенные признак или основания для классификации и
типоломзации социальIlьD( явлений пропшого и современности; группировать,
систематизировать исmрические факты по сltItостоятельно опредеJIяемому признаку,
например, по хронологии, принадлежности к историческим процессalIi{, типологическим
основаниям, проводить классификшдию стран по особенностям географического
положения, формам правления и типам государственного устройства;
выявJIять причинно-следственные, фlнкциональные, иерархические и другие связи
подсистем и элементов общества' например, мьпlrления и деятельности, экономической
деятельности и проблем устойчивого развития, макроэкономических показателей и
качества жизни, изменениями содерr(апия парниковьD( газов в атмосфере и
'набJIюдаемыми кJIиматическими изменениями;
оценивать полученные социаJIьно-гуманитарные знzlния, социаlльные явления и
собьпия, I{х роль и последствия, 'например, значение географических
факторов,
опредеJIяющш( остоту глобальньп< проблем, прогнозы рzлзвития человечества,
значение импортозамещения дIя экономцки *{ашей страны;
вносить коррекIивы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятелъности, нtlпример, связанные с попыткzlJtrи
фаьсификаrrии исторических факгов, отражающих вФкнейшие события истории России.
Формиротiание универсальньD( r{ебных познавательных действий
вкJIючает базовые исследовательские деЙствия: ,
:
владеть нzвыка}tи у{ебпо-исследовательской и проектной деятельности дJи
формулирования и обоснования собственной точки зрения (версии. оценки) с
использовzlпия фактическог9 материм4 в том числе используя источники социiцьной
информации разньrх типов; предстaвJтять ее резуJьтаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческюt работ социальной и междисциплинарной направленности;
анмизировать получеIlвые в ходе решения задачи результаты для описания
письменной форме исторических событий, явлений,
феконстрlкuии)
устной
процессов истории родrого краJI, истории России и всемирной истории;
формулировать аргументы для подтверждения/опровержения собственной или
преlllоженной точки зрения по дискуссионной проблеме из истории России и всемирной
истории и сравнивать предложенную аргументацию, выбирать наиболее
аргуN{ентированную позицию;
актумизиррвать познalвательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, Еzlходить
аргуIvrенты дJI,I доказательства своих }тверждений, задавать парчrметры и критерии
решения; саN{остоятельно cocтaBJulTb мгоритм решеIlия географических задач и выбирать

2.5.

в

и

способ их решения с у{ётом имеющихся ресурсов и собственньD( возможностеЙ,

аргументировать предлaгаемые вари:lнты решений при выпоJIнении прilктическж работ;
проявлять способность и готовность к сal}tостоятельному поиску мстодов решения
практических задач, применению различньD( методов изr{ения соци{шьIlьD( явлений и
процессов в социальньD( HayK:Ix, вкJIючzц универсальные мето,щl науки, а также
специilльные методы социalльного познания, в том rмсле социологические опросы,
биографический метод, социilльное прогнозирование, метод моделирования и
сравнительно-исторический метод; владеть элементаь{и научной методологии
социального познания.
Формирова:lие универсzulьных учебньrх познавательных действий
включает рабоry с информацией:'
владеть нalвыкilми под)..rения социальной инфорйации из источников разfiых типов
и различать в ней события, явления, процессы; факты и мнеЕш{, описания и объяснения,

гипотезы

и

теории, обобщать историческую информацию rrо истории России

зарубежных стран;

и

извлекать социальн}.ю информачию из неадilптироваЕньD( источников, вести
целенаправленный поиск необходимьгх сведений для воспоJшеЕия яедостающих звеньев,
делать обосновilнные выводы, различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, осуществJIять анztлиз, систематизацию и интерпретацию информш.lии
различных видов и форм представления;
использовать ср€дства информационньD( и коммуникационньD( технологий для
aшализа социапьной информации о социальном и политическом развитии российского
общества, направлениях государственной политики в Российской Федерашии, правовом
регулировzlнии общественньо< процессов в РоссийсКой Федерации,. полуrенной из
источников рa}зного типа в решении когнитивных, комм)ликативньD( и организационньIх
задач с соблюдением требований эргономики, техпики безопрсности, гигиены,
ресурсосбережения, правовьiХ и этических норм, норм информационной безоdасности;
оценивать достоверность информации на основе различеЕия видов пцсьменньD(
исторических источников по истории России и всемирной истории, выявления позиции
автора документа и )лrютников событий, основной мысли, основной и дополпительной
информации, достоверЕости содержания.
Формироваrrие }.ниверсalльньD( уrебньп< коммуникативItьп< действий
вкJIючает умения:

владеть разлиtшыми способами общения и взаимодействия с r{етом понимalнЕя
особенностей политического, социально-экономического и историкокультурного развития
России как многонационatльного государства. знilкомство с культурой, тадициями и
обычаями народов Россииi
выбирать тематику и методы совмёстных действий с учетом возможностей
каждого tlлена коллектива при rIастии в диалогическом и полилогическом общении по
вопросам развития общестЬа в пропшом и сегодня;
ориентироваться в нtшравлениях профессионаJIьной деятельЕости, связанньIх с
социально-гуманитарной подготовкой.
Формирование }ниверсальных }п{ебЕьD( регуJuIтивных действий
включает умения:
самостоятельно осуществJIять познавательную деятельцость, выявJIять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи с использованием исторических цримеров
эффективного взаимодействия народов нашей страны дJIя защиты Родины от внешних
врilгов, достижения общих целей в деле политического, социально-экономического и
культурного развитltя Росси и:
принимать мотивы, и арг)4\,{енты других людей при alнilлизе результатов
деятельности, испоJIьзуя социально-гу {анитарные знапия дIя взаимодействия с
представителями др}тих национмьнЬстей и культур в цеJIJIх успешного выполнения

типичньD( социlшьньD( ролей, ориентации
определения личной гражданской позиции.

2.6. Особенности

в

реirлизации

aжтуальных общественных событиях,
основпых

уIебно-исследовательской и проеКтной деятельности в

направлений

pllI\,rкrrx

деятельности.

урочной и

и форм
внеурочной

ФГОС СОО определяет индивидуальнъ,rй проекt кiж особlто форму
оргrrнизации деятельЕости об)п{аюпшхся (1^lебное исследование или уlебный проект).
Индивидуальньй проекг выполIlяется обl.rающимся самостоятельно под руководством
учитеJlя (тьютора) по выбраrrной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебньrх предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной,
прaжтической, r{ебно-исследовательской, социа,тьной, художественно-творческой, иной).
Результаты вьшолнения индивидумьного проекга должны отражать:
сформироваIrность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской

деятельности, критического мьшшения;

способность

к

иннdвационной, ана,титической, творческой, интеллеrгуальной

деятельности;
сформировалность навыков проектной деятельности, а тzжже самостоятельного
применения приобретенньD( знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одIlого }tJIи нескольких учебньrх предметов или пред\.lетньIх областей;
способность постilновки . цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, обора и интерпрет:щии необход.tмой информачии,
стукгурирования арryментации результатов исследования на oclloBe собранных данньtх,
презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется об)^{ающимся в течение одного
или дв}х лет в pal}{Kax учебЕого временй, специально отведенного учебным плЕlном, и
виде завершенного учебного исследования или
.должен бьrгь представлен
разработанного проекта: информационного, творческого, соци:Llьного, прикладного,
инновационного, конструкгорского, инженерного.
Включениё обучающихся в уrебно-исследовательскую и проектную
деятельность, призвarнЕуIо обеспечивать формирование у них опьпа применения УУ.Щ в
жизненньD( ситуациях, навыков учебного сотудцичества и социального взаимодействия
со сверстникаN,rи, обучшощимися младшего и старшего возраста, взрослыми. на уровне
среднего общего образования, имеет свои особенности.

в

На 1,ровне, среднего общего образовilния исследование и прект
вьшолняют в знатIительной степени функции инстр},Nлентов учебной деятельности
полидисциплинарного харакгерц необходимых дJIя освоения социальной жизни и
культуры. Обуrающиеся саь,rостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели,
описывllют необходимые рес}?сы и другое. Использ)потся элементы математического
моделирования и анализа кaж иЕстр}т.lент интерпретации результатов исследования.
Проблематика и методология иIIдивидуаJIьного проекта
должны быть ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух и
более учебных предметов одной или нескольких предметньtх областей.
На уровне среднего общего образования обучающиеся определяют
пара},tеты и критерии успешности реaшизации проекта. Презентация результатов
проектной работы может проводитъся не в школе, а в том социальном и культурном
простанстве,

где проею

разворачив:lлся.

Если

это социа.пьный

проект!

то его результаты

должяы бьгrь представлены местному сообществу или сообrцеству волонтерских
организаIшй. Если бизнес-проект - сообществу бизпесменов, деловьrх людей.
На }?овне средIего общего образования приоритетными
направлениями проекпrой и исследовательской деятельности явJIяются: социaцьное;
бизнес-проекгирование; исследовательское; инженерЕое; информаuионное.
Резу-lьтат*ми учебного исследованиями мог)"т быть наl"rный доклад,

реферат, макет, опытный образец, разработка информационньй продукт, а также
образовательное собыгие, социальное мероприятие (акция).
Результаты работы оценивalются по определенпым критериям. .Щля
учебного исследования глalвное закJIючается в акryальЕости избранной проблемы,
полноте, последовательности, обоснов{lнности решения поставJIенных задач. ,Щля
учебного проекта B:DKHo, в какой мере практически значим поJryченный результат,
насколько эффективно техническое устройство, программньй продуIсJ, иЕженернм
конструкция и другие.
Организация пед:гогического сопрвождения шlдивидумьного
проекта должна осуществляться с )п{етом специфики профиля обучения, а также
образовательiых интересоR обучшощихся. I-{елесообразно собподать общий алгоритм
педагогического сопровождения индивидуального проект4 вк,тючающий вычленение
проблемы и формулирование темы проекта, постtlновку целей и задач, сбор

информации/исслелование/разработку

образча,

подготовку

и защиту проекта, анzrлиз результатов вьmоJIнения проекга' оценку качества выполнения.

Процедура публичной защиты индивидуального проекга может бь,rгь
организована по-разному: в pab.rkax специаJIьно оргalнизуемых в образователъной
организации проектньD( (дней) или (недель), в pilJ\{Kж проведения ученических нау{Еых
конференций, в рамках специальньгх итоговьD( аттестаIионньD( испытаний. Незазисимо от
формата мероприятий, на закJIючительном мероприятии отчетного этапа обуIающимся
долrкна быть обеспечена возможность:

представить результаты своей работы в форме письменньD( отчетньrх материzrлов,
готового проектного прд}тсfа устного выступления и элекгронной презентации;
публично обсудить результаты деятельности
обуrающимися, педагоiами,
родителями, специалистill4и_экспертzлN{и, организациями-партнерами;

с

получить

ква,тифицированн},ю

оценку

результатов

своей

деятельности

от

Iшенов

педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества (представители
вузов, научных организаций и других).
Регламент проведения защиты проекта, параметы и критерии оценки проекгной
деятельности должны быть извесiны обучающимся зарапее. Параметры и критерии
оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуlк,даться с обr{ающимися.
Оценке должна подвергаться не только заIцита рe:цизовalнного проекта, но и динirмика
изменений, BHeceHHbD( в проект от момента заNtыЬла (процедуры з циты проекгной идеи)
до воплощения; при этом должны )тlитываться целесообрaвность,. уместность, полнота
этих изменений, соотнесенные с сохраЕением

исходного

заJ{ысла проеюа. Для оценки

проекгной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педtгоги и
представители администрации образовательньD( организдIий, где rrатся дЕти,
представители местного сообщества и тех сфер деятельЕости, в рамках KoTopbD(
выпол няются проектные работы.

3.

Организационньйраздел.
Условия реа!lизации прогрlll\{мы формирования УУ.Щ должны обеспечить
совершенствование компетенций проектной и уlебноисследовательской деятельности

обрающихся.

Условия решIизации прграJчrмы формирования УУ,Щ включшот:
укомплектованность образовательной организации педагогичесiсшr,rи,
руководящими и иньIми работниками:
уровень квалифик4ции педагогических и иньD( работников образователъной
оргalнизации:
непрерьвность профессионального развития пёдагогических работников
образовательной организации, ремизующей образовательную программу среднего
общего образования.

f.Iедагогические кадры должны иметь необходимый уровень подготовки
YYfl, тго может вкJIючать следующее:
пед:гоги владеют представлениями о возрастньп особенностях обучающихся;
педагоги проIIIJIи курсы повышеЕия ква,тификации, посвященные ФГОС СОО; педагоги
участвовали в разработке пРограммы по формированию УУ! или )лIаствовали во
вн)цришкольном семинаре, посвящеItном особенностям применения выбранной
прогрitммы по УУ.Щ:
педагоги могут стоить образовательнlто деятельность в ра]\.{ках учебного предмета
в соответствии с особенностями формировшlия конкретных УУ,Щ;
педагоги осуществJlяют формировапие УУД в pitltкax проекгной,
исследовательской деятельности;
педагоги владеют методикitми формирlтощего оценивания; педагоги умеют
применять иястрр{ентарий дlя оценюr качества формирования УУ.Щ в рамках одного или
нескольких пре.цметов.
Наряду с общими'можно вьцелить ряд специфических характеристик
организации образовательного прострllнства на уровне среднего общего образования,
обеспе. твающих формирование УУ! в открьггом образовательном пространстве:
сетевое взммодействие
образовательной организации с другими
оргilлизациями общего и допоlIЕительного образования, с учреждениями культуры;
обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной
фаектории обуrающихся (разнообразие форм получения образования
данной
образовательной организации, обеспечение возможности выбора обучающимся формы
полгlения образования, уровня освоения предйЪтного материала, учителя, 1^rебной
группы)l
для реализации прогрalь{мы формирования

в

использование дистaмционньD( форм пощ^rения образования как элемента
индивидуальной образовательной траекгории об}чающихся;
обеспечение возможности воыIечеЕия обl^rающихся в проектную деятельность, в
том числе в деятельIlость социального проектирования и
социального
предпринимательства;

обеспечение возможности вовлечения об1..rающихся

исследовательскую деятельность;

в

разнообразную

обеспечение широкой социализации обl,чающихся как через реiшизацию
социальньD( проектов, так и через оргЕlнизовфrную разнообразнуто социаJIьную практику:
работу в волонтерских организациях, )п{астие в благотворительньIх акциях, марафонах и
лроектах.

К обязательным условиям успешного формирования УУ.Щ относится
создание методически единого пространства внугри образовательной организации как во
время уроков, так и вне их.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».